Наименование Программы «Школа территория здоровья»





Скачать 318.1 Kb.
НазваниеНаименование Программы «Школа территория здоровья»
страница1/2
Дата публикации16.08.2014
Размер318.1 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2
Наименование Программы «Школа – территория здоровья»

Целевая комплексная программа развития  муниципального общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы № 4 г. Переславля-Залесского, Ярославской области
Срок действия Программы

2011-2015 гг., перспективы до 2017 года

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании».

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Цель1: создание на базе школы ресурсного центра по здоровьесбережению

В сентябре 2011 г. школе присвоен статус муниципального ресурсного центра «Формирование культуры здорового образа жизни». В результате 4-5-летнего внедрения программы будут разработаны методические рекомендации по организации лечебно-оздоровительных мероприятий, теоретическим вопросам здоровьесбережения в условиях общеобразовательной школы. Наработанными и апробированными материалами могут воспользоваться педагогические коллективы школ города.

Цель 2: создание организационно-педагогических условий для сохранения здоровья обучающихся и сотрудников школы в процессе обучения.

Задачи:

1. Создание внутришкольной инфраструктуры по совершенствованию системы здоровьесберегающих технологий, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Повышение качества и доступности средств оздоровления.

3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах формирования здорового образа жизни.

4. Формирование системы мониторинга состояния здоровья обучающихся.

5. Формирование культуры питания обучающихся как фактора укрепления здоровья. Организация полноценного сбалансированного питания обучающихся с учетом особенностей состояния их здоровья.

6. Повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом.

7. Развитие спортивно – оздоровительной материально-технической базы.

8. Обеспечение информационного сопровождения всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей)) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

10. Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.

В здоровьесберегающей школе участники образовательного процесса решают разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Коротко перечислим некоторые из них.
Задачи школьной администрации:

  1. соблюдение СанПиНов;

  2. внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

  3. обеспечение переподготовки кадров;

  4. создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

  5. влияние на социальные факторы;

  6. контроль и влияние на психологические факторы.


Задачи учителя и классного руководителя:

  1. выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;

  2. индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию;

  3. создание эффективного психологического климата в классе;

  4. влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);

  5. просвещение обучающихся и родителей (законных представителей);

  6. мотивация обучающихся;

  7. взаимодействие с семьей;

  8. формирование социальных установок.

Задачи родителей:

  1. создание необходимых условий для занятий ребенка;

  2. создание условий для оздоровления ребенка;

  3. формирование мотивации;

  4. передача культурных традиций;

  5. взаимодействие с педагогическим коллективом;

Обоснование программы
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

Помимо трудностей развития социально-экономического характера и ухудшения экологии, на здоровье ребенка влияют и внутришкольные факторы:

  • педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;

  • физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);

  • социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс» (сверстники), взаимоотношения «учитель – родители».

При нерациональной организации учебной деятельности, перечисленные факторы можно рассматривать как факторы риска.

От чего зависит и чем определяется здоровье человека? Согласно многочисленным отечественным и зарубежным авторам здоровье человека обусловлено:

– на 18-25% - генетическими факторами;

– до 20% внешнесредовыми условиями;

– на 10% медицинскими факторами;

– и на 50-52% определяется образом жизни.

Образ жизни – категория собирательная, активная, ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода, т.е. изучать взаимовлияние, взаимодействие, взаимосвязи между различными элементами.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

– отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

– оптимальный двигательный режим;

– рациональное питание;

– закаливание;

– личная гигиена;

– положительные эмоции.

Здоровьесберегающая школа – это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника, где он не отравится бутербродом и не заработает к окончанию школы гастрит или язву желудка, не будет простужаться или страдать от аллергии на школьную пыль... Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.

Нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Но ведь болезнь – это реакция организма на те условия, которые окружают его в повседневной жизни, и в этом смысле школа играет для ребенка важнейшую, определяющую роль.

Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению будет модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей.

К основным мероприятиям, формирующим потребность в здоровом образе жизни, знания и навыки, непосредственно влияющие на здоровье всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей мы будем относить:

  • организацию педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение потребности в здоровом образе жизни у детей;

  • организацию и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • организацию питания;

  • физическую культуру;

  • лечебно-профилактические мероприятия;

  • экологизацию школьного жизненного пространства;

  • валеологизацию учебно-воспитательного процесса;

  • сотворчество и сотрудничество с семьей по проблеме здоровьесбережения;

  • внедрение новых здоровьесохраняющих технологий;

  • повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса по проблеме здоровьясбережения.


Исходя из этого, важно разработать и реализововать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья школьников, принимая позицию: школа – территория здоровья.

МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Переславля-Залесского определила приоритетным направлением развития учреждения на 2011 – 2015 гг. и перспективы до 2017 года создание благоприятных условий для обучения и воспитания в школе и осуществление системного формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.

Это определило актуальность построения целостной педагогической системы школы здоровья.

Под педагогической системой школы здоровья мы будем понимать – взаимодействующее с внешней средой целостное явление, представляющее собой упорядоченную взаимосвязь:

1.   системы управления

2.   педагогического процесса

3.   школьных служб

4.   социальной среды,

объединенных единой целью воспитания, обучения и развития здорового человека.
Основные принципы

Школа здоровья базируется на таких методологических принципах, как здоровьецентризм, сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся.

Принцип здоровьецентризма включает в себя:

целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье, как приоритетную ценность и основной результат деятельности,

направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и ЗОЖ, его валеологической грамотности,

методы и формы организации всех видов деятельности, обеспечивающих развитие культуры здоровья;

валеологическое сопровождение развития ребенка;

приобщение семьи и оздоровление микросоциальной среды.

Основу принципа сохранения здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство внутренней среды под влиянием внешних воздействий.

Принцип увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья) предполагает наличие  способов повышения  адаптивности учащихся к стрессогенным факторам образовательного процесса.

Принцип формирования здоровья осуществляется через содержание учебного и воспитательного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и ЗОЖ, через организацию взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определенные способы его достижения.

Идеи станут реальностью, если все члены школьного коллектива будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование – здоровье», произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении.

Проблематика школы и социума:

В работе школы сохраняются проблемы, наличие которых позволяет говорить о том, что темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют педагогический коллектив:

  • ухудшение здоровья учеников в процессе обучения;

  • организация сбалансированного горячего питания участников образовательного процесса;

  • недостаточная готовность выпускников 9, 11 классов к выбору профессии;

  • недостаточная работа с одаренными детьми;

  • снижение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности, особенно в основной школе;

  • доминирование репродуктивных методов обучения;

  • несовершенство системы дополнительного образования;

  • недостаточный объем фонда учебно-методической и современной художественной литературы, цифровых образовательных ресурсов школьной библиотеки;

  • недостаточный уровень применения информационно-коммуникационных технологий;

  • недостаточное участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением;

  • самоустранение некоторой части родителей от воспитания своих детей;

  • не все классные руководители имеют четкую систему воспитательной работы с классом; не в полной мере используются воспитательные возможности классных часов;

  • разобщенность здоровьесберегающих методик учебно-воспитательного процесса;

  • недостаточная сформированность культуры здоровья, как единство двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и их жизнедеятельности на основе принятия культурных норм здоровья, как у участников образовательного процесса, так и у сельского сообщества в целом;

  • недостаточно развита система взаимоотношений школьного сообщества и социума в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Многие из перечисленных проблем имеют общие корни, а поэтому требуют комплексного подхода к их разрешению, которое предполагает использование личностно-ориентированных технологий обучения, дифференцированного подхода к обучающимся, развитие самосознания, психолого-педагогического просвещения родителей; использование альтернативных форм контроля, развитие навыков самоконтроля и самоанализа участников образовательного процесса.
Видение и миссия МОУСОШ № 4

Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.

- создание безопасной, здоровьесберегающей среды, содержащей необходимые ресурсы для организации современного образовательного процесса;

- воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.

Модель личности выпускника МОУ СОШ № 4

1. Здоровье и физическое развитие.

1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения (способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности).

1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
2. Развитие познавательной деятельности.

2.1. Кругозор выпускника:

- сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

- устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

2.2. Речь выпускника:

- устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

- речь фонетически и грамматически правильная;
2.3. Сформированы интеллектуальные умения:

- сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;

- способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

- сформированы универсальные учебные действия.
2.4. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

- способен самостоятельно спланировать, осуществить, проконтролировать и проанализировать результат собственной деятельности.
3. Поведение и общение.

3.1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками, способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности:

3.2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.
Этапы реализации программы:

1 этап организационный – (0.9.2011-06.2012г.г.).

Содержание:

Разработка документации, содержания, основных мероприятий и мониторинга реализации программы, моделирование системы оздоровления.

2 этап основной (07.2012 – 09.2015г.г.)

Содержание:

Апробация смоделированной системы оздоровления через:

  • предметное содержание, внедрение стандартов второго поколения;

  • систему оздоровительных мероприятий;

  • экологизацию жизненного пространства школы;

  • организацию мониторинга оздоровления.

Прогнозируемый результат:

  • оперативная коррекция системы оздоровления и выработка путей достижения поставленных целей;

  • выход на научно-методический уровень деятельности педагогического коллектива;

  • созданы теоретические и практические основы для процесса реализации оздоровления;

  • обеспечение статистического учета, контроля и анализа, состояния здоровья детей и педагогов;

  • усовершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса для формирования здоровой личности;

  • обеспечение условий для практической реализации индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании, обучении и оздоровлении;

  • повышение внимания детей и взрослых к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;

  • повышена заинтересованность в укреплении здоровья детей;

  • создан банк программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

  • выработаны единые требования и подходы к воспитанию, обучению и оздоровлению в рамках программы.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconРезультат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья»
...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПлан реализации программы в 2012-2013 учебном году
Внедрение изученных методик оздоровления учащихся и педагогов на практике. Анализ выполнения кцп «Школа- территория здоровья»
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №939, сокращенное...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа – территория здоровья – это такое образовательное учреждение, где выстроена деятельность по формированию у обучающихся здорового...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма развития «Школа территория здоровья»
Программные мероприятия, направленные на оздоровление и пропаганду здорового образа жизни стр
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПроект «Территория здоровья»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, направленных
Окружной социально – профилактической программы «Западный округ территория мира, здоровья, успеха!»
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconДепартамента образования города москвы окружная социально профилактическая...
Окружная социально – профилактическая программа «Западный округ территория мира, здоровья, успеха»
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья»
Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПроект «Детский сад – территория здоровья» Актуальность
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПлан мероприятий № п/п Дата Направления Спортивно-оздоровительное...
Просим включить в состав участников проекта «Территория здоровья» муниципальное общеобразовательное учреждение №39
Наименование Программы «Школа территория здоровья» icon«Детский сад территория здоровья» Вид конкурсной работы и название
Анисимова Г. Г., Бауде Н. Д., Иванова Г. Н., Иванова Е. А., Тютчева О. Г., Ломанова Н. С
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconНаименование дисциплины
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акция проводится в рамках проекта «Смоленск территория здоровья», нацеленного на формирование в молодежной среде моды на здоровый...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconУсловия реализации образовательного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования «Школа здоровья» №1941 (краткое наименование...
Наименование Программы «Школа территория здоровья» iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск