ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Рекомендуется для специальностей
060301 - Фармация
Квалификация выпускника – специалист
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи дисциплины
Цель:
Цель – сформировать у студентов знания, умения и навыки в области аналитической химии, необходимые с целью развития профессионального мышления для решения задач по анализу лекарственных веществ.
обеспечить аналитическую подготовку обучающихся к овладению курсов, изучаемых далее;
способствовать формированию у обучающихся профессионального мышления для решения задач по анализу лекарственных веществ.
Задачами дисциплины являются:
Задачи:
Задачи лекционного курса:
освещение основных разделов программы, стимулирование студентов к систематической самостоятельной работе.
Задачи лабораторных работ:
освоение способов и методик, используемых в аналитической химии;
формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач (профессиональных задач) по аналитической химии.
Приобретение теоретических знаний по аналитической химии в области:
приобретение теоретических знаний в области изучения аналитических свойств веществ в зависимости от их химического состава и условий существования;
приобретение теоретических знаний в области изучения аналитических реакций и других форм взаимодействия между веществами в зависимости от их химического состава и условий протекания процесса.
Формирование умений использовать современные:
формирование умений использовать технические средства для решения практических задач;
формирование умений использовать оптимальные методики качественного и количественного анализа веществ;
формирование умений использовать источники научной, справочной литературы, ресурсы Интернета;
формирование умений использовать методики статистической обработки данных, компьютерные возможности интерпретации графических данных для нахождения искомых величин;
формирование умений использовать перспективы развития новых технологий, используемых в медицине, фармации.
Приобретение умения работы:
приобретение умения работы с химическим, физическим оборудованием, компьютеризованными приборами.
Приобретение умения:
приобретение умения работы собирать простейшие установки для проведения лабораторных работ;
приобретение умения готовить растворы анализируемых веществ и реагентов для проведения анализа;
приобретение умения измерять физико-химические параметры веществ и их растворов;
приобретение умения проводить эксперименты, анализировать данные наблюдений и измерений;
приобретение умения прогнозировать возможности и условия протекания химических (аналитических) реакций;
приобретение умения оформлять результаты, формулировать выводы по экспериментальным и теоретическим работам.
Закрепление теоретических знаний:
закрепление теоретических знаний по химическим дисциплинам (неорганической, физической, коллоидной, органической химиям); физике, математике, информатике.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Аналитическая химия» изучается в третьем и четвертом семестре, относится к математическому, и естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин. образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация».
Требования к входным знаниям, компетенциям и умениям для изучения дисциплины: теоретические знания по философии, латинскому языку, иностранному языку, математики, физики, неорганической химии.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, неорганическая химия).
Данная дисциплина является предшествующей для освоения дисциплин: фармацевтической химии; физической и коллоидной химии; биологической химии; фармакогнозии; токсикологической химии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ).
3. Требования к уровню освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника и развитие следующих компетенций:
владеетния практическими способностями поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий и баз данных (ОК-3);
владеетния литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи. Умеетния создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, а также принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументировать свою точку зрения (ОК-4);
способенности на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить его результаты, использовать современные технологии в практической деятельности, а также готовности к работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ОК-9);
способенности самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также имеет склонность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни. Владеетния методами пропаганды научных достижений (ОК-11);
способенности к работе в многонациональном коллективе, к созданию в нем отношений сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-14);
владеетния навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15).
общепрофессиональные:
способен и готов применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
контрольно-разрешительная деятельность:
способен и готов к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);
способен и готов организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества ЛС в условиях аптеки и фармацевтического предприятия (ПК-30);
способенности и готовности определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества ЛС, в соответствии требованиями Государственной фармакопеи (ГФ) и иными нормативными документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);
способенности и готовности к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);
способенности и готовности определить способы отбора проб для входного контроля ЛС в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);
способенности и готовности готовить реактивы для анализа ЛС в соответствии с требованиями ГФ (ПК-34);
способенности и готовности проводить анализ ЛС с помощью химических, биологических и физико–химических методов в соответствии с требованиями ГФ (ПК-35);
способенности и готовности интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность:
способенности и готовности работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способенности и готовности к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Знать:
– основные понятия и законы, лежащие в основе аналитической химии;
основные этапы развития аналитической химии, ее современное состояние;
– основные положения теории ионных равновесий применительно к реакциям кислотно-основного, окислительно - восстановительного, осадительного и комплексометрического характера;
– методы и способы выполнения качественного анализа;
– методы, приемы и способы выполнения химического и физико-химического анализа для установления качественного состава и количественных определений;
– методы обнаружения неорганических катионов и анионов;
– методы разделения веществ (химические, хроматографические, экстракционные);.
- основы математической статистики применительно к оценке правильности и воспроизводимости результатов количественного анализа;
- правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
- роль и значение методов аналитической химии в фармации, в практической деятельности провизора;
- основные литературные источники, справочную литературу по аналитической химии.
Уметь:
Уметь:
- пользоваться мерной посудой, аналитическими весами; владеть техникой выполнения основных аналитических операций при качественном и количественном анализе вещества, готовить и стандартизовать растворы аналитических реагентов;
- отбирать среднюю пробу, составлять схему анализа, проводить качественный и количественный анализ вещества в пределах использования основных приемов и методов, предусмотренных программой;
- работать с основными типами приборов, используемых в анализе (микроскопы, фотоэлектроколориметры, флуориметры, спектрофотометры, потенциометры; установки для кулонометрии, хроматографы и др.);
- выбирать оптимальный метод качественного и количественного анализа вещества;
– табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;
– измерять физико-химические параметры растворов;
– проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в химических и биохимических экспериментах;
– строить кривые титрования и устанавливать на их основе объёмы титранта, затрачиваемые на каждый компонент смеси;
– проводить разделение катионов и анионов химическими и хроматографическими методами;
– классифицировать химические соединения, исходя из структурных ценностей;
– обосновывать и предлагать качественный анализ конкретных органических соединений;
– проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным;
– выполнять исходные вычисления, итоговые расчеты с использованием статистической обработки результатов количественного анализа;
– самостоятельно работать с учебой и справочной литературой по аналитической химии.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
Владеть:
– техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
– техникой экспериментального определения рН растворов при помощи индикаторов и приборов;
– правилами номенклатуры неорганических веществ;
– методиками анализа физических и химических свойств веществ различной природы;
– навыками приготовления, оценкой качества, способами повышения стабильности дисперсных систем;
– простейшими операциями при выполнении качественного и количественного анализа веществ;
– техникой работы на физических приборах, используемых для качественного и количественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперометрическая установка и др.).
–навыками по проведению систематического анализа неизвестного соединения;
методами статистической обработки экспериментальных результатов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестры
| III
| IV
| Аудиторные занятия (всего)
|
252
|
126
|
126
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
72
|
36
|
36
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
180
|
90
|
90
| Самостоятельная работа (СР всего)
|
126
|
63
|
63
| В том числе
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
| Реферат (презентация)
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамены, зачет.ед.
|
0,4
|
|
0,4
| Общая трудоемкость
| часы
|
378
|
189
|
189
| зачетные единицы
| 10,9
| 5,25
| 5,65
| |