Скачать 0.65 Mb.
|
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3 Глава 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……7
дошкольников………………………………………………………………..…7
1.1Формирование связной речи у детей с ОНР………………………………..23Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ старшЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМНЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………………302.1 Выявления особенностей формирования связной речи у детей старшегодошкольного возраста (констатирующий эксперимент)………...………...302.2 Формирующий эксперимент: цель, задачи, методика проведения…………...40 2.3 Динамика развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……. 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ Введение Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.Флерина, А.М. Леушина, А.М. Бородич), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В Ястребова, Т.А.Ткачеко, Т.Б.Филичева, В.К.Воробьева и др.). К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной устной речи. Формирование связной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Исследователи отмечают, что в структуре дефекта детей с ОНР наиболее значимой является несформированность связной речи. Поэтому формирования связной речи у этой категории детей относится к числу актуальных. Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Объектом нашего исследования являются связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в специально созданных условиях. Гипотеза исследования. Недостаточность сформированности связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР преодолевается наиболее успешно при условии проведения системы занятий, направленных на ознакомление с закономерностями создания связного речевого высказывания. Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составляют: концепции Л. С. Выготского о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи; концепции Р. Е. Левиной о системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития и сочетанного подхода к вопросам диагностики и решению реабилитационных задач; концепци А. Р. Лурия об опоре на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем, программируемости и контроля; Методы исследования:
Этапы исследования: 1этап (сентябрь – ноябрь 2010г.): анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, выявление проблемы; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования; 2 этап (ноябрь 2010г. – февраль 2011 г.): разработка системы коррекционно - развивающей работы; проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы; 3 этап (февраль 2011г. – март 2011г.): обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление выпускной квалифицированной работы. Организация исследования: исследование проходило в МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида», г. Канаш, в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Апробация исследования: Материалы исследования обсуждались на педсовете МДОУ «Детский сад № 17»г. Канаша, на научно – практической конференции «Инновационные технологии в образовании» в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Материал исследования отражен в публикации статьи в сборнике «Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы» (Культурологический подход в образовании: опыт, инновация, перспектива: сборник научных статей / Чуваш.гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011). |
Программа для детей старшего дошкольного возраста а разве здоровье не чудо?! Воспитатель доу №23 Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью | «Использование занимательного материала в развитии связной речи у... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста» | «Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому... | ||
Особенности развития связной речи дошкольников в соответствии с федеральными... Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Конспект развлечения, посвящённого Дню России, для детей старшего... «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Малые формы фольклора как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста | ||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей... Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Взаимодействие учителя – дефектолога, логопеда и воспитателя при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного... | ||
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи... Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,... | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи... России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи... Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Овладение этим видом... | Вкр пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего... |