Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов»





Скачать 113.88 Kb.
НазваниеМбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов»
Дата публикации25.03.2015
Размер113.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ

Терехова Ю.Б.,

МБОУ «СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов»,

г. Каменск-Уральский

Проблема обучения школьников решению физических задач много раз обсуждалась в методике преподавания физики, но, несмотря на это до сих пор у основной массы учащихся наблюдается низкий· уровень сформированности умений решать физические задачи.

Умения решать задачи по физике включают многие универсальные (общеучебные) и специальные умения (компетенции). Среди причин, мешающих учащимся успешно решать задачи по физике, на первое место, как показывают исследования, выходят:

  • низкая техника чтения, не позволяющая некоторым учащимся прочесть и вникнуть в условие задачи;

  • неумение анализировать текст, выделять из него главное;

  • неумение производить простейшие арифметические и алгебраические операции;

  • слабые вычислительные умения.

По этим причинам уже в начале изучения физики при решении первых задач учащиеся сталкиваются с многочисленными трудностями, а некоторые из них порой не в состоянии приступить к решению задачи вообще. У таких учащихся возникает психологический дискомфорт.

Каждая новая нерешенная задача вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности, неверия в свои силы, а затем и глубокую апатию к изучению предмета. Такой ученик уже не только не умеет, но и не желает работать на уроке, ни, тем более, дома.

Только один, даже самый тщательный контроль со стороны педагога за деятельностью учащихся практически не дает результатов.

Столкнувшись с этими проблемами с первого года работы в школе, я старалась решать их для себя и своих учеников. Изучала и продолжаю знакомиться с новинками в методике решения физических задач, посещала уроки других учителей физики с этой же целью. Тогда мне пришла мысль: не перенести ли метод опорных конспектов Шаталова для изучения теоретического материала по предмету на составление своеобразного минимума опорных знаний, необходимого для решения задач.

Изучив опыт работы учителя физики школы № 5 г. Каменск-Уральского Половниковой А.В., использующей для решения задач справочные памятки, мною были составлены опорные карточки для решения задач по курсу физики основной школы, использование которых является одним из приемов, помогающим учащимся преодолеть указанные трудности и развивать умения и навыки по решению задач.

На примере одной опорной карточки и конкретных задач проследим, как с помощью карточек учащиеся могут облегчить себе решение задачи.

Так, опорная карточка по теме «Плотность вещества», как и все остальные, составляется учителем или самими учащимися, испытывающими затруднения в начале изучения темы. Выполняются карточки, как правило, на тетрадном листе, либо на листе формата А-5 или А-4 (См. образец карточки в таблице 1).

В каждой карточке имеются 6 колонок: название величины, ее буквенное обозначение, чтение и единицы измерения, формула вычисления и чтение формулы. Далее следует информация об изучаемых в данной теме физических величинах.

В карточке по теме «Плотность» содержится информация о плотности вещества, массе и объеме тела.

Задача № 1.

Масса газа, заполняющего шар объемом 10 м3 , равна 20 кг. Какова плотность газа?

После прочтения текста задачи, учащийся должен проанализировать, ее условие, т.е. выяснить какие явления, объекты исследуются, что о них известно, и что следует найти.

На этом этапе учащиеся обычно испытывают затруднения в записи условия задачи, легко устраняемые с помощью карточки. Зная из условия, что известны объем и масса, они находят в карточке данные физические величины, их буквенные обозначения и единицы измерения с помощью первых колонок.

Это позволяет учащимся не только записать в данных задачи «V = 10 м3» и «m = 20 кг», но и при устном ответе у доски прокомментировать запись словами: «Объем тела равен 10 кубическим сантиметрам» и «Масса тела равна 20 килограммам», проговаривая с помощью карточки полностью название физической величины и ее единицы измерения.

После записи условия, учащиеся приступают к решению, в случае плохого запоминания формул для них в карточке есть колонки «Формула» и «Чтение формулы». С их помощью учащиеся без особого труда выберут формулу, необходимую для решения задачи, а решая задачу у доски, смогут устно прочитать данную формулу.

После этого ученики проводят подстановку числовых данных в формулу и вычисляют ответ. При слабом знании единиц измерения учащиеся снова могут воспользоваться колонкой «Единицы измерения» для того, чтобы правильно записать ответ к задаче.

При решении задач по физике учитель должен помнить, что учащимся, затрудняющимся при их решении, необходимо выполнить большое число стандартных задач, помогающих приобрести определенные навыки решения задач по данной теме. Лишь после этого учащимся можно предложить более сложные задачи.

Так, например, следующими могут быть задачи с дробными численными данными, а также данными, требующими перевода в единицы «СИ».

Задача № 2.

Кусок парафина объемом 0,5 дм3 имеет массу 450 г. Вычислите плотность парафина.

При решении задачи такого типа учащиеся:

1) закрепляют алгоритм решения задачи на нахождение плотности;

2) отрабатывают навыки деления десятичных дробей;

3) учатся умению переводить данные задачи из одних единиц измерения в другие.

При затруднении они могут использовать соотношения между единицами измерения, имеющимися в карточке, в колонке «Единицы измерения».

После этого можно начать решать «обратные» задачи на нахождение массы тела, а затем его объема, по известной плотности, предварительно отработав у учащихся умения пользоваться таблицей «Плотность веществ». Опорные карточки также при этом облегчают учащимся решение.

Рассмотрим пример следующей задачи.

Задача № 3.

Бак трактора вмещает 136 кг керосина. Каков объем бака?

В данном тексте условия задачи слова «масса» и «плотность» отсутствуют, это ведет к затруднениям у учащихся в выделении из условия данных физических величин. При этом многие ученики в записи условия путают «массу» с «объемом» или «плотностью».

Для преодоления этих трудностей учащемуся достаточно посмотреть на единицу измерения данной величины.

В рассматриваемом примере учащийся увидит, что данная величина измеряется в килограммах. Далее, посмотрев в колонку «Единицы измерения», он увидит, что в килограммах измеряется масса. Это позволит ученику без ошибки записать первое данное «m = 136 кг» и прокомментировать записанное устно.

Поскольку по условию задачи надо найти объем, то ученик поймет, что второе данное задачи – плотность керосина, и, воспользовавшись таблицей «Плотность жидкостей», сможет сделать запись «ρ = 800 кг/м3» и дать ей необходимые устные пояснения.

После того, как у учащихся сформированы умения решать задачи на нахождение массы и объема тела ученики могут начать решение более сложных задач.

Задача № 4.

В аквариум длиной 40 см и шириной 20 см налита вода до высоты 35 см. Определите массу налитой воды.

При решении этой задачи учащиеся первоначально находят объем налитой в аквариум воды по данным в задаче размерам и затем вычисляют ее массу.

Если в процессе решения у учащегося возникают трудности, они устранимы с помощью карточки.

Из разобранных примеров видно, что с помощью опорной карточки, любой ученик может научиться не только самостоятельно успешно решать задачи по этой или иной теме, а также проводить решение задачи у доски на уроке, сопровождая его необходимыми устными пояснениями.

Опорные карточки могут быть использованы учениками:

1) как на уроках, так и дома, при решении задач;

2) при самостоятельном изучении темы в случае пропуска уроков;

3) родителями при проверке домашнего задания детей и оказании помощи при его выполнении;

4) учителями химии и математики при решении задач на своих уроках. Применение этих опорных карточек позволяет формировать универсальные и предметные учебные умения:

  • формировать умения анализировать текст задачи, умения записывать условие задачи, составлять план ее решения;

  • сравнивать, обобщать и систематизировать материал изучаемой темы, выделив главное;

  • развивать устную и письменную речь учеников;

  • умения производить математические расчёты в общем виде;

  • умение обосновывать с помощью простых математических выкладок зависимости одних величин от других.

Данные карточки (таблицы) составлены мной по всем темам школьного курса физики. Их можно выдавать уже готовые ученикам, испытывающим затруднения при изучении физики и решении задач, но можно предложить и составить эти обобщающие таблицы самим учащимся (см. таблицу 2) на уроках повторения, обобщения и систематизации материала по школьному курсу физики.

Такой методический приём позволяет учителю физики:

  • закрепить основные понятия, физические величины и их взаимосвязь единицы измерения, определяющие и расчетные формулы;

  • осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы класса;

  • повышать степень активности и самостоятельности учащихся при решении задач;

  • обеспечить психологическую комфортность каждому учащемуся в процессе решения задач.

Этими карточками я пользуюсь более 20 лет моей работы в средней школе и считаю, что это достаточный срок, чтобы оценить результаты этого методического приема. Опыт показывает, что работа с опорными карточками при решении задач дает хороший эффект. При работе с карточкой развивается зрительная, двигательная и слуховая память учащихся, а также происходит развитие их мыслительной деятельности.

На мой взгляд, описанная дидактическая техника по формированию умений решать задачи по физике, отражает идеи, заложенные в новые Стандарты образования.

Сами обучающиеся, видя, что карточки помогают им при решении задач, с удовольствием составляют их и пользуются ими. Даже самые неспособные к физике ученики учатся решать задачи, и, веря в свои силы, стараются более успешно заниматься изучением предмета.

Учителя математики и химии также отмечают, что на их уроках изучения материала связанного с физикой, учащиеся показывают хорошее знание физических величин, формул их вычисления, единиц измерения, умения переводить данные задачи из одних единиц в другие.

Используемая литература:
  1. Браверман Э.М. Учимся и учим действовать. Советы изучающим и преподающим физику… и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: АПКиППРО, 2009. – 184 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение". Кн.1.)

ISBN 978-5-8429-0227-9

  1. Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Создаем исследования и проекты, задачи и тесты, конспекты и тезисы, рефераты, рецензии, эссе, рекламы и игры, справочники; изобретаем. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: Илекса, 2011. – 192 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение". Кн.3.)

ISBN 978-5-892237-335-7

  1. Браверман Э.М. Методика становления предметных и универсальных умений школьников. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: АПКиППРО, 2013. – 58 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение", «Идеи нового Стандарта образования».)

ISBN 978-5-8429-0692-5




Таблица 1 Карточка по теме «Плотность вещества»

Название

величины

Буквенное

обозначе

ние

Чте

ние

Единицы

измерения

Формула

Чтение формулы

Плотность

ρ

ро

1 килограмм на метр кубический ()

1 грамм на сантиметр кубический()








Масса

m

эм

1 килограмм (1 кг)

1 грамм (1 г)

1 миллиграмм (1мг)

1 центнер (1 ц)

] тонна (1 т)

1 кг = 1000 г

1 мг = 0,000.001 кг

1 ц = 100 кг

1 т= 1000 кг





Объем

V

вэ

1 кубический метр (1 м3)

1 кубический дециметр (1 дм3)

1 литр (1 л)

1 кубический сантиметр (1 см3)

1 миллилитp (1 мл)

1 дм3 = 1 л = 0,001 м3

1 см3 = l мл = 0,000001 м3









Длина

l

эль

1 метр (1 м)





Ширина

d

дэ

1 метр (1 м)





Высота

h

аш

1 метр (1 м)





Таблица 2 Карточка по теме «Плотность вещества»

Название

величины

Буквенное

обозначе

ние

Чте

ние

Единицы

измерения

Формула

Чтение формулы

Плотность















Масса
















Объем















Длина
















Ширина
















Высота
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconРабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconCоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов...
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconПубличный отчет директора мбоу сош №19 с углубленным изучением отдельных...
Публичный отчет директора мбоу сош №19 с углубленным изучением отдельных предметов за 2012-13 уч год
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconН. А. Яковлева мбоу сош с углубленным изучением отдельных предметов...
Мбоу сош с углубленным изучением отдельных предметов №24 г. Волжский Волгоградская область
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным...
Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconПротокол №1
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconПриказ №166
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconПриказ №166
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconРабочая программа «Обществознание»
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Мбоу «сош №25 с углублённым изучением отдельных предметов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» является оу с классами с углубленным изучением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск