Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка»





Скачать 143.7 Kb.
НазваниеКонспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка»
Дата публикации27.07.2014
Размер143.7 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»
(МОУ «СОШ № 26»)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 26 №-а шöр школа»

муниципальнöй велöдан учреждение

Конспект урока по изобразительному искусству:

Конструкция, декор предметов быта и труда.

«Прялка»

(5 класс)

Урок разработала:

Галина Васильевна

Распутина
Г. Сыктывкар, 2013г.
Пояснительная записка.
При разработке урока по теме четверти «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем. Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры с включением национально – регионального компонента.

Дидактической целью урока систематизации знаний является создание условий для активного структурирования систематизации средствами технологии уровневой дифференциации.

Технология уровневой дифференциации позволила создать условия для развития умений успешно самостоятельно работать на уроке, ориентируясь на уровень собственных познавательных интересов и учебных возможностей, но не ниже базового уровня. Учебное занятие в режиме данной технологии реализует доминирующую цель, которая ранжируется на три уровня:

1 уровень – ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести в объеме стандартных требований занятия;

2 уровень – это уровень запоминания учебного материала, понимания его и умения использовать в знакомой ситуации;

3 уровень – понимание учебного материала, умение его воспроизводить, использовать в знакомой и измененной учебной ситуациях и умения выполнять самостоятельную работу творческого характера.

Таким образом, для занятия в режиме уровневой дифференциации характерна уровневая цель, которая реализуется в данном уроке. В начале урока на этапе целеполагания и мотивации каждый ученик выбирает свой уровень и прогнозирует результат своей работы во время урока. На этапе систематизации знаний детям предлагаются задания второго и третьего уровня. Ребята выполняют репродуктивное или конструктивное задание, а затем - проблемное, с целью организации дискуссии. При конструировании урока учебный материал разбит на 5 блоков, к каждому из которых поставлен проблемный вопрос. Во время дискуссии по проблемному вопросу объясняю детям, как установить причинно-следственные связи, как определить логику проблемного задания на данных ответах. В опорных листах учащиеся записывают самое главное по каждому компоненту природы материка. Систематизация осуществляется в общем виде: дети видят определенную зависимость одного учебного материала от другого. Самое главное в предыдущем материале – базовые знания, поэтому материал должен остаться в долговременной памяти, а следующий блок дает возможность овладеть другими знаниями (это и есть фрагмент проблемного изложения : что знали; почему это самое главное, как это трансформируется на новый материал; повторение основного материала закономерности).

При проверке уровня обученности, используется тест, который показывает уровень запоминания и понимания учебного материала. Данное задание трансформируется из проблемного в репродуктивное, так как ответы на вопросы уже прозвучали в процессе осознания и осмысления учебной информации.

Важным этапом урока является рефлексия, которая позволяет ученикам оценить не только уровень своих достижений, но и внутренне состояние, а также наметить перспективы работы учителю и самому ученику. В ходе такого урока, каждый ученик себя чувствует уютно, так как перед ним цель, которую он выбрал, и план, по которому он идет к этой цели..

Наряду с образовательными и развивающими целями воспитывается личность, которая учится общению с обществом и природой, учится грамотно поступать в различных ситуациях и понимать, что многое зависит от Человека.
Список литературы
1.Народное искусство коми (Иозкостса искусство). Республиканский центр «Ветераны за мир»

2.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов. М., 1986 г.

3.Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми. Часть 1 – 4. Г. Сыктывкар 1994г.

4.Изобразительное искусство в школе № 1-3. М.2012 г.

5. Ксезонова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2009г.

6. Русских Г.А., Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. – Ладога-100, М., 2010г.

7.Третьяков П.И., Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. – Тюмень, 1994г. с257


Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности по теме «Австралия», средствами технологии уровневой дифференциации через проблемное обучение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели по содержанию урока:

а) образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении тем «Австралия» и «Африка», способствовать формированию представления о природе Земли на примере материка;

б) развивающая: продолжить формирование системы умения работать со всеми видами географической информации, отвечать на проблемные вопросы, выполнять проблемные задания, делать выводы, анализировать ответы одноклассников, продолжать формирование познавательных способностей учащихся;

в) воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьников, экологической и общегеографической культуры личности.

Уровневые цели для учащихся:

1.Знать первоначальные сведения о прялках и декоративно-тематической композиции «Прялки» в ее украшении.

2.Уметь применять свои знания в знакомой и новой ситуациях, объяснять причинно-следственные связи, пользоваться всеми видами информации.

3.Решать проблемные задачи, выполнять проблемные задания, отвечать на проблемные вопросы, выходить из проблемных ситуаций.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Технология: проблемного обучения.
Методы обучения: репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый.

Качественно новый результат: умение сознательно делать выбор и добиваться поставленной цели, ориентируясь на собственные возможности.

Средства обучения:

«Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы, прялки)

«Отблески серебряного века» (Собрание народного творче­ства Талашкина, работа Н. Рериха в русском храме святого духа)

«Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки).

Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор

Чайнворд на доске.

Опорные листы для ответов на каждой парте.

Мультимедийная презентация, мултимедийный проектор.
Ход урока




Структура урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Цель: Настроить на работу, проверить готовность к уроку

2.Целеполагание и мотивация

Цель: Создать условия для соответствия деятельности ученика в ситуации образовательной среды

3.Актуализация знаний и умений

Цель: способствовать воспроизведению знаний по теме в новых условиях через занимательные вопросы, стихотворение.

4.Основной этап: применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Цель: способствовать развитию проблемного мышления через поиск решения новых усложняющихся проблем, которые способствуют закреплению, систематизации и более глубокому осмыслению учебного материала.
1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

5 блок

Проверка уровня обученности:
Цель: создать условия для выявления усвоения системы знаний по темам росписи: «Пижемская» и «Мезенская»

Рефлексия
Цель: создать условия для самооценки учащимися своей деятельности на уроке
Домашнее задание

Цель: создать условия для сопереживания за природу, мотивировать познавательную деятельность .

Учитель приветствует учащихся, настраивает на восприятие материала.

- Добрый день!

Я очень рада вас видеть.

Проверьте готовность к уроку.
1.Акцентирует внимание на целях урока, уровневых целях для учащихся

(Приложение 2)

(Слайд 1)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение тем древние корни народного искусства и подведем итоги об украшениях предметов быта «Прялка». Основная цель научиться применять полученные знания в новых ситуациях, анализировать полученные знания в новых ситуациях, анализировать ответы, систематизировать знания, решать проблемные вопросы. Результатом - изучения будет проверочный тест.

2. Спрашивает о визитной карточке «Прялка».

- Прялка- это предмет ручного прядения, . Представьте визитную карточку прялки.(Слайд 2)

3. Просит назвать тему урока, записывает ее на доске.

- Тема урока: «Конструкция, декор предметов народного быта и труда «Прялка»(Слайд3)

4.Дает инструктаж по заполнению опорного листа.
(Приложение 1)

1.Дает разгадать чайнворд по теме «Прялка» с целью воспроизведения в памяти основных знаний по предметам быта крестьян.

Для того чтобы вспомнить основные понятия, предстоит разгадать рисунки:

Рассматриваем декор Русской избы (красный угол, предметы быта)

(Слайд 4)

Самые известные художник (В.Тропинин) (Слайд 5)

Самая северная тайга (Парма)

(Слайд 6)

Орудие ручного труда (Прялка) (Слайд 7)

Художники Коми (С.И. Оверин, В.Л, Торлопов) (Слайд 8)

Виды росписей (Пижемская, Верхне-вычегодская, Урало сибирская, Мезенская) (Слайд 9,10)

Над прялкой трудились два мастера (резчик, живописец)

(Слайд 11)

На реке Мезени .Север Р.К.(Мезенская роспись) (Слайд 12 )

Как она возникла (История возникновения) (Слайд 13)

Основные элементы (конструкция прялки) (Слайд 14)

Украшения (Птицы, олени, геометрические фигуры) (Слайд 15,16,17)

2.Активизирует внимание на следующей информации:

-Прялка была семейным орудием труда? «личным предметом». Почему?

(Приложение 1)
Задает вопросы с целью обобщения знаний:

-Ты о чем взгрустнула,девица-краса? Как вы думаете о чем грустит девица?Стих.
Задает вопросы:

1.- С чего мы начинаем композиции рисунков для прялок?
2.- Расскажите об особенностях росписей прялок.

Задает проблемные вопросы:

Проблемный вопрос №1

-Почему цвет в композиции рисунка разный?
Население живет в разных районах нашей страны и значит климат, жиаотные, растения разные

Задает вопрос по технике исполнения:

- Расскажите об его особенностях.

Проблемное задание №2

- Откройте учебник: «Посмотрите узоры-символы стр. 17, посмотрите на росписи на доске, посмотрите на работы детей, и стр. 46 (резьба, элементы прялки). установите план последовательности росписи.

- Какой вид росписи в композиции?(Слайд18)


Задает вопрос по росписям:

- Каковы его особенности?

(Приложение 1)

Проблемная ситуация №3

- Сравните 2 росписи: пижемскую и мезенскую.

- Посмртрите на рисунки и оттенки красного цвета. Как и почему они разные?

Задает вопрос по формам и композициям:

- Очень своеобразны прялки. В чем их особенности?

Проблемный вопрос №4

-Русские прялки очень разные по отношению с северными. (Формы) Почему? (слайд 19)

Дает задание по учебнику. (стр.46)
-Удивительные предметы быта у крестьян.(Конструкции) Для этого каждая колонка заполняет таблицу: (Приложение1)


Проблемный вопрос №5

-Большая часть видов разные. Почему?

Дает задание по населению Австралии:

- От особенностей природы зависит и конструкции.-Заполните на листе графу: «Какова конструкция прялки?»

Проблемный вопрос №6

-Почему на прялках рисовали различные виды растений и животных.

- Итак, мы изучили «Конструкцию, декор предметов быта и труда. Прялка». Сравнивали их. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполните тест.

(Приложение 3)
Организует взаимопроверку.(ТЕСТ)

-Выберите- проверь себя. (Слайд 1)

Поставьте оценку.

-Скажите в чем сходства и различия древних корней народного искусства? Почему?


- Каков итог урока? Довольны ли вы своей работой? Заполните карточки «Виды деятельности» и приготовьте их к сдаче.

(Приложение 4)

- Кто выполнил все виды работ?

- Кто не выполнил -1? -2?

-Спасибо! Выразите свое мнение об уроке.

- Всем большое спасибо за активную работу, каждый из вас получает оценку за урок.
Задает домашнее задание:

Выполнить роспись разделочной доски для кухни.

Опережающее задание:

Подобрать и принести салфетку с вышивкой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Называют цели урока, выбирают цель для себя.

Называют содержание визитной карточки.

Называют: «Прялка»
Записывают тему в опорный лист.

Слушают инструктаж.
Разгадывают рисунки на доске.

Ученица читает стих русской народной песни

«Пряха».

Отвечают на вопрос.

Рассказ одного ученика у доски с рисунками ручного труда.

Ему задаются вопросы , для чего придумал человек эти предметы?

Отвечают на проблемный вопрос, записывают ответ.

Слушают рассказ ученика у доски. Задают вопросы по номенклатуре.

Рассматривают прялку, находят ответ, отвечают.

Записывают ответ.


Отвечают, слушают.
Ищут выход из данной ситуации.

Ответ записывают в опорный лист.

Отвечают на вопрос.
Отвечают на проблемный вопрос, ответ записывают в опорный лист.


Самостоятельно заполняют таблицу в опорном листе.

Затем проверяют и дополняют.
Отвечают на проблемный вопрос.

Выполняют задание письменно. Сравнивают ответы.
Отвечают на проблемный вопрос.

Выполняют задание.

Проверяют работы друг у друга, затем сравнивают с правильными ответами. Отвечают на вопросы.


Отвечают.

Ставят «+» в видах деятельности.

Поднимают руки.

Выражают свои впечатления об уроке.

Записывают домашнее задание в дневники.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1
Обобщение по теме: «Прялка»

Тема: ___________________________________________________________________
Прялка – это _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему композиция рисунка для прялки следует начинать с изучением разных видов росписей?



  1. Особенности форм прялок:



________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Особенности росписей прялок народов Севера:



________________________________________________________________


  1. Виды прялок:

Прялки

цвет

Элементы росписей




1.Пижемская роспись








2.Верхне-вычегодская роспись








3.Урало-сибирская роспись








4.Мезенская роспись
















  1. Какова конструкция прялки?



Приложение 3
Тест










Приложение 4

Виды деятельности на уроке:


  1. Поставили перед собой цель__________________________

  2. Вели записи на всех этапах урока______________________

  3. Самостоятельно отвечали на проблемные вопросы__________________

  4. Делали выводы____________________________________

  5. Отвечали у доски__________________________________

  6. Оценка за тест ____________________________________

  7. Мнение об уроке__________________________________________________



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г. Казани
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПрограмма по искусству «Изобразительному искусству»
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПлан – конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе
Цель урока: Продолжать учить создавать композицию натюрморта, на основе заданной. Развивать творческие способности учащихся и фантазию....
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПлан – конспект открытого урока по изобразительному искусству
Подведение итогов урока. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconКонспект занятия по изобразительному искусству. Тема: «Введение в...
Задачи: ознакомление с программой по изобразительному искусству; нетрадиционными приемами изображения пейзажа – кляксографией, тычком;...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПлан конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а...
Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПлан конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема урока
Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconРазвернутый тематический план по изобразительному искусству (6 класс) №
Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока изо в учебном году. Правила...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconКонспект урока по изобразительному искусству «Сказочная Гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconКонспект урока по изобразительному искусству 4 класс
Вид Акрополя, схематичное изображение Парфенона, Эрехтейона, схемы греческих ордеров и капителей
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена...
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат на тему: «Кукла акань»
Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов...
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconПлан-конспект открытого урока по изобразительному искусству
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор предметов быта и труда. «Прялка» iconКонспект аттестационного урока по изобразительному искусству
Определить границы света, полутонов собственной тени, воспитывать уважение к старшим и товарищам, развивать речь, мышление


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск