Скачать 0.64 Mb.
|
УДК 32.001 Ежов С.П. Семинарские занятия по политологии: практикум.- 2- е изд., испр. и доп.- СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2008. – 52 с. Практикум по политологии содержит планы семинарских занятий с рекомендациями по каждому из вопросов, логические задания, проблемные вопросы и контрольные тесты, предназначенные для самоконтроля и обсуждения на занятиях в группе. В практических заданиях содержатся как авторские наработки, так и разработки представленные в Практикуме по политологии/Под ред. М.А.Василика.- М., 1999 и Политология: практикум/В.И.Бобрович, Е.Л. Сословская.- Мн., 2006 По каждой теме имеется список основной и дополнительной литературы. Даются Internet ресурсы. Практикум предназначен для студентов 2 курса 7 факультета и студентов 3 курса 1-6,8 факультетов СПбГТИ (ТУ), изучающих политологию. Соответствуют рабочей программе учебной дисциплины «Политология». Рецензент – И.В. Кутыкова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета) Утверждено на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного отделения 1 июля 2008 года. Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ) © Кафедра социологии СПбГТИ (ТУ) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4 Семинар 1. Политика как объект изучения…………………………………………...5 Семинар 2. Политическая мысль Никколо Макиавелли…………………………….10 Семинар 3. Политика и экономика…………………………………………………....12 Семинар 4. Политическая власть………….……………………………………………..16 Семинар 5. Политические элиты и лидеры……………………………………………..23 Семинар 6. Политическая система общества……………………………………………28 Семинар 7. Демократия…………..……………………………………………………35 Семинар 8. Политическое участие…………...……………………………………….39 Ресурсы в Internet…………………………………………………………….44 Контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу политологии…45 Тестовые материалы, используемые при подготовке к зачету по курсу политологии………………………………………….......46 Введение Практикум по политологии предназначен для оказания методической помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. Практикум носит комплексный характер и включает в себя восемь тем с планами занятий, вопросы, выносимые на обсуждение с рекомендациями по их освещению, логические задания и проблемные вопросы, предназначенные для самоконтроля и обсуждения на занятиях, а также ресурсы Internet и список основной и дополнительной литературы. Семинарские занятия являются обязательной формой обучения и имеют целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях, а также при самостоятельной работе. Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным и проблемным вопросам, обсуждение эссе. Эссе – это литературный жанр, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением материала, ориентированный на разговорную речь. Темой эссе может быть как один из вопросов плана, так и логическое задание или проблемный вопрос. Семинар 1. Политика как объект изучения План
Методические советы При подготовке первого вопроса надо вспомнить, что такое объект и предмет любой науки. Далее надо определить объект и предмет политической науки. При рассмотрении этого вопроса следует обосновать следующее утверждение: политика явление амбивалентное, объяснить почему нет и не может быть ее одного, исчерпывающего определения. Проанализировать четыре блока проблем, подлежащих, по мнению экспертов ЮНЕСКО, изучению политической наукой. При подготовке второго вопроса можно «утонуть» в том объеме материала, который к нему относится. Здесь особенно важно структурировать свой ответ. В начале, обычно анализируются политические воззрения Платона с Аристотелем, с одной стороны, и Конфуция с другой. При этом надо объяснить почему Платон и Аристотель считаются двумя полюсами, между которыми развивалась политическая наука. Анализу политических воззрений Н. Макиавелли будет посвящено отдельное семинарское занятие и поэтому в заключительной части вопроса следует обратить внимание на становление политологии как самостоятельной науки, которое происходит в XIX - XX веках. Третий вопрос предусматривает раскрытие (с помощью примеров) основных функций политологии: гносеологической, прогностической, политической социализации, управленческой и регулятивной. Контрольные вопросы Логические задания и проблемные вопросы:
Аргументировано подтвердите или опровергните это утверждение.
Попробуйте порассуждать о том, что имел в виду Эйнштейн. В чем и почему, на Ваш взгляд, политология может быть сложнее естественных наук?
Что Вы сами думаете по этому поводу? Можете ли Вы найти аргументы в оправдание той и другой позиций? Что нового в эту проблему привнесла современность?
В чем причина того, что философы до сих пор нечасто оказываются у власти? Ведь они лучше других знают, как должно быть организовано справедливое правление. 5. Аристотель предложил классификацию форм правления, зависящую от способов организации власти, выделив т.н. «правильные» и «неправильные» формы.
Чем, на Ваш взгляд, отличаются по Аристотелю «правильные» формы правления от «неправильных»? 6. В массовом сознании бытует представление о том, что политика во все времена была «грязным делом». Для достижения своих целей политики не гнушаются самых разных, в том числе и неблаговидных, средств. Поэтому для тех, кто идет в «большую политику», не остается ничего иного, как играть по тем же правилам («с волками жить — по-волчьи выть»). При таком подходе к политике честный человек старается держаться от нее подальше. Однако в политической теории и практике существует и другая позиция. Она связана с именем Аристотеля, который подчеркивал высокий статус гражданина и важность его участия в решении государственных дел. Какой Вам видится политика? 7. Политическая жизнь включает в себя элементы многообразных политических отношений и действия разнородных социальных слоев, классов, наций, государств, партий, личностей. Ее участники в соответствии со своими интересами (правильно или неправильно понятыми) отстаивают свои позиции, стремятся проводить свою линию. Эти интересы весьма многообразны. Каковы они? Подумайте и выделите несколько групп интересов, которые реально существуют у реальных участников политической жизни. 8. Древнегреческий философ Платон под политикой понимал искусство жить вместе. Искусство единства во множестве. Согласны ли Вы с этой формулой? И если "да", то, что нужно для ее реализации? Какие политические условия (процедуры, институты, методы) необходимы для интеграции интересов различных классов, социальных слоев, групп, наций? Контрольные тесты:
|
Литература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил | Учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е... Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр... | ||
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Алтайская гос академия... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке... П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с | ||
Учебник для средних медицинских учебных заведений Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008.... | Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на... Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. — М.: Изд-во урао, 2000.... | ||
Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Семакин И. Г и др. 2-е изд., испр и доп | ||
Основы библиотечно-информационного дела Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с Используется учебник «Литература. 9 класс» в 2-х частях. / Г. С. Меркин. Б. Г. Меркин – 6-е изд., испр и доп. М.: Русское слово.... | ||
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010 | Практикум по политологии. Краснодар Практикум по политологии /Под ред. Е. М. Харитонова/ Сост. О. И. Кожура, В. А. Симоненко, С. В. Хоружая. – Краснодар: кгау, 2005 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Немецкий язык. Базовый курс: Учебное пособие / Сост. Л. С. Ратнер. – 2-е изд, испр и доп. – Томск: Изд. Тпу, 2004.– 119 с | Пояснительная записка Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе... | ||
Theory of translation П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост... | Theory of translation П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост... |