Скачать 1.28 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Составители: Медведева З.А. Бирюков С.В. Методический комплекс по философии для студентов заочной и дистанционной форм обучения Кемерово 2002 Министерство образования Российской Федерации Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра философии и политологии Методический комплекс по философии для студентов заочной и дистанционной форм обучения Составители: Медведева З.А. Бирюков С.В. Утверждено на заседании кафедры философии и политологии от 8.04.2002 протокол №6 Рекомендовано к печати методкомиссией Экономического факультета Протокол № Кемерово 2002 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие рекомендуется студентам заочной формы обучения всех специальностей. Оно включает в себя рабочую программу по философии, методические указания, проблемные вопросы и ситуационные задачи по курсу, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также перечень экзаменационных вопросов и краткий философский словарь. Программа и учебный курс философии составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта РФ к преподаванию философии и с учетом опыта преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности. Проблемные вопросы и ситуационные задачи характеризуют круг тем и вопросов учебного курса, обращают внимание студентов на спорные проблемы, активизируют самостоятельный поиск, что позволяет выработать самостоятельное отношение к предмету. Материалы курса дают возможность ориентироваться в выборе темы и написании контрольной работы. Экзаменационные вопросы позволят составить представление о том комплексе знаний, который необходимо усвоить. В пособии дается список литературы, которую следует использовать при изучении курса философии. Данная разработка может быть применена студентами и преподавателями при подготовке и проведении лекционных занятий по философии, для самопроверки знаний, написания контрольной работы, реферата или доклада, подготовки к экзамену. Студенты могут предлагать собственные подходы к рассмотрению философских вопросов, соответствующие их интересам и склонностям. Завершив изучение дисциплины “Философия”, студент должен: 1. Иметь представление о предмете, принципах и методах философии, ее месте в системе гуманитарного знания, роли в формировании мировоззрения. 2. Иметь представление о важнейших философских проблемах и их становлении в истории философии. 3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на тот или иной философский вопрос. 4. Использовать полученные знания в своей деятельности, владеть навыками философской культуры. 5. Иметь представление о современной ситуации в области философского знания. Надеемся, что наше пособие даст студентам возможность выработать собственную философскую и мировоззренческую позицию. Федеральный стандарт по философии: предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятие материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность и мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции; смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА “ФИЛОСОФИЯ” Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ, МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Общая характеристика философского знания. Генезис философии и современное понимание философских проблем. Функции философии, ее роль в жизни человеческого общества. Место философии в системе наук. Взаимосвязь философии с религией, мифологией и другими формами общественного сознания. Основные философские дисциплины: онтология, гносеология, теория культуры, этика, эстетика, философская антропология, философия и методология науки, логика, праксеология. Становление основных философских школ и направлений в эпоху античности: натурфилософия Древней Греции (элейцы, милетцы, Левклипп, Демокрит); теория познания (софисты, Аристотель); антропология (Сократ). Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения. Тема 2. ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ Диалектика и метафизика в истории философии (античность, Новое время, современность). Основные характеристики и сущность диалектики и метафизики. Диалектические принципы: развитие и взаимосвязь. Метафизическая картина мира - вечное, неизменное, единое и целостное бытие. Философское понимание развития, его источники, направленность и движущие силы. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятия противоположность и противоречие. Противоположность и противоречие в бытии и познании. Их структура, типы, генезис и возможное разрешение. Диалектика и метафизика о развитии. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. Понятия “качество”, “количество”, “мера”. Скачок и эволюционное изменение. Диалектика и метафизическое понимание революционных и эволюционных трансформаций природы, общества, человека и познания. Этапы и направленность развития. Закон отрицания отрицания. Понятие отрицания. Отрицание и преемственность. Прогресс и регресс. Принцип связи явлений и процессов. Структурные, причинные, системные связи. Категории: “вещь”, “свойство”, “отношения”. Понятия: “система”, “структура”, “элемент”, “организация”. Категории: “причина”, “цель”, “следствие”. Случайное и необходимое. Свободная причина. Содержание и форма. Внутреннее и внешнее. Возможное и действительное. Единичное, особенное, общее. Взаимосвязь философских категорий. Их рассмотрение в истории философии. Тема 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ, ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ Категория бытия в философии. Специфика бытия человека, природы, общества. Бытие идеальное и материальное. Этапы становления понятия материя. Современные представления о материи и строении Вселенной. Атрибуты материи: устойчивость, изменчивость, способность к самоорганизации, отражение. Материя и движение. Виды движения. Пространство и время как формы существования материи. Пространство и время в биологических и социальных системах. Философские, научные, религиозные картины мира, их особенности, различия, взаимосвязь. Мир как совокупная реальность. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Тема 4. ПОЗНАНИЕ Познание как социально-исторический феномен. Его возможности и границы. Агностицизм: формы, разновидности, источники агностицизма. Агностицизм в истории философии. Формы познания: обыденное, художественное, научное, эзотерическое, философское, техническое. Их взаимосвязь и особенности. Основы логики. Логика и язык, искусство спора. Этапы становления познания: первобытное знание, мифологическое знание, наука. Проблемы познания в истории философии (древнегреческая философия о познании; познание в средние века и Новое время; современная теория познания). Познание и знание. Познание как отражение действительности. Чувственное познание и его элементы. Рациональное познание и его формы. Сенсуализм и рационализм в истории философии. Рациональное и иррациональное знание. Познание и интуиция. Понимание и объяснение. Знание и вера. Знание и ошибка. Истина. Концепции истины в истории философии. Абсолютная и относительная истины, их специфика и соотношение в познании. Критерии истины. Истина и заблуждение. Знания и ценности. Средства и методы познания. Наука как форма познания. Основные концепции развития науки (теория научных революций, кумулятивная теория, сциентизм). Научная парадигма. Прогресс и революция в науке. Функции науки. Этапы становления и развития научного знания (античность, средневековье, Новое время, современность). Роль научной рациональности в развитии общества. Особенности функционирования знания в современном обществе. Роль науки в развитии современной цивилизации. Наука и техника. Наука и художественное познание: сходство и отличие. Наука и творчество. Формы и элементы научного познания: гипотеза, теория, факт, закон, понятие. Наука и лженаука. Наука и практика. Научные революции и смены типов рациональности. Тема 5. СОЗНАНИЕ Понятие сознания. Сознание и отражение. Информационное отражение. Возникновение и становление сознания. Самосознание. Современные представления о происхождении сознания. Роль труда в возникновении сознания. Религиозные и научные взгляды на проблему сознания. Качественные отличия сознания человека от психики животных. Сознание и бессознательное: их состояние и взаимодействие в психической жизни человека. Проблема сознания в истории философии (древнегреческая философия о сознании и психике; сознание в средневековой философии; концепция сознания в психоанализе – З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.; материалистическая концепция сознания). Сознание как предпосылка познания. Сознание и творчество. Информация, символ, образ, знак. Общественное сознание: его происхождение и структура. Взаимосвязь форм общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Проблема моделирования мыслительных процессов. Тема 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Основные философские и религиозно – этические концепции человека, его назначения и смысла жизни. Основные факторы формирования личности человека. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. Феномен человека: его уникальность и место во Вселенной. Проблема антропогенеза. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и ее структура. Личность и общество. Исторические типы личности. Проблема отчуждения: истоки и возможности разрешения. Духовные ценности и нравственность в истории философии. Творческий потенциал человека. Личность в истории. Личность и социальная среда: особенности взаимоотношений. Человек в мире культуры. Человек в информационно – техническом мире. Проблема жизни и смерти человека. Человек и бессмертие. Угроза существованию человека и человечества в конце XX века. Гуманизм: история и современность. Гуманизм и гуманность. Диалектика гуманизма. Проблема человеческой души. Проблема бездуховности. Человек: волк или овца? Истоки человеческой агрессии и зла в мире. Понятие и природа человеческого греха. Природа человека. Представления о человеке в истории философии. Человеческая свобода и предопределение. Человек и вера. Феномен нравственности и совести. Философское понимание любви. Проблема воспитания человека. Целостность и гармоничность человека. Проблема манипулирования личностью: покушение на свободу или неизбежное зло современного мира. Социально-политические идеи в теории психоанализа, в работах Ф. Ницше, в трудах К. Маркса. Современная философская антропология: М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер. Тема 7. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Общество как система. Структура общества: группы, слои, классы. Народ, социальная группа, толпа. Их характеристики как субъектов социального действия. Роль народных масс, социальных групп и отдельных личностей в истории. Общественные движения и смысл жизни личности. Тенденции развития общества и социальной структуры. Фатализм и волюнтаризм в истории. Формы организации общества и основные типы социального строя. Государство и власть. Понимание сущности и пределов возможностей государства. Функции, формы и типы государственного управления. Политика и политические отношения. Границы и основные проявления политической жизни. Гипотезы происхождения государства (теологическая, патриархальная, психологическая, завоевательная, общественного договора, социально – классовая). Перспективы развития государства в контексте процессов глобализации. Общество и социальная справедливость. Справедливость и нравственность: общее и отличное. Справедливость и власть. Справедливость и равенство: тождество и различие. Представления о природе общества в истории философии (конфуцианство и легисты, Гегель, О. Конт, К. Маркс; представления о природе государства в русской философии). Проблема демократии: реализуема ли она в общественной жизни? Перспективы демократии в современном мире. Парадоксы демократии. Демократия в первобытном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Социальные утопии в истории философии (Лао-Цзы, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.). Утопии: химера, гуманистический проект или предсказание социального кошмара. Исторические концепции гуманного общества и цивилизации. Коммунистический проект общественного развития: его достоинства и историческая ограниченность. Основные теории социальной стратификации. Теория конвергенции. Формирование ноосферной цивилизации и ее характеристики: духовная культура, ценности, человеческие качества, технология и мировой правопорядок. Перспективы мирового развития. Революция и эволюция, насильственный и ненасильственный типы трансформации общества: их соотношение и роль в жизни обществ. Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Ход общественного развития с точки зрения философии и социологии. История как объективный и закономерный процесс (Вико, Гегель, Кант, Маркс). Религиозные, идеологические, метафизические, биологизаторские, социологизаторские теории общественного развития. Материальное производство как основа жизни общества. Понятие общественно-экономической формации. История общества как смена общественно-экономических формаций. Достоинства и недостатки данной концепции. Исторические эпохи. Источники и общие направления общественного развития. Диалектика эволюции и революции. Анализ насильственной и ненасильственной трансформации общества. Понятие общественного прогресса. Условия, предпосылки и критерии социального прогресса. Типы социального прогресса (кумулятивный, структурный, генетически - системный). Прогресс и регресс. Прогресс и стагнация. Проблема “цены прогресса”. Многообразие форм исторического развития. Социальная практика и футурология. Достоверность социального прогнозирования. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Тема 9 КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Общая характеристика понятия “культура”. Феномен культуры. Концепции культуры и цивилизации. Единство и многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Наука и искусство как формы культуры. Нравственные аспекты культуры. Социокультурная роль религии. Происхождение, сущность, функции религии. Мораль и культура. Философское осмысление морали. Генезис и структура морали. Соотношение морали, религии и науки. Традиции и новаторство в культуре. Проблемы массовой культуры. Современная ситуация в культуре. Понятие “кризис культуры”. Культурная революция. Духовность общества как показатель социального развития. Тема 10. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО Понятия “природа” и “общество”, “вторая природа”. Происхождение человека и общества. Палеолит и неолитическая революция как этапы выделения общества из природы. Понятие географической среды. Роль географической среды в общественном развитии. Т. Р. Мальтус и геополитика. Единство общества и природы, их качественные различия. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества. Противоречия в системе “общество-природа”. Суть утилитарного подхода к природе. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис, возможные пути выхода из него. Идеи о ноосфере, их актуальность в наши дни. Природа живая и неживая. Природа и жизнь как ценность. Для выполнения рабочей программы рекомендуются следующие издания.
6. Философский энциклопедический словарь. - М. - 1989. 7. Философия. Учебник для вузов (Кохановский В.Д. – Ростов-на-Дону. – 1997) |
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Болотина Г. К. Методы совершенствования смк. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Болотина Г. К. Управление экономикой качества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Майснер Т. В. Технология менеджмента качества и охрана окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Д. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | ||
Учебно-методический комплекс по факультативу «правовое регулирование... А. А. Одинцов. Правовое регулирование рынка недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030500. 62... | Учебно-Методический комплекс дисциплины «Административное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «административное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информатика» ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование» Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для... | Учебно-методический комплекс по специальности 021100 «Юриспруденция» Дзержинск Учебно-методический комплекс (умк) содержит в себе тематический план для всех форм обучения, программу, планы семинарских занятий... |