Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы





НазваниеМегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы
страница1/3
Дата публикации28.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Еремеев Станислав Германович
МЕГАПОЛИС КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика; управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук


Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Аносова Людмила Александровна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Иванов Владимир Викторович
доктор экономических наук, профессор

Фаттахов Рафаэль Валиахметович
доктор экономических наук, профессор

Брагин Николай Иванович
Ведущая организация: Институт проблем региональной экономики

Российской академии наук.


Защита состоится 13 октября 2009 г. в 12 часов на заседании совета по защите докторской и кандидатской диссертации Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456 Москва 4-й Вешняковский пр-д д.4 ауд. 113.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов

Российской Федерации.
Автореферат разослан «__» сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 226.003.01

кандидат экономических наук В.М. Смирнов


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Последняя четверть XX – начало XXI века характеризуются глобальными экономическими и политическими трансформациями, происходящими на фоне активизации научно-технического прогресса и связанного с этим качественного изменения образа жизни человечества. Развитые страны начали интенсивный переход к экономике нового типа – инновационной экономике, становление которой требует создания новых институтов, главным из которых является национальная инновационная система (НИС). При этом в плане пространственного развития рассматривают три уровня формирования НИС – федеральный, региональный и муниципальный.

Одной из наблюдаемых мировых тенденций является увеличение численности городского населения, формирование мегаполисов - городов с населением более одного миллиона человек. При этом темпы увеличения численности городского населения превышают темпы роста населения в целом. Этот процесс начался во второй половине прошлого века, и если в 1950 г. только один город в мире – Нью-Йорк имел численность населения более 10 млн. чел., то в 1975 году таких городов стало 3, в 2005 – 20, в которых сосредоточилось 9,5% городского населения в мире. Прогнозируется, что к 2025 году 23 города преодолеют этот рубеж.

В 2008г. на планете сформировались 459 агломераций с население более одного миллиона человек, в которых проживает 2/5 всех горожан и 1/5 населения планеты1.

Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится от 10 до 50% ВВП. С геополитической точки зрения мегаполисы являются центрами, выполняющими в глобальной экономике высшие менеджерские функции. Они играют важную роль как ключевые финансово-экономические структуры, как центры науки, образования и культуры.

Таким образом, современные мегаполисы должны рассматриваться как новая пространственная форма НИС, механизмы развития которой требуют специального изучения с целью формирования современной инновационной политики.

Степень научной разработанности проблемы. Теория развития национальных инновационных систем базируется на теоретико-методологических подходах инноватики, сформулированных в работах Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, и развитых П. Друкером, М. Портером, Хайеком, М. Кастельсом. Основоположниками теории НИС считают Б.А. Лундвалла, К. Фримена и Р. Нельсона, которые в начале 80-х годов провели первые исследования в этой области. В России исследования в области формирования и развития НИС начались во второй половине 90-х годов группами исследователей под руководством О.Г. Голиченко, А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой и В.В. Иванова. Различные аспекты формирования и развития инновационных систем исследовались в работах А.И. Агеева, Г.Б. Клейнера, Б.Н. Кузыка, Л.Э. Миндели, В.Л. Макарова, А.Н. Фоломьёва и др.

Теоретико-методологические исследования инновационного развития регионов проводились П.Я. Баклановым, С.Д. Валентеем, А.Д. Викторовым, М.В. Глазыриным, А. Г. Гранбергом, Л.К. Гуриевой, В.И. Дуженковым, В.В. Кулешовым, Е.А. Монастырным, К.И. Плетневым, А.И. Татаркиным, И.С. Цыпиным и др.

Проблемы развития крупных городов изучались в работах В.Н. Архангельского, В.А. Гневко, Н.Н. Моисеева, Д.С. Львова, П.И. Бурака, В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, С.Б. Тарасова, В.А. Яковлева и др.

Цель исследования заключается в разработке концепции развития мегаполисов, в контексте формирования национальной инновационной системы России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- разработка теоретико-методологических основ региональной инновационной политики;

- выявление закономерностей и особенностей развития пространственных уровней национальной инновационной системы, с учетом агломераций, самостоятельного пространственного элемента;

- проведение SWOT-анализа социально-экономической системы мегаполиса и на его основе определение функций мегаполисов их роли в социально-экономическом развитии страны;

- теоретико-методологическое обоснование формирования стратегии инновационного развития мегаполисов;

- определение концептуальных основ формирования системы управления мегаполисом на базе информационно-коммуникационных технологий;

- оценка рисков и ограничений использования информационно-коммуникационных технологий в экономике мегаполиса;

- разработка стратегии инновационного развития мегаполисов;

- оценка системы эффективности системы управления мегаполисом и разработка методологии выбора инновационных показателей;

- разработка организационно-экономического механизма управления инновационным развитием мегаполиса.

Объектом исследования в диссертационной работе выступают мегаполисы Российской Федерации, как пространственные структуры национальной инновационной системы.

Предмет исследования – совокупность отношений, связанных с регулированием инновационного развития мегаполисов.

Теоретическая база исследования основывается на результатах отечественных и зарубежных научных исследований проблем формирования и развития НИС, инновационного развития территорий. При этом использовались общая теория систем, институциональная теория, теория стратегического управления, концепция территории инновационного развития (ТИР).

Методологической основой диссертационной работы явились методы диалектического и логико-структурного исследования, системного анализа, а также сравнительного и стратегического анализа.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, а также стран ЕС и США, международных организаций (UNIDO, OECD), нормативные правовые документы Российской Федерации и ее субъектов, стратегии развития отраслей и программы социально-экономического развития регионов и отдельных городов, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, публикации в российской и зарубежной научной литературе, информационные ресурсы Интернет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта формирования инновационных систем показано, что при переходе к постиндустриальной экономике при формировании НИС происходит смещение приоритетов от технологического развития к развитию человеческого потенциала.

2. Дана характеристика трех пространственных уровней национальной инновационной системы: федерального, регионального и муниципального. Доказано, что мегаполисы должны рассматриваться как самостоятельный пространственный элементы НИС, имеющие свои специфические особенности.

3. Выявлены особенности жизнедеятельности мегаполисов, заключающиеся в том, что в условиях ограниченного пространства и отсутствия собственных природных ресурсов, они обладают мощным административным ресурсом и интеллектуальным потенциалом, что определяет их постиндустриальный вектор развития.

4. Сформулирована стратегическая цель инновационного развития (миссия) мегаполиса как обеспечение современного качества жизни населения и устойчивого развития города посредством использования современных инновационных технологий. Предложена комплексная система приоритетных направлений, обеспечивающая развитие человеческого потенциала в мегаполисе, включающая тринадцать подсистем: безопасность, жильё, здравоохранение, информация и телекоммуникации, инженерное обеспечение и ЖКХ, образование, торговля, транспорт, энергетика, строительство, продовольственное обеспечение, экология, бытовое обслуживание.

5. Разработана стратегия инновационного развития мегаполисов на основе выбранной системы приоритетов. При этом в качестве базового элемента инновационной структуры рассматривается производственный кластер. С учётом особенностей функционирования экономики мегаполиса проведена классификация кластеров мегаполисов по производственному и географическому признакам.

6. Показано, что ИКТ являются наиболее прогрессивным сектором экономики города и создают условия для развития всех остальных секторов. Определены риски и ограничения использования ИКТ и разработан алгоритм их предупреждения.

7. Предложены методология, процедура выбора показателей инновационного развития и эффективности системы управления мегаполисом, а также алгоритм оперативного мониторинга хода реализации стратегии управления мегаполисом, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач, реализацию программ и корректировку планов с учетом достигнутых результатов.

8. Разработана концептуальная схема формирования информационного пространства мегаполиса, в центре которой находится электронное правительство мегаполиса, являющееся интегрированной многоуровневой распределительной системой, обеспечивающей политическое, экономическое, методологическое и информационное единство городского управления. Сформулированы принципы формирования электронного правительства: доступность, оперативность, снижение издержек, целостность восприятия, безопасность.

9. Предложена модель ситуационного центра, являющегося ядром механизма поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающим решение задач оперативного управления, а также разработку прогнозов долгосрочного развития мегаполиса.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке концептуальных подходов к инновационному развитию мегаполисов, которые могут быть использованы при формировании планов реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Разработанные предложения по информационному обеспечению инновационного развития мегаполиса могут быть использованы при реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации2. Результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере региональной экономики, государственного и муниципального управления.

Апробация основных научных результатов исследования.

Основные положения в результате исследования нашли отражение в публикациях автора, а также докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, в том числе Межвузовской конференции, в том числе Межвузовской конференции «Государственное регулирование экономики и проблемы налогообложения» (М.:ВГНА, 2002), Международной Межвузовской конференции государств- членов СНГ «Использование систем налогообложения для стимулирования реструктуризации экономики государства и предприятий» (М.:ВГНА, 2003), Международной Межвузовской конференции «Государственное регулирование экономики и проблемы налогообложения» (М.:ВГНА, 2005), Международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы модернизации экономики Российской Федерации в XXI в». (ВГНА Минфина России Москва 2008), а также на заседаниях кафедры «Экономика и управление» ВГНА Минфина России. Результаты исследования используются в учебном процессе во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина Российской Федерации и Санкт-петербургской академии управления и экономики при преподавании дисциплины «Региональная экономика», в институте проблем региональной экономики РАН при разработке стратегических материалов по социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга.

Результаты исследования отражены в 26 публикациях автора объемом 56,9 п.л., в том числе в 3-х монографиях и 10 статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

За последнее тридцатилетие в странах – технологических лидерах начался переход к постиндустриальному обществу, основу экономики которого составляет инновационная деятельность. Базовым институтом, обеспечивающим инновационное развитие экономики, является национальная инновационная система (НИС), производственная функция которой определяется как обеспечение взаимодействия гражданских, государственных и экономических институтов, ориентированных на получение, распространение новых знаний и создание на этой основе продукции, пользующейся рыночным спросом.

Проведенные исследования выявили основные тенденции инновационной деятельности 90-х годов: увеличение зависимости производства товаров и услуг от уровня использования результатов научных исследований и разработок, рост числа научных организаций как основных производителей новых знаний, зависимость экономического роста от взаимодействия научного, образовательного и предпринимательского секторов экономики, а также от эффективности межфирменного взаимодействия.

В плане пространственного развития инновационной экономики рассматриваются три уровня формирования НИС – федеральный, региональный и муниципальный. При этом единство инновационного пространства в пределах одного государства обеспечивается структурной идентичностью федеральной и региональной НИС, что означает наличие на каждом уровне базовых подсистем НИС: среда генерации знаний, в основе которой лежат наука и образование, производство товаров и услуг, инновационная инфраструктура, рынок.

Задачи инновационного развития в пространственной перспективе, выглядят следующим образом. На уровне государства инновационная политика направлена на обеспечение технологической конкурентоспособности экономики в глобальном пространстве. На региональном уровне задача инновационной политики сводится к обеспечению устойчивого развития и поддержанию жизненного уровня населения не ниже среднего по стране, а в наиболее развитых регионах – в верхнем диапазоне этого показателя. На муниципальном уровне задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения, в решении социальных проблем, в обеспечении развития системы образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Таким образом, при формировании инновационной политики, ориентированной на переход к экономике знаний, необходимо наряду с классическими элементами инновационной политики – образованием, наукой и производством рассматривать также и социальную составляющую, роль которой увеличивается при переходе от федерального к региональному и далее к муниципальному уровням.

Инновационный социально-ориентированный путь развития предполагает, ускорение темпов экономического развития на базе более полного использования инновационного потенциала страны, сконцентрированного в регионах со значительным инновационным и человеческим капиталом и крупных городах.

Региональная инновационная политика является неотъемлемой частью политики формирования национальной инновационной системы, и имеет свои особенности, обусловленные необходимостью решения задач, стоящих перед региональными структурами управления. В последние годы теоретическим вопросам регионального инновационного развития посвящено много исследований. Вместе с тем в практическом плане на государственном уровне комплексная региональная инновационная политика, учитывающая интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований не разрабатывалась, хотя отдельные её фрагменты получили необходимое теоретико-методологическое обеспечение и апробацию.

Исходя из этого, сформулируем основные подходы к разработке государственной социально ориентированной инновационной региональной политики (СОИРП), которую будем понимать как согласованную в контексте социально-экономического развития региона систему целей и задач по регулированию инновационной деятельности в регионе, а также принципов и механизмов их реализации.

При формировании СОИРП необходимо учитывать следующие основные факторы:

- особенности функционирования экономики в условиях федеративных отношений, которые определяют взаимоотношения и порядок взаимодействия между федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями, иначе говоря, СОИРП должна обеспечивать сбалансированное проведение федеральной политики в регионе, собственной инновационной политики региона и учитывать возможности соседних регионов;

- основные направления и параметры инновационной стратегии государства, задающей вектор и целевые показатели развития страны;

- состояние собственного научного, образовательного и производственного потенциала региона, определяющее стартовую позицию для перехода на инновационное развитие.

В основу СОИРП должно быть положено формирование региональной инновационной системы (РИС) в соответствии со следующими принципами:

- интегрируемость РИС в национальную инновационную систему, заключающуюся в формировании единой системы приоритетов федерально-регионального развития, гармонизированной нормативной правовой базе, едиными базовыми подходами к формированию институтов инновационного развития;

- консенсус власти, общества, науки и бизнеса, что достигается применением соответствующих процедур, обеспечивающих равноправное участие заинтересованных сторон в разработке и реализации политики инновационного развития региона;

- сочетание государственных и рыночных механизмов экономического регулирования;

- максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ региона и создание новых;

- обеспечение реализации политики технологического обмена путём трансфера технологий, межрегиональной диффузии инноваций и др.

При этом инвариантом для любой НИС является наличие реального сектора экономики, обеспечивающего разработку и производство конкурентоспособной продукции, сектор услуг, обеспечивающий жизнедеятельность населения и удовлетворение индивидуальных потребностей, система профессионального образования, обеспечивающая кадрами производственную и социальную сферы экономики региона.

Применение этих принципов позволяет решить задачу формирования единого инновационного пространства на территории России, с учётом индивидуальных особенностей конкретных регионов.

Макроструктура РИС, представляет собой совокупность трёх блоков (рис. 1): политико-правового, ресурсного и институционального.

В первом блоке проводятся прогнозные исследования, на основе которых устанавливаются стратегические приоритеты, разрабатываются концепция и стратегия инновационного развития, которые составляют базу для выработки конкретной инновационной политики, механизмов её реализации, закрепляемых законодательно.

Второй блок РИС отвечает за её ресурсное обеспечение. При этом учитываются как собственные ресурсы, так и возможности федеральных структур по передаче ресурсов для решения задач регионального развития и привлечение бизнеса, а также использование новых инструментов ресурсного обеспечения инновационной деятельности - региональные венчурные фонды, фонды прямого инвестирования, работающие с быстро растущими компаниями и осуществляющие финансирование через дополнительную эмиссию акций.






Третий блок РИС – институциональный - представляет собой совокупность инновационных структур- подсистем РИС, которые функционируют по механизмам, установленным в первом блоке и используют ресурсы, предоставляемые вторым уровнем.

В практическом плане вопросы инновационного развития территорий наиболее проработаны в рамках концепции «Территория инновационного развития – ТИР», ставшей методологической основой развития локальных территорий с высокой концентрацией инновационного потенциала (наукограды, ОЭЗ, Томская обл. и др.).

Суть концепции ТИР заключается в развитии локальных территорий за счёт имеющихся конкурентных преимуществ. В литературе основная цель ТИР определяется как социально-экономическое развитие территории на основе результатов инновационной деятельности. Такая постановка задачи нуждается на наш взгляд в уточнении. Прежде всего, говоря о цели необходимо иметь в виду не организацию какого-либо процесса, а достижение конечного результата. Если исходить из современных приоритетов российской социально-экономической политики, то такой целью должно стать повышение уровня жизни до определённых стандартов. Например, в масштабах страны, речь может идти о мировых стандартах качества жизни, применительно к конкретным регионам рассматривают максимально высокие стандарты жизни, принятые в данном регионе или федеральном округе и т.д. Исходя из этого, можно сформулировать цель ТИР как обеспечение уровня жизни населения на уровне общепринятых стандартов.

Концепция ТИР разработана и апробирована применительно к муниципальным образованиям с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Вместе с тем, если рассматривать территориальное распределение научно-технического потенциала, то видно, что к таким территориям относится примерно 150-200 муниципальных образований. Таким образом, подавляющее большинство локальных территорий не включаются в инновационный процесс. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность распространения предлагаемых подходов и на другие территории, в том числе и на крупные города.

В России по данным переписи населения 2002 года 106 млн. чел. (73% населения) проживают в городах, причем треть жителей сосредоточена в 13 крупнейших городах с населением более 1 млн. чел. (Пермь, Волгоград, Красноярск в плотную приблизились к мегаполису) (табл.1). По имеющимся прогнозным оценкам следует ожидать, что на территории России к 2020 году сформируются около 20 мегаполисов, в которых будет проживать до 40% населения страны.

Мегаполисы России являются центрами политической власти: согласно Конституции Российской Федерации, Москва - столица России, а также Санкт-Петербург, являются городами федерального значения - субъектами Российской Федерации, остальные мегаполисы выполняют функции столиц субъектов федерации, а в ряде случаев являются и административно-политическими центрами федеральных округов3.

Мегаполисы играют значительную роль в экономическом развитии России. Так, согласно статистическим данным только на долю Москвы приходится 20% суммарного ВРП всех субъектов Российской Федерации, на Санкт-Петербург - около 4%.

