Дисциплины: «неврология»





Скачать 295.21 Kb.
НазваниеДисциплины: «неврология»
страница1/2
Дата публикации07.03.2016
Размер295.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
АННОТАЦИЯ

к рабочей учебной программы по дисциплине

_____ «Неврология, мед. генетика, нейрохирургия»____________________ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Семестр VI, VII

  1. Название дисциплины: __ «неврология»____________________________________

  2. Трудоемкость:

Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:

120

лекции

40

семинары, практические занятия

80

экзамен

36

Самостоятельная работа:

60

История болезни (написание и защита)

6

Курация больных, самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций,

заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала

20

Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практиче-

ских занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной работы.

16

Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской

Работе.

18

Общая трудоемкость

216









  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в
    соответствии с ФГОС ВПО:





    1. Перечень формируемых компетенции



Общекультурные компетенции (текст компетенции)

Коды
формируемых
компетенций


способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности


(ОК-I);(ОК-2); (ОК-5);

(ОК-6); (ОК-7); (ОК-8);







Профессиональные компетенции




- обшепрофессиональные

- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия

способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов

способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации

способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения

в реабилитационной деятельности:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний

в психолого-педагогической деятельности:

способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни

способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек

(ПК-1); (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-6); (ПК-7); (ПК-9); (ПК-10); (ПК-11); (ПК-12); (ПК-15); (ПК-15); (ПК-16); (ПК-17); (ПК-19); (ПК-20); (ПК-21); (ПК-22); (ПК-23); (ПК-25); (ПК-26);







- в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций

способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков


(ПК-27); (ПК-28); (ПК-29); (ПК-30);

- в научно-исследовательской деятельности:

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований

(ПК-31); (ПК-32).


3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:


  1. основные клинические методы исследования нервной системы;

  2. основные симптомы и синдромы поражения нервной системы,

  3. этиологию, патогенез, клинику и диагностику основных заболеваний нервной системы, а также профилактику поражений нервной системы;

  4. врачебную тактику при неотложных состояниях, приводящих к патологии нервной системы;

  5. о различных нейрохирургических методах лечении

  6. о принципах и особенностях фармакотерапии основных заболеваний нервной системы в различные возрастные периоды;

  7. Современные представления о геноме человека, генетические аспекты роста и развития плода и ребенка.

  8. Особенности клинических проявлений наследственной патологии, общие принципы клинической диагностики наследственных болезней.

  9. Значение и основы методов диагностики наследственной патологии, типы наследования заболеваний.

  10. Общие проблемы лечения, социальной адаптации и реабилитации больных с наследственной патологией; проблемы профилактики.

Уметь:

  1. собрать жалобы и анамнез у неврологического больного.

  2. Провести исследование неврологического статуса:

  • - определить уровень сознания;

  • - оценить функции черепных нервов;

  • - осмотреть двигательную сферу: определить объем, силу и темп произвольных движений; исследовать тонус мышц и рефлексов; выявить мышечную атрофию, симптомы паркинсонизма;

  • - провести пробу Ромберга, координаторные пробы в конечностях

  • (пальце-носовая, пяточно-коленная, дисдиадохокинез);

  • - исследовать походку, тандемную ходьбу;

  • -оценить чувствительность: болевую, температурную, проприоцептивную;

  • - выявить парестезии и каузалгии; симптомы натяжения нервных стволов и корешков, рефлекторные мышечные синдромы;

  • - исследовать вегетативные функции; выявить нарушения терморегуляции, потоотделения, вазомоторные и трофические расстройства, ортостатическую гипотензию, синдром Рейно, нарушения функции тазовых органов;

  • - исследовать менингеальные симптомы;

  • - оценить высшие мозговые функции: речь, чтение, письмо, счет, гнозис, праксис, память и интеллект.

  1. - выявлять симптомы поражения нервной системы, объединять их в синдромы;

  1. устанавливать топический, этиологический и нозологический диагнозы;

  2. - оценить степень тяжести поражения нервной системы больного

  3. провести неотложные лечебные и диагностические мероприятия при экстренных состояниях

  4. - cоставить план обследования больных с неврологическими заболеваниями;

  5. - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  6. - проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

  7. - выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

  8. обследовать больного на выявление наследственной патологии, распознавать общие проявления наследственной патологии,

  9. диагностировать врожденные морфогенетические варианты, правильно использовать соответствующую терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного.

Владеть:

  1. - методами общего клинического обследования неврологических больных;

  2. - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у неврологических больных;

  3. -навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;

  4. - схемами лечения основных неврологических заболеваний;

  5. -базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности.

