Учебно-методический комплекс по уд этика семейных отношений







Скачать 160.47 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по уд этика семейных отношений
Дата публикации02.03.2016
Размер160.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Зам. директора по учебной работе

педагогики и психологии, гуманитарных и

социально-экономических дисциплин,

физической культуры, социальной работы

«____» ________________2013г.

Протокол № ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой «_____» _________ 2013г.

_________ Т.О. Поливара

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

0.00 Общеобразовательного цикла

ОД ВЧ.10 Этика семейных отношений

основной профессиональной образовательной программы

по профессии

270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Составитель: Поливара Татьяна Олеговна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2013

Учебно-методический комплекс по УД Этика семейных отношений составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте начального профессионального образования по профессии 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от № 516 от 17.05.2010 г. по профессии 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Этика семейных отношений входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по профессии 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработанной в соответствии с рабочей программой.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Этика семейных отношений адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

6

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Практические занятия

3.3. Самостоятельная работа

6

8

9

4. Глоссарий

12

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль

5.2. Итоговый контроль по УД

13

13

13

6. Информационное обеспечение дисциплины

14

  1. ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент!

Учебно-методический комплекс по дисциплине Этика семейных отношений создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая самодиагностику индивидуально-личностных особенностей, подбор народных пословиц и поговорок о семье, Подготовка сообщений по теме «Любовь», «Российская семья 21 века», «Значение семьи в воспитании ребенка», оформление генеалогического древа семьи, работу над творческим проектом.

По итогам изучения дисциплины выставляется отметка как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимися.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- строить свои взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций;

- определять уровень самооценки, характер межличностных отношений, критически оценивать свое поведение;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения личностных и семейных проблем, личностного самообразования и саморазвития.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- цели, задачи, методы и приемы работы над собой, пути самовоспитания;

- сущность нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, понятий «мужественность» и «женственность»;

- традиционное представление о семье;

- социализирующие функции семьи, основные условия эффективности семейного воспитания;

- сущность материнства и отцовства как высших ценностей;

- законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации по семейному законодательству.


Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.

  1. Образовательный маршрут по дисциплине

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

Лабораторные занятия

Не предусмотрены

Практические занятия

6

Точки рубежного контроля

Не предусмотрены

Итоговая аттестация

Отметка как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимися.


Желаем Вам удачи!

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.


Введение в курс

Раздел 1 Личность

Тема 1.1 Кто есть Я

Основные понятия, характеризующие личность: личность, индивидуальность, потребности, мотивы, самооценка, самосознание, направленность личности, характер, самопознание.

Тема 1.2. Самовоспитание. Самооценка и уровень притязаний.

Понятие «самовоспитание». Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой. Самооценка и уровень притязаний.

Тема 1.3. Независимость. Внушаемость

Внушаемость, конформность, независимость, коллективизм, коллективистское самоопределение. Действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки.

Тема 1.4. Искусство быть собой

Автопортрет: внешние приметы, индивидуальные особенности, личностные данные.
Раздел 2. Межличностные отношения
Тема 2.1. Дружба – школа любви

Высшие нравственные ценности – товарищество и дружба. Особенности юношеской дружбы. Сущность нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек. Мужественность и женственность.

Тема 2.2. Любовь

Любовь и влечение. Личностная и социальная значимость любви. Стадии любви. Юношеская любовь.

Тема 2.3. Выбор

Идеал. Синдром одиночества. Добрачные половые связи.
Раздел 3. Брак и семья

Тема 3.1. Готовность к браку

Понятие брака. Физическая зрелость вступающих в брак. Социальная готовность к браку. Психологическая готовность к браку.

Тема 3.2. Функции семьи

Понятие семьи. Функции семьи.

Тема 3.3. Семейная система

Структура семьи, типы семей. Семейные взаимоотношения. Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.

Тема 3.4. Динамика семьи

Стадии развития семьи. Особенности молодой семьи. Особенности современной российской семьи.

Раздел 4. Основы семейных отношений

Тема 4.1. Семейные роли

Понятие семейной роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

Тема 4.2. Качества семьянина

Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные отношения.

Тема 4.3. Семейные правила

Правила заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

Тема 4.4. Нарушения функционирования семейной системы

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

Раздел 5. Семья и дети

Тема 5.1. Детско-родительские отношения

Основные условия эффективности семейного воспитания. Виды и стили семейных отношений. Сущность материнства и отцовства как высших ценностей. Типы родителей. Типичные ошибки семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Раздел 6. Семейное законодательство

Тема 6.1. Семейный кодекс

Рассмотрение основных положений Семейного кодекса и других законодательных актов и нормативно-правовых документов Российской Федерации по семейному законодательству: Конституция РФ, Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996).

Заключение

Итоги курса. Творческий проект «Моя семья».
Лабораторные работы (темы, содержание) - «не предусмотрено»

Практические занятия (темы, содержание)

практи

ческого

занятия




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Тема 1.2. Личность и самовоспитание

Индивидуальный. Оценка выполненного задания.

«Выявление уровня самооценки»

1

2

Тема 1.3. Независимость. Внушаемость

Индивидуальный. Оценка выполненного задания.

«Поддаетесь ли вы чужому мнению?»

1

3

Тема 2.2. Любовь

Индивидуальный. Оценка подготовленных сообщений.

Дискуссия «Мнения о любви»

1

4

Тема 3.4. Динамика семьи

Индивидуальный. Оценка выполненного задания.

Составление родословной «Мое генеалогическое древо».

1

5

Тема 4.2 Качества семьянина

Индивидуальный. Оценка выполненного задания.

«Методика оценки

себя как будущих членов семьи»

1

6

Тема 4.3. Семейные правила

Индивидуальный. Оценка устных ответов.

«Семейные ценности, традиции семьи»

1



    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

  1. Подбор народных пословиц и поговорок о семье.

  2. Самодиагностику индивидуально-личностных особенностей.

  3. Подбор и изучение литературных источников по теме «Любовь». Подготовка сообщений по теме.

  4. Подготовка сообщения на тему «Российская семья 21 века»

  5. Оформление генеалогического древа семьи

  6. Подготовка сообщения на тему «Значение семьи в воспитании ребенка»

  7. Работа над творческим проектом.

Форма контроля самостоятельной работы: выполнение и сдача практических работ, проверка конспектов, сообщений, защита презентаций, творческого проекта, проверка рабочих тетрадей.

Методические рекомендации

1. Подбор народных пословиц и поговорок о семье.

Информация о понятии Пословица

Пословица - краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии.
пословицы о семье Пословицы о семье

А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?

Баба-бабушка, золотая сударушка!

Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

2. Самодиагностику индивидуально-личностных особенностей.

Диагностика личности - совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности.

Метод самодиагностики, как наиболее перспективный способ выбора жизненного пути

Концепция самодиагностики сформировалась на основе представлений о том, что главным действующим лицом, творцом своей собственной судьбы является сам субъект. Основной принцип работы психолога здесь состоит в понимании того, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие его люди, нужно только помочь ему открыть о себе эти знания. Другой важный принцип - человек всегда прав в собственном представлении о себе, поэтому он будет удовлетворен своим выбором только тогда, когда этот выбор не противоречит его представлениям.

К методам самодиагностики относятся методики, основанные на самооценке, как способе получения данных о субъекте, и которые допускают интерпретацию, трактовку субъектом собственных оценок, т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок».

Метод самодиагностики делает понятным, «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологических качеств своей личности. Если в случае диагностики важен конечный результат, который производится специалистом, то в случае самодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, которое достигается самим индивидом, при этом оно является теоретической базой для использования методов самодиагностики.

В качестве средств самодиагностики выделяют:

- простые опросники, позволяющие клиенту задать себе нужные вопросы, стимулирующие его представления о себе, чаще всего такие опросники служат для подготовки к взаимодействию с психологом-консультантом;

- средства на основе тройного подхода, включающие в себя три последовательных этапа: 1) опросники, упражнения или игры; 2) размышления над собственными ответами, сравнение результатов различных методик; 3) приложение полученных выводов к цели исследования.

3. Работа над творческим проектом «Моя семья».

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Творческий проект — самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за год, экзамен по предмету.

Творческий проект – самостоятельная творчески завершённая работа студента, выполненная под руководством преподавателя.

Цель проекта - создание модели своей будущей семьи. Результатом проектной деятельности должна стать модель семьи.

Работа, которая требует больших затрат времени, выполняется как на уроке так и в домашней обстановке.

  • Защита проектов происходит в заранее назначенный день.

  • Студенты получает 2 оценки: за созданную модель и за выступление.

  • Варианты моделей могут быть самыми различными (описательными, изобразительными и др.).

  • Проект может быть выполнен индивидуально или парами студентов.   

  • Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению знаний и умений по предмету.

4. ГЛОССАРИЙ


  1. Брак

  2. Брачный возраст

  3. Взаимодействие

  4. Взаимоотношения

  5. Готовность к браку

  6. Дружба

  7. Индивидуальность

  8. Культура поведения влюбленных

  9. Личность

  10. Любовь

  11. Материнство

  12. Мораль

  13. Мотивы

  14. Направленность личности

  15. Нравственность

  16. Общение

  17. Отношения

  18. Отцовство

  19. Педагогическая культура

  20. Потребности

  21. Психологический климат

  22. Самовоспитание

  23. Самооценка

  24. Самооценка

  25. Самопознание

  26. Семейное воспитание

  27. Семейный кодекс

  28. Семья

  29. Традиции семьи

  30. Умения и навыки общения

  31. Уровень притязаний

  32. Условия воспитания

  33. Функции семьи



5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД Этика семейных отношений

5.1 Текущий контроль

Перечень точек

текущего контроля

Охват тем


Форма контроля

В соответствии с перспективно-тематическим планированием

2.1-2.3

Устный опрос

3.1-3.4

Письменный опрос

4.1-4.4

Письменный опрос

5.2 Итоговый контроль по УД

Задания к зачету

Форма зачета – защита творческого проекта «Моя семья».

Цель проекта - создание модели своей будущей семьи. Результатом проектной деятельности должна стать модель семьи.

Варианты моделей могут быть самыми различными (описательными, изобразительными и др.): презентация, описание, кинофильм, коллаж и т.д.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники

  1. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011. - 212 с.
  2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина - 2-е издание - М.: Академия, 2011. - 224 с.


  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 200 с.


Дополнительные источники

  1. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975, 168 с.31 .Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 440 с.

  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

  3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. ПСС.: В 30 т. - Л.: Наука, 1980. т.26 - 460 с.

  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП.,1996. - 158 с.

  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1998. -207с.

  6. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. - 336 с.

  7. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.

  8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

  9. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М: Просвещение, 1980. - 192 с.

  10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Academa, 1999,-231 с.

  11. Макаренко А.С. Книга для родителей. Соч.: В 7 т. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. Т. IV.-246 с.

  12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. сочинения в 8 т. Т.4. - М.: Просвещение, 1984. - с.65.

  13. Макаренко А. С. Общие условия семейного воспитания. Там же с. 61.

  14. Макаренко А.С. Половое воспитание. Избр. пед. соч. в 2 томах. Т.2. - М.: Просвещение, 1977. - с. 62.

  15. Мелибруда Е. Я ТЫ - МЫ.- М.: Прогресс, 1986. - 256 с.

  16. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. -224 с.

  17. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение. 1991, - 143 с.

  18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Издание 2. М.: Просвещение, 1979. - 346 с.

  19. Популярная психология для родителей. // Под ред. Спиваковской А.С. - Санкт-Петербург, 1997.- 303 с.

  20. Тимощенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. - М: Просвещение, 1990. - 191 с.

  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

  22. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик подросток - юноша. - М.: Просвещение, 1982. - 198 с.

  23. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка подросток - девушка. - М.: Просвещение, 1981. - 186 с.

  24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Цит. по: К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3 томах. Т. 3. - М.: Политической литературы, 1979. - 643 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по уд этика семейных отношений iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс по уд этика семейных отношений iconУчебно-методический комплекс «Этика деловых отношений»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей">