Скачать 60.45 Kb.
|
Конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению сотрудничеству детей старшей группы детского сада. Разработан педагогом-психологом Тимошенко Е.Г. Аннотация Конспект занятия является частью авторской программы «Обучение сотрудничеству, как важное условие социализации и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья», которая является программой дополнительного образования коррекционно-развивающего типа и предназначена для реализации в Школе-центре ОЦДиК педагогом-психологом дошкольного отделения. В основу программы положена идея осуществления коррекции и развития проблемных детей дошкольного возраста, через организацию и управление развитием сотрудничества ребенка со сверстниками, что является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Обучение детей навыкам сотрудничества именно в дошкольном возрасте, имеет особую значимость. Старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия с взрослым и сверстниками, и для развития такого типа взаимодействия, как сотрудничество. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой - развитием элементов произвольности, самопознания, "внутренних этических инстанций", возникновением иерархии мотивов, развивающейся потребностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня самостоятельности и активности во взаимоотношениях. Ребенку важно чувствовать себя активным, инициативным, знающим; не только перенимать опыт, но и передавать его другим, не только воспринимать, но и делиться с кем-то своими сомнениями, умозаключениями, открытиями. И это возможно только при взаимодействии со сверстниками. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками способствует формированию у старших дошкольников социальной готовности к обучению в школе. Методические приемы обучения сотрудничеству.
Вступительная часть. Создание доброжелательной атмосферы и чувства сплоченности в детском коллективе, позитивного отношения к предстоящему занятию. Основная часть. Актуализация знаний об овощах и фруктах с помощью игровых персонажей. Формулирование общей цели предстоящей деятельности и конкретизация цели для микрогруппы. Деление детей на пары. Обсуждение правил сотрудничества. Самостоятельное выполнение детьми задания в парах. Использование физминутки. Подведение итогов. Обсуждение с детьми трудностей, возникающих в процессе совместной деятельности. При анализе общей работы, подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей. Используется психологическая поддержка в случае недостаточно успешной работы детей. Завершение. Позитивная оценка сотрудничества детей от имени игровых персонажей. Тема: «Овощи и фрукты» Задачи. Учить детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Формировать чувство ответственности за результат общей деятельности. Актуализировать знания детей об овощах и фруктах. Материалы: мягкие игрушки (Вини-Пух и Пятачок), карточки «Правила общения», муляжи овощей и фруктов (яблоко, банан, лимон, огурец, морковка, картошка), 2 больших тарелки, маленькие тарелочки для каждой пары детей, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки. Вступительная часть. Игра «Паровозик» Цель. Способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе. Инструкция. Сейчас мы будем играть в интересную игру «Паровозик». Вначале мы выберем паровозика, он будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому участнику группы со словами: «паровозик чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а второй его «вагоном». Новый «паровозик» с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» и называет свое имя. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Основная часть. Лепка. 1. Введение. Педагог: «Дети, посмотрите, к нам в гости пришли Вини - Пух и Пятачок и принесли корзину. Что лежит в корзине? Вини-Пух и Пятачок просят вас помочь им разделить овощи и фрукты, потому что Вини-Пух любит есть фрукты, а Пятачок овощи. Поможете им? Вы сейчас по очереди будете подходить к столу, выбирать овощ или фрукт и класть его на соответствующую тарелку, овощ на тарелку Пятачка, а фрукт на тарелку Вини - Пуха. Когда выберите, скажите, как это называется и чем является, фруктом или овощем». Дополнительные вопросы при выборе ребенком фрукта (или овоща): Какого цвета? Какой формы? Педагог: «Вини-Пух и Пятачок благодарят вас за то, что вы помогли им разделить овощи и фрукты». 2. Инструкция. Педагог: «Дети, давайте нашим гостям приготовим свое угощение, вылепим из пластилина овощи и фрукты! Вам нужно будет разделиться на пары и выполнить одно общее задание – вылепить овощи и фрукты и положить их в одну тарелочку. Это будет ваш подарок Вини-Пуху и Пятачку. Но! Каждый овощ или фрукт должен быть только один. Например, на тарелочке у вас будет лежать один огурец, одно яблоко, одна морковка… Поэтому вам надо договориться, кто, что будет лепить, если оба захотите лепить один и тот же фрукт или овощ. У каждого из вас лежит пластилин только двух цветов: красный и коричневый или зеленый и желтый. Если вам потребуется пластилин другого цвета, тот, который есть у вашего напарника, то надо будет его попросить». 3. Деление детей на пары. Взрослый приглашает к себе несколько детей по очереди и предлагает им посмотреть на ребят и выбрать себе товарища (напарника). 4. Обсуждение правил общения на занятии. Педагог: «Дети, сегодня на занятии мы будем продолжать учиться выполнять правила общения на занятии, которые помогут вам успешно выполнять одно общее задание – слепить овощи и фрукты для наших гостей. Давайте вспомним наши правила». Педагог показывает по одной карточки «Правила общения на занятии» и обсуждает их вместе с детьми: - Что значит это правило?
5. Самостоятельное выполнение задания в парах. Педагог наблюдает процесс сотрудничества, напоминает детям правила сотрудничества, оказывает психологическую поддержку в случае неудачи. 6. Физминутка. «И шел козел» Подведение итогов. Педагог приглашает, по очереди, пары детей, просит показать тарелочку с вылепленными овощами и фруктами и рассказать о совместной работе. - Довольны ли вы результатом своего труда? - Как договаривались: было взаимопонимание или возникали конфликты? - Как достигали взаимопонимания? Как разрешали конфликты? При анализе общей работы, педагог подчеркивает связь между результатом и взаимодействием детей. Завершение. Педагог: «Дети, Вини - Пух и Пятачок благодарят вас за угощение и говорят, что им понравилось, как вы дружно выполняли задание в парах, договаривались, уступали и делились друг с другом, поэтому у вас и получились такие красивые овощи и фрукты». |
Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный конспект разработан по нод для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей.... | ||
Конспект занятия в старшей, подготовительной группах детского сада Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | Конспект занятия по пдд в старшей группе. Тема: Дорожная азбука План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | ||
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме | Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Тема занятия: «Заюшкина избушка» Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | ||
Конспект ннод «Мои верные помощники» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней... План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | ||
Конспект занятия для проведения в старшей группе детского сада Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе... В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному... | Конспект занятия в старшей группе детского сада Расширить знания учащихся о белках как природных полимерах и основных компонентах живых клеток с опорой на имеющиеся знания | ||
Конспект занятия по хореографии в старшей группе детского сада «Дорогою добра» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, тема: «Открытие салона-ателье» Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | ||
Конспект дидактической игры по образовательной области «Безопасность» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада |