муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аграмаковская основная общеобразовательная школа
Спасского района Республики Татарстан»
«Рассмотрено»
| «Согласовано»
| «Утверждено»
| на заседании ШМО
Руководитель ШМО
_______/Филиппова Е.А./
Протокол № ____
«__» _________ 2013 г.
| Заместитель директора по УВР
________ (Филиппова Е.А.)
«__» _______________ 2013 г.
| Директор школы
__________ (Черняева Н.В.)
Приказ по школе
№__ от «__»_________2013 г.
|
Рабочая программа педагога
1 квалификационной категории
Еремеевой Татьяны Борисовны
по физике в 7 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ______ от
«_____» ______________ 2013 г.
2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «ФИЗИКА» для 7 класса составлена на основе: - Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 2010 год.
- Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. N 1982-XII "Об образовании"
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования ,с учетом программ для общеобразовательных школ и письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю 7-9 классах Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д.Днепров,_А.К.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-107с.
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (приказ МО России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312);
- Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аграмаковская основная общеобразовательная школа Спасского района Республики Татарстан» на 2012-2013 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Место учебного предмета в федеральном базисном учебном (образовательном) плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение Физики на ступени основного общего образования в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В учебном плане общеобразовательного учреждения в 7 классе так же 35 учебных недель, всего 70 часов в год.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования; • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий; • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно- деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.
Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках физики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).
При преподавании используются:
• Классноурочная система
• Лабораторные и практические занятия.
• Применение мультимедийного материала.
• Решение экспериментальных задач.
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:
личностно-ориентированное обучение, проектная, ИКТ, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса Учебно – тематический план
№
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные работы
| Контрольные работы
| 1
| Введение.
Физика и физические методы изучения природы
| 4
| 1
|
|
| Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
|
| 2.
| Первоначальные сведения о строении вещества
| 6
| 1
|
| Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
|
| 3.
| Взаимодействие тел
| 21
| 4
| 2
|
| Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме « Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».
| 3
| Давление твердых тел, жидкостей и газов
| 21
| 2
| 3
|
| Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкости тело».
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
| Кратковременная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля»
Кратковременная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 по теме «Давление в жидкости и газе».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
| 4
| Работа и мощность. Энергия
| 12
| 2
| 1
|
| Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».
Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 по теме «Работа и мощность».
| 5
| Повторение и резерв
| 6
|
| 1
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
| Итого
| 70
| 10
| 7
| |