С точки зрения инновационного потенциала следует отметить, что мегаполисы являются крупнейшими научными центрами – в них размещены крупнейшие научные центры РАН. Большинство ведущих университетов страны и государственных научных центров также расположены в крупных городах. Учитывая высокую концентрацию научно-образовательного потенциала и наукоёмкой промышленности, а также высокую долю услуг в структуре ВРП (например, в Москве - 84%, Санкт-Петербург - 63%), следует признать, что эти города развиваются по сценарию постиндустриальной экономики.
Таблица1.

Основные показатели социально-экономического положения мегаполисов и крупнейших городов России на 1 января 2008 г.




Город

Численность населения
тыс. чел.

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

Число предприятий
и организаций (на 1.01.08;)

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности,

млн. руб.

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




1

Москва

10470,3

5178,0

23623,3

1096883

1855557

253898

4821

2040280

700572

2

Санкт-Петербург

4568,1

2023,2

17552,0

414080

550161

65325

2637

447928

296699

3

Новосибирск

1390,5

469,9

15196,6

126309

86633,9

27793,0

918,4

60518,4

48313,7

4

Екатеринбург

1323,0

445,1

18331,8

122293

127250,9

35160,1

899,5

268484,1

60276,9

5

Нижний Новгород

1274,7

443,9

13086

88109

156406,3

30360,4

614,2

158967,9

41578

6

Самара

1135,4

421,8

14225

60807

121947,7

21209,2

611,8

134819,9

42980,8




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


































7

Омск

1131,1

342,4

13203,5

32079

278091,2

15429,0

802,6

118482,4

50061,7

8

Казань

1120,2

356,6

12570,1

44386

82582,0

20057,9

742,3

157088,5

68416,6

9

Челябинск

1092,5

375,9

13899,6

52941

227504,3

27930,4

636,1

144862,6

26018,5

10

Ростов-на-Дону

1048,7

311,7

13535,6

44393

108206,4

14855,7

859,7

167794,1

41584,6

11

Уфа

1021,5

360,9

15373,0

39450

208572,5

36005,5

611,5

192929,0

51620,3


































12

Пермь

987,2

332,9

15579,6

37096

232184,3

30719,6

504,5

166510,6

53129,4

13

Волгоград

983,9

346,7

12258,7

27271

175395,2

18678,1

412,3

101226,9

23475,1

14

Красноярск

936,4

304,4

16746

39894

121935,5

17166,2

769,0

113585,6

31465,7

15

Краснодар

709,8

368,9

13345

35534

33898,8

31877,5

1174,0

144182,9

58897,3

16

Иркутск

575,8

196,4

17157

51103

41655,6

5078,0

343,6

66417,0

17014,7

17

Владивосток

578,8

204,7

17039,4

38460

15974,7

11007,9

219,0

63946,2

18910,6

18

Хабаровск

577,3

201,7

18500,0

26152

20446,8

12969,2

227,5

58400,8

28953,1


































Источник: Составлено по данным Росстата социально-экономическое развитие городов России. М.,2008
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconМодернизация экономики узбекистана: формирование национальной инновационной системы
Которая в свою очередь зависит от принципов, на которых формируется национальная инновационная система (нис). Существуют различные...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconСовет ректоров вузов нсо новосибирское областное отделение Национальной...
Школьник из Астрахани завоевал золотую медаль на Международной естественно научной олимпиаде 27
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconИнновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии....
Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconО новых направлениях в культурном сотрудничестве Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербург, который создавался как «окно в Европу» и на протяжении всей истории известен как многонациональный и многоконфессиональный...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconОтчет о работе районной инновационной площадки «Создание педагогической...
Целях обеспечения развития инновационной деятельности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в мбоу средней общеобразовательной...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconРоссийской федерации
Целью курса является формирование у студентов системы знаний в сфере истории развития инноваций, ключевых факторов осуществления...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconУглы и их виды
В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором,...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconСодержание программы второго года обучения. Курс «Занимательная экология»
Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая,...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пространственная экономика»...
Пространственная экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пространственная экономика»...
Пространственная экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconРеферат Электронные Системы Управления Документооборотом «Системы...
Понятие экономической системы, её структура, состав и классификация функций управления и бизнес-процессов 4
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconОтчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч...
«Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения: знакомство с понятиями «геоинформатика», «пространственная информация», «геоинформационные технологии», «геоинформационные...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconНа конкурс «Учитель года» учителя английского языка моу лицей №7
Посмотрите, как поменялась структура предложения. В английском языке подлежащее всегда ставится на первое место, а так как подлежащее...
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы iconКлинические особенности, структура заболеваний внутренних органов,...
Клинические особенности, структура заболеваний внутренних органов, состояние иммунной системы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск