Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»





НазваниеФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
страница1/6
Дата публикации29.09.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

Кафедра экономической теории

Колесова Т.Л.
МАКРОЭКОНОМИКА

(продвинутый курс)

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


для студентов, обучающихся по специальности 080103 "Национальная экономика"

Новосибирск

2011

Общие положения

Данные конспекты лекций составлены в соответствии с программой курса "Макроэкономика (продвинутый курс)" для студентов, обучающихся по специальности 080103 "Национальная экономика". Конспекты лекций предназначены для самостоятельной работы студентов над курсом.

Темы и узловые вопросы курса представлены в виде плана изложения.

Макроэкономические проблемы хозяйственных процессов вызывают все больший интерес. Ограниченность числа лекционных часов не позволила проанализировать все проблемы, которых следует коснуться. Таким образом, данное пособие охватывает определенную совокупность вопросов, а именно волновую природу экономического роста, инфляцию, безработицу и макроэкономическое равновесие.

Конспекты лекций используют современные теоретические подходы в анализе народнохозяйственных проблем, предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Национальная экономика", а также для всех интересующихся современной экономической теорией.

Цель конспекта лекций - помочь изучить закономерности формирования и развития национального хозяйства. Задачи конспекта лекций:

  • способствовать прочному и глубокому усвоению знаний о механизме функционирования, ресурсах и основных тенденциях развития современного национального хозяйства;

  • развить умение выявлять сущность таких важнейших процессов, радикально изменяющих национальное хозяйство, как деловой цикл и инфляция.

О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

Тема 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК И ЕГО РАВНОВЕСИЕ

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И НАКОПЛЕНИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА

Тема 4. ИНВЕСТИЦИИ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 5. ИНВЕСТИЦИИ И ОПТИМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Тема 6. СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ГОСДОЛГА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Заключение

Список литературных источников

ВВЕДЕНИЕ
Экономическая наука призвана определять как максимально эффективно использовать производительные силы, а для этого необходимо понимать, каков должен быть механизм функционирования национального хозяйства при данном уровне развития экономики.

Казалось бы, экономика - это та сфера знаний, о которой может судить каждый, независимо от подготовки. Это неслучайно, ведь экономическая наука имеет  эмпирическую  базу. Но, чтобы правильно принимать решение на практике, необходимо изучит законы функционирования экономики.

В России сформировалась  принципиально нерыночная по своему характеру структура экономики. Поэтому невозможно механическое перенесение западных концепций на нынешнюю отечественную почву. Для всякого грамотного экономиста очевидно, что рынок в России имеет и будет сохранять специфические российские условия.

Данное методическое пособие содержит некоторые основы макроэкономической теории.

Макроэкономика, выросшая на почве общей теории и представляющая ее органическую часть, не достигла еще стадии зрелости, имеет "белые пятна". Поэтому некоторые разделы носят дискуссионный характер. Очень важно также иметь в виду, что переход к современному рынку предполагает формирование новых концепций, а наиболее известные переводные учебники макроэкономики в необходимой степени этого не учитывают. В основном это работы американских авторов, которые в должной мере, то есть систематично, не описывают основные положения макроэкономической науки (например, Л.Столерю «Равновесие и экономический рост», Р. Аллен «Макроэкономическая теория»). Большим тиражом вышли популярные учебники: П. Самуэльсон «Экономика», К. Эклунд «Эффективная экономика - шведская модель», Н. Г. Мэнкью «Макроэкономика». В данном учебно-методическом пособии синтезируется вклад различных научных школ в макроэкономическую теорию.

Конспекты лекций дисциплины «Макроэкономика (продвинутый курс)» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста.

Современные школы в макроэкономике: теория неравновесия, неокейнсианство, современный монетаризм, неоклассический синтез, теория рациональных ожиданий Р. Лукаса, теория предложения, стохастические теории макроэкономики. Система статических и динамических мультипликаторов государственной экономической политики, потенциальные макроэкономические индикаторы: потенциальный национальный продукт (НП) и бюджетный дефицит; гипотеза полной международной мобильности капитала. Макроэкономические уравнения системы IS-LM и ее модификаций; современные модели кривой Филлипса; многопериодные модели потребления и сбережений; модель динамики государственного долга Дж. Тобина; динамическая модель Солоу и «золотое правило накопления»; монетарная и фискальная политика при фиксированном и гибком валютном курсе; реальный валютный курс и методы его исчисления; модель международного движения капиталов Манделла-Флеминга; макромодели переходной экономики.
Цели и задачи учебного курса

Цель курса состоит в том, чтобы студенты усвоили особенности формирования и дальнейшего развития макроэкономической теории, изучили ее основные положения о механизме функционирования национальной экономики, о закономерностях определения макроэкономических параметров и о прогнозировании экономических процессов и явлений на основе различных теоретических концепций.

Основные задачи:

  • сформировать экономическое мышление студентов, что предполагает вооружение их знаниями об основных экономических закономерностях формирования и развития современной национальной экономики;

  • раскрыть сущность макроэкономического анализа как моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических концепций;

  • показать пути и особенности решения макроэкономических проблем, которые связаны с современным состоянием рыночных отношений;

  • формировать умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдая и объясняя современные макроэкономические проблемы;

  • выработать у студентов активную жизненную позицию по отношению к реализуемым направлениям макроэкономической политики;

  • помочь студентам систематизировать и обобщить знания по курсу.

Логика построения конспектов лекций опирается на принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе, о макроэкономической статике и динамике. Структура курса включает раздел - «Макроэкономическая динамика». Начать изучение именно с проблем инфляции и безработицы необходимо, чтобы понять принципы измерения происходящих на макроэкономическом уровне процессов. Обязательной ступенью изучения любой развивающейся системы служит анализ процесса экономического роста, его сбалансированного и оптимального варианта. Поэтому в конспектах лекций уделяется внимание разделу курса - «Общее экономическое равновесие и экономический рост». Здесь излагаются вопросы построения моделей, позволяющих в той или иной степени достоверности имитировать процесс экономического роста. При этом специально делается акцент на проблему природы циклических колебаний, возникающих в воспроизводственном процессе. Необходимо, следовательно, показать особенности формирования темпов и пропорций развития, что, в свою очередь, создает предпосылки реального прогнозирования посредством выработки траекторий преодоления ограничений экономического роста. Завершающая ступень познания развивающейся системы – анализ ее эволюции, ее состояний в различные моменты времени. Поэтому курс содержит заключительный раздел - «Макроэкономические модели исследования проблем переходной экономики», в котором анализируются инструменты и методы государственного регулирования в закрытой и открытой экономике в условиях рыночных преобразований.

Необходимо отметить характерные особенности изучения «Макроэкономики (продвинутый курс)» - это ярко выраженную концептуальность. Ни в одном учебном курсе не наблюдается такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Объясняется это спецификой предмета «Макроэкономики». Предлагаемый учебный курс синтезирует различные количественные методы с целью выработки целостного подхода на основе выявления анализа, прогнозирования и управления происходящими в национальной экономике процессами самоорганизации.
Тема 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА
1. Предмет макроэкономической теории.

2. Методы, применяемые макроэкономикой для изучения механизма функционирования национальной экономики.

3. Генезис макроэкономической теории.

4. Обособление макро- и микроэкономических уровней системного анализа экономической сферы.

5. Место макроэкономической теории в системе учебных экономических дисциплин.
1.1. Предмет макроэкономической теории
Экономическая наука призвана определять, как эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные, капитальные, трудовые. Подобно всем другим наукам, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Макроэкономическая теория исследует проблемы национального хозяйства. Познать макроэкономические возможности, тенденции развития возможно с помощью набора ключевых понятий и средств, которые составляют общий фундамент и инструментарий (язык). Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику. Национальное хозяйство представляет собой сложную систему взаимосвязанных, взаимозависимых отраслей. Правилом являются периодически повторяющиеся экономические кризисы, безработица и инфляция. Отсюда объект исследования макроэкономики - национальное хозяйство в целом.

Предмет макроэкономики состоит в изучении количественных взаимосвязей, меры взаимодействия, взаимообусловленности элементов национального хозяйства как единого целого с целью решения глобальных проблем: инфляции, безработицы, циклического развития и экономического роста. Объект изучения - национальное хозяйство в целом.

Итак, предметом макроэкономики является исследование проблем национального хозяйства как единого целого.

Важной особенностью макроэкономики как науки является невозможность получения во многих случаях однозначного результата при проверке теорий и гипотез Трудности проверки различных макроэкономических теорий порождают трудности выбора правильной макроэкономической политики Другими словами, макроэкономика - наука лишь представляющая аналитические инструменты для решения стоящих перед экономистами проблем но не дающая стопроцентных готовых рецептов

Итак, макроэкономика - как самостоятельная экономическая дисциплина помогает выяснить как функционирует национальное хозяйство в целом.

Задачи, стоящие перед макроэкономикой

В современных условиях макроэкономическая теория концентрируется на исследовании следующих проблем:

1. Факторы, определяющие отклонения уровня фактического объема производства от потенциального в любой данный момент времени. Эта проблема получила название "проблема определения уровня дохода".

2. Факторы, определяющие уровень и динамику полной занятости или потенциального объема производства. Эта проблема получила название "проблема экономического роста". К ней примыкает "проблема инфляции".
1.2. Методы, применяемые  макроэкономикой для изучения механизма функционирования экономики

Привлекая фактический материал, достижения и прогнозы различных отраслей знаний, макроэкономика, как и любая другая наука, опирается на методы анализа и синтеза. Основная задача заключается в  синтезе  большого комплекса факторов, необходимых для решения ближних и дальних общих перспективных проблем целенаправленного развития всего национального хозяйства.

Макроэкономика основана на методе агрегирования, т.е. использования так называемых "объединенных" (или суммарных) величин.

Существенным здесь является принцип агрегации. Вообще всякое агрегирование возможно лишь по отношению к объектам или явлениям, имеющим хотя бы один общий признак.

Каков же "агрегированный признак" для разнообразных по свойствам и способам получения хозяйственных ингредиентов?

Поскольку все ресурсы и продукты являются элементами экономической системы, таким обобщающим признаком может быть мера их участия в экономическом процессе. Иначе говоря, они могут сопоставляться, а следовательно, и агрегироваться, по экономическому результату. Здесь важно иметь в виду, что признак агрегации ингредиентов входа и выхода обязательно должен быть единым, то есть обеспечивать сопоставимость затрат и результатов.

В экономической науке сложилось два подхода: к изучению фактического материала нормативный и статистический.

Статистический подход основан на позитивном анализе, который применяется для исследования взаимосвязи экономических явлений как они есть. Позитивный метод позволяет просто констатировать факт без оценок: справедливо это или нет, плохо или хорошо. Статистический метод основан на изучении массового поведения и последующей экстраполяции этого поведения в будущем.

Дадим краткую характеристику нормативного подхода, основанного на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки - справедливо или не справедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Название этого метода говорит само за себя. Есть экономисты, которые считают, что нормативный метод является по существу определяющим. Конечно, нормативный подход требует пристального внимания. Однако попробуем выяснить, так ли проста задача нахождения рациональных норм. Нормы разрабатываются на базе информации. А откуда добывается столь ценная информация? Из эксперимента, из обобщения возможно большего числа наблюдений. Иными словами, опять обращаемся к статистике.

Широкое применение в макроэкономической теории находят  количественные методы , которые помогают двигаться от известных фактов к неизвестным. Причем, использование этих методов опирается на  моделирование  макроэкономических процессов. Приходится использовать упрощенные описания экономики - модели, чтобы проверять различные теории.

Приемы моделирования при анализе сложных систем первыми использовали не биологи и социологи, а экономисты. Достаточно вспомнить знаменитые "Экономические таблицы" Франсуа Кенэ. Впервые глубокий анализ закономерностей воспроизводственного цикла был проведен К. Марксом на схемах простого и расширенного воспроизводства.

Экономико-математическое моделирование  - это количественные методы исследования, т. е. формализованное описание определенных экономических явлений и процессов путем построения соответствующих моделей - систем математических уравнений или неравенств.

Экономико-математическое моделирование является одним из системных методов исследования. Оно позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.

Экономико-математическое моделирование - это описание экономических процессов в виде математических моделей. Под моделью понимается отображение в математической форме наиболее значимых связей и отношений анализируемой системы.

Конструируется модель так, чтобы воспроизвести характеристики объекта, существенные именно для выбранной цели данного исследования.

Следовательно, вопрос об адекватности модели должен решаться лишь в контексте этой цели. Модели, применяемые в исследованиях и практике, очень сложны. Они содержат множество уравнений и неравенств, которые решаются совместно. Поэтому моделирование часто называют численным.

Многие модели примечательны тем, что пригодны для решения разных экономических задач, на первый взгляд непохожих. С другой стороны, существуют такие задачи, которые могут решаться с помощью различных моделей, и тогда перед экономистами возникает проблема, какая из моделей точнее и удобнее.

Еще одна важная особенность экономико-математического моделирования. Усложняя модель, чтобы сделать ее более точной и подробной, необходимо знать компенсирует ли полученная точность результатов возросшие вычислительные трудности. И, наоборот, упрощая модель, то есть исключая какой-то элемент, необходимо оценить потери в ее достоверности.

Главная методологическая особенность моделирования национальной экономики состоит в том, что оно должно исходить из общих хозяйственных задач и, следовательно, оно осуществляется на более поздних этапах исследования, то есть когда уже определены направления развития хозяйства страны на прогнозируемый период и разработаны важнейшие мероприятия, направленные на обеспечение роста эффективности.

К количественным методам относится и  аналитико-графический метод, который состоит в построении графиков, диаграмм, таблиц. Он позволяет наглядно проанализировать взаимосвязь и взаимодействие экономических явлений.

Графическая модель - особый способ наглядного изображения и обобщения данных об экономических явлениях и процессах посредством геометрических образов, рисунков.

В традициях изложения макроэкономической теории используются в основном графические модели, которые облегчают понимание того или иного вопроса. Однако, конкретный вид графика, величина наклона кривых - произвольны и отражают лишь принципиальную связь между теми или иными факторами макроэкономического анализа.

Таким образом,  фактический анализ и использование количественных методов - базис макроэкономической теории.
1.3. Генезис макроэкономической теории.
Первую попытку описания закономерностей предпринял представитель французской школы физиократов Франсуа Кенэ. В своей знаменитой экономической таблице (1758 г.) он исследовал движение общественного продукта с единой народнохозяйственной точки зрения. Это была первая в истории экономической мысли макроэкономическая модель.

В ХIХ в. появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса и теория общего равновесия Леоне Вальраса. Но они лишь определили содержание некоторых макропропорций.

Во второй половине ХIХ в. возникло историческое и институционально-социологическое направление экономической мысли или так называемое "неоклассическое". В конце ХIХ в. неоклассическое направление получило название "экономическая теория" (economics).

ХХ век в истории экономической мысли характеризуется началом макроэкономических исследований. В науку макроэкономическая теория оформилась лишь после «великой депрессии» 1929-1933 гг., которая показала необходимость исследования зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами. Мощным импульсом к этому послужили прежде всего исследования Джона Мейнарда Кейнса.

Его трактат "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованный в 1936 г., стал поворотным пунктом в экономической науке. Пытаясь понять причины депрессии 1929 - 33 гг., Кейнс решительно отверг обычные объяснения "классиков". Он показал, что экономика страны в целом не может быть адекватна описана в терминах простых рыночных отношений. Он объединил свою модель агрегированного спроса с рыночными понятиями спроса и предложения. Кейнс сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей - национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. М. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики.

Кейнсианская модель макроэкономического регулирования воспринималась как спасение в США и Великобритании, начиная со времени "великой депрессии" 30-х гг. и, особенно, в послевоенный период, но она обнаружила свое несовершенство в последней трети ХХ века.

К этому времени получила развитие теория экономического либерализма в работах австро-американского профессора Фридриха Августа фон Хайека, который последовательно отстаивал идею пагубности вмешательства в спонтанно сложившийся рыночный порядок. Ф. Хайек защищал принципы экономической свободы. В 1956 г. вышла в свет книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхорда, "отца немецкого экономического чуда", которое послужило моделью еще ряда "чудес" ХХ в - южнокорейского, тайваньского и испанского. Основываясь на теории неолиберализма, профессор Эрхард создал собственную концепцию социального рыночного хозяйства и воплотил ее на практике.

Американский экономист русского происхождения В. Леонтьев - лауреат Нобелевской премии (1973 г.), внес существенный вклад в создание модели "затраты - выпуск", отражающей идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием. Его "Экономические эссе" включают исследования по различным теоретическим проблемам классической экономической школы, а также аспекты марксистской и кейнсианской теорий.

В. Леонтьев упрекает экономистов кембриджской школы, к которой принадлежат Дж.М.Кейнс и Дж.Хикс, развивавший идеи «неоклассического синтеза», в излишнем увлечении теориями, далекими от практики. Он один из первых ученых-экономистов, кто выразил озабоченность состоянием окружающей среды.

Используя опыт моделирования, он показывает взаимосвязь, существующую между хозяйственной активностью и состоянием среды обитания. Особым внимание к экологическому фактору проникнута и книга В. Леонтьева "Будущее мировой экономики".

Наиболее существенный вклад в основание макроэкономики как науки внесли Р.Аллен, Дж.Гэлбрейт, Э.Деннисон, Е.Домар, Дж. Фон Нейман, Дж.Робинсон, У.Ростоу, Р.Солоу, Р.Стоун, Я.Тинберген, М.Фридмен, Р.Харрод, К.Эрроу.

Глубокий кризис 1974-1975 гг. выявил ограниченность кейнсианства и потребовал от макроэкономической теории переноса акцента на изучение причин колебаний совокупного предложения. Эти идеи разрабатывались такими исследователями, как Л.Лаффер, М.Фельдстайн, М.Эванс, Р.Лукас.

Существенные результаты в макроэкономических исследованиях получены отечественными учеными, среди которых следует назвать Н.Д.Кондратьева и В.С.Немчинова, а также А.И.Анчишкина, В.С.Дадаяна, В.Н.Кириченко, Ф.Н.Клоцвога, Г.А.Фельдмана, Ю.В.Яременко и др.
4. Обособление макро- и микроэкономических уровней

системного анализа экономической сферы.

Главная задача макроэкономической теории состоит в том, чтобы привести в систему, с помощью которой возможно объяснить и обобщить факты, касающиеся механизма функционирования национального хозяйства в целом. Любая наука, исследующая природу и общество, исходит из данных процессов и явлений. Вот и макроэкономическая теория исходит из фактов. И как и в любой другой теории проводится различие между известными и неизвестными данными.

Но задумаемся, сколько сложных, взаимно переплетенных экономических связей лежит за самыми простыми факторами? Вот вы вышли на улицу с ревом несутся машины, среди них есть и грузовики с товаром, пусть со строительным материалом. Казалось бы все просто: везут на стройку. Но чтобы произвести строй материал (кирпич) нужно топливо (уголь) и сырье (глина). А, чтобы изготовить грузовик нужен металл, нужны станки. А прежде чем добывать уголь и плавить металл, опять же нужны строительные материалы.

Если попытаться проследить все связи, складывающиеся в гигантском экономическом организме, то только на перечисление возможных зависимостей не хватит человеческой жизни. Поэтому в первую очередь экономисты выделяют общие зависимости хозяйства, которые определяют состояние и характер развития всей экономики.

Итак, любые экономические взаимосвязи можно отразить в большой и сложной системе сознательного и целенаправленного воздействия на экономику.

Вполне понятно, что большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и отраслей, домашних хозяйств, большая система - в целом уже новое качество, а не просто крупная фирма или большие домашние хозяйства.

Экономическая наука в последнее время активно развивает методологию системного анализа. Системный подход к экономике как объект исследования дает ряд преимуществ, а именно: позволяет вскрыть всю совокупность взаимодействий элементов хозяйственного механизма в их единстве и взаимообусловленности, и в то же время понять реальное место и значение каждого компонента в структуре экономической системы. Однако системный подход предполагает наличие языка (инструментария) для описания и анализа объекта.

Экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений. Поэтому функционирование большой системы в целом, т.е. общего рынка всех товаров и услуг всех фирм, так же, как финансовые средства для бизнеса, составляет предмет макроэкономики.

Но невозможно создать "универсальную" модель экономической действительности, пригодную как для отдельного цеха, так и для народного хозяйства в целом. Поэтому анализ больших экономических систем эффективен только в отношении хозяйственных задач, относящихся, как правило, к макроуровню.

Существует два различных способа описания экономических процессов - на основе  макро -  и  микроподхода .

 Макроподход  основан на необходимости обоснования  закономерностей функционирования национальной экономики в целом, тогда как с помощью  микроподхода дается оценка поведения производственного  звена.

Можно выделить несколько направлений, по которым различают макро- и микроэкономический подходы к анализу экономики:

1) с точки зрения видения: макроэкономический анализ подобен "телескопическому" взгляду на экономику, а микроэкономический анализ - "микроскопическому";

2) по объектам исследования: в макроэкономическом анализе - внешние факторы и внутренние элементы процесса общественного производства, то есть некоторые совокупные экономические переменные, а в микроэкономическом анализе - связи производственного звена (фирмы), то есть индивидуальные компоненты экономики;

3) по анализу цен: макроэкономическая теория изучает общий уровень цен и его динамику, а микроэкономика, напротив, изучает прежде всего относительные цены;

4) по уровню абстракции: макроэкономическая теория характеризуется меньшим уровнем абстракции, так как исследует проблемы, характерные для данного временного периода. Микроэкономическая теория более абстрактна, так как стремится определить общие принципы.

В связи с двумя подходами различают  макроэкономические и  микроэкономические системы. Макроэкономическая система включает в себя как внешние по отношению к процессу общественного воспроизводства факторы, так и внутренние его элементы. Регулирование процесса общественного воспроизводства осуществляется посредством рынка и государства. Микроэкономическая система осуществлена связями с поставщиками, потребителями и конкурентами. Ее регулирование ведется путем выработки и реализации стратегии поведения производственного звена.

Анализ макроэкономической системы на основе моделирования проводится с применением  генетического и функционального подходов. Генетический анализ предполагает исследование объектов с точки зрения его происхождения и развития в прошлом, функциональный анализ базируется на изучении реально функционирующей системы.

В макроэкономической системе явления органически связаны между собой. Если при этом одна переменная величина (Y) зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной величины (X), то существует функциональная зависимость между этими явлениями. При этом независимая переменная (Х) является аргументом, а зависимая переменная (Y) - функцией. Однако аргумент и функция могут меняться местами.

В ходе анализа макроэкономической системы и моделирования ее процессов выявляются  причинно-следственные  и  корреляционные  связи. В чем их различие? Причинно-следственные связи означают, что событие Y полностью предопределяется событием Х, которое предшествует во времени событию Y. В случае корреляционной связи динамика событий носит взаимосвязанный характер, то есть изменения Х и Y происходят во времени синхронно (параллельно). Количественный анализ выявленных взаимосвязей позволяет определить скорость реакции одной переменной на изменение другой.

Поиск причинно-следственных и корреляционных связей - обязательная предпосылка формулирования  экономических законов. Под законом понимается постоянная, устойчивая связь между категориями (переменными), выражающими сущность явлений. Выявление новых законов - основа получения неизвестных фактов.
1.5 .  Место макрокроэкономической теории в системе

 учебных экономических дисциплин.

Макроэкономическая теория - одна из базовых экономических дисциплин, совокупность которых можно объединить под названием "экономикс". Сюда входят такие учебные дисциплины, как "Основы экономической теории", "Макроэкономическая теория", "Прикладная макроэкономика" и "Прикладная микроэкономика". Все эти учебные дисциплины дают  комплексное  описание экономической системы. В курсе "Основы макроэкономической теории" дается понятийный аппарат и определяются взаимосвязи между различными категориями, которые, с одной стороны, имеют общеэкономическое значение, с другой стороны, отражают особенности проявления процессов на макро - и микроуровне.

Переход от изучения основ экономической теории к изучению дисциплины "Макроэкономика (продвинутый курс)" возможен только после освоения  знаний в области получения и преобразования информации ("Статистики") и количественных методов ("Математические методы в экономике"). Также знания, полученные из курсов: "Бухгалтерский учет и аудит", "Государственное регулирование экономики", "Маркетинг", "Экономика труда", "Финансы", "Экономика природопользования", "Мировая экономика", и  отраслевых курсов: "Экономика промышленности", "Экономика сферы услуг", "Экономика непроизводственной сферы", выступают обязательными для понимания экономических дисциплин группы "экономикс", а именно "Прикладной макроэкономики".

 СТРУКТУРА КУРСА. Она включает четыре раздела. Обязательной ступенью изучения любой развивающейся системы служит анализ ее состояния на данный момент времени. Поэтому первый раздел курса озаглавлен "Макроэкономическая статика и динамика". Начать изучение с этого необходимо, чтобы усвоить содержание основных экономических понятий, которыми оперирует макроэкономическая теория. Однако, прежде чем перейти к непосредственному изложению вопросов о макроэкономическом равновесии, необходимо определение экономической системы и характеристика ее структуры. Это призвано наполнить ключевые понятия, полученные из курса "Основы экономической теории", причем акцент делается на представлении экономической системы как регулятора потока "природа - общество".

Второй раздел носит название "Инвестиции и экономический рост". В нем даются количественные характеристики пропорций, складывающихся на уровне национальной экономики. Последующий раздел "Национальный рынок и его равновесие" связан с анализом основ экономического поведения потребителей (формирование спроса) и производителей (формирование предложения) на финансовом рынке, дается специфика макроэкономического анализа совокупного спроса и совокупного предложения. В этом же разделе происходит знакомство с проблемой экономического равновесия в динамической модели.

Завершает курс анализ состояния экономической системы в различные моменты времени. Поэтому раздел - "Макроэкономическая динамика" излагает принципиальные вопросы построения моделей, позволяющих с той или иной мерой достоверности имитировать процесс экономического роста.

Выделяются принципиально исторические стадии экономического роста. Показываются стадиальные особенности формирования темпов и пропорций развития, что создает предпосылки реального прогнозирования посредством выработки траекторий преодоления ограничений, неизбежно возникающих в процессе экономического роста.
Тема 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА.
1. Экономика как регулятор потока "природа - общество".

2. Важнейшие материальные и денежные потоки.

3. Информационные потоки.

4. Макроэкономическая динамика.

5. Пропорциональность: факторный, лаговый и структурный аспекты.

6. Экономические субъекты и их поведение на национальном рынке. 

2.1. Экономика как регулятор потока "природа- общество" 
Полное определение "системы" весьма сложно. Есть несколько основных подходов к этому определению. В первом случае будем исходить из того, что система - объективно существующий комплекс процессов и явлений, а также связей. Во втором случае - это инструмент, способ исследований процессов и явлений.

В том и другом случае термин "система" включает понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей. Применяя термины "система" и "подсистема", следует всегда иметь в виду, что речь идет о соотношении целого и части целого.

Определение экономической системы. Сущность экономической системы заключается в трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления обществом материальные блага. В данном случае экономика содержит те же элементы, что и общество, то есть является подсистемой.

Отсюда следует, что экономика служит связующим звеном и подсистемой взаимодействия двух более сложных систем - "природы" и "общества". В подсистеме "экоомика" происходит взаимодействие элементов систем "природы" и "общества". Сама же "экономика" также относится к разряду сложных систем, но она выступает как подсистема по отношению к природе и обществу в целом.

Экономика может быть представлена в виде регулятора потока  "природа - общество". Движение потока через экономическую систему можно представить с помощью "входа" и "выхода". На "вход" в "экономику" поступает поток природных и трудовых ресурсов, а на "выходе" - поток продуктов, соответствующих общественным потребностям. Количественные и качественные характеристики продукта предопределяются регулятором потока - "экономикой". Выход экономической системы есть не что иное, как совокупность материальных благ и услуг, обеспечивающих потребности общества. В частности, "экономика" предъявляет определенные требования к работникам, а на выходе удовлетворяет потребности различных групп трудящихся и структуру потребления.

В зависимости от сигналов на "входе" и "выходе" формируется внутрення структура экономической системы, которая обеспечивает ее целостность. Внутреннее состояние экономики определяется совокупностью элементов и связями между ними.

Под элементами экономической системы понимается совокупность таких ее составляющих, теснота связи между которыми существенно выше, чем между этой совокупностью и окружающей средой. Связь элементов экономической системы осуществляется с помощью "входов" и "выходов". Через "вход" реализуется воздействие на данный элемент других элементов, а через "выход" этот элемент сам воздействует на них.

К элементам экономики относятся:

1) процесс производства,

2) процесс реализации,

3) процесс потребления.

Итак, экономическая система представляется как совокупность функционирования важнейших сфер хозяйства: производства, распределения, обмена и потребления. От их развития зависит в конечном счете общий характер развития экономики.

Производство - ведущая исходная, хозяйственная сфера. Здесь человек непосредственно взаимодействует с природой, создает материальные блага. Именно производство определяет прочность, устойчивость системы, ее жизнеспособность. Количественное и качественное развитие этой сферы определяет возможности улучшения благосостояния общества.

Многие экономисты ставили в центр своих исследований и распределение, и обмен, и потребление, но концепция примата производства сохраняла господствующее положение. Однако в каждой сфере "экономики" есть и свои противоречия. Нет еще такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы необходимую связь между всеми элементами.

Процесс реализации. Созданный в процессе производства продукт поступает в сферу реализации, где осуществляется его распределение и обмен.

В процессе распределения произведенный продукт направляется в производственное и непроизводственное потребление.

Распределение - это та сфера, внутри которой определяется кому достанутся материальные блага, созданные в производстве, и как образуются доходы различных групп из созданной в производстве стоимости. Распределение - это система формирования заработной платы, прибыли, ренты, процента. Нельзя забывать: распределять можно только то, что создано. Распределение на прямую зависит от производства (например, заработная плата).

При административно - командной системе распределение не стимулировало производство. Но нынешняя система распределения также не отличается совершенством. Был допущен чрезмерный разрыв в уровне доходов различных групп населения. Современное рыночное общество не должно состоять из богачей и нищих.

Между секторами экономики возникает обмен. Он связывает между собой производство и распределение, с одной стороны, и потребление - с другой.

Основу обмена различных звеньев экономики составляют связи между производителями, которые функционируют в системе общественного разделения труда и взаимодействуют как производящие и потребляющие единицы.

Обмен как экономическая категория возник в связи со специализацией и распределением труда в обществе. По мнению неоклассиков, обмен способствует увеличению богатства общества. Обмен, с их точки зрения, также производителен, как и производство, потому что он способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности.
2. 2 Важнейшие материальные и денежные потоки 
В развитом рыночном хозяйстве обмен осуществляется с помощью денег, то есть принимает форму товарно-денежного обмена. В сфере обмена, таким образом, функционируют не только товары, но и деньги. Товарно-денежный обмен - это сложная система, которая постоянно поддерживает как система обмена веществ в живом организме жизнеспособность хозяйственной системы.

Итак, обмен - это сфера, в рамках которой происходит перемещение материальных ценностей от производства к потреблению. Объективной основой обмена является общественное разделение труда. В процессе обмена на "входе" поступает продукция конечная, навсегда покидающая сферу производства, и продукция промежуточная, которая поступает в конечное потребление не сразу, а через процесс дальнейшей переработки в других производственных звеньях.

В условиях перехода России к рынку необходимо дать более обобщенную оценку взаимосвязи сферы обмена со сферой производства. Тактика "шоковой терапии" себя не оправдала. Произошло вот что: с 1992 г. сфера обмена и сфера производства стали двигаться в противоположных направлениях: быстрое развитие рыночной торговли сопровождается падением производства фактически во всех отраслях. Капитал устремился в сферу посреднических структур, а не туда, где создаются материальные ценности. В этом парадокс движения экономики России к рынку. Разрушение механизма централизованного управления экономикой открыло простор рыночным отношениям в сфере обращения, однако активизация сферы производства не произошла.

Процесс потребления. Потребление представлено в воспроизводственном процессе двояко: во-первых, это производственное потребление и, во-вторых, -непроизводственное или личное потребление. В процессе производственного потребления складываются обратные связи между результатом производства средств и предметов труда и объемом производственных ресурсов. Средства труда пополняются за счет производственных (направленных в производство) капитальных вложений, а предметы труда - за счет сырья.

Для полного описания процесса потребления в воспроизводственном цикле осталось определить непроизводственное потребление - конечный "выход" экономики. Оно включает в себя непроизводственные капитальные вложения и фонд потребления.

Пропорции процесса потребления регулируются законом убывающей полезности. По мере увеличения объема потребления одного и того же продукта его общая полезность возрастает замедленно.

Потребление - это стимул к развитию производства, двигатель экономической системы. Удовлетворенная потребность порождает новые запросы. Однако, при переходе экономики России к рынку, не наблюдается позитивных сдвигов в сфере потребления.

Итак, потребление - это сфера, выполняющая своеобразную итоговую функцию. Здесь реализуется цель деятельности экономической системы. Рациональное потребление повышает эффективность экономики. И ради потребления, в конечном счете, создается определенная хозяйственная система.
2. 3. Информационные потоки
Прежде чем описывать процесс воспроизводства в категориях направленного поведения, необходимо проанализировать закономерности взаимодействия различных элементов экономической системы друг с другом и с окружающей средой и выявить возможные состояния системы при различных формах и интенсивности этих взаимодействий.

"Выход" экономической системы в целом на самом деле вновь подается на ее "вход" в части ресурсов накопления и средств для воспроизводства рабочей силы. Очевидно, что схема взаимосвязей между "входом" и "выходом" отдельных элементов сохраняет свое значение.

Информационный сигнал на выходе элемента является "входом" для другого. Входные сигналы перерабатываются и выдается информация. Так возникают информационные потоки, каждый из которых предъявляет свои требования к характеру информации. Эта разнокачественная информация, ее дифференциация по адресатам должна учитываться при анализе взаимодействия различных элементов экономики в процессе функционирования хозяйственной системы. Потоки информации несут разную экономическую нагрузку.

Характер информации определяется тем, что суммарный выход системы является входом в систему, т.е. это уже не конкретные продукты, а некоторым образом агрегированный ресурс.

Особенность информационных потоков: различная степень агрегированности информации, а этот момент очень существенен, ибо в реальных условиях важно не только знать подробнее данные по продуктам, но и иметь представление об общем потенциале системы. Естественно, что такая информация может аккумулироваться лишь в агрегированном виде. Такая информация носит название макроэкономической информации. К видам макроэкономической информации относятся: полезность, затраты и собственность.

Каковы же источники информации об общественных потребностях, об экономических возможностях хозяйства.

Вопрос этот необычайно сложен, особенно если речь идет об экономической системе в целом. Процесс обмена и переработки информации накладывает специфический отпечаток на весь механизм хозяйственной системы.

Понимание всей сложности проблемы получения исчерпывающей информации об объекте, и следовательно, определения вероятности достижения им того или иного из возможных состояний, приводит к выводу о необходимости разработки специальной информационной системы.

Поскольку экономическая система саморазвивающаяся, в ней обязательно существует внутренний источник возникновения новой информации. Новая информация - это "горючее" для развития хозяйственной системы. В этом смысле саморазвивающаяся экономическая система может быть охарактеризована как информационно-развивающаяся система. Информация в таких системах постоянно возникает, накапливается, обновляется и анализируется системой.

Специфическим моментом здесь является то обстоятельство, что возникающая информация должна носить принципиально новый характер, т. е., по определению, не может быть предсказуема. Выход из этого положения лежит во включении неопределенности в модель, которая описывает реальную хозяйственную систему.

Наряду с проблемами стимулирования возникновения новой информации существенное значение имеет и другой аспект: обеспечение условий для широкого обмена информацией, или иными словами, механизм хозяйственной системы должен стимулировать несокрытие информации.

Проблема сокрытия информации возникает как раз в таких хозяйственных системах, как в нашей стране и развитых в промышленном отношении странах. Источник ее - в рассогласовании интересов системы в целом и ее отдельных составных элементов.

Затронем еще один вопрос о соотношении двух моментов функционирования хозяйственных систем: генерирование принципиально новой информации и прогнозирования развития системы. Иными словами, речь идет о парадоксе: как предвидеть непредвиденные события. Конечно, разрешить этот парадокс, как говорится "в лоб" не представляется возможным. Однако некоторые подходы к проблемам неопределенности и прогнозирования позволяют сделать вывод, что задача не выглядит безнадежно неразрешимой.

Могут быть выявлены статистические закономерности, позволяющие трактовать всю совокупность случайных событий как вероятностный процесс. Таким образом, на макроуровне имеем дело не с неопределенностью, а с вероятностью. Достаточно знать распределение вероятностей, чтобы дать оценку возможности наступления тех или иных событий.
2.4. Макроэкономическая динамика.
Общественное воспроизводство, его динамика - это движение со своим вектором, со своей направленностью.

Динамичность воспроизводства дает возможность применять к экономической системе такие характеристики, как настоящее, прошлое и будущее, т.е. представить ее эволюцию как последовательную и закономерную смену состояний.

Типичные проблемы, изучаемые экономической динамикой:

  1. Пропорция между потреблением и накоплением.

  2. Распределение ресурсов по сферам.

  3. Распределение затрат (ресурсов) между различными моментами времени.

  4. Выбор наилучшей траектории.

  5. Важнейшая проблема - моделирование НТП.

  6. Выбор продолжительности планируемого горизонта, т.е. прогнозируемого периода.

Изучают экономическую динамику с помощью динамических моделей. Динамические модели определяют так в зависимости от учета фактора времени. В отличии от экономической динамики экономическая статика изучает проблемы использования уже имеющихся возможностей для рационального ведения хозяйства. Например, выбор структуры потребления при заданной системе потребительских назначений, балансировка производства и потребления, инвестиций и сбережений.
2.5. Пропорциональность: факторный, лаговый

и структурный аспекты
Количественные соотношения, которые складываются между элементами экономической системы, выражаются посредством такой категории, как  пропорциональность. В ее основе лежит обеспечение соответствия между целями экономического роста и производственными ресурсами.

Пропорциональность представляет собой инвариантный структурообразующий аспект экономической системы. И вот почему. Если пропорциональность поддерживается постоянно, то экономическая система развивается в равновесном режиме. Если же пропорциональность постоянно нарушается, но все же достигается как средняя, то режим развития системы неравновесен. А если пропорциональность не обеспечивается и в среднем, то перед нами - разрушающий экономическую систему тип ее развития.

Пропорциональность достижима при различном соотношении объемов производственных ресурсов в зависимости от состава целей экономического роста. Многовариантность обеспечения пропорциональности предопределяется  дополняемостью и взаимозаменяемостью целей и производственных ресурсов.

Применительно к целям экономического роста дополняемость вытекает из того, что постановка одних целей невозможна без постановки других, сопряженных. Относительно же производственных ресурсов - из того, что средства и предметы труда, как и рабочая сила, являются факторами производственного процесса. При отсутствии хотя бы одного из них производственного процесса быть не может.

Взаимозаменяемость целей экономического роста отражает тот факт, что отдельные цели имеют способность заменять другие; взаимозаменяемость производственных ресурсов предполагает возможность достижения заданного потока продукции при разном соотношении между факторами производственного процесса: средствами труда, предметами труда и рабочей силой.

В реальном процессе экономического роста дополняемость и взаимозаменяемость сосуществуют. Это значит, что данные характеристики не абсолютные, а относительные: принцип дополняемости не отрицает жестко принцип взаимозаменяемости. Пусть в данных конкретных условиях возможны различные сочетания целей экономического роста, также и сосуществование технологий, значительно отличающихся по соотношению производственных ресурсов. Но впрочем, имеется предел целевой и ресурсной взаимозаменяемости, за этим пределом бесперебойность экономического роста неизбежно нарушается. Конкретнее, есть верхняя и нижняя границы взаимозаменяемости целей экономического роста и производственных ресурсов.

Границы взаимозаменяемости целей предопределяются соответствием различных наборов производственных продуктов общественной потребности в них. Нижняя граница здесь задается таким набором произведенных продуктов, который не обеспечивает минимум необходимого удовлетворения общественных потребностей хотя бы по одному из элементов данного набора. Верхняя же граница взаимозаменяемости целей экономического роста характеризуется набором продуктов, обусловливающим превышение общественной потребности хотя бы по одному элементу.

Что касается производственных ресурсов, то границы их взаимозаменяемости - производные от реально существующих технологических ограничений. Нижняя граница отменена таким набором ресурсов, который соответствует простейшим на данный момент времени технологиям, а верхняя - наоборот, отвечающим передовым технологиям.

В указанных границах возможны различные сочетания целей экономического роста и производственных ресурсов. Если есть изменения в сложившейся структуре целей экономического роста или в составе производственных ресурсов, эффект замещения действует. Он выражается посредством эластичности замещения, которая показывает способность этих целей вытеснять другие. Эластичность замещения целей экономического роста зависит от меры их реализации, а производственных ресурсов - от их ограниченности.

Взаимозаменяемость целей экономического роста и производственных ресурсов определяет следующий набор их возможных сочетаний между собой:

а) разные производственные ресурсы - реализация определенной цели экономического роста;

б) один производственный ресурс - реализация разных целей экономического роста;

в) запаздывание изменения структуры целей экономического роста относительно сдвига в составе производственных ресурсов.

В соответствии с каждым набором возможных сочетаний целей экономического роста и производственных ресурсов можно выделить  факторный, структурный и  лаговый аспекты пропорциональности. 

Факторная пропорциональность  основывается на взаимосвязи между выпуском продукции и объемом примененных производственных ресурсов. Она определяет такой набор соотношений между объемами ресурсов, который позволяет обеспечить заданный выпуск продукта.

Структурная пропорциональность базируется на соотношениях, складывающихся между материально-вещественными и стоимостными элементами совокупного общественного продукта (СОП) в процессе его реализации. Она отражает воздействие распределения (Р) и обмена (О) частей СОП на формирование состава производственных ресурсов.

Лаговая пропорциональность возникает из факта временного несовпадения между началом осуществления эффекта и вызывающим этот эффект воздействием. Этот аспект пропорциональности характеризует как промежуток времени между извлечением дохода и намерением произвести затраты, так и период между их осуществлением и получением продукта.

Между отмеченными аспектами пропорциональности существует определенная соподчиненность. Главное в ней: факторный аспект пропорциональности первичен по отношению к структурному и лаговому. Последние конкретизируют факторный аспект применительно к согласованию целей экономического роста и производственных ресурсов. Именно структурные и лаговые пропорции позволяют обеспечить рациональное согласование производственных ресурсов и достичь заданного выпуска продукта.

Перечисленные аспекты пропорциональности получают свою количественную определенность в зависимости от состава в системе целей, формируемых обществом.

На пропорциональность влияют следующие обстоятельства:

1) объем и динамика производственных ресурсов не являются строго определенными величинами, а во многом зависят от целей экономического роста;

2) материально-вещественный состав продуктов (СП и ПП) соответствует системе потребностей, возинкающей в обществе. В противном случае производственные ресурсы будут созданы в таком наборе продуктов, который не отвечает сложившейся шкале общественных предпочтений;

3) объективно существует потребность в сокращении разрыва во времени между сформулированными целями экономического роста и реальными возможностями их удовлетворения. К тому же имеется и определенная зависимость экономического развития в будущем от начальных условий, определяемых состоянием экономической системы в настоящем.
2. 6. Экономические субъекты и их поведение на

национальном рынке
Согласование макроэкономических пропорций обеспечивается через механизм спроса и предложения. Достижение пропорциональности обеспечивает экономический рост. Поддержание же пропорциональности представляется результатом сложного взаимодействия различных элементов рыночного механизма.

В процессе движения к рынку важно грамотно разбираться в сущности и характере тех "кирпечей" (компонентов), из которых строится здание рынка. Можно сказать, что мы имеем здесь дело с тем строительным материалом, из которого складывается фундамент экономической теории и практики.

Основными экономическими субъектами, функционирующими на национальном рынке, выступают фирмы, производящие продукты (предприниматели), а также работники, предлагающие рабочую силу (домашние хозяйства) и правительство.

Главные экономические субъекты одновременно функционируют на трех составляющих национального рынка: рынке товаров и платных услуг, рынке денег и ценных бумаг и рынке труда.

В основе взаимодействия фирм и работников (домашних хозяйств) на рынке товаров и платных услуг лежит пропорция между потреблением (С) и сбережением (S).

На рынке встречаются продавец товара и покупатель. Покупателя интересует, какой эффект он может получить от приобретения товара, то есть какую полезность представляет этот товар. Продавца (и производителя соответственно) интересует возмещение затрат, то есть соответствие затраченных усилий тому материальному эквиваленту, который удастся получить за счет вырученных от продажи средств.

Интересы и эффекты у участников сделки неодинаковы. Они должны быть согласованы, иначе сделка не состоится.

Как уравновесить эффект затрат и эффект полезности. Что лежит в основе согласования. Может, какой-то один параметр. Как утверждают сторонники трудовой теории стоимости, это - затраты, а теоретики австрийской школы - полезность. Или, может, это сочетание, взаимодействие того и другого, "пересечение" затрат и полезности.

Обратимся к практике, попытаемся представить позицию покупателя. Какие товары покупатель приобретает. В какой последовательности. Посмотрим, как согласуются запросы покупателя, предпочтения и выгоды.

Покупатель приобретает ту вещь или услуги, которые представляют для него ценность. Итак: покупатель исходит из ценности. Но ценность для покупателя определяется не затратами, не трудовыми усилиями производителя, а полезностью вещи, ее качеством, надежностью, удобством в эксплуатации, то есть способностью наилучшим образом удовлетворить ту или иную потребность. К примеру, покупателя интересует не количество труда, затраченного на выпечку булки хлеба, а свойства продукта - свежесть хлебного батона, и результат - получит ли покупатель вкусовое наслаждение.

Покупателя, естественно, беспокоит и цена. Он руководствуется сложившимся на рынке уровнем цен, а не пытается рассчитывать цену, исходя из произведенных затрат. Покупателю неизвестны действительные затраты на производство продуктов питания. Покупатель готов уплатить определенную сумму исходя из степени важности предмета и услуги, которые намеревается приобрести. Покупка товаров и услуг совершается по степени их значимости для потребителя, по соотношению их полезности. Оценка полезности со стороны покупателя носит субъективный характер, но она каждодневно и непрерывно проводится и вписывается в систему рыночных отношений.

В зависимости от суммы денег, которая имеется у покупателя, выстраивается определенная градация покупательских предпочтений, говоря грамотно, градация уровней (степеней) потребительных стоимостей.

Полезности подвижны, неодинаковы. Но они сопоставимы и в известной степени соизмеримы. Полезность вещи неоднозначна для каждого покупателя. Она зависит от редкости (дефицитности) и степени удовлетворения нужды в том или ином товаре или услуге. Образуется своего рода иерархия потребностей на различные блага и на один и тот же товар. Одно дело один кусок хлеба, чтобы не умереть с голоду. Иное дело, наличие несколько батонов хлеба различных сортов и вкусовых качеств. Практика показывает, по мере насыщения потребностей их острота снижается, полезность каждой дополнительной вещи постепенно уменьшается. Эффект полезности по мере увеличения размера блага спадает.

Подход продавца (и производителя) к заключению торговой сделки иной. Производителю важно вернуть произведенные затраты и получить сверх того прибыль.

Если продавец учитывает и уровень полезности товара, то прежде всего и главным образом с точки зрения величины затрат. Нередко продавец игнорирует реальные потребности, и только рыночная конкуренция способна притормозить рост затрат, принудить к поиску новых технологий, к поиску оптимальной комбинации производственных факторов.

Уравнивает противоречия продавца и покупателя - цена. Цена выступает в качестве балансирующего фактора, фактора согласующего эффект затрат с эффектом полезности. Для покупателя цена - ориентир, который регулирует и регламентирует иерархию и набор различных потребностей. Для продавца (производителя) цена - показатель, который обеспечивает соответствие производственных затрат и ту пользу, которую он может извлечь от реализации товара.

Как известно, цены на рынке на однородную продукцию в общем довольно близкие или одинаковые. А полезность, значение каждого товара для покупателей неодинаковая. И это не просто разные полезности. Необходимо пояснить, что лежит в основе, каков механизм того, что в итоге различия приводят к согласованной составляющей, т.е. к созданию взаимоприемлемых цен. Иначе говоря, каким образом при различных оценках и подходах покупателя и продавца возникает выигрыш для обеих сторон. Как достигается эквивалентность обмена неоднозначными полезностями.

Закон единства цены вытекает из закона замены. Границы целесообразности разные. Для покупателя существует определенный предел повышения цены, выше которого он не купит товар. Для продавца имеется некоторый предел низшей границы цены, которую он согласен получить за свой товар и ниже он не хочет опуститься.

Но где-то на пересечении интересов находится ступень, соответствующая желаниям извлечь полезность одинаковой интенсивности. Цена, приемлемая для обеих сторон, выражает равенство удовлетворенных потребностей.

Уравновешивающая функция цены складывается не просто как средняя, а из взаимодействия конечных величин - максимума полезности и минимума затрат.

Подводя итог рассуждениям о взаимосвязи производственных затрат и полезности, следует учитывать, что эти категории в практической хозяйственной жизни неразрывны. Производственные затраты - это труд, затраченный на производство материальных благ и услуг. Чем производительней труд, тем меньше производственные затраты, тем больше благ оказывается в распоряжении общества.

Вместе с тем производственные затраты имеют только те предметы, которые имеют полезность. Причем степень полезности непосредственно воздействует на эффективность рыночного хозяйства.
Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И НАКОПЛЕНИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА



  1. Воздействие фискальной политики на бюджет.

  2. Государственный долг как опцион.

  3. Модель перекрывающихся поколений с учетом государственного долга.



3.1. Воздействие фискальной политики на бюджет
Объемы производства и потребления зависят от текущего состояния экономики, которое разделяют на перегретый, переохлажденный и нормальный режимы. Предпринимаемые правительством действия влияют на покупательную способность населения, а также на его предпочтения, позволяют вовремя переориентироваться производителю.

Экономическая политика государства воздействует на перемещение кривых спроса и предложения.

Дефицит финансовых средств не позволяет многим предприятиям освободиться от накопленных долгов и заняться инвестированием. Необходимые для развития производства средства могли бы прийти из финансовых рынков, возможно, при поддержке правительства. Существенную помощь могли бы оказать кредитные средства.

Если государственнные расходы (G) превышают поступления (T), то образуется бюджетный дефицит (В):
В = G - T.
Напротив, превышение доходов над расходами называется положительным бюджетным сальдо ( или, как некоторые называют, - профицитом):


  • В = T- G.


Подставим в формулу значение чистых налогов:
B = G + Tr - t*y.
Tr - уровень трансфертов,

t - налоговая ставка .


  1. Воздействие на бюджетный дефицит государственных расходов.

Предположим, что возросли государственные расходы и что трансферты и ставка налогооблажения не изменились. Вспомнив, что изменение в государственных расходах вызывает изменения и в уровне дохода, можно отметить рост бюджетного дефицита. Но с ростом государственных расходов увелииваются и доходы населения, а значит - и налоговые поступления, которые частично компенсируют дополнительные расходы государства. Рост бюджетного дефицита отстает от роста государственных расходов.

  1. Воздействие на бюджетный дефицит трансфертов.

Теперь предположим, что увеличились трансферты при постоянных государственных расходах и ставки налогооблажения. В данном случае можно сделать вывод о том, что изменение государственного дефицита будет меньше изменений трансфертов.

  1. Воздействие ставки налогообложения на бюджетный дефицит.

Наконец, посмотрим, что произойдет, если увеличится ставка налогообложения при неизменных трансфертах и государственных расходах. В таком случае величина бюджетного дефицита сокращается с увеличением налоговых поступлений. Изменения налоговых поступлений состоит из двух составляющих: 1) увеличение поступлений, вытекающих из непосредственно из роста налоговых ставок, и 2) косвенного увеличения поступлений, вызванных ростом доходов. Таким образом, увеличение налоговой ставки приводит к меньшему снижению дефицита.

Теперь можем обобщить результаты нашего анализа.

Таким образом, национальный доход возрастает в большей мере при росте государственных закупок, чем при росте трансфертов или при понижении налоговых ставок, либо при снижении чистых налогов. Вместе с тем бюджетный дефицит будет больше при снижении чистых налогов, чем при увеличении на ту же величину государственных расходов.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconРабочая программа дисциплины «Информатика»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconНир научно-исследовательская работа
Университет – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск