Неврология





Скачать 408.99 Kb.
НазваниеНеврология
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер408.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3



ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра неврологии и нейрохирургии

РПД КТ – Неврология 09-2006


НЕВРОЛОГИЯ

Рабочая программа интернатуры

По подготовке__________________специалиста________________

По направлению_______________060101-Лечебное дело_________

Специальности_________________040109-Неврология__________

Экземпляр №_____

1. РАЗРАБОТАНА на основе образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по неврологии (Москва, 2001), подготовленной коллективом кафедры травматологии ФППО ММА им. Сеченова (зав. кафедрой – академик РАМН, академик РАЕН, засл. деятель науки, проф. А.М. Вейн), согласованной с Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ и утвержденной Учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических вузов.
Автор – зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент А.И.Ермолаева
«___»_____________ 2006 г. _____________________ (Ермолаева А.И.)
2. РЕЦЕНЗЕНТ – профессор кафедры ортопедии и военно-экстремальной медицины МИ ПГУ, Д.М.Н. С.В.СИВАКОНЬ
«___»_____________ 2006 г. _____________________ (Сиваконь С.В.)
3. СОГЛАСОВАНА

с кафедрой клинической фармакологии,

зав. кафедрой, Д.М.Н. И.Я.МОИСЕЕВА
кафедрой физиологии,

зав. кафедрой, К.М.Н. Н.И. МИКУЛЯК
кафедрой патологической анатомии,

зав. кафедрой, Д.М.Н. С.А. МОЗЕРОВ
кафедрой медицинские приборы и оборудование,

зав. кафедрой, Д.Т.Н., проф. С.И. ГЕРАЩЕНКО
кафедрой гигиена, общественное здоровье и здравоохранение,

зав. кафедрой, К.М.Н. А.П. ДМИТРИЕВ
4. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ. Руководитель – зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ, К.М.Н. доцент А.И.Ермолаева.
5. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ «___» _______ 2006 г., протокол № _____ .

Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ, К.М.Н., доцент _________________ А.И.Ермолаева
6. УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии МИ ПГУ

«____» ____________2006 г. протокол №____

«____» __________________ 2006 г.

Председатель методической комиссии

МИ ПГУ

Д.М.Н., профессор О.В.КАЛМИН

НЕВРОЛОГИЯ


Рабочая программа интернатуры


  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее – Программа) отражает необходимые знания, позволяющие врачу-интерну решать практические вопросы, возникающие в процессе диагностики и лечения заболеваний нервной системы, устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям врача-интерна в области неврологии, и определяет содержание учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и врачей-интернов, обучающихся по специальности 040109 - Неврология.


  1. Нормативные ссылки

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040109 Неврология, утвержденный «27» февраля 2001 г.

Учебный план ПГУ клинической ординатуры по специальности 040109 – Неврология, утвержденный «1» февраля 2007г.

И 151.30.03. – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.


  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Срок обучения 1 год (48 недель, 1728 часов)




п/п

разделы

часы

всего

лекции

семинары

практика

1.

профессиональная подготовка

1584




1.1

клиническая подготовка

1416




1.1.1

неврология

858

48/1

96/2

714

1.1.2

поликлиника

288

-

-

288

1.1.3

смежные специальности:

270




онкология

18

-

-

18

фтизиатрия

18

-

-

18

клин. трансфузиология

18

-

-

18

анестезиол. и реаниматология

18

-

-

18

рентгенология

18

-

-

18

терапия

30

-

-

30

инфекц. болезни

30

-

-

30

иммунология

30

-

-

30

дерматовенерология

30

-

-

30

нефрология

30

-

-

30

психиатрия

30

-

-

30

1.2

фундаментальная подготовка

120




опер. хир. и топ. анатомия

30

10/0,25

20/0,5

-

пат. анатомия

30

10/0,25

20/0,5

-

пат. физиология

30

10/0,25

20/0,5

-

фармакология

30

10/0,25

20/0,5

-

1.3

ОЗД

48




управление здравоохранением

16

6/0,1

10/0,25

-

медицинская статистика и информатика

16

6/0,1

10/0,25

-

экономика здравоохранения и страховая медицина

16

6/0,1

10/0,25

-

2.

элективы

144







экзамен

(в составе профессиональной подготовки)

6







всего

1728





На аудиторную нагрузку по изучению теоретической части профессиональной клинической подготовки выделяется 3 часа в неделю (144 часа). Проводятся 1 раз в две недели лекции, продолжительностью 2 часа и 1 раз в две недели семинары, продолжительностью 4 часа.

1272 часа выделяются на самостоятельную клиническую работу врача интерна под контролем руководителя, в результате которой он овладевает необходимыми практическими навыками по неврологии и смежным специальностям.

Фундаментальная подготовка в объеме 120 часов осуществляется на кафедрах клинической фармакологии, физиологии и патологической анатомии.

Подготовка по организации здравоохранения в объеме 48 часов осуществляется на кафедрах гигиены, общественного здоровья и здравоохранения и медицинских приборов и оборудования.

Предусмотрено посещение 2 электива (по 72 часа) по различным тематикам по выбору обучающегося. Элективы готовят и проводят кафедры МИ ПГУ.


  1. Цель и задачи дисциплины

Основными задачами постдипломной подготовки невролога являются:


  • подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе с неврологическими пациентами;

  • улучшение практических навыков посредством освоения методик, применяемых в неврологии;

  • формирование клинического мышления квалифицированного врача, способного осуществлять дифференциальную диагностику в сложных ситуациях, где требуются знания в смежных дисциплинах.


Постдипломная подготовка в интернатуре включает теоретическую подготовку, освоение принципов и методов диагностики лечения неврологических заболеваний. При этом важнейшим элементом является освоение навыков оказания врачебной помощи при неотложных состояниях, особенно угрожающих жизни больного.
Целью обучения в интернатуре является подготовка высококвалифицированного врача-невролога.
Задачи подготовки в интернатуре:


  • совершенствование профессиональных знаний и практических навыков по всем разделам неврологии;

  • интерн знакомится с вопросами организации неврологической службы.


По окончании интернатуры невролог должен

ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Общие знания:

  • принципы врачебной этики и деонтологии;

  • основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

  • анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

  • основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

  • основные вопросы этиологии и патогенеза неврологических заболеваний;

  • клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение;

  • общие и функциональные методы исследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;

  • основы фармакотерапии в неврологии;

  • показания и противопоказания к хирургическому лечению;

  • вопросы определения временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

  • организацию и проведение диспансеризации неврологических больных;

  • вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.


Общие умения;

  • получить информацию о заболевании;

  • применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

  • выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

  • оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

  • определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

  • провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

  • дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

  • определить программу реабилитационных мероприятий;

  • решить вопрос о трудоспособности больного;

  • оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.


Специальные знания и умения:

Невролог – интерн должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

  • травмы головного и спинного мозга;

  • острые сосудистые мозговые нарушения;

  • острые нейроинфекционные заболевания;

  • эпилепсия;

  • миастения;

  • церебральные коматозные состояния;

  • компрессии спинного мозга;

  • болевые синдромы;

  • а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс);

  • острой дыхательной недостаточности;

  • острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).


Невролог – интерн должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

  • начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

  • острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

  • дисциркуляторная энцефалопатия;

  • спинальный инсульт, дисциркуляторная миелопатия.


Заболевания периферической нервной системы:

  • вертеброгенные поражения нервной системы;

  • моно- и полиневропатии, плексопатии;

  • невралгии, компрессионные поражения периферических нервов (туннельные невропатии);


Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания центральной нервной системы:

  • полиомиелит;

  • миелиты;

  • менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

  • эпидуриты;

  • поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.


Паразитарные заболевания нервной системы:

  • эхинококкоз;

  • цистицеркоз;

  • токсоплазмоз


Демиелинизирующие заболевания нервной системы;

  • рассеянный склероз;

  • острый рассеянный энцефаломиелит;

  • болезнь Шильдера


Опухоли нервной системы:

  • опухоли головного мозга;

  • опухоли спинного мозга;

  • опухоли периферических нервов


Экстрапирамидные заболевания:

  • паркинсонизм;

  • мышечная дистония;

  • хорея

  • тики;

  • миоклонические синдромы.


Эпилепсия
Церебральные коматозные состояния
Токсические поражения нервной системы:

  • интоксикации алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полинейропатия);

  • энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

  • лекарственные интоксикации (наркотические аналгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).


Неврозы



Деменции

  • обратимые деменции;

  • необратимые деменции


Заболевания вегетативной нервной системы;

  • синдром вегетативной дистонии;

  • вегетативные расстройства при патологии надсегментарных вегетативных структур;

  • вегетативные расстройства при патологии сегментарных вегетативных структур.


Наследственные заболевания:

  • нервно-мышечные заболевания (спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

  • заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, семейная миоклонус-эпилепсия);

  • дегенеративные заболевания с преимущественных поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация),


Закрытые травмы нервной системы:

  • черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния);

  • травмы позвоночника и спинного мозга;

  • травма периферических нервов.


В процессе обучения в интернатуре врач должен освоить следующий
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ:
Общие знания:

  1. применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

  2. выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

  3. оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

  4. определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

  5. провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

  6. дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

  7. определить программу реабилитационных мероприятий;

  8. решить вопрос о трудоспособности больного;

  9. оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.


Манипуляции:

  1. делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

  2. провести эхоэнцефалоскопию и дать диагностическую оценку результатам исследования;

  3. дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов:

  • рентгенологического исследования черепа и позвоночника,

  • ангиографии,

  • электроэнцефалографии,

  • реоэнцефалографии,

  • допплерографического исследования магистральных артерий,

  • электромиографии,

  • картины глазного дна и исследования полей зрения.



  1. Место дисциплины в учебном процессе

Неврология является основной дисциплиной обучения в интернатуре и имеет целью подготовку высококвалифицированного врача-невролога.



  1. Сводные данные об основных разделах теоретического изучения дисциплины и распределении часов по видам занятий






Разделы дисциплины

Часы

Уровень освоения

лекции

семинары

1

Общая неврология

14

8



2

Частная неврология

34

88


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Неврология iconНеврология
Специальность «Неврология» введена приказом мз РФ №337 от 27. 08. 1999г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения...
Неврология iconНеврология, нейрохирургия, неврология детского возраста
На догоспитальном этапе при непосредственном неврологическом обследовании пациента с мозговым инсультом предварительный вывод о том,...
Неврология iconОсновная образовательная программа высшего образования программа...
Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология...
Неврология iconРабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «неврология»
«неврология» (ординатура) разработана сотрудниками кафедры неврологии, нейрохирургии фпк и ппс (заведующий кафедрой – д м н., проф....
Неврология iconВопросы и программа вступительного экзамена в клиническую ординатуру по программе «неврология»
Программа подготовки к вступительному экзамену по программе «Неврология» в клиническую ординатуру
Неврология iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Неврология iconРабочая программа дисциплины «неврология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Неврология iconДисциплины: «неврология»
Курация больных, самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций
Неврология iconДисциплины: «неврология»
Курация больных, самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций
Неврология iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) стоматолгия, утвержденный Министерством образования и науки РФ 20 г. №
Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Неврология iconУчебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»
Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики
Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)
Неврология icon4,5 (зач ед.) Архангельск, 2013 г. Цель и задачи освоения дисциплины
Неврология имеет своим предметом неврологические заболевания; изучение их этиологии и патогенеза, симптомокомплексов и течения, лечения...
Неврология iconНеврология, медицинская генетика
Основной целью преподавания неврологии студентам педиатрического факультета является обучение раннему выявлению приобретенных и наследственных...
Неврология iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология, медицинская генетика»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск