Функционализм и минимализм в современной культуре





Скачать 261.71 Kb.
НазваниеФункционализм и минимализм в современной культуре
страница1/3
Дата публикации03.12.2014
Размер261.71 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи

Пигулевский Олег Викторович



ФУНКЦИОНАЛИЗМ И МИНИМАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук
Ростов-на-Дону

2008
Работа выполнена в Педагогическом институте ФГОУ ВПО Южного Федерального университета
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Несмеянов Евгений Ефимович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Мигунов Александр Сергеевич
кандидат философских наук

Камалова Ольга Николаевна
Ведущая организация - Кубанский государственный университет
Защита состоится 10 декабря 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного Федерального университета (г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 148)
Автореферат разослан 9 ноября 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М.Шульман
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема исследования связана с таким важным для философии культуры вопросом, как проблема культуры и цивилизации. На определенном историческом этапе эволюции технической цивилизации – индустриальной стадии развития общества - культура обретает фундаментальное качество: проектирование и серийное производство вещей, ценностей, информационных потоков. Дизайн становится способом гармонизации окружающей среды, средством организации массовых коммуникаций и культурой потребления. Отсюда возникает проблема философского осмысления роли и назначения дизайна в современной культуре.

Особую актуальность приобретает изучение материальной культуры в связи с лавинообразным ростом массы вещей и знаков в ситуации промышленного производства и рыночного потребления. В отличие от духовной культуры, в известной степени противостоящей технической цивилизации в традиционном обществе, в индустриальном обществе растет роль функционализма, и духовная культура оказывается порой напрямую связана с культурой материальной. Вместе с тем философское осмысление предметного мира культуры и сферы коммуникации в современную эпоху остается недостаточным. В связи с этим исследование направлено на анализ промышленного и коммуникативного дизайна в полном цикле производства и потребления как некой константы современной культуры. Можно сказать, что философия культуры в данном аспекте анализа предполагает анализ функционализма как сущностного качества материальной культуры общества потребления.

Весьма важным представляется и анализ антропологического аспекта восприятия и семантического потребления, сенсорного баланса в условиях информационной перегруженности и товарного изобилия. Проблема минимализма вытекает из антропологической составляющей функционализма. Минимализм становится одним из путей создания комфорта, сохранения целостности современного человека. Поэтому возникает необходимость не просто проанализировать проблему культуры и цивилизации, объединив интерес к повседневности, дизайну, распределению и потреблению вещей, ценностей и знаков, но и исследовать пути гармонизации человека и технической среды, в условиях перепроизводства.

Следует указать и на теоретическую необходимость анализа данной проблематики. Как правило, дизайн как способ проектирования вещей и коммуникаций культуры рассматривается в контексте модерна и постмодерна. Однако этого совершенно недостаточно, поскольку проектирование и массовое производство вещей обусловлено, прежде всего, рыночным потреблением в системе культуры. Духовная культура с ее стилистическими тенденциями влияет на проектирование во вторую очередь. Отсюда представляется необходимым провести анализ дизайна в контексте производства и потребления индустриального и постиндустриального общества.

Степень разработанности проблемы. Различным проблемам культуры в отечественной философии посвящено довольно много монографий и статей. Однако сравнительно малоизученной остается материальная культура и ее символическое потребление, к которому проявился интерес в последнее время. Как правило, предметом исследования философов и культурологов является духовная культура и ее существенные характеристики. Пристальное внимание к материальной культуре возникает в связи с изучением повседневности в философии и исторической науке, а также в силу возрастания роли дизайна в структуре городской цивилизации. Особенность современной материальной культуры в том, что она создается на основе проектирования и серийного промышленного производства. Это требует опоры на теории индустриального и постиндустриального общества К.Маркса, Д.Гэлбрейта, Д.Белла, Ж.Бодрийяра, Э.Гидденса, в которых акцентируется внимание на массовом потреблении. Товарное производство и символический обмен в обществе потребления не затрагивают вопросов стилистики и особенностей модерна и постмодерна в культуре, зато указывают на некую константу цивилизации - сущностным качеством материальной культуры и визуальной коммуникации является дизайн.

Методологическим основанием данного исследования, посвященного материальной культуре, является концепция деятельности. Соответственно, для исследования привлекаются работы М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, Н.Н.Трубникова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, В.М.Сагатовского. В них культура понимается как особая технология жизнедеятельности. Вместе с тем, культура есть и знаковое потребление. Этот символический аспект культуры рассматривается на основе работ В.Подороги, Ж.Бодрийяра, Р.Барта.

Речь идет не только об интересе к философии повседневности, что представлено работами Е.В.Золотухиной, Г.Ф.Сунягина, Л.Г.Ионина, С.Б.Коржевникова, но о материальной культуре в целом как предмете философии культуры – это работы М.А.Коськова, Ю.Липпса, Ю.М. Лотмана, К.М.Кантора. В данном случае интерес сосредоточен на особом качестве культуры – проектной культуре. Об этом пишется в философских исследованиях В.М.Розина, В.Ф.Сидоренко, В.А.Глазычева, Г.Курьеровой, Д.Джонса. В этой связи используется философское понимание вещи в трудах М.Хайдеггера, Ж.Л.Нанси, Ж.Бодрийяра, В.М. Топорова, А.А.Грицанова, М.А.Можейко и ее символического значения, что показано в работах Г.Фреге, Ю.Лотмана, С.Аверинцева, А.Лосева, Р.Барта, Ю.Кристевой. Символический аспект потребления вещей представлен также работами Т.Веблена, Г.Лебона, М.Мосса, Г.Тарда, Д.Хендерсона.

Для данного исследования, обращенного к обществу потребления, существенное значение имеют как философские работы, посвященные дизайну – В.Глазычева, Г.Лола, В.Плахова, К.Кантора, так и общетеоретические и исторические труды по дизайну – это классические исследования по социокультурным проблемам дизайна Г.Земпера, Ле Корбюзье, Д.Нельсона, Д.Норманна. Значимы также современные исследования истории дизайна и методологии проектирования – С.М.Михайлова, А.Н.Лаврентьева, В.Ф.Рунге и др.

Для понимания функционализма как целесообразности автор данного исследования опирается на философские исследования В.Татаркевича, В.Крутоуса, К.Кантора. Определенную сложность вызывает понимание функционализма визуальных коммуникаций. Поэтому теоретической опорой исследования являются работы психологов и философов – Р.Арнхейма, Х.Шиффмана, Р.Олтмена, Я.Ратнера, П.Родькина, Е.Ромат.

Для анализа конкретных явлений материальной культуры и визуальных коммуникаций существенное значение имеет ряд конкретно-исторических разработок в области графического и промышленного дизайна. Это работы классиков дизайна А.Алто, Ле Корбюзье, В.Гропиуса, конкретные исследования стилевых тенденций Л.Бхаскарана, А.Дижура, П.Кларка, Д.Фридмана, В.Кричевского, В.Лаптева, К.Пезе, У.Петерса, Л.Слэк, Э.Туэмлоу. Привлекаются работы по эстетике предметного мира и дизайна В.Р.Аронова, В.В.Бычкова, О.Генисаретского, А.В.Иконникова, С.О.Хан-Магометова. Одним из направлений функционализма в информационном обществе выступает минимализм. Он зарождается как реакция искусства на предметную и информационную избыточность, а затем становится принципом создания комфорта в дизайне. Для анализа минимализма в искусстве от музыки до пластических экспериментов привлекается ряд работ отечественных авторов – Ю.Андреевой, А.Кром, М.Можейко, А.Мулярчика, В.Кулакова, а также зарубежных – Р.Краусс, Ф.Колпита, К.Бейкера, А.Чэйва, Л.Зелевански. Исследование проблемы в сфере искусства и дизайнерского проектирования опирается на манифесты практиков минимализма, таких как Д.Джадд, Р.Моррис, С.Левитт, Т.Андо, Я.Армгардт, Д.Паусон.

Проблема дизайна рассматривается в диссертационных исследованиях с позиции педагогики1, искусствоведения2, технической эстетики3, социологии4, в рамках теории культуры5 и философии культуры6. В исследованиях по теории и философии культуры рассматриваются социальные предпосылки и стилистические особенности дизайна. В настоящей работе рассматривается дизайн как универсалия современной культуры в цикле производства и потребления, что является новым аспектом анализа.

Дизайн в цикле культурного производства и потребления предстает в двух измерениях – как промышленный (предметный) и как коммуникативный (графический). Коммуникативный дизайн, который несет информационную, идеологическую и рекламную нагрузку, весьма незначительно проанализирован в функциональном плане. Это, прежде всего, работы по рекламе и рыночному позиционированию Д.Сивулка, Э.Райса, Д.Траута, О.Феофанова.

Объектом исследования выступают сущностные константы современной культуры.

Предметом исследования является проектная культура индустриального и постиндустриального общества.

Основная цель диссертационной работы заключается в исследовании дизайна материальной культуры и визуальной коммуникации.

Данная основная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

- определить существенные характеристики современной культуры;

- выявить функциональные основы и проектный механизм материальной культуры индустриального и постиндустриального общества;

- определить функционализм как сущностное качество современной материальной культуры и визуальных коммуникаций;

- проанализировать целесообразность производства полезных и эстетичных вещей и семантику бытия вещи в культуре общества массового потребления;

- проанализировать особенности функционализма в условиях индустриального общества;

- проанализировать минимализм как одну из тенденций функционализма в условиях информационного общества;

- рассмотреть проблему комфорта в антропологическом измерении;

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Методологическим основанием исследования выступает концепция деятельности, общественно-исторической практики, согласно которой субъект изменяет действительность в соответствии с целью, используя соответствующие средства для получения результата. Деятельность рассматривается не в личностном (В.Межуев), а в общественно-историческом измерении (Э.Маркарян). Культура рассматривается как своеобразная технология поддержания жизнедеятельности (Ю.Жданов, В.Давидович) и способ символического потребления (В.Подорога). Предмет деятельности выступает и как орудие, и как средство общения.

Деятельность как производство жизни необходимо сопровождается активностью коммуникации, общения между людьми. Поэтому концепция деятельности дополняется семиологией (Р.Барт), теорией означивания и коммуникации (Ж.Бодрийяр, М.Маклюэн) и визуального восприятия (М.Мерло-Понти, Р.Арнхейм). Цель деятельности в условиях промышленного производства выступает как проект, а ее существенным механизмом является дизайн.

В ситуации массового производства и потребления теория деятельности неразрывно связана с философским пониманием промышленного и коммуникативного дизайна. Понимание материальной культуры современного общества, системы производства и потребления опирается на теории общества потребления (Д.Гелбрейт, Ж.Бодрийяр), его индустриального и постиндустриального этапа (Д.Белл, У.Ростоу, Е.Масуда). Исследовательский интерес к проектированию вещей и коммуникаций позволяет выделить предметный и графический дизайн как дополняющие друг друга виды в процессе производства, распределения и потребления благ. Теоретической установкой выделения предметного и коммуникативного дизайна является не объект проектирования, не характер или способ коммуникации, а понимание цикла производства и потребления.

Научная новизна диссертационного исследования зафиксирована в следующих положениях:

- материальная культура современного общества понята в цикле проектирования, серийного производства, распределения и потребления;

- определено сущностное качество дизайна как проектирования промышленной продукции, визуальных коммуникаций и культуры потребления;

- доказано, что функционализм является фундаментальной чертой материальной культуры индустриального и постиндустриального общества, предполагающий снижение себестоимости, т.е. рационализм и минимализм как требование массового потребления и развития серийного производства;

- проанализировано и показано, что целесообразность производства определяет функциональность вещей и коммуникаций, а семантика потребления обусловлена особенностями социальной структуры общества;

- показана взаимосвязь промышленного и коммуникативного дизайна в культуре общества потребления;

- выявлена тенденция минимализма в условиях товарного изобилия и информационной перегруженности в культуре;

- проанализирована проблема комфорта в антропологическом измерении в условиях утилитарной избыточности и знакового потребления.

Тезисы, выносимые на защиту.

  1. Существенной чертой современной культуры является развитие серийного производства и массового потребления. Материальная культура становится фундаментальным условием эстетизации и семантизации всех сфер жизни. В отличие от духовной свободы материальная культура как область вещей есть сфера необходимости, целесообразности, функциональности. Материальное производство необходимо дополняется визуальными коммуникациями, систему вещей сопровождает система знаков. Предметный мир материальной культуры и коммуникации в современном обществе конструируются дизайном, который призван решать проблему красоты и пользы.

  2. Проектирование – универсальное основание культуры индустриального и постиндустриального общества. Оно является своеобразным целеполаганием в практике промышленного производства. Проект предполагает реализацию духовных и материальных потребностей человека путем использования ресурсов, технологий, антропологических возможностей, эргономики. Целесообразность производства обуславливает рациональное решение проблемы красоты и пользы, создание «хорошей формы». Бытие вещи в культуре – это модус использования и модус обладания. Как результат труда вещь, являясь «хорошей формой» выражения функции, обретает особую значимость как предмет потребления. Семантика потребления обусловлена особенностями социальной структуры общества и системой культурных установок.

  3. Предметный и коммуникативный дизайн являются двумя сторонами культурного процесса производства, распределения и потребления вещей-знаков. Визуальные коммуникации, имея функцию рекламы, информации и агитации, являются необходимым сопровождением потребления, управления и возвышения потребностей. Коммуникативный дизайн создает ряд коннотаций для функционально используемых вещей. Трансцендентальное означающее для массы материальных благ конструируется дизайном как мифология счастья обладания, присвоения, потребления.

  4. Функционализм, будучи выражением экономии и рационализма, открывает возможности товарного изобилия и перепроизводства, а в сфере коммуникации становится манипуляцией общественным сознанием, понуждением к китчу, фетишизму, поглощением процессией симулякров. Предметный дизайн выступает как деятельность по производству вещей с высокими эстетическими и потребительскими качествами. Коммуникативный дизайн представляет собой вид сообщения, проектируемого как монтаж текста и изображения, обеспечивающий эффективность восприятия.

  5. Реакцией на избыточность знаков, товаров и их рекламное продвижение в обществе потребления становится тенденция минимализма. Минимализм выступает одним из стилистических выражений функционализма наряду с неофункционализмом, «шведским изяществом» и «швейцарским стилем». Если основная проблема функционализма индустриального общества - это вопрос экономии, то проблема постиндустриального общества – это вопрос минимализма с учетом экологии восприятия, гармонии окружающей среды, озабоченности значимостью духовного аспекта жизни по отношению к утилитарному аспекту.

  6. В условиях роста репрессивных конвенций в культуре информационного общества происходит нарушение сенсорного баланса, перегруженность аудиовизуального восприятия в ущерб тактильности. Возникнув в качестве альтернативы перенасыщенности репрезентации культуры, минимализм обретает новую функцию – создание комфорта и восстановление сенсорного баланса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Функционализм и минимализм в современной культуре iconТемы вашего учебного проекта
Шекспир, обратиться к культуре Ренессанса вообще, сравнить ее с современной культурой и решить, будет ли полезен современной молодежи...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПрограмма дисциплины Культурология Автор: И. Н. Инишев для направления...
Проблемное поле современной теории культуры описывается как ряд комплементарных характеристик, каждая из которых, с одной стороны,...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconКлассические и современные социологические теории
Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
Функционализм и минимализм в современной культуре iconАмериканский музыкальный минимализм
Предлагаемая им своеобразная музыка, зародившаяся не сегодня, неустанно расширяет круг своей аудитории. Вот почему это актуализированное...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconФилософский факультет
Цель курса ознакомление студентов со спецификой художественного музея, одного из наиболее распространенных типов профильных музеев,...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconНарциссизм, перфекционизм и депрессия
Они в значительной степени характеризуют эпидемиологические тенденции и современное лицо психических расстройств. Задача данной статьи...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музейная педагогика одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconРабочая программа по дисциплине культурология для направления подготовки 030301- психология
Владение основными понятиями и методами культурологического анализа позволяет студентам успешно освоить данный курс, а в случае необходимости,...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconМатериалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару...
Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности №020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам....
Функционализм и минимализм в современной культуре iconМетодические материалы для студентов –культурологов (бак) по спецсеминару...
Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности №020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам....
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПрограмма дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 "Культурология",...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных...
Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПрограмма дисциплины Современная массовая культура для направления...
Курс построен на сочетании исторического и систематического принципа – специфика и особенности современной массовой культуры раскрываются...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится...
Функционализм и минимализм в современной культуре iconПатриотическое воспитание детей и юношества в современных условиях
Отечеству, своему народу и его культуре, природе. Одно из приоритетных направлений в работе библиотеки с детьми, подростками и молодёжью...
Функционализм и минимализм в современной культуре icon«История нравов России». Пояснительная записка
«Человек и общество» в 10-11 классах, в разделе «Духовные ценности современной цивилизации» или фрагментарно, в разделе «Цивилизация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск