Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста





НазваниеСовременное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
страница1/7
Дата публикации17.09.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

Глава 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……7

    1. Теоретические основы формирования связной речи у старших

дошкольников………………………………………………………………..…7

    1. Особенности связной речи у детей с ОНР………………………...…..…….17

1.1Формирование связной речи у детей с ОНР………………………………..23

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ старшЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………………30

2.1 Выявления особенностей формирования связной речи у детей старшего

дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)………...………...30


2.2 Формирующий эксперимент: цель, задачи, методика проведения…………...40

2.3 Динамика развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.Флерина, А.М. Леушина, А.М. Бородич), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В Ястребова, Т.А.Ткачеко, Т.Б.Филичева, В.К.Воробьева и др.).

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной устной речи. Формирование связной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Исследователи отмечают, что в структуре дефекта детей с ОНР наиболее значимой является несформированность связной речи. Поэтому формирования связной речи у этой категории детей относится к числу актуальных.

Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования являются связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в специально созданных условиях.

Гипотеза исследования.

Недостаточность сформированности связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР преодолевается наиболее успешно при условии проведения системы занятий, направленных на ознакомление с закономерностями создания связного речевого высказывания.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

  2. Выявить и проанализировать особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

  3. Разработать программу, направленную на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методологическую основу исследования составляют:

концепции Л. С. Выготского о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи; концепции Р. Е. Левиной о системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития и сочетанного подхода к вопросам диагностики и решению реабилитационных задач; концепци А. Р. Лурия об опоре на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем, программируемости и контроля;

Методы исследования:

  1. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. Констатирующий эксперимент, направленный на изучение у детей особенностей связной речи, анализ анамнестических данных.

  3. Формирующий эксперимент.

  4. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

1этап (сентябрь – ноябрь 2010г.): анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, выявление проблемы; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования;

2 этап (ноябрь 2010г. – февраль 2011 г.): разработка системы коррекционно - развивающей работы; проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы;

3 этап (февраль 2011г. – март 2011г.): обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление выпускной квалифицированной работы.

Организация исследования: исследование проходило в МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида», г. Канаш, в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Апробация исследования:

Материалы исследования обсуждались на педсовете МДОУ «Детский сад № 17»г. Канаша, на научно – практической конференции «Инновационные технологии в образовании» в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Материал исследования отражен в публикации статьи в сборнике «Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы» (Культурологический подход в образовании: опыт, инновация, перспектива: сборник научных статей / Чуваш.гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма для детей старшего дошкольного возраста а разве здоровье не чудо?! Воспитатель доу №23
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста icon«Использование занимательного материала в развитии связной речи у...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста icon«Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconОсобенности развития связной речи дошкольников в соответствии с федеральными...
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconКонспект развлечения, посвящённого Дню России, для детей старшего...
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малые формы фольклора как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей...
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Взаимодействие учителя – дефектолога, логопеда и воспитателя при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...
России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...
Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Овладение этим видом...
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconВкр пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск