Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя»





Скачать 143.1 Kb.
НазваниеМатериал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя»
Дата публикации29.06.2013
Размер143.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме « Поведение потребителя»

Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало отказа от догматических взглядов и представлений, преобладавших ранее в общественно-экономическом сознании россиян, избавления от многих стереотипов и формирования нового экономического мышления, соответствующего рыночным условиям. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях. Поэтому одной из задач общеобразовательной школы является обучение детей основам экономики.

Изучение экономики в школе в первую очередь призвано способствовать формированию у школьников целостной картины экономического поведения людей.

Человек отражается в зеркале экономической науки двояко – это и потребитель благ, и производитель потребляемых благ. Тема «Поведение потребителя» знакомит учащихся с ролью потребителя и влиянием его поведения на экономическое развитие и поведение фирмы, отрасли, общества в целом.

Удовлетворение и развитие потребностей - постоянный и возобновляемый исторический процесс, в котором развитие идет вслед за ростом потребностей. Конечной целью любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества – вот почему экономическая наука уделяет особое внимание вопросам поведения потребителя.
Тема «Поведение потребителя» (4 часа)

Урок № 1._______________________Технологическая карта

1. Тема урока
2. План изучения нового материала

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

1. Количественный подход. Измерение полезности.

2.Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

3.Предпосылки теории поведения потребителя.

4. Парадокс воды и бриллиантов.

1. Цели урока (двухмерная конкретизация)

2. Возможная личностно значимая проблема


-знать понятие «полезность», «общая и предельная полезность», «закон убывающей предельной полезности»;

- уметь формулировать и объяснять закон убывающей предельной полезности;

-уметь приводить примеры «общей и предельной полезности»;

-уметь перечислять предпосылки теории поведения потребителя;

-уметь строить кривую «предельной полезности»;

- уметь объяснять взаимосвязь между «общей и предельной полезностью» по формулам;

-принимать на себя ответственность за свое поведение;

Научиться принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества.

1. Ведущая идея.
2. Основные понятия и термины.

Концепция предельной полезности основана на предположениях о человеческом поведении: индивидуум потребляет товары и услуги до тех пор , пока «дополнительное удовлетворение , получаемое от последней потребленной единицы , не становится равным удовлетворению, от которого они отказались, оплатив товар».

Повторение: блага, потребности, виды потребностей, рациональное поведение.

Новые: полезность, общая и предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая общей полезности, кривая предельной полезности, кардиналистский подход измерения полезности..

Внутрипредметные и межпредметные связи

Математика (формулы, графики), история, английский язык.

1. Тип и вид урока
2. Этапы урока


Методы обучения - познавательные задания (УУ, РЗ, ПЗ, ТЗ, ИЗ, НЗ)

Тип урока - урок изложения новых знаний, вид -

эвристическая беседа, проблемный вопрос.

1.Орг. момент.

2. Мотивация.

3.Изложение нового материала

4.Контроль первичного восприятия материала.

5.Дом. задание

6.Итог урока

УУ - задание на развитие беглого чтения и письма (диагностический диктант «Законы Госсена»); РП - решение задач; ПЗ - построение графиков; ИЗ - проблемный вопрос ( «Почему вода, без которой невозможна жизнь, стоит дешево(или ничего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого ?», НЗ - «Законы Госсена», ТЗ - дом.задание (Опишите возможную ситуацию, когда предельная полезность воды выше, чем предельная полезность алмаза)

Оборудование

Доска, мел, раздаточный материал, фильм «Большая перемена», компьютер, проектор.

Домашнее задание
- для всех учащихся


-индивидуальные
-опережающие

Репродуктивное:

Выучить параграф 5.1 из учебника;

Выучить формулы ;

Решить задачу из «Практикума С.И.Иванова №3 с.74-75.

Творческое – придумать синквейн о полезности.

Прочитайте произведение О.Генри «Дары Волхов», написать эссе на тему «Действительно ли принцип максимизации полезности полностью характеризует поведение потребителя?».

Комплексное - « Опишите возможную ситуацию, когда предельная полезность воды выше, чем предельная полезность алмаза».

Найти материал о Госсене.


Источники информации

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 1992

Учебник Основы экономической теории 10-11 класс / Гос.унив. Высшая школа экономики; Под. ред. С.И.Иванова- М.: Вита-Пресс, 1999. , глава 5.1.

«Практикум по основам экономической теории»/ Под ред. С.И.Иванова.- М.: - Вита- Пресс, 1999.

Сборник задач по микроэкономике. (К «Курсу микроэкономики») Р.М.Нуреева. Норма. Москва.2008.

Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Под ред. Н.А. Заиченко. С-Пет. СМНО Пресс.1998.

http :// 50 economicus. / ru.


Что такое полезность?

Общая полезность(total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.
(Просмотр отрывка из кинофильма «Большая перемена»).

Вопрос: получил ли удовлетворение герой фильма от 8 выпитого стакана?

(Нет, потребление каждой следующей единицы товара принесет ему в целом увеличение общей полезности. Однако в расчете на каждую единицу товара первый стакан принесет ему наибольшее количество удовольствия, второй чуть меньше, пятый уже совсем немного. Таким образом, его полезность на каждую дополнительную единицу блага становится все меньше).

Изменение общей полезности при изменении потребления товара или услуги за период на 1 единицу называют предельной полезностью.

Но как измерить полезность товара, если наши вкусы и предпочтения – дело сугубо индивидуальное? То, что считает полезным один, для другого, может быть, не будет приносить никакого удовлетворения. И как решить, что приносит большую полезность - 1 яблоко или 1 тетрадь? И в каких единицах эту полезность измерить?

Хотя полезность товара или услуги не может быть измерена в точном численном виде, мы можем изучать некоторые принципы потребительского поведения, допуская, что полезность можно измерить количественно. Основоположники теории предельной полезности исходили из количественного (кардиналистского) подхода, предполагая, что потребители субъективно оценивают количественно полезность благ в условных единицах - ютилях (утилях) (util). При этом, чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.

Функция полезности товара А:

TUa=f (Qa), где TUa- общая полезность товара А; Qa - количество товара А.

Когда товарный набор состоит из множества товаров и услуг, то в функцию будет включено сколько угодно переменных величин.

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:



Покажем на примере связь между общей и предельной полезностью какого – либо блага. Построим в табличной форме функцию полезности индивида, потребляющего яблоки.

Количество яблок (Q) шт.

Общая полезность(TU) ютилей

Предельная полезность(MU) ютилей

0

0

80

1

80

50

2

130

30

3

160

20

4

180

10

5

190

5

6

195

0

7

195

-5

8

190





Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере увеличения объема потребляемых единиц.

Таким образом, законом, лежащим в основе теории потребительского поведения, является закон убывающей предельной полезности.
Контрольный тест по теме «Поведение потребителя».
Раздел 1. Отметьте «1», если высказывание верно или «2», если высказывание неверно:

1. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.

1.Верно 2.Неверно

2. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными.

1.Верно 2. Неверно

3. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

1.Верно 2.Неверно

4. У рационального потребителя предельные полезности всех потребляемых им товаров равны.

1.Верно 2.Неверно

5. Кривые безразличия двух товаров пересекаются в точке равновесия потребителя.

1.Верно 2.Неверно

6. Маша максимизирует свое удовлетворение от потребления конфет и пирожных, когда она потребляет такое их количество, которое представлено точкой касания линии ее бюджетного ограничения и кривой безразличия.

1.Верно 2.Неверно

7. Если А и В - совершенные товары- субституты, то их предельная норма замены постоянна.

1.Верно 2.Неверно

8. Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.

1.Верно 2.Неверно

9. В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя.

1.Верно 2.Неверно

10. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковой цене только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

1.Верно 2.Неверно

Раздел 2. Выбери один верный ответ:

11. Укажите верное утверждение: Может ли общая полезность товара Х возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара?

А) не может, так как снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности.

Б) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара Х не сравняется с его предельной полезностью.

В) может, согласно закону убывающей предельной полезности.

12. Укажите верное утверждение: Если цена на яблоки снижается, то увеличение количества покупаемых яблок приведет к:

А) снижению общей полезности купленных яблок;

Б) уменьшению общей полезности ровно на одно яблоко;

В) увеличению предельной полезности яблок;

Г) понижению предельной полезности яблок.

13. Укажите верное утверждение: Для максимизации полезности потребитель должен так распределить доход, чтобы:

А) приобретать максимальное количество товаров, не являющимися заменителями;

Б) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой;

В) общая полезность каждого товара в расчете на единицу была одинаковой;

Г) предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на 1 доллар, была одинаковой.

14. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

А) предельная полезность равна нулю;

Б) предельная полезность имеет максимальное значение;

В) предельная полезность имеет минимальное значение;

Г) верный ответ отсутствует.

15 . Условие равновесия потребителя:

А) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

Б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

В) предельные полезности благ равны;

Г) верны все утверждения.

16. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:

А) первый бутерброд;

Б) бутерброд точки насыщения;

В) средний из съеденных бутербродов;

Г) последний бутерброд.

17. Полезность – это:

А) свойство блага приносить пользу потребителю;

Б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми;

В) обладание полезными элементами для здоровья человека;

Г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления.

18. Первый закон Госсена состоит в том, что:

А) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;

Б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

В) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага увеличивается по равнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

Г) действует утверждение А и Б.

19. Парадокс ценности, отмеченный Адамом Смитом, заключается в том, что:

А) производитель ценности оказывается в то же самое время и потебителем;

Б) только при условии специализации можно производить более ценные продукты;

В) в социалистическом обществе успешно работающие предприятия могли производить некачественные товары;

Г) более ценные для человека товары порой оказываются дешевле, чем менее ценные.

20. Парадокс ценности А.Смита разрешается утверждением , что:

А) предельная полезность отличается от совокупной полезности;

Б) люди предсказуемо реагируют на стимулы;

В) вся хозяйственная деятельность людей и предприятий имеет в своей основе рациональные решения отдельных людей;

Г) люди производят больше товаров и услуг, чем потребляют. верным:

21. Бюджетное ограничение -

А) законодательно установленный минимум заработной платы лиц наемного труда;

Б) средний доход домашнего хозяйства за вычетом налогов, поступающих в государственный бюджет;

В) ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода;

Г) часть дохода потребителя, которую он тратит на приобретение экономических благ.

22. Бюджетная линия -

А) прямая, характеризующая пропорциональную зависимость потребительских расходов от величины дохода потребителя;

Б) прямая, которая характеризует функциональную зависимость величины расходов потребителя от изменений общего уровня цен данного набора товаров и услуг;

В) линия, отображающая множество наборов благ, приобретение которых требует фиксированной величины денежных затрат;

Г) кривая, которая показывает динамику семейного бюджета во времени.

23.Увеличение денежного дохода потребителя вызовет:

А) смещение бюджетной линии вправо;

Б) смещение бюджетной линии влево;

В) изменение угла наклона бюджетной линии.

24. Изменение уровня цены на одно из покупаемых потребителем благ приведет:

А) к смещению бюджетной линии вправо;

Б) к смещению бюджетной линии влево;

В) к изменению угла наклона бюджетной линии.

25. Равновесие потребителя предполагает:

А) потребитель расходует весь

Б) потребитель максимизирует полезность приобретаемых им благ, расходуя при этом минимальную часть своего дохода.

26. Равновесное состояние потребителя показывает:

А) любая точка на бюджетной линии;

Б) любая точка на кривой безразличия;

В) обе точки пересечения бюджетной линии кривой безразличия;

Г) одна из точек пересечения бюджетной линии кривой безразличия;

Д) точка касания бюджетной линии кривой безразличия.

27. Индивидуальный спрос -

А) величина спроса на данный товар, предъявляемого его потребителями, когда они находятся в состоянии равновесия;

Б) спрос отдельного индивидуума на товары и услуги, которые он намерен получить на свой доход;

В) спрос, предъявляемый отдельным потребителем на товар или услугу, которые он желает приобрести на свой доход;

Г) спрос на отдельный товар или услугу, который предъявляется потребителем данного товара или услуги, желающим получить их за счет части своего дохода.

28. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 рубля за 1кг и 4 кг груш по цене 5 рублей за 1кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:

А) ; В) ;

Б) ; Г) .

29. Следующий товар является малоценным:

А) сок; В) прошлогодние газеты;

Б) бумажные салфетки; Г) путешествие в Альпы.

30. Бюджетное ограничение для потребителя представляет собой:

А) линию общей полезности товара;

Б) линию предельной полезности товара;

В) ограничение, налагаемое на выбор потребителя

Г) линию максимального удовлетворения потребителя.

31.Для Саши потребление буханки хлеба ценой 2 рубля приносит удовлетворение в размере 10 утилей. Какое количество утилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 рублей, если он находится в состоянии равновесия:

А) 10; В) 25

Б) 20; Г) 50.

32. Коля покупает подарки родным на Новый год. Что из следующих утверждений описывает проблему его рационального выбора:

А) он купит подарок тогда, когда предельная полезность подарка будет соответствовать его цене.

Б) он не обращает внимания на цену и руководствуется только своими предпочтениями.

В) его бюджет ограничен, поэтому он обращает внимание только на цену.

Г) Коля очень любит своих родных, поэтому принципы рационального выбора к нему не применимы.

33. Оптимальное правило покупки состоит в следующем:

А) цена товара соответствует его общей полезности;

Б) предельная полезность товара соответствует его цене;

В) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;

Г) такого не существует, каждый руководствуется собственными представлениями.

34. Если рациональный потребитель тратит 10 рублей в день на мясо и 2 рубля на хлеб, то:

А) рубль, истраченный на последний килограмм мяса, приносит столько же полезности, что и рубль, истраченный на последний килограмм хлеба;

Б) потребитель предпочитает мясо, а не хлеб;

В) мясо приносит потребителю большую полезность, чем хлеб;

г) предельная полезность мяса выше предельной полезности хлеба.

35. Предельная полезность - это:

А) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;

Б) полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага;

В) сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага;

Г) уровень полезности, на который стремится выйти потребитель.

36. Закон убывающей предельной полезности гласит:

А) потребности, удовлетворяемые потребителями при использовании некоторого блага имеют для него различную значимость;

Б) потребитель стремится к достижению общей полезности;

В) потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных;

Г) предельная полезность убывает с увеличением общего объёма блага, которым располагает потребитель максимума.

Ответы
1.Неверно

2.Неверно

3.Неверно

4.Неверно

5.Неверно

6.Верно

7.Верно

8.Неверно

9.Верно

10.Верно

11.«В»

12 «А»

13.«Б»

14.«А»

15. «Б»

16. «Г»

17.«В»

18.«Г»

19.«Г»

20.«Г»

21.«В»

22.«А»

23.«В»

24.«А»

25.«Д»

26.«Г»

27.«Г»

28.«В»

29.«В»

30.«В»

31.«В»

32.«А»

33.«Б»

34.«А»

35.«Б»

36.«Г»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconПрограмма дисциплины Поведение потребителя для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconКонспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие»
К уроку предусмотрена подготовка сообщений учащимися по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconУрок: математика + экология в 5-м классе по теме
Материал к уроку: картинки с изображением лекарственных растений, карточки с заданиями, жетоны для оценивания учащихся (красный –...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconДевиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)
...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconДидактический материал к уроку русского языка в 7 классе
Задание Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconКафедра экономической теории
Кардиналистский и ординалистский подходы к анализу поведения потребителя. Внутренний оптимум потребителя
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconКафедра экономической теории
Кардиналистский и ординалистский подходы к анализу поведения потребителя. Внутренний оптимум потребителя
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconДиплом «Психологическое воздействие массовой культуры на поведение потребителей»
Исследование влияния методов психологического воздействия массовой культуры на потребителя 22
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconКонспект урока русского языка в 6 классе на тему «БуквыЧиЩв суффиксах чик и -щик»
Материал: учебник, стр. 177-178, карточки с заданиями, дополнительные материалы к уроку
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconКонспект урока математики в 7 классе по теме «функция»
Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconВикторина по теме «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» 7 Доп материал...
Потрясённый, выбитый из колеи герой или Раскольников среди униженных и оскорблённых
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconПояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе...
...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» iconУроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»
Кроме того, геометрический материал, предназначенный для изучения в 6 классе, нацелен на подготовку учащихся к систематическому изучению...
Материал к уроку по экономике в 11 классе по теме «Поведение потребителя» icon«поведение потребителей»
Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск