ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ЭКОНОМИКА Рекомендуется для специальностей
060103 Педиатрия
Квалификация выпускника – специалист
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – формирование у будущего врача необходимого уровня теоретических знаний и основ экономической науки, позволяющих адекватно оценивать и эффективно реализовывать возникающие экономические отношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
Задачи:
обучение студентов теоретическим знаниям о предмете экономической науки, ее разделах, экономических системах и институтах, общественных и частных экономических благах;
обучение студентов основным положениям микро- и макроэкономики;
обучение студентов основным положениям рыночной системы хозяйствования;
обучение студентов основам теорий потребности и спроса, производства и предложения;
обучение студентов основам рыночного механизма ценообразования, установлению рыночного равновесия;
обучение студентов анализу рынков сложной структуры, основам потребительского поведения, методов изучения ценовой и неценовой эластичности спроса и предложения;
обучение студентов основам анализа конкуренции и монополии;
обучение студентов основам хозяйствования фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
обучение студентов основам предпринимательства, менеджмента и маркетинга, ключевым экономическим показателям, основам экономической эффективности;
ознакомление студентов с особенностями функционирования рынков факторов производства – рынками труда, капитала, земли;
ознакомление студентов с основами макроэкономики, понятием национальной экономики и ее структурой,
ознакомление студентов с основными макроэкономическими явлениями и процессами: инфляция, безработица, цикличность, экономический рост макроэкономическое равновесие, государственное регулирование, международная интеграция;
ознакомление студентов с основными макроэкономическими показателями: ВВП, ВНП, ЧНП, национальный доход;
ознакомление студентов с основами мировой экономики, международными экономическими отношениями, особенностями переходной экономики, основами прикладной экономики;
ознакомление студентов с современным состоянием, структурой и тенденциями развития российской экономики, основами переходной экономики;
формирование у студентов уважительного отношения к пациентам - потребителям услуг медицинских организаций, понимания ответственности врачей за экономические результаты их работы;
воспитание у студентов уважительного отношения к законам и другим нормативно-правовым актам в экономике как к основополагающему гаранту соблюдения экономических прав, свобод и интересов граждан и общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Экономика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Требования к входным знаниям, компетенциям и умениям для изучения дисциплины:
теоретические знания по математике и практические навыки компьютерной грамотности в объеме, предусмотренном программой средней школы.
Данная дисциплина является предшествующей для освоения дисциплин: философия; биоэтика; физика, математика; медицинская информатика; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; инфекционные болезни; стоматология; клиническая фармакология. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности и готовности анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
основные экономические категории, законы и методы экономической науки;
основные экономические проблемы рыночной модели экономики;
макроэкономические показатели хозяйственной деятельности национальной экономики;
рыночный механизм хозяйствования;
основы менеджмента и маркетинга;
методы оценки эффективности экономической деятельности медицинской организации.
Уметь:
самостоятельно анализировать и оценивать экономическую ситуацию в России и за ее пределами, осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
применять методы экономической науки при анализе конкретных экономических ситуаций на микро- и макроуровнях;
самостоятельно вести сравнительный анализ макроэкономических показателей;
самостоятельно оценивать результаты хозяйственной деятельности медицинской организации;
принимать рациональные управленческие решения с учетом потребностей потребителей медицинских услуг и конкурентной ситуации;
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для решения задач здравоохранения в сфере экономической деятельности медицинской организации.
Владеть:
изложением самостоятельной точки зрения по различным экономическим проблемам, анализом и логическим мышлением, ведением дискуссий, круглых столов, публичной речью, экономической аргументацией;
методами анализа конкретных экономических ситуаций;
письменной аргументацией изложения собственной точки зрения;
аргументацией для решения проблемных экономических вопросов практики хозяйственной деятельности медицинской организации;
принципами эффективного управления хозяйственной деятельностью медицинской организации;
базовыми технологиями преобразования экономической информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в Интернет;
методами применения принципов и концепций менеджмента и маркетинга при принятии управленческих решений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего
часов /
| Семестр
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 72
| 72
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 24
| 24
| В том числе:
|
|
| Итоговая контрольная работа (написание и защита)
Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
|
1
| 2
| 3
| 1.
| Предмет экономической науки и ее разделы. Экономические блага и экономические системы.
| Экономические явления и процессы.
Понятие и сущность экономической деятельности.
Экономическая наука и ее разделы.
Экономические законы и категории.
Экономические блага: понятие и классификация.
Экономические системы.
Распределительная (командно-административная система).
Рыночная система хозяйствования.
Смешанная экономическая система.
Экономические институты.
Экономические функции:
производство, распределение, обмен, потребление.
| 2.
| Потребность и спрос. Производство и предложение.
| Потребности как экономическая категория.
Основы потребительских знаний.
Виды потребностей.
Закон возрастания потребностей.
Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.
Индивидуальный и рыночный спрос.
Факторы производства (ресурсы) и их классификация.
Ограниченность ресурсов.
Производственные возможности.
Предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
| 3
| Рыночный механизм.
| Понятие рынка и его функции.
Субъекты и объекты рынка.
Классификация рынков.
Рынки факторов производства. Рынки труда, капитала,
земли. Рынок ценных бумаг.
Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.
Механизм взаимодействия спроса и предложения.
Модели обмена (торга). Простой, американский,
голландский, двойной аукционный торги.
Рыночное равновесие.
Рыночное ценообразование.
| 4
| Конкуренция и монополия.
| Конкуренция и ее виды.
Совершенная и несовершенная конкуренция.
Монополия.
Олигополия.
Монополистическая конкуренция.
Ценовая и неценовая конкуренции.
| 5
| Микроэкономика. Фирма.
| Микроэкономические явления и процессы.
Экономические основы деятельности фирмы.
Предпринимательство и его виды.
Производство и его факторы.
Капитал. Основной и оборотный капитал.
Физический и моральный износ. Амортизация.
Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль.
Постоянные, переменные и общие издержки
производства. Производительность.
Управление фирмой. Менеджмент и маркетинг.
Оценка результатов хозяйственной деятельности.
Понятие банкротства.
| 6
| Макроэкономика.
Макроэкономические явления и процессы.
| Инфляция и ее причины.
Безработица. Виды и уровень.
Цикличность экономики.
Кризис и экономический рост. Модели роста.
Основные макроэкономические показатели национальной экономики: ВВП, ВНП, ЧНП, НД. Личный доход.
Совокупные спрос и предложение.
Макроэкономическое равновесие.
| 7
| Государственное регулирование экономики.
| Функции государства в рыночной экономике.
Функции и виды денег. Банковская система.
Неравенство и перераспределение доходов.
Налоги и их виды. Налоговая система.
Государственный бюджет. Основные статьи доходов и
расходов госбюджета. Фискальная политика.
Антимонопольное регулирование.
Меры борьбы с безработицей.
Финансовые институты.
Механизм действия бирж, страховых и
инвестиционных компаний.
| 8
| Международная экономика.
| Мировой рынок и международная торговля.
Международная торговая политика государства.
Роль внешней торговли в экономике РФ.
Международная валютно-кредитная система.
Валютный курс и его регулирование.
Международная интеграция.
Место и роль России в мировой экономике.
| 9
| Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики.
| Понятие переходной экономики.
Особенности переходной экономики РФ.
Характеристика и структура российского хозяйства.
Инновационное развитие национальной экономики.
Основные направления развития экономической науки.
Основы прикладной экономики.
Экономика здравоохранения.
Рынок стоматологических услуг.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Философия
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Биоэтика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2
| Физика, математика
|
| +
|
|
| +
|
| +
| +
| +
| 3
| Медицинская
информатика
|
| +
|
|
| +
|
| +
| +
| +
| 4
| Гигиена
|
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| Безопасность
жизнедеятельности, медицина катастроф
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 7
| Инфекционные болезни
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 8
| Стоматология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 9
| Клиническая фармакология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| ЛР
| С
| СРС
| Всего
час.
| 1.
| Предмет экономической науки и ее разделы. Экономические блага и экономические системы.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Потребность и спрос. Производство и предложение.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Рыночный механизм.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Конкуренция и монополия.
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Микроэкономика. Фирма.
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Макроэкономика.
Макроэкономические явления и процессы.
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Государственное регулирование экономики.
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Международная экономика.
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики.
|
|
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум:
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость
(час)
| I
| 1
| 2
| Потребность и спрос
Проверка выполнения лабораторных работ
|
4
| 2
| 2
| Рыночное равновесие
Проверка выполнения лабораторных работ
|
4
| 3
| 4
| Конкуренция
Проверка выполнения лабораторных работ
|
4
|
4
| 5
| Фирма
Проверка выполнения лабораторных работ
|
4
| |