  6. получение информации о больных и здоровых членах семьи на основании опроса, осмотра и имеющихся медицинских документов

  7. оставление родословных и расчет генетического риска

  8. диагностика синдромов, требующих оказания неотложной помощи. установления ее объемов и последовательности.




  1. Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. ___ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ и медицинская генетика_______
Тема 1. _ История становления неврологии как раздела медицины. Основные сведения об анатомии, физиологии, гистологии _________

  1. Содержание темы:
    1. Основоположник невральной теории - Р.Кахал. Основоположники рефлекторной теории - И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев.

  2. Понятие об основных типах нейронов и нейроглии. Механизм передачи возбуждения по нейрону, роль и значение синапса, основные медиаторы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Роль гемато-энцефалического барьера.

  3. Основные анатомо-функциональные блоки центральной нервной системы - палеокортекс, неокортекс, подкорковые ганглии, промежуточный мозг, ствол мозга, ретикулярная формация и функциональные стволовые центры (дыхательный, сердечно-сосудистый, слюноотделительный, жевательный, глотательный).

  4. Роль правого и левого полушарий головного мозга в жизнедеятельности человека. Принципы организации периферической нервной системы. Общее и различие в строении спинального и черепных нервов.

Тема 2. __ Произвольные и непроизвольные движения. Пирамидный путь. Центральный и периферический параличи.________

  1. Содержание темы: Произвольные движения, верхний (центральный) и нижний (периферический) мотонейроны. Соматотопическое представительство человеческого тела в неокортексе.

  2. Медиаторы синаптической передачи в произвольных двигательных системах.

  3. Кортико - спинальный и кортико - нуклеарный тракты. Особенности произвольных движений в функционировании зубо-челюстной системы. Строение и функционирование рефлекторной дуги, уровни их сегментарного замыкания для движений конечностей, мимических, жевательных и глотательных движений. Сухожильные, периостальные, кожные рефлексы.

  4. Центральный и периферический параличи (изменение мышечного тонуса, трофики мышц, сухожильных и периостальных рефлексов, вызывание патологических рефлексов). Парезы, параличи, моноплегия, гемиплегия, диплегия, триплегия, тетраплегия.

  5. Синдромы поражения двигательного пути на различных уровнях — передняя центральная извилина, внутренняя капсула, ствол мозга, шейное утолщение спинного мозга, поперечные поражения спинного мозга, передний рог спинного мозга, передний корешок, сплетения, ствол периферического нерва, ветви периферического нерва, нервно — мышечный синапс, мышца. Интра - и экстрамедуллярный синдромы.

  6. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.



Тема 3__ Экстрапирамидная система. Акинетико - ригидный синдром. Гипотонически – гиперкинетический синдром. Мозжечок. Атаксия. _______

Содержание темы:

  1. Экстрапирамидная система. Симптомы поражения подкорковых ганглиев (красного ядра, черной субстанции, хвостатого ядра, бледного шара). Связи подкорковых ганглиев с различными отделами головного и спинного мозга.

  2. Физиология экстрапирамидной системы. Участие экстрапирамидной системы в обеспечении безусловных рефлексов, реализации стереотипных автоматизированных движений, предуготовленности мыщц к действию.

  3. Нейротрансмиттеры экстрапирамидной системы: дофамин, ацетилхолин, гамма - аминомасляная кислота. Обмен и концентрация катехоламинов в системе подкорковых ганглиев.

  4. Синдромы поражения подкорковых ганглиев. Паллидарный (акинетико - ригидный) синдром. Понятие о ригидности мышц, олиго-брадикинезии, акинезии, феномен «зубчатого колеса». Стриарный (гипотонически-гиперкинети-ческий) синдром, гипотония мышц, гиперкинезы (атетоз, гемибаллизм, хорея, торсионная дистония, лицевой гемиспазм, блефароспазм, параспазм, тики и др.).

  5. Мозжечок. Анатомо - физиологические особенности мозжечка. Связи мозжечка с различными отделами головного и спинного мозга. Афферентные и эфферентные пути. Червь и полушария мозжечка. Физиология мозжечка. Обеспечение равновесия, координации. Роль мозжечка в координации движения. Симптомы поражения мозжечка. Понятие о статической, динамической, статико - локомоторной атаксии. Асинергия, атония мышц, интенционный тремор, адиадохокинез, дисметрия, гиперметрия, нистагм, скандированная речь.


Тема 4____ Чувствительность и симптомы ее поражения ______

Содержание темы:

Понятие о рецепции. Рецепторный аппарат, афферентные волокна, проводящие болевые импульсы. Проводники чувствительности.

Экстерорецептивная, проприоцептивная, интерорецептивная чувствительность. Основные этапы развития чувствительного анализатора у детей. Механизмы боли (по Мелзаку и Уоллу). Медиаторы боли (вещество Р).

  1. Виды чувствительных расстройств: анестезия, гипестезия, гиперестезия, гиперпатия, дизэстезия, парестезия, боль.

  2. Синдромы расстройства чувствительности, возникающие при поражении различных отделов нервной системы: периферических нервов, стволов сплетений, спинномозговых корешков, спинномозгового ганглия, заднего рога спинного мозга, медиальной петли, зрительного бугра, чувствительных путей во внутренней капсуле, теменной доле коры полушарий.

  3. Периферические и центральные боли

Тема 5__ Понятие о системе черепного нерва. Двигательные, чувствительные и смешанные черепные нервы. Методы исследования и клинические синдромы поражения 1, 2, 3, 4, и 6 пар черепных нервов

Содержание темы:

  1. I пара — обонятельный нерв: симптомы и синдромы поражения.

  2. II пара — зрительный нерв: острота зрения, поля зрения, гомонимная, гетеронимная, битемпоральная и иназальная гемианопсии. Состояние диска зрительного нерва. Методы исследования зрительной функции. Симптомы поражения зрительного пути на различных уровнях.

  3. III, IV и VI пары — группа глазодвигательных нервов: глазодвигательный, блоковый, отводящий. Методы исследования. Симптомы поражения: косоглазие, двоение, миоз, мидриаз, птоз и др. Иннервация мышц, регулирующих диаметр зрачка и ее патология. Паралич взора. Корковый и мостовой центры взора. Понятие о заднем продольном пучке. Понятие о симпатической и парасимпатической регуляции величины зрачка (цилиарный ганглий, цилио-спинальный центр, синдром Клода Бернара — Горнера, синдром Пти). Понятие о дуге зрачкового рефлекса на свет

Тема 6_Система тройничного нерва. Концевые ветви, крупные стволы, ганглий, корешок, ядра в стволе мозга, корковая чувствительная область Синдромы поражения тригеминальной системы. Методы исследования и симптомы поражения. Система лицевого и промежуточного нервов. Функции, методы исследования, симптомы поражения. Каудальная группа черепных нервов(9-12). Бульбарные и псевдобульбарные параличи._________

Содержание темы:

  1. V пара — тройничный нерв. Концевые ветви, крупные нервные стволы, ганглии, корешки, ядра в стволе мозга, корковая чувствительная область. Виды чувствительных расстройств на лице - при поражении отдельных периферических нервов, крупных ветвей, зубных сплетений, полулунного узла, корешка, ядра спинномозгового пути (зоны Зельдера); таламуса, коры. Боли при невралгиях и невритах тройничного нерва. Двигательные функции тройничного нерва; произвольные и автоматические жевательные движения. Центральные и периферические расстройства функции жевательной мускулатуры. Методы исследования.

  2. VII пара — система лицевого и промежуточного нервов. Строение лицевого и промежуточного нервов. Особенности иннервации ядра лицевого нерва и отхождения основных ветвей в канале пирамиды височной кости. Центральный и периферический параличи лицевого нерва. Особенности клиники в зависимости от уровня поражения лицевого нерва в фаллопиевом канале. Методы исследования функции мимической мускулатуры. Иннервация подчелюстной и подъязычной слюнных желез, слезной железы.

  3. VIII пара — вестибуло - кохлеарный нерв. Строение слуховой и вестибулярной порций. Методы исследования. Клиника поражения. Сочетанное поражение корешков V, VII и VIII нервов. Каудальная группа черепных нервов. IX пара — языкоглоточный нерв. Строение, методы исследования, симптомы поражения. Иннервация околоушной слюнной железы. X пара — блуждающий нерв. Строение, методы исследования, симптомы поражения.

  4. XI пара — добавочный нерв. Строение, методы исследования, симптомы поражения

  5. XII пара — подъязычный нерв. Строение, методы исследования, симптомы поражения. Центральный и периферический параличи подъязычного нерва.

  6. Альтернирующие синдромы. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы. Акт глотания. Дисфония, дисфагия, дизартрия.

Тема 7__ Вегетативная нервная система. Основные проявления нарушений вегетативной нервной системы в области лица и головы. Иннервация зрачка, слюноотделения, слезоотделения ________

Содержание темы:

  1. Анатомо-физиологические особенности строения вегетативной нервной системы. Сегментарные и надсегментарные её отделы.

  2. Симпатическая нервная система: боковые рога спинного мозга, пограничный ствол,ганглии.

  3. Парасимпатическая нервная система: мезэнцефальный, бульбарный, сакральный отделы. Высшие уровни интеграции функций вегетативной нервной системы:лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация. Функциональные центры ствола мозга: дыхательный, сердечно - сосудистый, глотательный, жевательный, слюноотделительный. Вегетативная иннервация лица и головы. Парасимпатические ганглии: ресничный, крылонебный, ушной, подчелюстной, подъязычный, их строение, симптомы поражения. Вегетативная боль в области лица и полости рта.

Тема 8__ Высшая нервная деятельность. Методы исследования. Синдромы поражения отдельных долей неокортекса: лобной, височной, теменной, затылочной, палеокортекса. Лимбическая система. Функциональные отличия правого и левого полушарий. Менингиальный синдром.________

Содержание темы:

  1. Анатомо– физиологические особенности строения коры больших полушарий. Палео – и неокортекс. Ассоциативные, комиссуральные, проекционные волокна. Локализация функций в коре больших полушарий.

  2. Высшие корковые функции. Расстройство высших мозговых функций (афазия, апраксия, агнозия, когнитивные расстройства, деменция). Методы исследования. Симптомы поражения. Гнозис: виды расстройств гностических функций. Обонятельная, зрительная, вкусовая, слуховая агнозия, астереогноз, аутотопагнозия. Праксис. Виды апраксий: конструктивная, идеаторная, моторная. Речь. Виды нарушений: дизартрия, моторная и сенсорная афазия, врожденное недоразвитие речи. Память. Методы исследования, виды нарушений. Деменция. 5. Мышление. Виды нарушений. Анатомические основы когнитивных нарушений и деменции

  3. Нарушение сознания. Оглушение, сопор, кома, психомоторное возбуждение. Шкала комы Глазго. Признаки заболеваний, обуславливающих нарушения сознания,в области головы и лица.

  4. Менингеальный синдром. Оболочки головного и спинного мозга. Физиология ликворообразования, биохимический и цитологический анализ ликвора. Менингеальные симптомы: общая гиперестезия, фотофобии, головная боль, рвота, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского, менингеальные симптомы, вызываемые в области лица. Нарушение циркуляции спинномозговой жидкости

Тема 9__ Спинной мозг. периферическая нервная система. синдромы поражения спинного мозга, корешков и периферических нервов на различных уровнях ________

Содержание темы:

  • анатомические и физиологические особенности строения спинного мозга;

  • поражение спинного мозга половинное и полное на различных уровнях;

  • Произвольная регуляция функций тазовых органов, возрастные особенности. Корковые и спинальные (симпатические и парасимпатические) центры регуляции мочеиспускания. Расстройства мочеиспускания – центральный и периферический тип.

  • Синдромы поражения функционального сегмента спинного мозга: передних, задних и боковых рогов.

  • Синдромы поражения структур периферической нервной системы

  • Синдромы поражения канатиков спинного мозга: передних, боковых и задних.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплины: «неврология» iconНеврология
Специальность «Неврология» введена приказом мз РФ №337 от 27. 08. 1999г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения...
Дисциплины: «неврология» iconНеврология, нейрохирургия, неврология детского возраста
На догоспитальном этапе при непосредственном неврологическом обследовании пациента с мозговым инсультом предварительный вывод о том,...
Дисциплины: «неврология» iconОсновная образовательная программа высшего образования программа...
Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология...
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «неврология»
«неврология» (ординатура) разработана сотрудниками кафедры неврологии, нейрохирургии фпк и ппс (заведующий кафедрой – д м н., проф....
Дисциплины: «неврология» iconВопросы и программа вступительного экзамена в клиническую ординатуру по программе «неврология»
Программа подготовки к вступительному экзамену по программе «Неврология» в клиническую ординатуру
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа дисциплины «неврология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дисциплины: «неврология» iconДисциплины: «неврология»
Курация больных, самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) стоматолгия, утвержденный Министерством образования и науки РФ 20 г. №
Дисциплины: «неврология» iconУчебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»
Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики
Дисциплины: «неврология» icon4,5 (зач ед.) Архангельск, 2013 г. Цель и задачи освоения дисциплины
Неврология имеет своим предметом неврологические заболевания; изучение их этиологии и патогенеза, симптомокомплексов и течения, лечения...
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология, медицинская генетика»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010...
Дисциплины: «неврология» iconРабочая программа обязательной дисциплины «неврология»
Б1) «Педагогика»составлена на основаниифгос-3 впопо направлению подготовки (ординатура), утвержденного приказом Министерства образования...
Дисциплины: «неврология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Дисциплины: «неврология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)
Дисциплины: «неврология» iconНеврология, медицинская генетика
Основной целью преподавания неврологии студентам педиатрического факультета является обучение раннему выявлению приобретенных и наследственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск