Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/20
Дата публикации13.11.2013
Размер2.9 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Ставропольский краевой институт повышения

квалификации работников образования.

Управление образования администрации города Ставрополя

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 21 г. Ставрополя

Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве
Учебно-практическое пособие


Ставрополь, 2007

ББК 74.202.5(4 Ст)

А 43
Печатается по решению редакционно-издательского совета СКИПКРО
Авторы-составители:
Савинова Л.Ф. – д.п.н., проректор СКИПКРО

Кизима А.Б. – директор МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Есикова Е.В. – заместитель директора по экспериментальной работе МОУ СОШ № 21

Рязанцева М.В.- педагог-психолог МОУ СОШ № 21

Пучкина С.В. – учитель логопед МОУ СОШ № 21
Рецензенты:

Шаповалова И.А. – докт. пед. наук, профессор СГУ

Погребова Н.Б – канд. пед. наук, ректор СКИПКРО

Научный редактор:

Савинова Л.Ф. – д.п.н., проректор СКИПКРО


Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве. Учебно-практическое пособие /Научный редактор Савинова Л.Ф./ – Ставрополь: СКИПКРО, 2007 – С.160.


В учебно-практическом пособии представлены теоретические и практические материалы по проблемам реализации гуманистических подходов в интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы, даны рекомендации по проведению социально-педагогической и психологической работы с учащимися.

ISBN
СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Становление и развитие гуманистической направленности научно-педагогических идей в отечественной педагогике.………………………………

Раздел 2. Педагогические средства формирования гуманных отношений в социуме………………………………………………..….…………………………

Раздел 3. Методика и технология социально-педагогической работы в современной школе…………………………………………………….…………..

Раздел 4. Диагностический инструментарий, справочные материалы в практической деятельности социального педагога, социального работника…………………………………………………………………………....

Раздел 5. Психологическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях массовой школы…………………………………………………………

Раздел 6. Логопедическая работа в условиях интеграции детей–инвалидов в общеобразовательной массовой школе…………………………………………...

Раздел 7. Некоторые аспекты деятельности классного руководителя в интегрированном классе…………………………………………………………...

Раздел 8. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в контексте профессиональной подготовки учителя…………………………….

Раздел 9. Гуманистический контекст отечественной педагогики в организации экспериментальной работы школы………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

I. Нормативно-правовая база……………………………………………………

1.1 Положение о ВНИКе…………………………………………………………...

1.2. Положение. МОУ СОШ № 21 города Ставрополя о воспитании и обучении детей-инвалидов в школе и на дому…………………………………...

1.3. Положение о психолого-медико-педагогической службе школы………….

1.4. Примерные должностные обязанности школьного врача…………………..

1.5. Целевая программа «Образование и здоровье»……………………………...

1.6. Паспорт здоровья ученика…………………………………………………….

II. Программно-методическое сопровождение учебного процесса в школе интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями…………………………………………………………………….

2.1. Программа по физическому воспитанию «Сказочный театр физической культуры» (1 класс) Ширяева Е.Ю. Есиков Е.Б………………………………….

2.2. Программа курса «Психологическая релаксация» Рязанцева М.В.………...

2.3. Методические рекомендации учителю по нравственному воспитанию школьников на уроке русского языка (5 класс) Смольнякова О.В……………..

2.4. Сценарий урока «Специальные права детей» (Ушакова Е.В., авторский курс «Я – гражданин своей страны» по формированию гражданственности у младших школьников.)……………………………………………….…………….

2.5. Примерные конспекты логопедических занятий (2 класс) Пучкина С.В…..

III. Внеклассная работа ………………………………………………………….

3.1. Сценарий школьной акции «Образование без границ»………………….….

3.2. Сценарий тренинга «У меня все получится!» (8-9 класс) Комарова И.А., Рязанцева М.В..……………………………………………………………………..

3.3. Сценарий тренинга «Нет проблем!» (8-9 класс) Комарова И.А. …….….....

3.4. Сценарий тренинга «Поговорим о жизненных ценностях» (8-9 класс) Комарова И.А…………………………………………………………………..…..

3.5. Сценарий тренинга «На пути к цели» (8-9 класс) Комарова И.А., Рязанцева М.В. …………………………………………...…………...……………

IV. Работа с родителями………………………………………………………….

4.1. Сценарий родительского собрания «Добро или зло – вот в чем вопрос…» (5-6 класс) Белоцерковская Т.Ю.………………………………………………….

4.2. Копилка советов для родителей (1-5 класс) Рязанцева М.В., Есикова Е.В…………………………………………………………………………………...

4.3. Памятка для родителей (1-4 класс) Пахомова Ж.М...……………………....

4.5. Словарь терминов для учителей и родителей Рязанцева М.В.………………………………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие гуманистической направленности научно-педагогических идей в отечественной педагогике.
План

1. Генезис проблемы гуманизма в педагогической науке.

2. Гуманизация педагогического процесса как условие гуманистической направленности личности учителя.

3. Гуманистическая направленность личности школьника и средства ее формирования.
1. Генезис проблемы гуманизма в отечественной педагогической науке.

В условиях социальных перемен все больше и больше людей начинают понимать, что гарантом осуществления социально-экономических реформ, демократических преобразований, сохранения единства и стабильности нашего многонационального государства должно быть постоянное внимание к проблемам духовного обогащения общества, его образования.

История свидетельствует, что все крупные деятели российского государства особое внимание обращали на развитие культуры и образования как необходимое условие их реформаторской деятельности. Мы знаем, что Петр I, преобразовывая Россию, и просвещенная государыня Екатерина II сделали немало для науки, образования и российской культуры. В период реформы 60 - 70-х гг. 19 века, когда потребовалось переводить Россию на путь капиталистического развития, немало важных преобразований для того времени в довольно широких масштабах было осуществлено по развитию образования. Исторические факты подтверждают общеизвестную истину: нельзя проводить серьезные преобразования в обществе без создания соответствующей общекультурной образовательной основы.

В наше время особенно актуальны мысли В.И. Вернадского: «Нередко приходится слышать: Что делать? Как бороться с окружающим мраком?... Когда никто ничего не знает, когда кругом колебания и разброд, когда нет ясных и определенных сил и нет общественного стыда и понимания в обществе бессмысленны все вопросы о том, что делать для прямого принуждения правительства, поступать целесообразно в интересах прогресса и России. Первым делом, надо создать общественный стыд и общественное понимание...», - и далее ученый скупо намечает путь, которым должно быть развито это общественное понимание: «...Народное образование, а не экономические реформы. Те создает лишь чиновничество». Как видим, преобразования в обществе связаны с преобразованиями в образовании.

Система школьного образования в России находится в стадии реформирования. Неоднократно предпринимавшиеся попытки его модернизации не привели к серьезным успехам, поскольку не меняли концептуальных оснований. В новой гуманитарной парадигме заложено стремление человечества проникнуть в глубины субъективного мира личности, представить в качестве основной ценности конкретного человека, его внутреннее пространство и специфику индивидуального процесса развития, потому закономерен пересмотр ориентиров: от прагматического «зуновского» образования – к образованию, ориентированному на становление личности, от однозначных нормативов «передачи» ученику содержания образования – к образованию, ориентированному на становление личности – к субъективированному, персонифицированному знанию, предполагающему индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности (И.А. Колесникова).

Современная школа характеризуется нарастанием инновационных процессов (демократизация, гуманизация, регионализация появление новых образовательных учреждений – лицеев, гимназий и образовательных центров; внедрение личностно ориентированных технологий обучения и воспитания). Это процесс, как отмечает Е.В. Бондаревская, основывается на движении педагогической науки и практики к новой парадигме образования, опирающейся на системообразующие идеи гуманизации. Однако для того, чтобы гуманизация стала основными и ведущими принципами жизнедеятельности современной школы, она должна пронизывать все компоненты учебно-воспитательного процесса в школе, что требует обоснования целевых, содержательных и процессуальных характеристик гуманистически ориентированного образования в их онтогенезе. Ведь гуманистические педагогические идеи имеют свою историю становления и развития, и современный педагог должен сознавать и учитывать их в своей практической деятельности.

В силу того, что проблема гуманистической педагогики России имеют глубокие исторические корни, наиболее ценное воплощение в российской педагогической мысли идеи гуманизации получили в XIX, начале XX века. Именно в этот период в российской педагогической науке и практике шел интенсивный инновационный поиск в области воспитания и образования на основе гуманистических идеалов.

Анализ показал, что в общественно-философской мысли России конца XIX – XX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. Социальные характеристики человека выделяются как условие взаимодействия личности и общества, в котором сущность человека рассматривается через глубокое понимание его внутреннего мира. На этой основе формируется понятие «гуманизм», в котором концентрируется ценностный взгляд на человека. Его существенными характеристиками являются общечеловеческие (любовь к человеку, вера в человека, уважение к человеку); демократические (свобода и народность); формирующие личность (усовершенствование личности, стремление к самосовершенствованию).

В русском гуманизме, по мнению многих современных историков, философов и педагогов, отчетливо выделяются пласта:

- гуманизм светский, или народный, ставший в последствии народническо-интеллигентским.

- религиозный гуманизм, который развивался и эволюционизировал в рамках богословия.

В XIX веке идеи о человеке и смысле его существования нашли свое отражение не только в русской православной традиции, но и в новом светском подходе, который проявлялся во взглядах революционных демократов, видевших сущность гуманности в том, чтобы к другим людям относиться так, как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности.

В работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского заключено теоретическое осмысление идей гуманизма, общий смысл которых заключается в следующем: только уважая личность ребенка, можно воспитать человека с уважением относящегося к другим людям. Н.И. Пирогов считал гуманность основой гражданского воспитания. Педагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на гуманитарном отношении учителя к ученику, на формирование педагога-гуманиста.

За реализацию принципов народности, демократии, гуманности выступал Л.Н. Толстой. По мнению мыслителя, образование есть жизнь, а цель жизни – образование. Развитие человека гуманного он понимает как путь самоочищения, самосовершенствования, возможность жертвенности и даже страданий, принимаемых во искупление своего несовершенства. По этому пути человека ведут Доброта, Милосердие, Совестливость, Чувство собственного достоинства. Гуманный человек всегда думает, как скажутся его слово или поступок на окружающих его людях.

Религиозно нравственное учение Л.Н. Толстого о смысле жизни и нравственном поведении человека было продолжено В.С. Соловьевым, который развил его на основе идеи свободы личности.

Интеграцию религиозных и светских начал в понимании сущности гуманизма, основанную на общечеловеческих ценностях русской философии, предпринял Н.А. Бердяев. Поставив человека в центр внимания философской науки20000, он выступал за приоритет человека перед обществом, т.к. человек – это «дитя божье и дитя свободы». Таким образом, философско-религиозные идеи о любви и свободе, о вере в человека и о стремлении человека к усовершенствованию раскрывает гуманистический характер исканий общества в конце XIX – начале XX века.

К.Н. Венцель, как и другие представители гуманистической педагогики конца XIX – начала XX в., пытался реализовать свои идеи на практике, открыв в 1806 году «Дом свободного ребенка», противопоставив его старой школе. «Дом ребенка» - это идеальная школа будущего, не обычное учебное заведение, а общеобразовательно-воспитательное учреждение, где на первый план выдвинуто не учение, а воспитание человека как свободной личности.

П.В. Вахтеров в качестве одного из важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка, выделял социальную среду. При этом главную задачу он видел в создании таких условий, при которых естественное стремление воспитанников к развитию встречало бы меньше внешних препятствий. Приоритету нравственного содержания образования и воспитания отдавал предпочтение П.Ф. Каптеров, считая, что нравственность – деятельна, она заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности.

Термин «гуманистическая педагогика» вводит в педагогическую науку Л.Ф. Лесгафт: «Задача всякой гуманистической школы, а только такой должна быть школа, состоит в возбуждении у молодого человека отвлеченного мышления и выяснение правды и значения человеческой личности…гуманистическая школа есть школа содействующая развитию человека. Это не учреждение, служащее для накопления человеческих знаний, а учреждение, где будет мысль, где знания являются материалом, посредством которого вырабатываются понятия и мысли» (5, с.356)

Развитие гуманистической направленности образовательной деятельности носило поэтапный характер после 1917 года. После революции гуманистические тенденции в педагогике представлены в трудах В.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Педагогика двадцатых годов последовательно проводила формирование и развитие личности в коллективе, которое способствовало бы расцвету и обогащению индивидуальности. И хотя эти педагоги не оперировали понятием гуманизм, в их работах большое внимание уделялось воспитанию личностных качеств воспитанника.

С позиций новой коммунистической морали, основным критерием которой утверждалось отношение человека к строительству коммунизма, выступают в большинстве своих работ А.Г. Калашников, Е.Н. Медынский, В.Н. Шульгин (30-е годы). Постепенно основным принципом, на котором строится весь процесс воспитания и обучения, становится связь школы с политикой. Педагогика как наука тесно увязывается с теорией марксизма – ленинизма, вводится понятие коммунистическое воспитание (Н.К. Гончаров, Б.Б. Есипов, А.Л. Славич и др. – 40-е, 50-е годы).

Возродившаяся вновь в 60-е годы гуманистическая педагогика стала развиваться в русле теории нравственного воспитания (О.С. Боданова, О.Н. Сороцкая, Н.М. Трофимова и др.) и осуществляться на практике (В.А. Сухомлинский, И.Л. Иванов).

В конце 80-х – начале 90-х годов в педагогической науке исследуется гуманистическая теория, в основе которой формирование гуманных отношений. До 1940 года понятие гуманизм в учебниках по педагогике не встречается. В «Педагогике» под ред. П.Т. Груздева (1940) дано определение социалистического гуманизма, который трактуется как составная часть коммунистической морали. Гуманистическое отношение, гуманизм рассматриваются как качество личности, гуманность как черта морального облика строителя коммунизма.

В основу разработки «Дидактической системы обучения Л.В. Занкова» «Системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова», программы «Развитие» А.В. Запорожца. Школы разных культур В.С. Библера и гуманистической воспитательной системы В.А. Караховского положен принцип гуманистической педагогики. По существу, экспериментальный путь привел к созданию авторских школ.

Идеи гуманистической направленности обучения и воспитания нашли отражение в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.С. Волкова, Т.А. Ильиной, С.Н. Лысенковой, В.А. Сластенина, В.Ф. Шаталова и др.

В качестве важнейшего условия развития личности сегодня рассматривается личностно-ориентированный подход, получивший научно-теоретическое обоснование в публикациях зарубежных и отечественных исследователей в области гуманистической педагогики и психологии (Е.В. Бондаревская, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Апаньев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.).

В настоящее время в научно-педагогических исследованиях достаточно четко разграничиваются две парадигмы образования: формирующая и гуманистическая. В рамках формирующей парадигмы в качестве главной цели выдвигается обучение правилам жизни. С точки зрения гуманистической парадигмы, главной целью образования является развитие внутреннего, духовного мира личности, обучение принципам жизни.

Таким образом, под влиянием общественно-философской мысли в идеях педагогов России формируется гуманистическая парадигма во взглядах на воспитание и образование, которое основывается на следующих характеристиках:

- демократическое, опирающееся на дружеское и равное отношение к ребенку, - создание условий для свободной деятельности, учет национальных особенностей и принципов народности;

- общечеловеческие, провозглашающие нравственное воспитание – любовь к ребенку, вера в ребенка, уважение личности ребенка и признание ее ценности;

- природосообразные, опирающиеся на личностный подход, - учет возрастнвх, индивидуальных и природных особенностей, создание условий для самообразования и самовоспитания.
2. Гуманизация педагогического процесса как условие гуманистической направленности личности учителя.

Анализ современных подходов к проблеме формирования гуманистической направленности личности учителя в системе непрерывного образования показывает, что единого понимания сущности гуманистической направленности личности педагога пока не существует. Сказанное свидетельствует об актуальности научного осмысления проблемы гуманизации образовательного процесса.

Для анализа научного определения понятия «гуманистическая направленность личности педагога» весьма продуктивным оказался метод словарного поиска и трактовки понятия.

Гуманистическая направленность личности – комплекс качеств индивида, в которых выражается осознание человеком своего долга, ответственность перед обществом, добровольного решения поступаться своими интересами исходя из внутренних ценностных установок, в пользу другого человека, не требуя от него ничего взамен.

Гуманистическая направленность личности педагога – единство личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит принцип гуманизма, детерминирующий взгляды в практическое преобразование педагогической реальности в творческой профессиональной деятельности.

Проведенный анализ понятий гуманизм и гуманность позволил определить содержание понятия гуманизация как производное от предшествующих, оно отражает социальные и нравственно-психологические основы общественного развития. Гуманизация характеризует также ценностные аспекты образования как общественного явления.

Проблема гуманизации образования проанализирована в различных аспектах философами и социологами В.В. Бестужевым-Ладой, В П. Зинченко, И.С. Коном, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской и др.

Современные подходы к проблеме образования определяются процессами гуманизации, т.е. ориентации на общечеловеческие ценности.

Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Принцип гуманизации предполагает уважение к личности ребенка, его достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения. Гуманизация требует пересмотра всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.

Гуманизация образования предполагает его максимальную личностную ориентацию.

При исследовании проблемы современного состояния гуманизации образования было выявлено возникновение новой (системной) ценности – непрерывности процесса развития личности.

Непрерывность рассматривается как двоякий процесс, включающий в себя непрерывное образование и преемственность.

Современные исследователи непрерывного образования (Б.С. Гершунский, С.Г. Вершловский, В.П. Зинченко, А.М. Новиков и др.) отмечают, что в общем виде оно отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса, в его достройке новыми элементами, в котором человек, продвигаясь по его восходящим ступеням, должен не только освоить прогрессивный опыт, но и обрести способность к его обогащению собственным вкладом.

Непрерывность в развитии личности тесно связана с образованием, что нашло отражение в концепции развития инновационных форм непрерывного профессионального образования в регионе.

Преемственность предполагает максимальное использование достигнутого на предыдущих этапах образовательного процесса, она реально обеспечивает прочную базу между этапами обучения и воспитания и трактуется как связь между различными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит в сохранении тех или иных элементов целого или его характеристик при переходе к новому состоянию.
3. Гуманистическая направленность личности школьника и средства ее формирования.

В педагогических и психологических исследованиях делается попытка обосновать ядро структуры личности, то есть то качество, которое интегрировало в себе относительно устойчивые компоненты личности: мотивы, способности, эмоции, волю, потребности. Одни авторы считают таким качеством дух, веру; другие – позицию сверх - Я. Мы придерживаемся мнения тех исследователей, которые предпочитают им направленность личности – сосредоточение мыслей, интересов, направленных к какой-нибудь цели.

В нашем представлении гуманистическая направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений и устремлений, ориентирующих одного человека на другого, на общество, природу. Они проявляются в личностном долженствовании (искренность, честность, порядочность, уважение); межличностных отношениях (сострадание, сорадование, справедливость, бескорыстие); коллективной деятельности (товарищество, инициативность, ответственность, солидарность); в духовном проявлении (доброта, милосердие, душевность, человеколюбие); гражданской позиции (самодисциплинированность, трудолюбие, миролюбие, патриотизм).

Формирование вышеуказанных качеств возможно при гуманистической направленности самого педагога. Понятие «гуманистическая направленность образовательной среды» в американской психологии было введено К. Роджерсом, который исходил из того, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. С оптимальной полнотой они высвобождаются и реализуются при личностно-гуманистических отношениях. Они состоят из трех частей: полное принятие или безусловно – положительное отношение к ребенку как к личности, адекватное эмпатическое понимание чувства ребенка и того смысла, который они имеют для него, конгруэнтность, то есть способность в работе с учащимися оставаться воспитателем.

По мнению К. Роджерса, везде, где целью процесса является конструктивное изменение в человеке и его личностный рост, воспитатель представляет воспитуемому свободу, признает за ним право быть таким, каков он есть.

Направленность личности социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, вступает как свойство личности и проявляется в мировоззрении, позициях, отношении, деятельности.

Школьники в большей степени эмоционально, чем рационально, осознают идеи гуманизма. Формирование мотивационной сферы ребенка должно быть направлено на то, чтобы он чувствовал и осмыслял гуманизацию отношений в системе «человек – человек»; «человек и животной мир»; «человек и растительный мир»; «человек и искусство»; человек и общество».

У школьников ярко проявляется любовь и привязанность к членам своей семьи, к своим товарищам по классу (сообществу) – все эти эмоциональные контакты становятся основой для формирования понимания сущности и ценности человеческой жизни.

Поэтому процесс формирования гуманистической потребности школьника начинается с развития его эмоциональной сферы, что в дальнейшем приводит растущую личность к целостному отношению к собственной жизни, возникновению потребности в проектировании жизненной линии ее реализации, определении путей самосознания и самореализации.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности – ее мировоззрение. Мировоззрение занимает особое место в структуре гуманистической направленности личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений – устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами и глубокой верой в них. Убеждение – высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.

У младших школьников формируется широкий спектр понятий, представлений, взглядов, которые в старшем возрасте станут основой для формирования гуманистического мировоззрения.

По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы не только побуждают человека к деятельности, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл.

В психологии и педагогике детально изучена структура деятельности. Ее составляющие: потребность – мотив – цель – задача – способы – средства – действия – операции – результат.

Деятельность для личности может быть внешней и внутренней, активной, пассивной, лично и социально значимой, не представляющей ценности.

Итак, деятельность и взрослого человека, и растущего ребенка побуждается мотивом. Их действия всегда имеют цель, а выполняются они посредством мелких операций, которые должны удовлетворять условиям конкретной ситуации. С точки зрения теории деятельности, мотивы, которые побуждают деятельность субъекта, и конкретные цели, которые он ставит перед собой, составляют суть психики и личностные качества индивида. Мотивы и цели человека определяют смысловую сферу его личности. Средства деятельности, мотивы и цели ребенка развиваются по мере развития его деятельности.

Младшие школьники, как показывает наблюдения ученых, анализ педагогической практики, испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Это открывает хорошие возможности для формирования лучших гуманистических качеств: дружбы, взаимопомощи, товарищества, чуткости, заботливости, ответственности, общительности и др. Основными видами деятельности являются игра, учение, труд.

Для формирования гуманной направленности личности необходима деятельность, несущая в своем содержании основные гуманистические качества человека:

  • добродетель (веру, мудрость, честность, бескорыстие, сострадание и др.)

  • благодеяние (действия, обусловленные заботой и направленные на благо других людей: сопереживание, бескорыстие)

  • миротворчество (этику ненасилия, великодушие, благотворение, миролюбие, толерантность и др.)

По своему характеру воспитывающая деятельность должна быть созидательной, самоорганизующей, творчески направленной на формирование у ребенка потребности в познании и преобразовании окружающей действительности на основе охранно-созидательного отношения к миру.

Одним из главных способов формирования личности с гуманистической направленностью выступает самоорганизующая деятельность. При этом цель, принципы, содержание выступают лишь как составные, регулятивные компоненты, стимулирующие субъектов образовательного процесса к самоорганизующей деятельности. Именно в ней в полной мере проявляется самодеятельность, воспитанник обретает самого себя. Это происходит благодаря тому, что ребенок выступает субъектом собственной жизни, социальных процессов, культуры. Дети самостоятельно планируют свою жизнедеятельность, распределяют силы, организуют процесс работы, подводят ее итоги.

Созидательная и самоорганизующая деятельность должна носить творческий характер. Творчество – высшая деятельность человека, тесно связанная со свободой. Именно в ней человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Поэтому развитие творческой активности младших школьников – одно из главных условий гуманитарного воспитания. Созидательная, самоорганизующая, творческая деятельность позитивно изменяет окружающий мир, а, следовательно, и самого человека. Для формирования личности с гуманистической направленностью следует шире включать младших школьников в милосердную, миротворческую, волонтерскую, природоохранительную деятельность. Она дает возможность закладывать и развивать такие качества у ребенка, как внимательность, доброжелательность, жалость, снисходительность, сожаление, сопереживание, сочувствие, тактичность, чуткость.

Психолого-педагогический анализ структуры личности позволяет предпринять попытку дать определение дефиниции «гуманистическая направленность личности». Это совокупность устойчивых потребностей, мотивов, установок, идеалов, ориентирующих деятельность личности на утверждение гуманизации в отношении человека, общества, природы Она характеризуется:

- системой представлений, направленных на другого человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, что дает индивиду осуществлять гуманистический выбор ценностей, взглядов, позиций;

- устойчивостью чувств, направленных на другого человека, пониманием его внутреннего мира, состраданием к нему, сорадованием его благам, умением ставить интересы другого человека выше своих;

- сформированностью у личности способности сопротивляться собственным отрицательным качествам, которые мешают следовать гуманистическим идеалам с ориентацией на идеал морального совершенствования;

- нормами поведения, утверждающими гуманное отношение: личностно-интимными (между родственниками, близкими друзьями); деловыми (учитель – ученик; командир – подчиненный и др.), общественными (права и обязанности членов общества), взаимоотношениями в человеческом социуме, обществе (признание и утверждение традиций, обрядов, общекультурных и этических норм);

- наличием у личности потребности к созидательной, самоорганизующей, самооценочной и творческой деятельности; познанием и готовностью к преобразованию мира в соответствии с гуманистической сущностью, нетерпимостью к разрушительной деятельности, грабежам, войнам, злодеяниям; совершенствования своей личности, окружающих людей, Отечества.

Словарь понятий: гуманизм, гуманитарная культура, гуманитарное знание, гуманитарная направленность личности учителя, гуманизация образования, гуманистическая направленность личности школьника.
Задания к самостоятельной работе учителя:

Задание 1(СРС)

«Примерьте» краткий перечень личностных качеств, важ­ных для педагога.

1 Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людь­ми.

2. Стремление к общению с людьми.

3. Бескорыстное включение в общественную, организа­торскую и другую подобную работу.

4. Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей.

5. Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

6. Способность мысленно ставить себя на место другого человека.

7. Способность хорошо помнить, держать в уме знания о

личных качествах многих людей.

8. Способность находить общий язык с разными людь­ми.

9. Способность легко, без внутренней скованности, всту­пать в общение с другими людьми.

10. Стремление проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь де­лом или помочь им в чем-то.

11. Умение улаживать разногласия между сверстниками

или старшими.

12. Умение убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий.

Примечание. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то вы верно выбрали профессию педагога, относящу­юся к сфере «человек — человек».

Задание 2 (СРС).

Ответьте на вопросы теста «Я-концепция творческого саморазвития» (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Педагогика, 1999. С. 509—511).

Особенностью предлагаемого теста является то, что вы должны осмыслить, понять и оценить самого себя с позиций прошлого, настоящего и будущего. Под прошлым имеется в виду то, какими вы были 3—4 года назад. Под будущим имеется в виду то, каким и кем вы себя видите, представляете через 3 года. Под настоящим имеется в виду то, что вы представляете собой сегодня, по крайней мере, в последний месяц.

Чем интересен и ценен предлагаемый тест? После того как вы письменно ответите на все вопросы таблицы, вы должны оценить степень и характер вашего саморазвития по следующим критериям:

+1 — отмечается существенный прогресс в саморазвитии;

0 — остановленное саморазвитие, т. е. саморазвития практически не отмечается;

-1 — отмечается регресс, т. е. явное ухудшение в плане вашего саморазвития.

Вопросы для размышления и ответа

«Я-концепция» в прош­лом

«Я-концепция»

сегодня

«Я-концепция» в буду­щем

Степень и характер саморазви­тия «Я-концепции»

1. Мои приоритетные цели, или чего я добивался, доби­ваюсь и планирую добиться в будущем.













2. Каковы мои увлечения, творческие интересы.













3. Как бы я оценил уровень моих творческих способно­стей (по 9-балльной шкале) к виду деятельности, кото­рая представляет для меня наибольший интерес













4. Что я ценил, ценю и буду ценить в людях.













5. Какие личностные качест­ва мне удалось или, думаю что еще удастся усовершенствовать













6. Какие я допускал ошибки и какие ошибки я не хо­тел бы совершить в буду­щем













7. Через какие творческие дела я проявил себя в про­шлом, стремлюсь реализо­вать себя сейчас и в чем планирую реализовать себя в будущем













8. Каковы мои успехи, творческие достижения













9. Каковы мои типичные проблемы и трудности













10. Как я преодолевал, пре­одолеваю и планирую пре­одолевать мои проблемы и

трудности













11. Каковы мои три главных принципа или правила жиз­ни













12. В чем я видел и вижу смысл своей жизни














По результатам тестирования необходимо подсчитать, сколько баллов вы набрали, и соотнести их с табл. 1.

Таблица 1

Суммарное число баллов, которое вы набрали

Особенности вашей «Я-концепции творческого саморазвития»

От -1 до -3

От -4 до -6

От -7 до -9

От-10 до-12

0

От 1 до 3

От 4 до 6

От 7 до 9

От 10 до 12

низкий уровень регресса

средний уровень регресса

высокий уровень регресса

очень высокий уровень регресса

остановленное саморазвитие

низкий уровень прогресса

средний уровень прогресса

высокий уровень прогресса очень

высокий уровень прогресса


Вывод о перспективах вашего творческого саморазвития. После анализа ответов на все 12 вопросов вы сможете скорректировать «Я-концепцию...». При корректировке следует использовать критерии:

индивидуальность — она должна учитывать ваши индивидуальные особенности и способности;

целостность — она должна целостно, в системе охва­тывать все интересующие вас сферы жизнедеятельности;

перспективность — она должна гармонично сочетать ваше духовное, интеллектуальное и физическое развитие;

перспективность — она должна указывать и раскры­вать перспективы вашего роста, развития;

личная значимость — она должна быть для вас инте­ресной и привлекательной.
Задание 3 (УИРС).

Подготовьте реферат по теме «Требования к личности современного педагога».

Задания к СРС

  1. Ознакомьтесь с содержанием основных задач, которые решает человек в процессе социализации (Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. С. 19—21), определите функции образования в решении этих задач.

Результаты занесите в таблицу по следующему образцу:


Задачи, решаемые человеком в процессе социализации

Функции образования

Естественно-культурные




Социально-культурные




Социально-психологические





2. Ответьте на вопрос: в чем состоит существенная разница междуформирующим и гуманистическим подходами в образовании?
Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999.

3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 2000.

4. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград, 1999.

5. Песгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.. 1988.

6. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) – СПб.- Волгоград, 1997.

7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград, 2000.

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск