Скачать 98.35 Kb.
|
Автор Останина Л.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урока Предмет: физика Класс: 9а Дата: 24.12.12 Учитель: Останина Любовь Владимировна Тема: Реактивное движение в природе и технике Тип: урок изучения нового материала Оборудование: классная доска, ПК, мультимедийный проектор, видеофрагмент, демонстрирующий стрельбу из орудия, система голосования и тестирования VOTUM, карточки с задачами для проверки домашнего задания, карточки с заданиями для выполнения практических работ на уроке, сегнерово колесо, коробка из под молока с отверстиями на нитях (самодельное сегнерово колесо), 2 воронки, 2 шланга, 2 г-образные стеклянные трубки (для сборки прибора, демонстрирующего реактивное движение), 2 детских воздушных шарика. Цель урока: Знакомство с понятием реактивное движение и его особенностями. Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Структура урока
а) решение задач;
а) беседа с учащимися; б) демонстрация видеофрагмента
а) выполнение практического задания б) объяснение выполнения компьютерной части лабораторной работы в табличном процессоре Excel; в) применение новых знаний в ходе выполнения лабораторной работы.
Литература и источники:
Приложение 1 Домашняя задача Мальчик массой 40 кг, стоящий на коньках, оттолкнувшись от тренера, начал двигаться со скоростью 1 м/с. Какова масса тренера, если он начал скользить со скоростью 0,5 м/с в сторону, противоположную движению мальчика? (Ответ: 80 кг) Задачи на карточках и решения для взаимопроверки
Приложение 2 Ответьте на вопросы:
Итак, мы с вами повторили материал предыдущего урока: понятия импульса и закона сохранения импульса. Вопрос: Почему при стрельбе возникает отдача? (видеофрагмент) Ребята, мы сегодня должны ответить на вопрос: Что общего в движении кальмара, медузы, космического корабля и ракеты? Приложение 3 Практические задания в группах:
Рассмотрите устройство прибора. Аккуратно налейте воду в конусоидальный сосуд. Прибор придет в движение. За счет чего воронка сегнерева колеса приходит в движение? (за счет потока воды, вытекающей из загнутых трубочек)
Большое "сегнерово колесо" можно сделать из большого пакета для молока. Внизу у противоположных стенок пакета надо проделать по отверстию, проткнув пакет карандашом. К верхней части пакета привязать две нити и подвесить пакет на какой-нибудь перекладине. Заткните карандашами отверстия и налейте в пакет воду. Затем осторожно уберите карандаши. Из отверстий вырвутся две струи в противоположных направлениях. Пакет придет в движение. За счет чего пакет приходит в движение? (за счет потока воды, вытекающей из отверстий)
Что общего в опытах? (воронка, трубка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (вода, воздух). Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Попытайтесь самостоятельно дать определение реактивного движения. Найдем в учебнике стр. 84 определение реактивного движения. Реактивное движение – это движение, происходящее за счёт отделения от тела с какой-то скоростью некоторой его части. Реактивное движение впервые использовал древнегреческий ученый Герон. Небольшой наполненный водой металлический сосуд в форме птицы подвешивался над огнем. Когда вода закипала, струя пара выбрасывалась назад, толкая птицу вперед. Это устройство служило забавой. Принцип реактивного движения был переоткрыт только тысячу лет спустя – около 960 г. в Китае. Это были ракеты, которые представляли собой бамбуковые трубки, начиненные порохом. Один из первых проектов автомобиля был с реактивным двигателем. Этот проект был предложен Ньютоном. Пар из котла выбрасывался назад и двигал автомобиль вперед. Мысль о том, что ракеты можно использовать для освоения космоса, первым высказал учитель одной из калужских гимназий К.Э.Циолковский. Идея К. Э. Циолковского была осуществлена советскими учёными под руководством академика Сергея Павловича Королёва. Реактивное движение можно объяснить законом сохранения импульса. Рассмотрим устройство ракеты. В начальный момент времени перед запуском начальные импульсы оболочки и топлива равны нулю. Оболочка ракеты и продукты сгорания образуют замкнутую систему? Импульс ракеты (оболочки и газов) до взаимодействия равен нулю. По закону сохранения импульса, импульс системы будет равен нулю. М рυр = mгаза υ газа От чего зависит скорость ракеты? Как можно её увеличить? 1.Увеличить скорость истечения газа - увеличить температуру газовой струи
2.Увеличить массу топлива 3.Уменьшить массу ракеты - использовать многоступенчатость Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. А кто-нибудь знает, как ракета осуществляет посадку? Найдите ответ в учебнике на стр. 86. Первый совершил полёт на ИСЗ в космическое пространство гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 г. Он облетел земной шар на корабле-спутнике «Восток» Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений и животных. Приложение 4 Задачи на дом
Задача. Определите массу воды, которую при «прыжке» вверх выталкивает кальмар, если масса кальмара 3 кг, а скорость воды, выбрасываемой кальмаром, в 3 раза выше его начальной скорости.
Н.Носов. «Незнайка на Луне» Задача. Определите скорость полицейского после выстрела, предполагая, что его масса в 1000 раз больше массы пули, а скорость пули 800 м/с. Приложение 5 Рефлексию урока проводим с помощью системы голосования Votum. Выберите из предложенного:
|
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор Останина Л. В., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Рабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
«Политика» часть а Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Тестовое задание по литературе Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
Демонстрационный вариант теста Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | 3. Участники номинации Парикмахерское искусство Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
П риложение №3 Андреева Оксана Алексеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Приложение №2 Андреева Оксана Алексеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
Аттестационное тестирование в сфере профессионального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Рабочая программа по предмету «География» 6а класс Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
О проведении вступительных испытаний в магистратуру по направлению «политология» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... |