Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации01.12.2013
Размер0.9 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Экономика > Монография
  1   2   3   4   5   6   7


В. А. Цокова, А. А. Халин


Таможенные платежи

в налоговой системе России

Владикавказ 2013

Министерство образования и науки рф
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)"

В. А. Цокова, А. А. Халин


Таможенные платежи

в налоговой системе России

Монография

Владикавказ 2013

ББК 65.261

УДК 336.221

Ц 76
Цокова В. А.

Ц 76 Таможенные платежи в налоговой системе России. Монография: / В. А. Цокова, А. А. Халин; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 71 с.
ISBN 978–5901585–72–6
В монографии с позиции системного подхода рассмотрены теоретические и практические аспекты функционирования налоговой системы Российской Федерации. Исследуя имеющиеся в экономической литературе точки зрения, авторы формулируют собственную позицию по основополагающим вопросам налоговой теории. А на основе анализа статистических данных доходной части бюджета РФ рассматривается фактическая ситуация, сложившаяся в области налогообложения внешнеэкономической деятельности в нашей стране в настоящее время.

Приведенные материалы могут способствовать углублению научных разработок по вопросам функционирования таможенной и налогово-бюджетной систем РФ. Книгу могут использовать в работе специалисты в области ВЭД и налогообложения, а также книга, несомненно, будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам экономических и финансовых специальностей.

ББК 65.261

УДК 336.221

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор СКГМИ (ГТУ)

Т. А. Позднякова

кандидат экономических наук, доцент СОГУ им. Хетагурова

Ф. С. Агузарова


ISBN 978–5901585–72–6  ФГБОУ СКГМИ (ГТУ), 2013

 Цокова В. А., гл. 1, 3, 2013

 Халин А. А., гл. 2, 2013

 Оформление. Издательство Северо-Кавказского

горно-металлургического института (государственного

технологического университета), 2013

Оглавление


Предисловие

Глава I. Сущность налоговой системы России

Глава II. Экономическая природа таможенных платежей

Глава III. Динамика и структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечиваемых таможенными органами

Библиография


4

6

25

47

68



Предисловие
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс совершенствования налоговой системы, поскольку одной из наиболее сложных проблем управления страной остается реализация мероприятий государственной налоговой политики. Многочисленные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, сложность их практической апробации свидетельствуют о безусловной важности научно обоснованного решения проблем функционирования налоговой системы России. И, нельзя не согласиться с мнением В. М. Пушкаревой, что налоговая система всегда являлась и будет содержанием государственных финансов во всех странах мира1.

В современном обществе налоги используются не только как фискальный инструмент, но и как инструмент воздействия государства на процессы общественного производства, их динамику и структуру. Доходная часть государственного бюджета РФ слагается из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, налогов с населения, различных сборов и прочих платежей. Посредством таможенных платежей в последние годы формируется порядка 30 % доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и более 50 % доходов федерального бюджета страны. Неотъемлемой составляющей таможенных платежей выступают косвенные налоги – таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. На долю НДС в целом приходится более 20 % доходов консолидированного бюджета РФ и более 30 % доходов федерального бюджета, что говорит об особой значимости данного налога для российского государства. Около трети совокупных поступлений налога на добавленную стоимость формирует НДС от осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, необходимость динамичного развития рыночных отношений в России требует дальнейшего совершенствования системы регулирования внешнеэкономической деятельности, основная роль в которой принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных платежей. Нашей стране необходима стабильная налоговая система, отвечающая, как интересам налогоплательщиков, так и государства. Создание рациональной системы налогообложения, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, прав и обязанностей налогоплательщиков, а также повышение эффективности производственной и внешнеэкономической деятельности – одно из ключевых условий развития российской экономики.
Глава I. Сущность налоговой системы России
В финансовой науке до настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения – понятия «налоговая система». Наряду с ним в научной литературе часто используются такие термины, как «система налогов», «система налогообложения», «налогообложение». Основной законодательный документ, регулирующий вопросы налогообложения в России – Налоговый кодекс РФ, также не раскрывает значение понятия – «налоговая система». Соответственно, автор счел целесообразным подробно остановиться на изучении данной проблематики. Прежде всего, рассмотрим мнения современных отечественных ученых-экономистов.

Авторы учебного пособия «Налоговая политика и налоговое администрирование» Аронов А. В. и Кашин В. А. подчеркивают, что «Институты, определяющие существо налоговых отношений, вместе с объединяющими их связями, составляют налоговую систему… институциональные аспекты самой структуры налоговой системы исследованы еще явно недостаточно. К настоящему времени налоговая система в развитых странах состоит из следующих основных видов налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, акцизы; налог с оборота, налоги с продаж; налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины; налоги на имущество (на капитал); налоги на передачу имущества (на дары и наследства); взносы в фонды социального страхования»1. В результате, данная характеристика налоговой системы попросту отождествляет ее с системой налогов.

По мнению д.э.н., профессора Дадашева А. З., налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны2. Аналогичной позиции придерживается Александров И. М., который рассматривает налоговую систему государства, как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых с соответствующих субъектов налогов (налогоплательщиков)1. Вполне очевидно, что в «налоговой системе» выделяются два звена – налоги и их плательщики, которые, исходя из определения, равны между собой. Понятие системы же, как известно, предполагает наличие соподчиненных связей между ее элементами.

Богданов Е. П. прежде всего дает определение понятию «система налогов»: «Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны»2. Далее в своем труде он отмечает: «Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя». В этом мы с ним полностью согласны. Налоговая система Российской Федерации, в трактовке Е. П. Богданова – «это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм». Таким образом, Е. П. Богданов, пытаясь разделить термины «система налогов и сборов» и «налоговая система», фактически не делает этого.

Большой экономический словарь под редакцией А. Б. Борисова дает следующее определение понятия «налоговая система» – совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов3. Вполне очевидно, что данная интерпретация отражает более широкую трактовку исследуемого нами термина.

С точки зрения авторов учебника «Налоговое администрирование»: д.э.н., профессора Мироновой О. А. и к.э.н., профессора Ханафеева Ф. Ф., современная «налоговая система является результатом длительного развития цивилизации и представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с наукой, экономикой и государством. Основой формирования налоговой системы служит относительно самостоятельное направление государственной деятельности – налоговая политика, базирующаяся на теории налогообложения»1. Такая характеристика налоговой системы вряд ли может быть оспорена, но, увы, она, с нашей точки зрения, сущности этой системы не раскрывает.

Д.э.н., профессор Юткина Т. Ф. подчеркивает, что «налоговая система – важное институциональное образование в государстве. Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части финансовых ресурсов из сферы их создания в сферу бюджетного потребления, но и для обеспечения относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными бюджетными интересами. Налоговая система как императивная структура организации взаимоотношений суверена (в лице государственно-властных органов), с налогоплательщиками есть система отправления государственно-властных полномочий при формировании казны… Налоговая система – совокупность налоговых форм (видов налогов) и способов управления ими в рамках конкретного государства»2. Также профессор Юткина Т. Ф. в своем труде дает более лаконичное определение налоговой системы – «налоговая система – совокупность императивных форм обобществления части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистеме подоходного, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов, регулирующих их действия государственными органами управления в лице финансовых и налоговых администраций»3. Взгляды профессора Юткиной Т. Ф. на сущность налоговой системы очень многогранны, но, по нашему мнению, рассматриваемая нами система имеет большее число входящих в нее элементов.

В труде Пушкаревой В. М. «История финансовой мысли и политики налогов» автором приводится следующее определение налоговой системы: «Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль»1. Также Пушкарева В. М. высказывает мнение о том, что обобщение опыта финансовой практики позволило финансовой науке сформулировать определение налоговой системы как комбинации налогов, «построенной, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов»2. Под «высшими принципами» подразумеваются правила, сформулированные А. Смитом.

С точки зрения Пушкаревой В. М., финансовая наука к началу XX в. сформировала определение налоговой системы, ее функции, главная из которых – финансовая; определила характер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. Эта модель налоговой системы использовалась вплоть до кейнсианства, в котором налоговой системе была отведена роль автоматического стабилизатора экономического цикла. В целях обеспечения экономического роста налоговая модель 80-х гг. вернула налоговой системе нейтральный характер.

При рассмотрении причин происхождения налоговой системы Пушкарева В. М. придерживается мнения немецкого финансиста Ланга, который считал, что «развитие податной системы есть необходимый продукт эволюции военной организации, и что каждое изменение первой тесно и причинно связано с переменами во второй»3. По мнению Озерова И. Х., войны оказывали реформаторское влияние на финансовую систему России. Это и понятно – войны требовали дополнительных средств и заставляли правительства думать о совершенствовании налоговой системы. Так, например, введенный в России в ходе первой мировой войны подоходный налог, в Англии и США был введен также под влиянием войн.

Эволюционное происхождение налоговой системы нашло свое отражение, по мнению Пушкаревой В. М., в ее определении: «Взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием всех социально-политических, экономических и финансовых влияний, носит название налоговой системы. Каждая страна, каждая эпоха имеют свою налоговую систему»1.

Нельзя не согласиться с мнениями Ланга, Озерова И. Х. и Пушкаревой В. М. о взаимосвязи развития налоговой системы страны с ее военно-политическим положением в мире, но, по нашему мнению, «взаимно связанная совокупность налогов…» не является налоговой системой.

Также интересна позиция Ходова Л. Г., согласно которой: «Совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налога, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов – все это есть налоговая система»2. В данном определении налоговой системы выделены три ее элемента – «налог», «органы власти и управления» и «государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов», что, на взгляд автора, не полно характеризует исследуемое нами понятие.

Необходимо отметить, что учебное пособие «Налоги и налогообложение» авторов Перова А. В. и Толкушкина А. В.3, рекомендованное УМО вузов, вообще не содержит определения «налоговой системы». Также не содержит определения «налоговой системы» и учебное пособие «Налоги и налогообложение» под редакцией И. Г. Русаковой и В. А. Кашина4.

По мнению профессора Барда В. С., «Налоговая система – сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики»5. В этом мы с ним согласны. Далее в своем труде профессор отмечает: «Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Итак, различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов и сборов; налоговое законодательство; формы осуществления налогового контроля; принципы построения налоговой системы… Налоговую систему нельзя сводить только к видам налогов и их характеристике. Это понятие намного шире. Налоговая система охватывает наряду с совокупностью видов налогов и налоговых ставок свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, структуру и функции государственных налоговых органов, принципы построения налоговой системы»1. Мы разделяем точку зрения профессора Барда В. С., но считаем возможным уточнить понятие «налоговая система», используя общеметодологический подход к определению термина «система», предложенный учеными.

Принципы системной природы знания разрабатывались в немецкой классической философии2. Претерпев длительное историческое развитие, понятие системы с середины XX века становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. Теория систем, системный анализ, системный подход прочно утвердились в качестве теоретико-методологического инструментария при анализе проблематики управления3. Развитие теории систем как специфической области знания проходит период активной эволюции, многие ее дефиниции еще не приобрели законченных характеристик, общеупотребляемых формулировок. Ныне известно до 40 определений понятия «система»4. Наиболее распространенной среди них является следующая формулировка. Под системой понимается совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1.

Практически аналогичная трактовка дана в Большой советской энциклопедии – система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство2.

Однако смысл понятия «система», как просто термина, отражает лишь формальное содержание его, как категории. Еще с давних времен известна замечательная фраза Аристотеля: «Целое больше своих частей».

Сущность системной концепции емко выразил в начале 20-х гг. XX века А. А. Богданов. «Организм, организация имеют свою «цель» и сообразно ей устроены… Организационное целое оказалось на самом деле практически больше простой суммы своих составных частей, но не потому, что в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления»3. Работа А. А. Богданова «Тектология» фактически ставит вопрос, почему целое может быть больше или меньше суммы частей, и даже частично его разрешает. Богданов не употреблял слово «система», а называл ситуацию «целое больше суммы частей» организованностью, а «целое меньше частей» дезорганизованностью.

Академик П. К. Анохин также считал, что системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. Некая потенциальная сумма систем больше арифметической суммы ее составляющих. Система как целостность приобретает новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это свойство системы, отражающее закон перехода количества в качество, было определено понятием «эмерджентность»1.

Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) в теории систем – наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. Синонимами данного понятия являются – «системный эффект», «синергетический эффект» и «интегративное свойство». В классификации систем именно эмерджентность, как основа их систематики2, является, с нашей точки зрения, важнейшим критериальным признаком системы.

Таким образом, при определении понятия система необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и т. д. Понятие системы имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как система), так как его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответствующих определений – как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удается выразить основные системные принципы, которые увязаны с принципами системного подхода, следующим образом:

– принцип целостности означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места и функций внутри целого. Он, при системном подходе, выражается в принципе отграниченности системы. Для формулирования интегративного свойства системы при системном подходе необходимо доказать, что это свойство не является суммой свойств отдельных компонентов совокупности. При этом отграниченность не следует путать с ограниченностью и с отсутствием внешних связей у системы. Также систему необходимо рассматривать одновременно как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

– принцип структурности отражает возможность описания системы через установление ее структуры, то есть сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры. Данный системный принцип при системном подходе выражается в структуризации, позволяющей анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

– принцип взаимозависимости системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Системный подход рассматривает этот принцип через открытость системы. Система должна иметь связи с внешней средой, иначе она недоступна для находящегося во внешней среде субъекта, который и формулирует интегративное свойство;

– принцип иерархичности – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы). Системный подход рассматривает иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой;

– принцип множественности описания каждой системы. В силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Системный подход также содержит принцип множественности, позволяющий использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания. Системный подход (системный анализ) — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. В связи с этим, к рассмотренным пяти принципам системного подхода добавляется еще один – это принцип взаимосвязанности компонентов системы. Данный принцип гласит о том, что взаимосвязанность компонентов системы очевидна, так как они связаны хотя бы через интегративное свойство. Однако следует различать связи, существенные для возникновения интегративного свойства (системные связи), и связи, не существенные для возникновения такого свойства.

Применим основные системные принципы и принципы системного подхода к исследованию налоговой системы. Если брать за основу, что налоговая система – это устойчивая совокупность элементов, структурированных под воздействием процессов, функционирующих внутри нее и приводящих к определенным результатам в экономике страны, то согласно принципу целостности, элементами налоговой системы являются следующие:

– налогоплательщики и налоговые агенты (физические и юридические лица);

– государство в лице органов управления налоговой системой (Министерство финансов РФ, ФНС России, ФТС России);

– налоги;

– органы, взимающие налоги (ФНС России, ФТС России);

– регулирующие (контролирующие) органы (МВД, Генеральная прокуратура РФ).

Необходимо отметить, что все элементы, образующие налоговую систему, носят вторичный характер по отношению к ней самой. То есть, совокупность функций и свойств, возникающих в налоговой системе, является первичной, а свойства и функции каждого элемента этой системы – вторичны. Например, если налог является основным носителем фискальной функции, то в целом налоговая система может носить социальную направленность. Именно данное свойство системы и именуется понятием «эмерджентность», т. е. несводимость свойств налоговой системы к сумме свойств, образующих ее элементов. Принцип структурности же, наоборот, свидетельствует о том, что свойства налоговой системы вытекают из структуры связей образующих ее элементов.

На первый взгляд может показаться, что принцип целостности противоречит принципу структурности. Однако принцип структурности под структурой подразумевает именно сеть связей и отношений, формирующихся между отдельными элементами системы. Таким образом, при рассмотрении налоговой системы необходимо наибольшее внимание уделять изучению той сети многочисленных связей, которые возникают между ее элементами при функционировании самой системы. В качестве иллюстрации действия данного принципа приведем следующий пример. Элемент налоговой системы «органы, управления налоговой системой» находится в тесной взаимосвязи с таким элементом, как «налогоплательщики и налоговые агенты». Четкое соблюдение сотрудниками налоговых органов норм налогового законодательства приводит к улучшению налоговой дисциплины налогоплательщиков, следствием чего является повышение коэффициента собираемости налогов и относительная стабильность формирования доходной части государственного бюджета. То есть, структура связей, возникающая между элементами налоговой системы, обуславливает определенные характеристики самой налоговой системы.

Такой элемент налоговой системы, как «налог», находится в прямой связи с элементом «налогоплательщики и налоговые агенты». К элементам «налога», как мы знаем, относятся: ставка, налоговая база и т. д. Выявив структурные связи между данными элементами, государство должно координировать их для уменьшения или увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Действие принципа взаимозависимости системы и среды ведет к тому, что нормальное существование системы невозможно без учета функции обратной связи, причем система должна являться активным компонентом такого взаимодействия. Для нормального функционирования налоговой системе необходимо вовремя реагировать на изменения экономической обстановки в стране и мире, и в соответствии с данными переменами правительство государства должно вносить коррективы в элементы налоговой системы. Таким образом достигается связь налоговой системы и внешней среды. Под факторами внешней среды, формирующими интегративное свойство налоговой системы, необходимо признать национальную экономику, с воздействующими на нее политическими партиями и общественными движениями, и мировую экономику, подвергающуюся влиянию политических союзов и мировых организаций.

Взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие общего рынка и возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, транснациональных компаний. Названные процессы способствуют усилению взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран. Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году и охвативший все страны мира, усугубил отрицательные моменты глобализации мировой экономики. На налоговые системы государств теперь возлагаются дополнительные функции по охране внутреннего рынка от негативного внешнего воздействия. Данные обстоятельства подтверждают необходимость признания под внешней средой функционирования налоговой системы государства не только национальную, но и мировую экономику.

Согласно принципу иерархичности, налоговую систему в России можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск