Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок





Скачать 98.35 Kb.
НазваниеР. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок
Дата публикации14.10.2013
Размер98.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок

Автор Останина Л.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова гог Буй Костромской обл.


Технологическая карта урока

Предмет: физика

Класс:

Дата: 24.12.12

Учитель: Останина Любовь Владимировна

Тема: Реактивное движение в природе и технике

Тип: урок изучения нового материала

Оборудование: классная доска, ПК, мультимедийный проектор, видеофрагмент, демонстрирующий стрельбу из орудия, система голосования и тестирования VOTUM, карточки с задачами для проверки домашнего задания, карточки с заданиями для выполнения практических работ на уроке, сегнерово колесо, коробка из под молока с отверстиями на нитях (самодельное сегнерово колесо), 2 воронки, 2 шланга, 2 г-образные стеклянные трубки (для сборки прибора, демонстрирующего реактивное движение), 2 детских воздушных шарика.

Цель урока: Знакомство с понятием реактивное движение и его особенностями.

Задачи урока:

Образовательные:

    • ввести понятие реактивного движения;

    • распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;

Воспитательные:

    • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

    • активизировать деятельность учащихся на уроке.

Развивающие:

  • воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

  • формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.


Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

а) решение задач;

  1. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию знаний.

а) беседа с учащимися;

б) демонстрация видеофрагмента

  1. Изучение нового материала:

а) выполнение практического задания

б) объяснение выполнения компьютерной части лабораторной работы в табличном процессоре Excel;

в) применение новых знаний в ходе выполнения лабораторной работы.

  1. Объяснение домашнего задания.

  2. Подведение итогов урока (рефлексия).



Этапы урока

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный



Проверяю готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

1 мин.

Проверка домашнего задания.

См. Приложение 1

а) Предлагаю решить домашнюю задачу на доске

б) Предлагаю по вариантам решить задачи на карточках с последующей взаимопроверкой

а) Один учащийся решает домашнюю задачу у доски

б) Остальные учащиеся решают задачи на карточках, потом проводят взаимопроверку

10 мин.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

См. Приложение 2

а) Задаю вопросы

б) Показываю видеофрагмент, демонстрирующий стрельбу из орудия.


а) Отвечают на вопросы

б) Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы.


3 мин

Изучение нового материала.

См. Приложение 3

а) Предлагаю выполнить практические задания в группах. Слежу за правильностью выполнения задания.
б) Предлагаю поработать с учебником.
в) Рассказываю о истории изобретения ракет, устройстве ракет, применении реактивного движения в природе.

а) Выполняют практическое задание. Демонстрируют опыты (или рассказывают о проделанной работе). Отвечают и задают вопросы.

б) Работают с учебником. Формулируют определение реактивного движения.

в) Слушают, задают и отвечают на вопросы.

21 мин.

Объяснение домашнего задания.

См. Приложение 4

§ 22 (вопросы), задачи на карточках

Записывают домашнее задание.

1 мин.

Подведение итогов урока.

См. Приложение 5

Подвожу итоги урока, выставляю оценки.

Участвуют в подведении итогов. Выполняют задание на рефлексию с помощью системы голосования Votum (режим голосования).

4 мин.



Литература и источники:

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 15-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010

  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М. Просвещение, 1985. – 175 с., ил.

  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с. :ил.

  4. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007

  5. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007

  6. http://class-fizika.narod.ru/o55.htm

  7. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30


Приложение 1

Домашняя задача

Мальчик массой 40 кг, стоящий на коньках, оттолкнувшись от тренера, начал двигаться со скоростью 1 м/с. Какова масса тренера, если он начал скользить со скоростью 0,5 м/с в сторону, противоположную движению мальчика? (Ответ: 80 кг)
Задачи на карточках и решения для взаимопроверки

  1. Снаряд массой 30 кг, летящий горизонтально со скоростью З00 м/с, попадает в вагонетку с песком массой 1200 кг и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться вагонетка, если до попадания снаряда она двигалась со скоростью 2 м/с в направлении движения снаряда?



  1. Два неупругих тела, массы которых 2 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 2 м/с каждое. С какой скоростью и в каком направлении будут двигаться эти тела после удара?



Приложение 2
Ответьте на вопросы:

    1. Что называют импульсом тела?

    2. Сформулируйте закон сохранения импульса.

    3. Для каких систем можно применять закон сохранения импульса.

    4. Дайте определение замкнутой системы тел.

    5. Напишите закон сохранения импульса для замкнутой системы, состоящей из двух тел.

Итак, мы с вами повторили материал предыдущего урока: понятия импульса и закона сохранения импульса.

Вопрос: Почему при стрельбе возникает отдача? (видеофрагмент)

Ребята, мы сегодня должны ответить на вопрос: Что общего в движении кальмара, медузы, космического корабля и ракеты?

Приложение 3
Практические задания в группах:

  1. Реакцию вытекающей струи воздуха можно наблюдать с детским воздушным шаром. Надуйте его, поверните отверстием вниз и опустите. За счет чего шарик приходит в движение? (за счет движения воздуха)

  2. В 1750 г. венгерский физик и математик Я. А. Сёгнер изобрел прибор, получивший название сегнерова колеса.

Рассмотрите устройство прибора. Аккуратно налейте воду в конусоидальный сосуд. Прибор придет в движение. За счет чего воронка сегнерева колеса приходит в движение? (за счет потока воды, вытекающей из загнутых трубочек)

  1. В 1750 г. венгерский физик и математик Я. А. Сёгнер изобрел прибор, получивший название сегнерова колеса.

Большое "сегнерово колесо" можно сделать из большого пакета для молока. Внизу у противоположных стенок пакета надо проделать по отверстию, проткнув пакет карандашом. К верхней части пакета привязать две нити и подвесить пакет на какой-нибудь перекладине. Заткните карандашами отверстия и налейте в пакет воду. Затем осторожно уберите карандаши. Из отверстий вырвутся две струи в противоположных направлениях. Пакет придет в движение. За счет чего пакет приходит в движение? (за счет потока воды, вытекающей из отверстий)

  1. Аккуратно наливайте воду в воронку, расположенную вверху, укрепленного в лапке штатива прибора. Трубка отклонится. За счет чего отклоняется трубочка? (за счет потока воды, вытекающей из г-образной трубки)

Что общего в опытах? (воронка, трубка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (вода, воздух).

Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Попытайтесь самостоятельно дать определение реактивного движения.

Найдем в учебнике стр. 84 определение реактивного движения.

Реактивное движение – это движение, происходящее за счёт отделения от тела с какой-то скоростью некоторой его части.

Реактивное движение впервые использовал древнегреческий ученый Герон. Небольшой наполненный водой металлический сосуд в форме птицы подвешивался над огнем. Когда вода закипала, струя пара выбрасывалась назад, толкая птицу вперед. Это устройство служило забавой.

Принцип реактивного движения был переоткрыт только тысячу лет спустя – около 960 г. в Китае. Это были ракеты, которые представляли собой бамбуковые трубки, начиненные порохом.

Один из первых проектов автомобиля был с реактивным двигателем. Этот проект был предложен Ньютоном. Пар из котла выбрасывался назад и двигал автомобиль вперед.



Мысль о том, что ракеты можно использовать для освоения космоса, первым высказал учитель одной из калужских гимназий К.Э.Циолковский. Идея К. Э. Циолковского была осуществлена советскими учёными под руководством академика Сергея Павловича Королёва.



Реактивное движение можно объяснить законом сохранения импульса.

Рассмотрим устройство ракеты.



В начальный момент времени перед запуском начальные импульсы оболочки и топлива равны нулю.

Оболочка ракеты и продукты сгорания образуют замкнутую систему?

Импульс ракеты (оболочки и газов) до взаимодействия равен нулю. По закону сохранения импульса, импульс системы будет равен нулю.

М рυр = mгаза υ газа



От чего зависит скорость ракеты?

Как можно её увеличить?

1.Увеличить скорость истечения газа

- увеличить температуру газовой струи

  • подобрать топливо, дающее наибольшее количество теплоты при сгорании

2.Увеличить массу топлива

3.Уменьшить массу ракеты

- использовать многоступенчатость


Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.

А кто-нибудь знает, как ракета осуществляет посадку?

Найдите ответ в учебнике на стр. 86.

Первый совершил полёт на ИСЗ в космическое пространство гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 г. Он облетел земной шар на корабле-спутнике «Восток»

Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений и животных.






Приложение 4
Задачи на дом

  1. Передвигаясь реактивным способом, кальмары (Architeusthis) развивает скорость до 70 км/ч. Находящиеся в поверхностных слоях моря кальмары, преследуемые рыбой, выбрасывают воду из воронки с огромной силой и выскакивают из воды на высоту 5-10 м, падая иногда на палубы кораблей.

Задача. Определите массу воды, которую при «прыжке» вверх выталкивает кальмар, если масса кальмара 3 кг, а скорость воды, выбрасываемой кальмаром, в 3 раза выше его начальной скорости.

  1. Не подозревая, что могут оказаться в состоянии невесомости, полицейские выстрелили, и возникшая реактивная сила понесла их назад. В результате они помчались по воздуху с такой страшной скоростью, что в одну секунду превратились в едва заметные точки и скрылись за горизонтом…

Н.Носов. «Незнайка на Луне»

Задача. Определите скорость полицейского после выстрела, предполагая, что его масса в 1000 раз больше массы пули, а скорость пули 800 м/с.

Приложение 5
Рефлексию урока проводим с помощью системы голосования Votum.

Выберите из предложенного:

  • Мне очень понравилось!



  • Мне было интересно.



  • Я ничего нового не узнал.




  • Все было непонятно.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconКонспект занятия по теме «Загадочная Луна»
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Останина Л. В., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconРабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок icon«Политика» часть а
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconТестовое задание по литературе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconДемонстрационный вариант теста
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок icon3. Участники номинации Парикмахерское искусство
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconП риложение №3 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconПриложение №2 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconАттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconРабочая программа по предмету «География» 6а класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconО проведении вступительных испытаний в магистратуру по направлению «политология»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок iconТестовые технологии на уроках русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск