Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий





НазваниеРабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий
страница1/5
Дата публикации09.03.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра философии

Рабочая программа по дисциплине
ФИЛОСОФия

Для образовательной программы по направлению 220701.65 Менеджмент высоких технологий
Форма обучения очная
Курс 3


Составитель к.ф.н., Болотова Е.А.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии:
протокол от 03.09.2011 № 1
Зав. кафедрой философии

д.ф.н., профессор _____________ В.Г. Сидоров
Одобрено на заседании учебно-методической комиссии факультета: протокол от 05.09.2011 № 1
Председатель методической комиссии

факультета истории, социологии, международных отношений,
д.и.н., профессор _____________ Вартаньян Э.Г.

Краснодар 2011


  1. Цели и задачи дисциплины


Дисциплина «Философия» рассчитана на формирование устойчивых представлений о логике развития и содержании мирового историко-философского процесса, его специфике, проблемах и этапах. Дисциплина направлена на развитие критического мышления и способности философского видения различных проблем. В ряду задач, способствующих достижению ццели необходимо выделить следующие:

- ознакомить студентов с основными философскими концепциями и проблемами;

- создать условия для развития их интеллектуального потенциала, профессионального и личностного роста;

- способствовать формированию универсального (интегрального) мировоззрения студентов, способности органично сочетать социально–гуманитарные и естественнонаучные методы исследования;

- сформировать у слушателей целостное представление о едином процессе развития человеческой мысли, общества и цивилизации.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения философии студент должен:

- понимать предмет философии, ее место и роль в истории человеческой культуры;

- знать основные этапы мировой философской мысли;

- иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов;

- иметь общее представление об основных разделах философского знания;

- знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека, роли культуры в жизни общества, ее базисных ценностей.

3. Содержание дисциплины

3.1. Программа по дисциплине
Форма обучения очная, 5 семестр

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Раздел 1. Введение в философию

Тема 1. Определения философии. Исторические формы понимания философии. Структура философского знания. Философия и другие формы познания.

9

2

1




6

Тема 2. Мифология. «От мифа к Логосу».

9

2

1




6

Раздел 2. История философии

Тема 3. Античная философия

16

6







10

Тема 4. Средневековая философия

12

4







8

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

8

2







6

Тема 6. Философия Нового времени

12

6







6

Тема 7. Классическая немецкая философия

16

6







10

Тема 8. Современные философские направления

18

6







12

Раздел 3. Систематическая философия

Тема 9. Философская методология

12




4




8

Тема 10. Гносеология

10




2




8

Тема 11. Философия науки

12




4




8

Тема 12. Онтология

8




2




6

Тема 13. Социальная философия

10




2




8

Тема 14. Философская антропология

12




2




10

ИТОГО

164

34

18




112


3.2. Обязательный минимум содержания в соответствии с ГОС ВПО

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3.3.  Лекционные занятия


  1. Раздел 1. Введение в философию

  2. Тема 1. Предмет философии.

  3. Определения философии. Исторические формы понимания философии. Структура философского знания. Философия и другие формы познания.

  4. Тема 2. Мифология. «От мифа к Логосу».

  5. Раздел 2. История философии.

  6. Тема 3. Античная философия.

  7. Общая характеристика античной философии (периодизация, представители, основные идеи). Космологический период античной философии. Ионийская школа. Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор). Атомистическая школа.

  8. Софисты и Сократ. Сократические школы. Философия Платона. Философия Аристотеля.

  9. Философские учения эпохи эллинизма. Причины этического перелома в философии. Стоицизм. Эпикуреизм. Скептицизм. Античный неоплатонизм. Влияние гностицизма. Неоплатонизм и раннее христианство.

  10. Тема 4. Средневековая философия.

  11. Специфика средневековой философии. Периодизация. Основные проблемы. Отношение к философии у апологетов. Проблема веры и разума. Патристика в истории философии и теологии.

  12. Блаженный Августин. Разум и воля. Идея предопределения. Гносеология. Учение о человеке. Концепция о «двух Градах». Схоластика, ее задачи и значение. Спор об универсалиях. Северин Боэций. Иоанн Скот Эриугена. Ансельм Кентерберийский. Пьер Абеляр.

  13. Осмысление античной философии в эпоху схоластики (Бернар Клервосский, Шартрская и Сен-Викторская школы).

  14. Арабская средневековая философия. Бонавентура.

  15. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога. Учение о человеке. Этика. Социальная философия.

  16. Поздняя схоластика. Иоанн Дунс Скотт. Уильям Оккам.

  17. Средневековая мистика. Мейстер Экхарт.

  18. Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

  19. Основные черты философии эпохи Возрождения. Периодизация.

  20. Философские взгляды Данте Алигьери и Ф.Петрарки.

  21. Ренессансный гуманизм. Лоренцо Валла.

  22. Флорентийская платоновская Академия (Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола).

  23. Николай Кузанский.

  24. Тема 6. Философия Нового времени.

  25. Специфика новоевропейской философии. Проблема метода. Ф. Бэкон. Эмпиризм и рационализм. Проблема субстанции.

  26. Рационализм. Р. Декарт. Б. Спиноза.

  27. Эмпиризм. Т.Гоббс. Дж.Локк.

  28. Философия Г.В.Ф. Лейбница. Монадология.

  29. Философские идеи Дж. Беркли и Д.Юм. Уничтожение субстанции.

  30. Французское Просвещение.

  31. Тема 7. Немецкая классическая философия.

  32. Философия И.Канта.

  33. Наукоучение И.Г.Фихте.

  34. Философия Ф. Шеллинга.

  35. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод.

  36. Тема 8. Современные философские направления.

  37. Марксизм.

  38. Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

  39. Неокантианство. Марбургская и баденская школы.

  40. Философия жизни.

  41. Экзистенциализм.

  42. Феноменология.

  43. Герменевтика.

  44. Фрейдизм. Неофрейдизм. Фрейдомарксизм.

  45. Неотомизм.

  46. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.



  47. 3.4 Практические занятия



Тема 1. Предмет философии.

Контрольные вопросы:

1. В чём отличие философов от мудрецов? Почему одного из семи мудрецов именуют и первым философом?

2. Генезис философии, её развитие из мифологической формы сознания.

3. В чём родственность философии искусству, науке, религиозно-мистическим практикам и в чём отличие от них?

4. Структура и предмет философского знания. Каковы основные проблемы философии?
Тема 2. Философская методология.

Контрольные вопросы:

1. Понятие метода. В чём различие между естественно-научной (науки о природе) и гуманитарной методологии (наук о культуре (или духе)).

2. Перечислите основные аспекты методологической функции философии, раскройте содержание каждой из них (по учебнику Алексеева-Панина).

3.Каково отношение между философской методологией и методологией частных научных дисциплин? (по тексту К. Вайцзеккера).

4. Какова методологическая роль философии в формировании научных теорий?
Тема 3. Гносеология.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «картина мира» и его значение для современной философии и науки. Каковы отношения между «религиозной», «философской» и «научной» картинами мира?

2. Каковы ключевые проблемы гносеологии? Перечислите основные формы познания и определите их роль в познавательном процессе?

3. Сравните и выявите существенные различия между «научно-философским» и «обыденным» познанием?

4. Раскройте содержание понятий «эмпирический» и «теоретический» уровень познания. Какова их взаимосвязь в познавательной деятельности?

5. Что такое «эвристика»? Какова роль интуиции в процессе научного познания?

6. «Субъект» и «объект» научного познания в концепции «личностного знания» М. Полани.
Тема 4. Философия науки.

Контрольные вопросы:

Часть 1.

1. Философия науки как направление философии и как дисциплина в структуре философского знания. Предмет и основные проблемы «философии науки».

2. Обзор основных этапов развития «философии науки»: позитивизм-эмпириокритицизм - логический позитивизм (неопозитивизм) – постпозитивизм.

3. Дайте краткую характеристику исторических типов научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический).

Часть 2 (один вопрос на выбор).

4.Концепция исследовательских программ Имре Лакатоса.

5. История науки в концепции Томаса Куна (по книге Т. Кун. Структура научных революций).

6. Философия языка Г.Райла (по тексту Г.Райл. Обыденный язык)

7. Методологический анархизм Пола Фейрерабенда (по тексту П. Фейерабенд. Против метода)

8. Герменевтика и методы социальных наук (по тексту П.Рикёра «Герменевтика и метод социальных наук»)

9.Проблемы современной науки (по тексту Пьера Бурдье).
Тема 5. Онтология.

Контрольные вопросы:

1. Понятие бытия. Основные проблемы онтологии. Формы бытия.

2.Атрибуты бытия: движение, покой, пространство, время.

3. Понятие «субстанции» в античной и средневековой философии (краткая историко-философская иллюстрация по текстам Богданова и Доброхотова).

4. Бытие человека в современную эпоху. Размышления над текстом К. Ясперса "Как сегодня понимается человеческое бытие.
Тема 6. Социальная философия.

Контрольные вопросы:

  1. Предмет социальной философии.

  2. Понятие цивилизации и культуры.

  3. Проблема отчуждения.

  4. Постиндустриальное общество.

  5. Прогресс как проблема.

  6. Феномен толпы.


Тема 7. Философская антропология.

Контрольные вопросы.

  1. Смысл жизни.

  2. Любовь как предмет философского осмысления.

  3. Осмысление смерти.


3.5. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Не предусмотрены учебным планом.
4. Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля.

На этапе получения знания проводится тестирование по пройденным темам, написание контрольных и самостоятельных работ и итоговой экзамен.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен на основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы и Государственного...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconОбразовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент»...
...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconРабочая программа по дисциплине «Философия» для направления подготовки 080200 "Менеджмент"
«Психология», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика и менеджмент...
На данном этапе вырабатываются критерии, которые могут быть использованы в качестве основы для выработки оценок эффективности реализации...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров по...
Рабочая программа для бакалавров по направлению «Управление малым бизнесом» профессиональной образовательной программы бакалавриата...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconРабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconРабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине...
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы...
Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»...
Рабочая программа по дисциплине философия Для образовательной программы по направлению 220701. 65 Менеджмент высоких технологий iconА. И. Фоменко преступнления в сфере экономики и высоких технологий
Учебно–методический комплекс по курсу «Преступления в сфере экономики и высоких технологий» подготовлены в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск