Скачать 0.5 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» для 3 класса общеобразовательного учреждения (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год Составитель: учитель ИЗО Климова Светлана Александровна Белгород 2013-2014 Пояснительная записка Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 3-го класса МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгорода разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству с учетом авторской программы по ИЗО - «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского», авторов: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, Просвещение, 2011. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (1-4 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2010 года и разработано по учебникам:
Программа УМК «Школа России». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа за учебный год в 3 классе. Тематика, заданная учебником является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Составной частью воспитания личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: - организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности школьников; - овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация; - развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности; - повышение уровня художественной образованности школьников – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия; - воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средства. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников, при обсуждении творческих работ одноклассников. Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. Планируемые результаты Изучение изобразительного искусства на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
Дети должны научиться эмоционально откликаться: - на красоту осени, на интересные волнующие события этого времени года; - явления зимней природы, на интересные события, связанные с этим временем года (игры, работа, праздник), помогать в подготовке новогоднего праздника; - красоту пробуждающейся весенней природы, пышную красоту лета; - явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков и многое другое. Научиться видеть красоту времен год, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими); творчески включаться в наблюдение примет времен года; проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; творчески откликаться на события окружающей жизни; проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и в течение года. В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать: - названия цветов и оттенков, три основных цвета; - правила смешения красок и получения составных цветов; - разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности; - отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка; - правила расположения рисунка на листе бумаги; - начальные сведения о средствах выразительности и эмоциональном воздействие рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и другое); - основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра; - простейшие сведения о наглядной перспективе, линия горизонта, точке схода и другое; - начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; Деление цветового круга на группы теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); - изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). Уметь: - правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку; - свободно работать карандашом, проводить линию разной толщины; - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого; - стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов; - правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа); - передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов – выше, крупнее – близких, мельче – дальних); - выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм; - владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона; - рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; - чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; - выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб, коробка и другое); - передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень; - использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемого предмета; - анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета; - использовать цветовой контраст им гармонию цветовых оттенков; - передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека; - составлять аппликационные композиции из разных материалов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для самостоятельной творческой деятельности; - обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и многое другое. Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять школьников действовать творчески. Система контроля: Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, итоговые выставки, контрольные задания, тематические и персональные выставки, конкурсы и соревнования, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества, нацеливают детей на достижение положительного результата. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы: Обучающиеся должны знать/понимать: • три сферы художественной деятельности и их единство; • роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению; • роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности; • многообразие природных форм, их рациональность и красота; • основные и составные цвета; • цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве; • имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства. Обучающиеся должны: • уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается; • иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок; • иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами; • иметь навыки построения композиции на всем листе; • уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги; • учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания; • развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций; • совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, • свободно заполнять лист цветовым пятном; • уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи; • уметь сочетать объемы для создания выразительности образа; • уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений; • творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать). Формы организации учебного процесса:
Виды организации учебной деятельности:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Контроль может осуществляться в следующих формах: участие в выставках и конкурсах. Содержание учебного предмета 3 класс I. Чем и как работает художники? 1. Гуашь. Цветочная поляна. Работа гуашью; изображение цветов на картоне зеленого цвета. 2. Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия. Работа гуашью; изображение стихии в природе. 3. Цветные карандаши. Букет осени. Работа с цветными карандашами; изображение осеннего букета. 4. Аппликация из осенних листьев. Работа с природным материалом; составление композиции из листьев. 5. Аппликация «Осенний ковер». Аппликация из разных видов бумаги; изображение земли, усыпанной листьями. 6. Графические материалы. Волшебный цветок. Работа тушью и акварелью; изображение волшебного цветка. 7. Пластилин. Древний мир. Работа с пластилином; лепка динозавров. Выставка и анализ работ выполненных в четверти. II. Мы изображаем, украшаем, строим. 8. Изображение и реальность. Птицы родного края. Работа гуашью; изображение птиц. 9. Изображение и фантазия. Сказочная птица. Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы. 10. Украшение и реальность. Паутинка. Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде. 11. Украшение и фантазия. Кружева. Работа белой гуашью по цветной бумаге; изображение кружевной салфетки. 12. Постройка и реальность. Мой дом. Рисование печатками, работа гуашью, фломастерами; изображение дома. 13. Постройка и фантазия. Городок-коробок. Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином; создание сказочного города. Выставка и анализ работ выполненных в четверти. III. О чем говорит искусство? 14. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. Работа гуашью; изображение моря с передачей настроения природы. 15. Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера. 16. Образ человека и его характер (женский образ). Работа с живописными материалами; изображение контрастных по характеру сказочных женских образов. 17. Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Работа с пластилином; лепка сказочного героя. 18. Выражение характера человека через украшение. Аппликация из цветной бумаги; украшение готовых форм кокошников и доспехов. 19. Выражение намерений человека через конструирование и декор. Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. 20. Обобщение темы четверти. Космическое путешествие. Работа с разными материалами; урок-игра. Выставка и анализ работ выполненных в четверти. IV. Как говорит искусство? 21. Цвет как средство выражения. Теплые холодные цвета. Работа гуашью и с цветной бумагой; изображение чудо - ковриков. 22. Цвет как средство выражения. Автопортрет. Работа с цветными карандашами; изображение автопортрета. 23. Пятно как средство выражения. Силуэт. Работа гуашью и с черной цветной бумагой; изображение силуэтных композиций. 24. Линия как средство выражения. Мыльные пузыри. Работа с графическими материалами; изображение мыльных пузырей. 25. Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц. Работа с разными материалами; создание коллективной работы «Весна, шум птиц». 26. Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой. Урок-путешествие, подведение итогового года в игровой форме. Выставка и анализ работ выполненных в течение года. |
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 8-го... ... | Рабочая учебная программа по музыке для в 5 класса мбоу сош №29 г.... ... | ||
Приказ №5-1 от 03. 09. 2013г рабочая программа по изобразительному... Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами | Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый... Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов | ||
Программа по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе | Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | ||
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» Экологическая характеристика воздуха в районе моу сош №29 имени Д. Б. Мурачева г. Белгорода | Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) Б. М. Неменского, а также на основе Государственного стандарта общего образования,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 час в неделю (всего 35 часов) Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | Т. С. Плохова рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса Данная Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана... Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С.... | Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | ||
Рабочая программа изобразительному искусству для 7 класса разработана... Примерной программы основного общего образования по искусству ( изобразительное искусство) | Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по музыке и пению для 1 класса Составлена на основе программы по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательных учреждений | Globalleaders Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе |