Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов





Скачать 155.32 Kb.
НазваниеКонспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов
Дата публикации01.07.2014
Размер155.32 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
МОУ «Мочалищенская СОШ»

Звениговского района, РМЭ.

Филатова Е.Н. учитель химии

1кв. категории,

Ермилова И.С. учитель

географии 1кв. категории.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов.
Тип урока: Интегрированный урок химии и географии для

учащихся 10 класса.(2 часа)
Цель: обучающая: способствовать знакомству учащихся с составом и

способами переработки нефти, применением продуктов

нефтепереработки, показать связь топливных отраслей и

химической промышленности, способствовать формированию у

учащихся восприятие мира, как единого целого.
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природным

ресурсам, аккуратность, интерес к процессу познания.
развивающая: умение работать с учебником, составлять конспект,

делать выводы, обобщать, описывать вещества, наблюдать.
Форма проведения урока: беседа с учащимися, лабораторная работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: - пробирки с нефтью и водой на каждый стол;

- карточки для закрепления;

- карточки со знаками;

- карта полезных ископаемых;

- конспект урока (схема) каждому учащемуся.

- таблица «Способы добычи нефти»
ПЛАН УРОКА.

1. Вводная часть- интеграция географии и химии, взаимосвязь отраслей.

2. Характеристика видов топлива.

3. Физические свойства нефти.

4. Основные способы добычи и транспортировки топлива.

5. Страны – лидеры в добыче. ОПЕК.

6. Грузопотоки топлива.

7. Состав и способы переработки нефти.

8. Закрепление знаний.
Эпиграф к уроку. « Глядя на мир глазами физика,

химика, биолога или географа

мы видим лишь разные стороны

одного и того же великого целого

- природы!»

А.Плешаков.

Первый урок.

1. Вводная часть (учитель химии).

Мир един, все в нем взаимосвязано. Часто одно и то же явление изучается с разных позиций: с биологической, химической, медицинской, математической, экономической и т.д. Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на одну из таких проблем с двух сторон: географической и химической. Хотя и ее можно рассмотреть с точки зрения и экономики, и экологии, и математики, и политики и т.д.

Тема нашего урока: « Горючие полезные ископаемые – источники у/в». Сегодня мы будем работать по следующему плану (написан на доске). Все выводы и основные положения темы вы будете отмечать в конспекте-схеме урока (раздатки). Приложение №1. Запишите в ней свою фамилию и тему урока.

Вопрос: - Какие горючие полезные ископаемые вам известны? Назовите их. Запишите их названия в схему 1 под стрелочками.

Обычно на картах каждое полезное ископаемое обозначается каким-либо значком. Ирина Сергеевна вам будет показывать эти значки, а вы вспомните, что каждый из них обозначает. Зарисуйте его под соответствующим ископаемым в схеме 1.
2. Характеристика видов топлива (учитель географии).

Вопрос: - Как связаны между собой топливная и химическая промышленность? Чем они занимаются?

Заполните схему 2.

Вопрос: - Какие три вида топливных полезных ископаемых лидируют в мировой добыче? Почему? Сравните их по экологичности, экономичности, калорийности, агрегатному состоянию.

Заполните схему 3 (а).

Мировая добыча природного газа стремительно растет, т.к.газ – это экологически более «чистое» топливо, чем нефть и уголь; в мире разведаны огромные запасы природного газа; его дешевле добывать и транспортировать; он имеет высокую калорийность.

В нефти свои преимущества: высокая калорийность, дешевизна добычи и транспортировки, нефть – ценное химическое сырье.
3. Физические свойства нефти (учитель химии).

Вопрос: - Что же из себя представляет нефть, каковы ее физические свойства?

Проведите лабораторный опыт. Рассмотрите выданную вам нефть и опишите ее физические свойства. Запишите ваши наблюдения в схему 4.

Вопрос:- К каким последствиям может привести разлив нефти из танкера, например в океане или в море?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз (учитель географии).
4. Основные способы добычи и транспортировки нефти и природного газа.

Работа с таблицей в учебнике географии стр. 115, 116.

- Крупные месторождения нефти и газа называют нефтегазовыми базами.

- Вспомните крупнейшую базу в России.

- Изучите карту № 24 стр. 115 и № 26 стр. 116 в учебнике географии.

Заполните схему 3 (б).

- Какие страны лидируют в добыче природного газа и нефти?
5. Страны – лидеры в добыче. ОПЕК.

Вопрос: - Что такое ОПЕК? Какие страны входят в нее? Каковы цели и задачи этой организации?

Ответ: - Установление мировых цен на нефть, контроль за добычей и продажей нефти.

Вопрос: - Почему среди стран ОПЕК нет России и США?
6. Грузопотоки топлива (учитель географии).

Основные грузопотоки нефти и природного газа в мире. Территориальный разрыв между районами добычи и потребления. Главные районы экспорта и импорта нефти.

Работа с картой № 25 стр. 115.

Сообщения учащихся.

Выводы:

1. Нефть и природный газ имеют значительные преимущества по сравнению с твердым топливом.

2. Нефть – это смесь жидких углеводородов.

3. Мировой лидер в добыче нефти – Саудовская Аравия, природного газа – Россия.

4. Ведущие экспортеры нефти – страны ОПЕК (2/3 мирового экспорта), Мексика и Россия.
Второй урок.

7. Состав нефти (учитель химии).

Вопрос: - Каков состав нефти? Как вы думаете, можно ли состав нефти выразить одной формулой?

Ответ: - Нет, т.к. нефть – это смесь жидких у/в.

Действительно, в состав нефти входят жидкие алканы, циклоалканы, арены, природные смолы и полимеры, кислород, азот, серо – содержащие органические вещества.

Вопрос: - Как вы считаете, почему в составе нефти отсутствуют непредельные у/в: алкены, алкины и алкадиены?

Ответ: - Верно, потому что они активны, легко окисляются и полимеризуются.
8. Способы переработки нефти (учитель химии).

Вы теперь знаете страны экспортеры и импортеры нефти. А что делают в этих странах с нефтью, купленной за валюту? Думаю что вы с легкостью сможете объяснить высказывание великого русского химика Д. И.Менделеева: «Сжигать нефть-это все равно, что топить печь ассигнациями!» (ассигнации-деньги).

Ответ:- Это невыгодно неэкономично для государства, т. к. гораздо дороже, чем нефть стоят те продукты, которые можно из нее получить.

Существует два способа переработки нефти- перегонка (разделение на фракции) и крекинг (расщепление).

Фракция - смесь веществ с близкими температурами кипения.

На какие же фракции делят нефть?

Выпишите из учебника по химии страница 67 и заполните таблицу №1 в раздатке.
Работаем в режиме стоя (заменяет физкультминутку)
Рассказ учителя об устройстве ректификационной колонны для перегонки нефти (по рисунку в учебнике №21 и №22 на странице 67).

Садимся. А теперь заполните схему №5.
Выводы: 1) Нефть выгоднее использовать не как топливо, а как сырье.

2)Фракции нефти используются после дальнейшей переработки.

3)Основной принцип работы ректификационной колонны-

противоток.
9) Закрепление знаний. Выполнение самостоятельной работы по вариантам. (Учитель географии).

Приложение №2. Текст самостоятельной работы

Приложение №3 критерии оценивания работы (1-5 вопросы оценка по химии, 6-7 вопросы – оценка по географии).
Домашнее задание:

химия - прочитать параграф №3 стр.66 ( учебник Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «химия 10 кл»),

География - страницы с 130-132 В. Максакавский «География мира».
Приложение №1.

Конспект – схема урока ________________________________

Ф.и..уч-ся

Тема:______________________________________________________________

Схема 1.
Виды:_____________________________________________________________

Знаки:_____________________________________________________________
Схема 2. Взаимосвязь отраслей.


Топливная

промышленность

Химическая

промышленность




Схема 3 а) Преимущества видов топлива.



___________________ __________________ _________________

___________________ __________________ _________________

___________________ __________________ _________________

___________________ __________________ _________________

___________________ __________________ _________________

б) Страны – лидеры в добыче:

___________________ ___________________ _________________

____________________ ___________________ _________________

____________________ ___________________ _________________

____________________ ___________________ _________________

____________________ ___________________ _________________

в) ОПЕК – международная организация стран – экспортеров нефти 1960 г.

12 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Цели и задачи:______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема 3.

1. Лабораторный опыт. Физические свойства нефти.

агрегатное состояние:_______________________________________

цвет:______________________________________________________

запах:_____________________________________________________

плотность:_________________________________________________

растворимость в воде:_______________________________________

растворимость в органических растворителях___________________
2. Состав нефти:____________________________________________________

__________________________________________________________________
3. Способы переработки: ________________________________________

________________________________________

4. Фракция________________________________________________________

_______________________________________________________

________________________________________________________
5. схема 4.

№ п/п

Название фракции

Интервал

температур

кипения

Состав фракции

Применение

1











2











3











4











5













6. Схема 5. Перегонка нефти.

а)________________________________________________________________

б)________________________________________________________________

в)________________________________________________________________

температура =_____________________________________________________

противоток в колонне _____________ _____________

_____________ _____________

Приложение №2

Самостоятельная работа

Горючие полезные ископаемые – источники у/в.
1 в.

Выберите один или несколько ответов на предложенные вопросы:

1. В состав нефти входят: а) алканы; б) алкены; в) алкины; г) ацетилен;

д) арены; е) циклоалканы; ж) природные смолы и полимеры.

2. Какое утверждение ошибочное:

а) нефть, газ и каменный уголь – это и топливо, и сырье;

б) углеводороды из природных источников чаще применяют как топливо,

а не как химическое сырье;

в) углеводороды природных источников чаще применяют как сырье для

органического синтеза, а не как топливо?

3. Противоток – это принцип действия: а) ректификационной колонны;

б) установки каталитического крекинга;

в) трубчатой печи.

4. Сжигая углеводородное топливо, мы: а) используем энергию, запасенную

древними организмами в результате фотосинтеза;

б) используем энергию ядерных реакций, протекавших при формировании

Земли.

Правильны ли следующие суждения? Если нет, то напишите верные.

5. «Нельзя написать формулу нефти, т.к. она очень

сложная».

6. США – мировой лидер в добыче нефти.

7. Добыча природного газа в мире стремительно растет.

8. Саудовская Аравия, Нигерия, Алжир входят в состав ОПЕК.

9. США экспортируют нефть в Западную Европу.

10. На смену нефтегазовому этапу в Т.Э.К. пришел угольный.


Самостоятельная работа

Горючие полезные ископаемые – источники у/в

2 в.

Выберите один или несколько ответов на предложенные вопросы:

1. В трех пробирках: а) нефть + вода;

б) нефть + вода + серная кислота;

в) нефть + бензол.

Нарисуйте – сколько слоев жидкости. Гомогенная ли система?

2. Основной составной частью нефти являются: а) природные смолы и

полимеры; б) алканы и циклоалканы; в) непредельные у/в;

г) ароматические у/в.

3. Нефть, газ, каменный уголь образовались: а) из первичной углеводород-

ной атмосферы Земли; б) из древних живых организмов;

в) сформировались в результате реакций воды и карбидов металлов при

формировании Земли.
4. Почему нефть не имеет постоянной плотности? Температуры кипения?
Верны ли следующие суждения. Если нет, напишите верные.
5. «Фракция – это конечное вещество переработки нефти».

6. Россия – мировой лидер в добыче нефти.

7. Нефть и природный газ в основном потребляются в районах их добычи.

8. ОПЕК – международная организация стран – экспортеров природного

Газа.

9. Нефть и природный газ менее калорийны, чем каменный уголь.

10. Алжир экспортирует природный газ и нефть в Италию.

Приложение №3 критерии оценивания самостоятельной работы 1-5 вопросы –химия, 5-10 вопросы география.


вариант

Правильные ответы

1 вариант

1- а, д, е, ж., 2-в, 3-а, 4-а, 5-нет, смесь у/в, 6-нет, 7- да, 8- да, 9 нет, 10 –нет.

  1. вариант

1- А Б. В. –2 слоя, 2-а, б, г., 3-б, 4-смесь,5-нет, 6-да, 7- нет. 8 – нет, 9-нет. 10-да.

Критерии оценивания работы

« 5»- 5 заданий выполнены правильно

«4»- 4 задания выполнены правильно

«3» - 3 задания выполнены правильно

«2»- 2 и менее заданий выполнены правильно



Горючие полезные ископаемые – источники у/в

2 в.

Выберите один или несколько ответов на предложенные вопросы:

1. В трех пробирках: а) нефть + вода;

б) нефть + вода + серная кислота;

в) нефть + бензол.

Нарисуйте – сколько слоев жидкости в каждой из пробирок. Гомогенная ли система?

2. Основной составной частью нефти являются: а) природные смолы и

полимеры; б) алканы и циклоалканы; в) непредельные у/в;

г) ароматические у/в.

3. Нефть, газ, каменный уголь образовались: а) из первичной углеводород-

ной атмосферы Земли; б) из древних живых организмов;

в) сформировались в результате реакций воды и карбидов металлов при

формировании Земли.
4. Почему нефть не имеет постоянной плотности? Температуры кипения?
Верны ли следующие суждения. Если нет, напишите верные.
5. «Фракция – это конечное вещество переработки нефти».

6. Россия – мировой лидер в добыче нефти.

7. Нефть и природный газ в основном потребляются в районах их добычи.

8. ОПЕК – международная организация стран – экспортеров природного

Газа.

9. Нефть и природный газ менее калорийны, чем каменный уголь.

10. Алжир экспортирует природный газ и нефть в Италию.

4. Почему нефть не имеет постоянной плотности? Температуры кипения?
Верны ли следующие суждения. Если нет, напишите верные.
5. «Фракция – это конечное вещество переработки нефти».

6. Россия – мировой лидер в добыче нефти.

7. Нефть и природный газ в основном потребляются в районах их добычи.

8. ОПЕК – международная организация стран – экспортеров природного

Газа.

9. Нефть и природный газ менее калорийны, чем каменный уголь.

10. Алжир экспортирует природный газ и нефть в Италию.

Приложение №2

Горючие полезные ископаемые – источники у/в.

1 в.

Выберите один или несколько ответов на предложенные вопросы:

1. В состав нефти входят: а) алканы; б) алкены; в) алкины; г) ацетилен;

д) арены; е) циклоалканы; ж) природные смолы и полимеры.

2. Какое утверждение ошибочное:

а) нефть, газ и каменный уголь – это и топливо, и сырье;

б) углеводороды из природных источников чаще применяют как топливо,

а не как химическое сырье;

в) углеводороды природных источников чаще применяют как сырье для

органического синтеза, а не как топливо?

3. Противоток – это принцип действия: а) ректификационной колонны;

б) установки каталитического крекинга;

в) трубчатой печи.

4. Сжигая углеводородное топливо, мы: а) используем энергию, запасенную

древними организмами в результате фотосинтеза;

б) используем энергию ядерных реакций, протекавших при формировании

Земли.
Правильны ли следующие суждения? Если нет, то напишите верные.
5. Нельзя написать формулу нефти, т.к. она очень

сложная.

6. США – мировой лидер в добыче нефти.

7. Добыча природного газа в мире стремительно растет.

8. Саудовская Аравия, Нигерия, Алжир входят в состав ОПЕК.

9. США экспортируют нефть в Западную Европу.

10. На смену нефтегазовому этапу в Т.Э.К. пришел угольный.

Ответы: Вариант №1 1- а, д, е, ж.

2- в

3- а

4- а

5- нет смесь

6- нет

7- да

8- да

9- нет

10- нет

Горючие полезные ископаемые – источники у/в

2 в.

Выберите один или несколько ответов на предложенные вопросы:

1. В трех пробирках: а) нефть + вода;

б) нефть + вода + серная кислота;

в) нефть + бензол.

Нарисуйте – сколько слоев жидкости. Гомогенная ли система?

2. Основной составной частью нефти являются: а) природные смолы и

полимеры; б) алканы и циклоалканы; в) непредельные у/в;

г) ароматические у/в.

3. Нефть, газ, каменный уголь образовались: а) из первичной углеводород-

ной атмосферы Земли; б) из древних живых организмов;

в) сформировались в результате реакций воды и карбидов металлов при

формировании Земли.

4. Почему нефть не имеет постоянной плотности? Температуры кипения?
Верны ли следующие суждения. Если нет, напишите верные.
5. «Фракция – это конечное вещество переработки нефти».

6. Россия – мировой лидер в добыче нефти.

7. Нефть и природный газ в основном потребляются в районах их добычи.

8. ОПЕК – международная организация стран – экспортеров природного

Газа.

9. Нефть и природный газ менее калорийны, чем каменный уголь.

10. Алжир экспортирует природный газ и нефть в Италию.

Ответы: 2 вариант 1-


2-а, б, г.

3-б.

4-смесь.

5-нет.

6-да

7- нет

8- нет

9- нет

10- да

Критерии оценивания « 5»- 9-10 заданий

«4»-7-8 заданий

«3» - 6 заданий

«2»- 5 и менее заданий

Самоанализ урока

учителя химии Филатовой Е.Н. и

учителя географии Ермиловой И.С.
Урок химии – географии для учащихся 10 класса. Класс академический, средний по силе.
Тип урока – усвоение новых знаний и отработка ЗУНов.

Цели урока: обучающая: способствовать знакомству учащихся с составом и

способами переработки нефти, применением продуктов

нефтепереработки, показать связь топливных отраслей и

химической промышленности, восприятию мира учащимися, как

единого целого.
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природным

ресурсам, аккуратность, наблюдательность, интерес к процессу

познания.
развивающая: умение работать с учебником, составлять конспект,

делать выводы, обобщать, описывать вещества, наблюдательность.
Согласно этим целям подобрали учебный материал по химии и географии на тему: «Горючие полезные ископаемые – источники у/в». Этот материал изучается на обоих предметах. Давая интегрированный урок, экономили учебное время. Содержание учебного материала определило форму организации учебного занятия – беседа, лабораторный опыт, самостоятельная работа с учащимися.

Нами была разработана конспект – схема урока для каждого учащегося, в которой учащиеся работали в течении двух уроков. Оборудование для лабораторного опыта, карточки для самостоятельной работы (закрепление знаний), таблица – способы добычи нефти, устройство для перегонки.

Метод объяснения в основном объяснительно – иллюстрированный и частично – поисковый, использовались проблемные вопросы.

Урок цели достиг, но были и некоторые недостатки: слабо работал стенд к уроку, дети, которые выступали с сообщениями не выходили к доске, не прозвучал национально – региональный компонент.

На уроке присутствовало – 13 учителей школы. Их комплексный анализ урока показал, что эффективность урока составляет 69 баллов или 86 %, т.е. урок дан на отлично.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconКонспект урока по окружающему миру. Тема: «Горючие полезные ископаемые»
Оборудование: физическая карта Татарстана, коллекция полезных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, карточки с ответами...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов icon1. Природными источниками углеводородов являются горючие ископаемые...
Природными источниками углеводородов являются горючие ископаемые нефть и газ, уголь и торф. Природный газ состоит главным образом...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconТема урока: Песок и глина
Какие полезные ископаемые встречаются в нашей области?(известняк, песок, глина, гравий, булыжник, болотная железная руда, торф, минеральные...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Познакомить с понятием «полезные ископаемые», формировать умение узнавать полезные ископаемые по их основным признакам
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconРеферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые»
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconКонспект урока по географии учителя Алфёровой Н. В., Гбоу сош №1740...
Осмысление (активное получение, осмысление новой информации: маркировка текста, работа с таблицей, просмотр слайдов и графические...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов icon«Рельеф Ростовской области»
Максимальная и минимальная высоты. Связь рельефа с тектоническими структурами. Антропогенные формы рельефа (курганы, терриконы)....
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconТема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
Изучить расположение крупных форм рельефа на территории материка, их особенности
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconТема урока: «Природные источники углеводородов и их переработка»
Методическая разработка урока учителя химии моу «сош№13 с уиоп» г о. Электросталт Зарубаевой Н. Н
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconПриродные источники углеводородов
Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconКонспект урока обобщающее повторение по теме: Южная Америка. Географическое...
...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconКонспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconПлан-конспект урока рельеф и полезные ископаемые Северной Америки
Описать по плану реку Южной Америки – р. Амазонка в учебнике (стр. 312 План описания реки);используя атлас и параграф 44
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconУрок-игра по теме: «Природные источники углеводородов»
Судья. В открытом судебном заседании слушается дело «Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconПолезные ископаемые Республики Молдовы
По этой причине основные ископаемые на территории республики имеют осадочное происхождение. Наиболее важными из них являются месторождения...
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов iconКонкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников...
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск