Скачать 318.1 Kb.
|
Наименование Программы «Школа – территория здоровья» Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Переславля-Залесского, Ярославской области Срок действия Программы 2011-2015 гг., перспективы до 2017 года Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Цель1: создание на базе школы ресурсного центра по здоровьесбережению В сентябре 2011 г. школе присвоен статус муниципального ресурсного центра «Формирование культуры здорового образа жизни». В результате 4-5-летнего внедрения программы будут разработаны методические рекомендации по организации лечебно-оздоровительных мероприятий, теоретическим вопросам здоровьесбережения в условиях общеобразовательной школы. Наработанными и апробированными материалами могут воспользоваться педагогические коллективы школ города. Цель 2: создание организационно-педагогических условий для сохранения здоровья обучающихся и сотрудников школы в процессе обучения. Задачи: 1. Создание внутришкольной инфраструктуры по совершенствованию системы здоровьесберегающих технологий, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников. 2. Повышение качества и доступности средств оздоровления. 3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах формирования здорового образа жизни. 4. Формирование системы мониторинга состояния здоровья обучающихся. 5. Формирование культуры питания обучающихся как фактора укрепления здоровья. Организация полноценного сбалансированного питания обучающихся с учетом особенностей состояния их здоровья. 6. Повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом. 7. Развитие спортивно – оздоровительной материально-технической базы. 8. Обеспечение информационного сопровождения всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей)) по вопросам здоровья и здорового образа жизни. 10. Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей. В здоровьесберегающей школе участники образовательного процесса решают разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Коротко перечислим некоторые из них. Задачи школьной администрации:
Задачи учителя и классного руководителя:
Задачи родителей:
Обоснование программы Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Помимо трудностей развития социально-экономического характера и ухудшения экологии, на здоровье ребенка влияют и внутришкольные факторы:
При нерациональной организации учебной деятельности, перечисленные факторы можно рассматривать как факторы риска. От чего зависит и чем определяется здоровье человека? Согласно многочисленным отечественным и зарубежным авторам здоровье человека обусловлено: – на 18-25% - генетическими факторами; – до 20% внешнесредовыми условиями; – на 10% медицинскими факторами; – и на 50-52% определяется образом жизни. Образ жизни – категория собирательная, активная, ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода, т.е. изучать взаимовлияние, взаимодействие, взаимосвязи между различными элементами. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие: – отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкоголя и наркотиков); – оптимальный двигательный режим; – рациональное питание; – закаливание; – личная гигиена; – положительные эмоции. Здоровьесберегающая школа – это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника, где он не отравится бутербродом и не заработает к окончанию школы гастрит или язву желудка, не будет простужаться или страдать от аллергии на школьную пыль... Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает. Нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Но ведь болезнь – это реакция организма на те условия, которые окружают его в повседневной жизни, и в этом смысле школа играет для ребенка важнейшую, определяющую роль. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению будет модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. К основным мероприятиям, формирующим потребность в здоровом образе жизни, знания и навыки, непосредственно влияющие на здоровье всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей мы будем относить:
Исходя из этого, важно разработать и реализововать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья школьников, принимая позицию: школа – территория здоровья. МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Переславля-Залесского определила приоритетным направлением развития учреждения на 2011 – 2015 гг. и перспективы до 2017 года создание благоприятных условий для обучения и воспитания в школе и осуществление системного формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса. Это определило актуальность построения целостной педагогической системы школы здоровья. Под педагогической системой школы здоровья мы будем понимать – взаимодействующее с внешней средой целостное явление, представляющее собой упорядоченную взаимосвязь: 1. системы управления 2. педагогического процесса 3. школьных служб 4. социальной среды, объединенных единой целью воспитания, обучения и развития здорового человека. Основные принципы Школа здоровья базируется на таких методологических принципах, как здоровьецентризм, сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся. Принцип здоровьецентризма включает в себя: целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье, как приоритетную ценность и основной результат деятельности, направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и ЗОЖ, его валеологической грамотности, методы и формы организации всех видов деятельности, обеспечивающих развитие культуры здоровья; валеологическое сопровождение развития ребенка; приобщение семьи и оздоровление микросоциальной среды. Основу принципа сохранения здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство внутренней среды под влиянием внешних воздействий. Принцип увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья) предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам образовательного процесса. Принцип формирования здоровья осуществляется через содержание учебного и воспитательного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и ЗОЖ, через организацию взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определенные способы его достижения. Идеи станут реальностью, если все члены школьного коллектива будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование – здоровье», произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении. Проблематика школы и социума: В работе школы сохраняются проблемы, наличие которых позволяет говорить о том, что темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют педагогический коллектив:
Многие из перечисленных проблем имеют общие корни, а поэтому требуют комплексного подхода к их разрешению, которое предполагает использование личностно-ориентированных технологий обучения, дифференцированного подхода к обучающимся, развитие самосознания, психолого-педагогического просвещения родителей; использование альтернативных форм контроля, развитие навыков самоконтроля и самоанализа участников образовательного процесса. Видение и миссия МОУСОШ № 4 Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. - создание безопасной, здоровьесберегающей среды, содержащей необходимые ресурсы для организации современного образовательного процесса; - воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями. Модель личности выпускника МОУ СОШ № 4 1. Здоровье и физическое развитие. 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме. 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения (способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности). 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни: 2. Развитие познавательной деятельности. 2.1. Кругозор выпускника: - сформированы развернутые и конкретные представления о мире; - устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира. 2.2. Речь выпускника: - устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; - речь фонетически и грамматически правильная; 2.3. Сформированы интеллектуальные умения: - сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения; - способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; - сформированы универсальные учебные действия. 2.4. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления: - способен самостоятельно спланировать, осуществить, проконтролировать и проанализировать результат собственной деятельности. 3. Поведение и общение. 3.1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками, способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности: 3.2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы. Этапы реализации программы: 1 этап организационный – (0.9.2011-06.2012г.г.). Содержание: Разработка документации, содержания, основных мероприятий и мониторинга реализации программы, моделирование системы оздоровления. 2 этап основной (07.2012 – 09.2015г.г.) Содержание: Апробация смоделированной системы оздоровления через:
Прогнозируемый результат:
|
Результат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья» ... | План реализации программы в 2012-2013 учебном году Внедрение изученных методик оздоровления учащихся и педагогов на практике. Анализ выполнения кцп «Школа- территория здоровья» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №939, сокращенное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа – территория здоровья – это такое образовательное учреждение, где выстроена деятельность по формированию у обучающихся здорового... | ||
Программа развития «Школа территория здоровья» Программные мероприятия, направленные на оздоровление и пропаганду здорового образа жизни стр | Проект «Территория здоровья» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | ||
Методические рекомендации по проведению мероприятий, направленных Окружной социально – профилактической программы «Западный округ территория мира, здоровья, успеха!» | Департамента образования города москвы окружная социально профилактическая... Окружная социально – профилактическая программа «Западный округ территория мира, здоровья, успеха» | ||
Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья» Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,... | Проект «Детский сад – территория здоровья» Актуальность Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
План мероприятий № п/п Дата Направления Спортивно-оздоровительное... Просим включить в состав участников проекта «Территория здоровья» муниципальное общеобразовательное учреждение №39 | «Детский сад территория здоровья» Вид конкурсной работы и название Анисимова Г. Г., Бауде Н. Д., Иванова Г. Н., Иванова Е. А., Тютчева О. Г., Ломанова Н. С | ||
Наименование дисциплины Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Акция проводится в рамках проекта «Смоленск территория здоровья», нацеленного на формирование в молодежной среде моды на здоровый... | ||
Условия реализации образовательного процесса Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования «Школа здоровья» №1941 (краткое наименование... | Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой |