Скачать 399.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 города Томска Рассмотрено Утверждаю: на заседании МО Директор МБОУ СОШ № 46 протокол №__________ Н.Ю.Некрасова от__________________ пр. № _____ от___________ руководитель МО _____ _____________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физике 8 класс ( базовый уровень) Составитель: учитель физики Хакимова Асия Хамедулловна Томск - 2012 Пояснительная записка Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата); - умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; - умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности; - умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы; - развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных; - воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений; - применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Цели изучения физики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. В результате изучения физики 8 класса ученик должен знать/понимать:
уметь:
Содержание изучаемого курса
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Построение графика по результатам экспериментов. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний по тепловым и электрическим явлениям. Построение и проверка гипотез. Систематизация в виде таблиц, графиков, теоретические выводы и умозаключения. Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Фронтальная лабораторная работа. 1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать понятия: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение; способы изменения внутренней энергии. Знать:
Знать определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу. Знать определение теплоемкости, физический смысл. Знать расчет Q, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты. Знать расчет С твердых тел. Уметь решать задачи на С. Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания. Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры. II. Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч) Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать понятия: агрегатные состояния вещества; плавление и отвердевание кристаллических тел; график плавления и отвердевания. Знать понятия: удельная теплота плавления. Знать понятие «испарение», объяснять процесс поглощения энергии при испарении и выделения ее при конденсации. Знать понятие «кипение». Объяснять процесс парообразования и конденсации. Знать понятие «влажность воздуха». Уметь работать с психрометром и гигрометром. Знать устройство и принцип действия ДВС и паровой турбины. Знать формулы и уметь их применять при решении задач по теме. II.Электрические явления. (27 ч.) Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Фронтальная лабораторная работа. 3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 5.Регулирование силы тока реостатом. 6.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. 7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать понятие «электризация тел при соприкосновении». Объяснять взаимодействие заряженных тел. Знать принцип действия и назначение электроскопа. Уметь находить в ПСЭ проводники и диэлектрики. Знать понятие «электрическое поле». Его графическое изображение. Знать закон сохранения электрического заряда. Строение атомов. Уметь объяснять электрические явления и их свойства. Знать:
Знать понятие «электрическая цепь», называть элементы цепи. Уметь объяснить действие электрического тока и его направление. Знать понятия «сила тока», «напряжение», «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения. Знать устройство амперметра, вольтметра, их обозначения в электрических цепях. Уметь работать с ними. Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл. Уметь производить расчеты R проводника, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление. Знать устройство и принцип действия реостата. Обозначение его в электрических цепях. Уметь измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома. Уметь рассчитать I, U и R цепи при последовательном и параллельном соединении проводников. Уметь решать задачи. Уметь объяснить работу тока. Знать формулы по теме. Знать понятия: мощность электрического тока, обозначение физической величины. Единицы измерения. Уметь снимать показания приборов и вычислять работу и мощность. Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца. Уметь решать задачи. Знать устройство и объяснять работу электрических приборов. Знать принцип нагревания проводников электрическим током. III. Электромагнитные явления. (5 ч.) Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Электродвигатель. Фронтальная лабораторная работа. 8.Сборка электромагнита и испытание его действия. 9.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Требования к уровню подготовки учащихся. Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл. Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий. Знать устройство и применение электромагнитов. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние. Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного поля на проводник с током. Объяснять устройство двигателя постоянного тока на модели. Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь объяснить их работу. IV. Световые явления. (9 ч.) Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки. Фронтальная лабораторная работа. 10.Получение изображения при помощи линзы. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света. Знать законы отражения света. Знать понятие «плоское зеркало». Знать законы преломления света. Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их. Уметь строить изображения, даваемые линзой. Уметь решать задачи. Обобщающее повторение (3ч) Учебно-методический комплект
|
Рабочая программа по физике 7 класс ( базовый уровень) Составитель:... Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными... | Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики... В. С. Данюшенкова и О. В. Коршунова (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Саенко П. Г. и др. – М.: Просвещение,... | ||
Рабочая программа по физике 7-9 класс базовый уровень Михайлова Надежда... Преподавание учебного предмета «Физика» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами... | Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10-11 класс Составитель: Шестакова М. Ф. – учитель истории и обществоведения высшей категории | ||
Рабочая программа по физике (базовый уровень) в 11 классах Составитель: Галиханова А. З Используется учебник : Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин «Физика. 11 класс» рекомендованного Министерством образования... | Рабочая программа по физике 8 класс Составитель: учитель физики высшей... Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из... | ||
Рабочая программа по физике для 7-9 классов по 2 часа в неделю (всего... Рабочая программа по физике 7-9 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... | Рабочая программа по физике Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории | ||
Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа,Степанова Г. Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение. Рабочая... | ||
Рабочая программа по физике 7 класс (уровень преподавания: базовый) Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в рф» (с последующими изменениями и дополнениями) | Рабочая программа по физике 10-11 класс (базовый уровень) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | ||
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Т. В. Леонова Н. А. Варакина Приказ №141/1 от 09. 13 г рабочая программа... Данная рабочая программа по физике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 а класс Составитель:... МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22 |