Федеральное агентство по образованию Российской Федерации





НазваниеФедеральное агентство по образованию Российской Федерации
страница1/21
Дата публикации17.07.2013
Размер3.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации



М.И. Дробжев

ВЕРНАДСКИЙ

И современная эпоха




Тамбов


Издательство ТГТУ

2010

УДК 113

ББК 87.3

Д75

Р е ц е н з е н т ы:
Профессор кафедры физической и экономической географии

ТГУ им. Г.Р. Державина,

кандидат географических наук, профессор

Н.И. Дудник
Профессор кафедры философии и методологии науки

ТГУ им. Г.Р. Державина,

кандидат философских наук, профессор

В.А. Каримов


Д75

Дробжев, М.И.

Вернадский и современная эпоха : монография / М.И. Дробжев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 232 с. – 850 экз. –
ISBN 978-5-8265-0892-3.





Освещены роль и значение учения В.И. Вернадского в ХХI веке, проблемы становления ноосферы и устойчивого мирового развития, границ прогресса, роли разума, народонаселения и единства человечества, развития науки и образования. Показана необходимость усиления экологического и духовного воспитания, формирования человека будущего.

Предназначена для преподавателей и студентов вузов, средних специальных учебных заведений, учителей и учащихся общеобразовательных школ
и профтехучилищ, а также для всех интересующихся творчеством В.И. Вернадского.


УДК 113

ББК 87.3
ISBN 978-5-8265-0892-3 © ГОУ ВПО «Тамбовский государственный

технический университет» (ТГТУ), 2010




М.И. Дробжев

Михаил Иванович Дробжев родился 21 января 1929 года в с. Кутли Пичаевского района Тамбовской области. В 1971 году присуждена учёная степень кандидата
философских наук, в 1980 году присвоено учёное звание доцента, с 2000 года – заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.


В сферу его научных интересов входят проблемы идейно-нравственного
воспитания различных социальных слоёв общества, анализ этических идей народничества и эсеров, изучение и формирование идеалов подрастающего поколения, проблемы человека и человечества в русской религиозной философии ХIХ – первой половины ХХ веков, разработка творческого наследия В.И. Вернадского.


Основные публикации: Человек и человечество в философии русского космизма: Учеб. пособие. Тамбов, 1999; Проблема человека в русской религиозной философии ХIХ – первой половины ХХ века: Монография. Тамбов, 2000; В.И. Ленин о психологии крестьянства // Вопросы философского наследия В.И. Ленина. М., 1970; Сравнительное изучение идеалов школьников (1920 – 1970) // Советская педагогика. 1977. № 7; Этические идеи эсеров // Очерки этической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1985; Мораль и политика как средство осуществления общечеловеческих интересов // Мораль и политика. М., 1990; Великий подвиг народа: К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. гг. Политико-философский аспект. Тамбов, 1995; Философия: проблемы методики и
эффективности преподавания: социологический аспект. Тамбов, 1997; Русское философское наследие и проблема единства человечества // История мысли.
Русская мыслительная традиция. М., 2003; Зло и грех в русской религиозной
философии // Философские науки. 2003. № 6; Новый человек: проблема знания, духовности и гуманизма: Монография. 2007. Электронный вариант www inforend. ru/depocit/=catalog/mtd.; Учение В.И. Вернадского и реалии ХХI века: Монография. Тамбов, 2007.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2007 году вышла моя книга «Учение В.И. Вернадского и реалии ХХI века». Она получила одобрение у читателей. Отрицательных отзывов не было.
Известный вернадовед Г.Б. Наумов после внимательного ознакомления с монографией отметил, что сам факт привлечения внимания к этой проблеме чрезвычайно полезен. Он считает, что книга написана чётким языком, читается легко и с интересом. Вместе с тем он высказал ряд полезных замечаний и пожеланий, особенно по раскрытию содержания биосферно-ноосферной концепции В.И. Вернадского.

Возникло желание увеличить объём книги, учесть замечания, расширить проблематику. Вначале предполагалось лишь несколько дополнить текст и выпустить монографию вторым изданием. Но работа захватила
меня, увеличились объёмы прежних глав, они подверглись некоторой переработке. Так, основательно переработаны и дополнены разделы «Биосферно-ноосферная концепция и устойчивое развитие», «В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек». Появились новые разделы: «Организатор науки», «Экономика, экология, этика», «Проблема единства человечества», «В.И. Вернадский о взаимосвязи философии и науки», «В.И. Вернадский о религиозности и сущности религии», «В И. Вернадский о ноосферном человеке», «Знамя эпохи». Общий объём монографии увеличился в 2,5 раза. Всё это вызвало необходимость и целесообразность отказаться от второго издания и дать монографии другое название.


Предисловие
Хочется надеяться, что новая книга сыграет положительную роль в пропаганде учения В.И. Вернадского, заинтересует читателя анализом положения дел в мире в свете идей великого русского мыслителя. Этот анализ ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Но если чтение книги подвигнет читателя на раздумья о нашей эпохе, о состоянии взаимоотношений между обществом и природой, безудержном росте народонаселения, необходимости единства человечества, цене прогресса и его критериях, формировании духовности и гуманизма в наше время, то это оправдает усилия автора по написанию книги.

Человек сегодня является существом планетарным, он отвечает за всё на нашей голубой и прекрасной планете Земля. Он должен как никогда прежде глубоко осознать этот факт и всё возрастающую ответственность за свои действия.
Автор
В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек

Родился В.И. Вернадский 28 февраля 1863 года (12 марта по новому стилю) в Петербурге, умер в Москве 6 января 1945 года. Закончил естественное отделение Петербургского университета, где на него большое влияние оказали замечательные учёные и преподаватели Менделеев, Бекетов, Докучаев,
Сеченов, Бутлеров и другие. Работая в Киеве, Симферополе, Петербурге и Москве, В.И. Вернадский приобрёл имя великого русского учёного и мыслителя, хорошо известного во всём цивилизованном мире.


В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек
Он стал крупным учёным, основоположником геохимии, биогеохимии, учения о биосфере. Очень большой вклад он внёс в становление кристаллографии и радиогеологии; известен как автор трудов по философии естествознания, истории науки и науковедению. Актуальнейшими в современную эпоху стали его мысли о биосфере Земли и необходимости преобразования её в ноосферу под воздействием коллективного труда и разума человечества.
Вернадский В.И. прозорливо писал, что царство его идей впереди. И если царство его идей ещё не пришло, то их время наступило.

Вернадского В.И. по праву называют Учёным, Философом, Гением и Мыслителем. Будучи учёным, он не мог в той или иной мере не касаться философии, знание которой позволяло ему глубже и всесторонне вникать в проблемы развития природы и общества, всего мироздания. И чем глубже он постигал объект своего внимания, тем больше он ставил вопросов перед философией, заставляя отвечать на достижения науки. Его гениальность проявилась как высшая творческая и созидательная способность, даровитость и самобытность. Как мыслитель он показал оригинальность мышления,
умение обобщать большой эмпирический материал, делать далеко идущие выводы, анализировать объективную реальность, строить прогнозы развития человечества, нашей планеты в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с Космосом, Вселенной.

Если попытаться только перечислить основные положения учения
В.И. Вернадского, то это займёт много времени и места. К ним относится биосферно-ноосферная концепция, которая приобретает всё большее признание в мире. Биосфера, по мнению Вернадского, есть саморегулируемый организм, поддерживающий своё существование благодаря биогенно направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы как сферы разума.

Основными составляющими частями ноосферы, её признаками и факторами, способствующими её становлению и развитию, выступают косная и живая материя, человечество как главная геологическая сила, научная мысль как планетное явление, социальная структура и деятельность общества, человеческая культура как проявление биогеохимической энергии.


М.И. Дробжев
Вернадский выдвинул идею МИРОВОГО устойчивого развития. Идея
устойчивого развития, как она осуществляется в наше время, приспособлена только для стран «золотого миллиарда». В его основу не может быть принят образец западного мира с его рыночными отношениями. Как следствие происходящих естественных глобальных взаимосвязей на Земле должно появиться мировое правительство, которое призвано руководствоваться общечеловеческими интересами, принципами и нормами.

Вернадский по-новому отнёсся к живому веществу, которое обеспечивает обмен атомов на Земле между живой и неживой природой, между организмами и косным веществом. Живое вещество является мощной геологической силой, создающей оболочку Земли и поддерживающей её основополагающие свойства.

Важное место в учении В.И. Вернадского занимает проблема человека. Он показал, что человек и человечество есть закономерная часть живого вещества, часть организованности биосферы. Причинами возрастающей роли человечества в развитии биосферы выступают трудовая деятельность и постоянный рост научного знания.

В учении Вернадского уделяется много внимания науке, росту научных знаний. Научную мысль учёный назвал новой геологической силой, планетным явлением. Сейчас научным пониманием и научным исканием захвачены сотни миллионов людей, практически всё население планеты. Научная мысль является главным, основным источником народного богатства.

Отсюда следует призыв учёного к более глубокому научному постижению реальной действительности, к преобладанию научного знания в школьном образовании, полноте свободы научного поиска, освобождению его от всяких рутинных преград. Открывая законы природы и общества, наука умножает силы как отдельного индивида, так и всего человечества, и тем самым создаёт основы дальнейшего развития цивилизации.

На этой основе формируется роль человека как арбитра всех явлений и процессов в мире. Человек становится ноосферным существом, которое
определяет всё само, в том числе и себя. Ноосферный человек – это
продукт развития биосферы и создатель ноосферы. Он должен овладеть знаниями, быть духовно-нравственной личностью, способной стать арбитром на Земле, и во всей вселенной.

Вернадский В.И. высказал ряд мыслей, которые характеризуют объективные основы и субъективные предпосылки единства человечества и показатели осуществления этого процесса в истории общества. Учёный заявил, что связь всех живущих на Земле предопределена естественным процессом
эволюции. Само человечество в биосфере играет ведущую, определяющую роль, оно выявляется в геологическом процессе как единое целое по отношению ко всему остальному живому населению планеты. Научная мысль является одновременно основой, средством и показателем единства человечества.


В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек
Вернадский В.И. видел необходимость тесной взаимосвязи и единства геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Он по-особому, масштабно и глубоко понимал роль человека в системе космической эволюции и считал, что геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей. Для него это закон природы. Само человечество выступает у него как мощная геологическая сила, которая направлена на перестройку биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Рост народонаселения становится одной из основных глобальных проблем в наше время. Постоянный рост населения и удовлетворение всё растущих, как по количеству, так и по качеству, потребностей увеличивает
нагрузку на биосферу, требует всё больше пищи, энергии, минеральных и органических ресурсов. Уже в ближайшее время эти нагрузки могут превысить возможности биосферы.

Ограниченные природные ресурсы заставляют человечество сегодня поступать так, чтобы эти действия не нарушали равновесия между обществом и природой и не несли гибель людям. Они должны заключать в себе возможность бытия и нынешним, и будущим поколениям. Экономика всё более и более становится мировой, и она обязательно должна учитывать экологические и этические факторы.

Экологизация всей жизнедеятельности человечества приобретает сегодня обязательный, императивный характер. Внимание к экологическому всеобучу вытекает из необходимости установления гармонии между обществом и природой, между социально-экономическими и социально-природ­ными отношениями, сохранения жизнепригодной среды обитания. Последствия неразумной хозяйственной деятельности не должны угрожать бытию человека и человечества в настоящем и будущем. Экология не знает ни политических, ни территориальных границ. Она едина и нерушима, и c этим надо считаться всем. Экологизация общественного сознания призвана выработать понимание того непреложного факта, что человечество есть часть природы и подчиняется её законам. Они требуют признания во взаимоотношениях общества и природы первичности природных законов и вторичности законов социальных.

Русский мыслитель видел нашу планету в её единстве. Переход биосферы в ноосферу мыслился им как идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы. Природа является исходным объектом производства, этики и эстетики.


М.И. Дробжев
Экологизация и этизация экономики в наше время приобретают обязательный, императивный характер. Это вытекает из необходимости установления гармонии между социально-экономическими и социально-природными отношениями, из важности при природопользовании сохранить жизнепригодной среду обитания. Огромная хозяйственная жизнедеятельность человечества настоятельно требует от хозяйствующих субъектов высокой нравственности, обеспечивающей моральный смысл деятельности человечества.

Богатейшее идейное наследие В.И. Вернадского, глубина его научного проникновения в сущность биосферы Земли и перспектива её перехода
в ноосферу требуют от каждого государства, общества, даже индивида
высочайшей ответственности за всё происходящее на нашей планете. Всё это требует разумности в политике, взаимоотношениях между государствами, нациями, регионами, ибо сегодня человечество стоит перед необходимостью решения проблем глобального характера, масштабных вызовов.
И здесь просто невозможно обойтись без модернизации этических основ, учёта экологических последствий любого действия или бездействия.

Нравственность должна служить фундаментом для согласования социоэкономических и социоприродных отношений. У человечества наблюдается недостаток духовности, ответственности и морального долга перед будущими жителями нашей планеты. Это особенно касается правящих кругов государств мира. Последствия развития экономики не должны
угрожать бытию, существованию человечества в будущем. Для этого необходимо обеспечить экологическую грамотность предпринимателей, повысить их сознательность, нравственность и ответственность за состояние природы на всей Земле. Глобальность процессов на планете требует глобальности сознания власти, бизнеса, природоохранительных организаций, их совместной деятельности.

Вернадский выступает как твёрдый последователь и в некотором смысле создатель основ научного мировоззрения, оригинальной натуралистической философии и социально-этических идеалов. Его мировоззрение опиралось на единство естественно-исторических, природных и космических факторов. Вернадский обеспечивает подлинно системный подход к определению сущности научного мировоззрения.

Одной из идей В.И. Вернадского была идея образования народа. Владимир Иванович глубоко научно и доказательно показал значение и роль научных знаний как планетного явления. Определяя XX век как век возросшего влияния народных масс, Вернадский видит одной из причин этого развитие
самых разнообразных форм народного образования. Научная мысль, по его мнению, является главным, основным источником народного богатства, и потому интересы научного знания должны быть в любом государстве приоритетными.


В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек
Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступает как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность. Решение проблемы дальнейшего улучшения жизни человечества заставляет изменять систему образования, постоянно улучшать её, повышать роль и значение. Она органично должна включать в себя усвоение не только всё возрастающих сумм знаний, но и таких составляющих аспектов человека будущего общества, ноосферы, как его духовность, нравственность, гуманизм. Учёный утверждал, что общество тем сильнее, чем оно сознательнее.

Духовность есть высший уровень освоения мира. Она должна становиться приоритетной в результате роста влияния человека на природу. Необходимость формирования духовности, высокой нравственности и гуманизма выступает как альтернатива технократизма и сциентизма, негативного влияния различных производств на природу и жизнь самого человека.

Гуманизация всей совокупности жизнедеятельности человека и общества, особенно в сфере образования, является одним из действенных средств
становления гуманизма и высокой нравственности, новых, общечеловеческих идеалов и ценностей.

Как талантливый учёный, он вскрывал и доказывал наличие глубинных взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимостей между геологией,
минералогией, кристаллографией, гидрохимией, почвоведением, географией, эволюцией, биологией. И всё это, в конечном счёте, тесно связано с математикой, физикой, химией и другими науками. Как выразился К.П. Флоренский, «он всегда видел явления в их общей взаимосвязи». От частных наблюдений он перешёл к системной методологии, в основу которой им был положен естественнонаучный подход, позволивший соединить в единую картину разнородные явления, события и процессы. Вместо дифференциации и дробления наук он предложил больше обращать внимание на их интеграцию и синтез, комплексность, органическую целостность.

Глубина и фундаментальность исследования любой проблемы, которой занимался Вернадский, сочеталась с огромной широтой кругозора, делавшего его не только великим учёным, но и Мыслителем, Человеком, обладающим глубоким и оригинальным мышлением, доходящим своим умом до отвлечённых понятий. Его отличие от многих великих людей заключается в многогранности исследуемых им проблем, их масштабности. Он охватывал всю планету Земля в её цельности и единстве, в связи с Космосом; выявил закономерности развития природы и общества в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Творческое наследие Вернадского со временем становится всё более и более актуальным, интерес к нему многократно возрастает. Резко увеличивается и число работ, касающихся как жизни и деятельности учёного, так и содержания его учения.


М.И. Дробжев
Многие называют Вернадского естествоиспытателем. Но этот термин вряд ли точен по отношению к Вернадскому. Он не испытывал природу, а изучал, исследовал её. Вернее было бы назвать его естествоисследователем,
естествоведом, натуралистом в широком смысле этого слова, энциклопедистом.

Вернадского по праву называют Учителем, он подготовил сотни натуралистов, продолживших его дело. Среди них академики А.Е. Ферсман – минералог и геохимик, В.Г. Хлопин – радиохимик, А.П. Виноградов – геохимик, вице-президент АН СССР (1967 – 1975), Д.И. Щербаков, А.А. Полканов,
А.А. Твалчрелидзе; члены-корреспонденты АН СССР К.А. Ненадкевич,
А.А. Сауков, К.А. Власов; профессора Б.Л. Личков, Я.В. Самойлов, К.П. Флоренский и многие другие. Они создали свои школы и новые научные направления.

Вернадский В.И. был большим Человеком и гениальной Личностью,
великим Гуманистом. Друг и ученик Вернадского профессор А.М. Фокин в своих воспоминаниях писал о том, что в предвоенные годы массового террора Вернадский через Президиум Академии наук СССР подал протестующую записку. Ему её вернули и посоветовали не поднимать этот вопрос. Причина – записка могла оказать обратное действие. И он не мог себе простить, что не действовал до конца согласно своим убеждениям.

О человечности Вернадского проникновенно и тепло отзывался его ученик и соратник Б.Л. Личков: «Когда я мысленно восстанавливаю перед своим мысленным взором изумительный и цельный облик его как учёного, я не могу его отделить от обаятельного облика человека: и там и там он являл собою нечто исключительное <…> Изумительная мягкость и доброта, поразительная теплота и внимательное отношение к людям в обыденной жизни сочетались в нём с удивительной твёрдостью воли и настойчивостью в достижении поставленных целей. Удивительно простой, всегда для всех доступный, он вместе с тем активно готов был постоянно прийти на помощь к людям. Помогал он и ближнему, и дальнему и при этом никогда этого не подчёркивал, давал свою помощь незаметно и скрытно» [1, с. 388].

Личность Вернадского сложилась как совокупность конкретных социальных качеств своего времени, существующих при его жизни общественных отношений. Он в полной мере сын своего века. В то же время личность Вернадского сугубо индивидуальна. Она воплотила в себе все прогрессивные стороны общества и его нарождающиеся идеалы, которые многим были недоступны и непонятны. Он опережал своё время. Зная прошлое, живя настоящим, он приближал будущее. И уже по этому идеальному будущему складывалась его личность. Она рождалась, становилась и росла в борьбе
за светлое будущее, пожалуй, не столько для него, сколько для всего человечества.


В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек
Маркс К. характеризует личность как совокупность всех общественных отношений. Соловьёв Вл. подчёркивает взаимовлияние человека и общества. Для него «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество» [2, с. 286]. Бердяев Н.А. резко противопоставляет личность природе и обществу, она для него есть духовность, свобода и независимость в отношении к природе, обществу и государству, творчество. В то же время личность характеризуется своим отношением к другому, другим, к миру, обществу, но как отношением творчества, свободы и любви, а не детерминации. Для С.Н. Булгакова личность
неопределима, она есть неведомая тайна, неисследимая бездна, неизмеримая глубина. Франк С.Л. рассматривает личность со стороны её самости.

Как может быть ни парадоксально покажется, но все эти определения и черты личности в той или иной мере характерны для личности Вернадского. Он выступает как свободный и ответственный, индивидуальный носитель этих черт, как субъект сознательной волевой деятельности.

Вернадский являлся великим Учёным-Гуманистом в самом высоком, чистом и светлом значении этого понятия. Его гуманизм проявился в
борьбе за мир между государствами и народами, за единство человечества, против войны и насилия. Всю свою жизнь он прославлял необходимость свободы, особенно свободы творчества, широкой демократии для народных масс, поднятия их образования и общей культуры.

В Записках, относящихся к августу 1892 года, Вернадский писал: «Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нём места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок
тем более правилен, т.е. находится в гармонии с «общим благом», с maximum'ом доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни, чем ярче он является результатом работы большего числа людей, могущих мыслить» [3, с. 292].

Вернадский В.И. является заметной фигурой как общественный и государственный деятель, сыгравший немалую роль в истории оппозиционного и освободительного движения. Заметна его роль в земском движении Тамбовского края и России в целом. С момента основания в 1905 и до 1918 года
состоял членом Конституционно-демократической партии. В 1906 году он избирается в Государственный совет от Академии наук и госуниверситетов. Входил во Временное правительство в должности товарища министра народного просвещения. При любой власти он отстаивал интересы науки, правды и социальной справедливости, жил интересами народа.

Вернадскому присуща высокая культура, духовность, нравственная чистота, гуманизм, любовь к своей родине и российскому народу, ко всему
человечеству. Он поистине является Гражданином мира, Человеком с большой буквы прекрасной голубой планеты Земля. Кредо В.И. Вернадско­го гласит, что условия жизни народа могут быть кардинально улучшены поднятием культурного уровня широких народных масс, уровнем демократичности общества, духовным развитием личности, совокупностью осмысленных действий человечества.


М.И. Дробжев
Его личные черты включают в себя неукротимую энергию, настойчивость, справедливость, ответственность, уважение к людям, доброту и любовь. Вернадский признавался, что он никогда не курил, хотя не только отец, но и мать, и даже сёстры курили. Он почти не употреблял спиртного. И с полным основанием писал: «Не пью (кроме – редко – вина). Водку пил один раз в жизни». А ведь он прожил почти 82 года.

В своих ответах на вопросы анкеты об организации научной работы он писал: «Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками» [4, с. 108]. Это не только такие распространённые на Западе языки, как английский, немецкий, французский, итальянский и испанский. Но и ещё почти полтора десятка языков. Это значит, что он был настоящим полиглотом.

Отвечая на вопросы той же анкеты, он писал, что любит художественную литературу и за ней внимательно следит. Очень любит искусство, живопись, скульптуру. Посещение музеев Мюнхена произвело на Вернадского неизгладимое впечатление. Об этом он писал Н.Е. Вернадской: «На меня лучше всего действует художественный, эстетический интерес, и как бы новое спокойствие, какое-то непонятное укрепление нахожу я в нём. Я сливаюсь тогда с чем-то более высоким, и чувствую себя более сильным, и мысль получает нужную ширь для правильной, менее субъективной оценки событий» [5, c. 491].

В другом письме он сообщает не только о своём впечатлении от увиденного в музеях и картинных галереях, но и тех мыслях, которые порождаются от просмотра художественных полотен, скульптуры и других экспонатов. Он пишет: «В сущности, ты слышишь здесь всё одну и ту же песню, одну и ту же видишь мысль, одно и то же чувствуешь желание. Это мысль человека о бессмертии, это желание человека найти удовлетворение и объяснение жизни и смерти, это песня об идеале, о чём то лучшем и высшем, чем то, что кругом человека является» [5, c. 494].

По отношению к музыке он отмечает не только любовь к ней, но и сильное её переживание. С этими взглядами учёного полностью совпадает оценка трудов Вернадского Д.С. Лихачёвым: «В.И. Вернадский был эстетически чрезвычайно одарённым человеком. Именно эта одарённость и развила в нём научную интуицию. Наука была для Вернадского своего рода художественным творчеством. И он субъективно не мог не придавать большого значения той области, в которой чувствовал себя творцом, созидателем и, если хотите, художником» [6, с. 97].


В.И. Вернадский – Мыслитель, Учёный, Человек
Для нашей области имя В.И. Вернадского имеет особое значение и
вызывает закономерную гордость. Ведь именно здесь, во время более чем
25-летней связи с нашим краем, в тамбовский период деятельности у него зародилось и шло развитие биосферно-ноосферной концепции. Это утверждение сделал академик РАЕН А.Г. Назаров. Разрабатывая Концепцию Ноосферного центра в Вернадовке, он с полным основанием пишет: «Изучение архивных и большого пласта опубликованных материалов даёт основание заключить, что тамбовский период жизни и деятельности В.И. Вер­надского (1886 – 1910) играл огромную, можно сказать – основополагающую роль в становлении его как учёного, мыслителя и высоконравственной духовной личности. «Человек ноосферы» в лице В.И. Вернадского состоялся именно здесь, в Вернадовке, в Моршанском уезде, на земле Тамбовщины, в Центральном Черноземье».

Именно здесь, на Тамбовской земле, развилось его «космическое чувство вселенскости» и единства человека с Природой и Космосом. Это чувство породило в творчестве учёного космологический принцип единства природы, человека и Космоса, который красной нитью проходит через учение о биосфере и ноосфере. В Моршанске и Вернадовке он приходит к необходимости формирования духовности и культуры, расширения образования, развития здравоохранения, утверждения гуманизма широких народных масс. Активно участвуя в земском движении, он боролся не на словах, а на деле за открытие новых школ и больниц. Здесь В.И. Вернадский находил основы своей последующей деятельности как учёного, государственного и политического деятеля.

Он всю свою жизнь и деятельность подчинил принципу, который определил в дневниковой записи от 12 мая 1884 года: «Задача человека заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим». А окружал его весь мир, всё человечество. Ему он и служил. Известен совет В. Маяковского юноше, обдумывающему жизнь. Перефразируя его строки, с полным основанием сегодня можно посоветовать всему молодому поколению делать её с академика Владимира Ивановича Вернадского!

Список Литературы


  1. Личков, Б.Л. В.И. Вернадский как учёный и человек / Б.Л. Личков //
    В.И. Вернадский: pro et contra. – СПб., 2000.

  2. Соловьёв, В.С. Соч. : в 2 т. / В.С. Соловьёв. – М., 1989. – Т. 1.

  3. Вернадский, В.И. Из Записок / В.И. Вернадский // Прометей. – 1988. – № 15.

  4. Вернадский, В.И. Ответы на вопросы анкеты об организации научной работы / В.И. Вернадский // В.И. Вернадский: pro et contra. – СПб., 2000.

  5. Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. – М., 1989.

  6. Лихачёв, Д.С. Ответы на вопросы редакции журнала «Наука в СССР» / Д.С. Лихачёв // В.И. Вернадский: pro et contra. – СПб., 2000.



М.И. Дробжев

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconТемы конкурса рефератов
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации iconПротокол №7 от «22» марта 2011 г
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск