Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?»





Скачать 147.94 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?»
Дата публикации05.09.2014
Размер147.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок окружающего мира с элементами художественного труда
Раздел: «Как, откуда и куда?»

Мастерская Деда Мороза

по теме: « Откуда берутся снег и лёд?»

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного получения знаний учащимися о свойствах снега и льда, максимальная визуализация урока при помощи презентации.

Задачи:

Образовательные: создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений; обеспечить условия для усвоения моделирования несложных изделий в технике чеканки, такие как «снежинки»;

Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;

Воспитательные: способствовать усвоению способов включения в совместную деятельность и информационного взаимодействия учитель – мультимедийная продукт – ученик.

Оборудование:

- конверт с загадками;

- бумажные снежинки;

- карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода;

- форма для льда, стаканы со снегом и льдом;

- лист цветной бумаги,

- молоток,

- мультимедийный продукт;

- заготовки для чеканки.

Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.

Литература:

1. А.А.Плешакова. Мир вокруг нас. Учебник для 1-го класса. Москва: Просвещение, 2008г.

  1. А.А.Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Мир вокруг нас. Методическое пособие. Москва: Просвещение, 2006г., 156с.

  2. Н.В.Ёлкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль:

Академия развития, 1996г.

4. Начальная школа .№12 2007г. Т.П. Богданец. Экологический подход при обучении начальному естествознанию.


урока

Тип урока

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые достижения учащихся

Вид контроля

Дата

31

Урок – практикум (комбинированный)

Откуда берутся снег и лёд?

Обеспечения условия исследования свойства снега и льда, осмысления, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Создание снежинки в технике чеканки.

Знать основные свойства снега и льда, форму снежинок, количество лучиков; усвоить, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

Практическая работа.

Контрольный лист.




Ход урока.


Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

(1 мин)

Эмоциональный настрой

Сегодня мы вами оказались в

« Мастерской Деда Мороза» (слайд №1)

Здесь нас ждёт много удивительного и интересное, а главное мы с вами сможем сами поработать своими руками.

Настраиваются на работу

2.Актуализация знаний учащихся
(5 мин)

а) Подведение к теме урока.


1 Работа над словами: мастерская, мороз, Дед Мороз.

- Кто знает, что такое мастерская?

(Помещение, в котором работали ремесленники. РЕМЕСЛО - мелкое ручное производство промышленных изделий).

- Что такое мороз? ( явление природы)

- Кто такой Дед Мороз?

2. Отгадывание загадок.

У меня конверт с загадками от Деда Мороза. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

Стр. учебника 48.

Всю зиму смирно лежит,

А весной убежит (снег).

Не драгоценный камень, а светится (лёд).

Ответы детей
Сказочный персонаж, живущий в г. Великий Устюг. Седой дед с бородой. Дарит детям подарки на Новый год и т.д.


Снег, лёд


б) Определение темы и цели урока.

На доске карточки: снег лёд

3. Работа по учебнику стр. 48.

-Кто назовёт тему урока?

-Давайте, вместе определим цели урока.

Стр. учебника 48.

Откуда берутся снег и лёд?

Совместно с учителем формулируют цели.

в) Предварительная подготовка к исследованию.

Обеспечить включение школьников в совместную деятельность. Актуализировать имеющиеся знания учащихся по изучаемому материалу.

4. Характеристика слов: снег и лёд, в творческих группах.

- Ребята у нас с вами 2 творческие группы. Одна будет исследовать свойства льда, вторая – снега.

1 группа – Как вы думаете, лёд какой?

2 группа – снег какой? (учитель записывает на доске)

В ходе исследования мы с вами узнаем, были ли вы правы или нет в определении этих слов.


Подбор прилагательных

сравнений к слову лёд и снег в группах

Снег белый, холодный, пушистый, и т.д.

Лёд – прозрачный, твёрдый, как стекло и т.д.


3. Усвоение новых знаний и способов действий
Практическая работа.
(10 мин)

Физкультминутка
(2 мин)


Обеспечить усвоение знаний учащимися через практическое исследование свойств снега и льда в творческих группах.

Снять напряжение с мышц.


5. Исследование снега и льда с помощью опытов.

Итак, с помощью опытов мы узнаем о свойствах снега и льда.

По заданиям учебника на стр. 48 формулируются выводы.

  • Таяние снега и льда

Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.

Вывод: (формулируют дети при помощи учителя).

  • Цвет.

Положите снег и лёд на цветную бумагу. Расскажите о цвете снега и льда.
а) Побуждение учащихся сформулировать предположение об образе жизни животных зимой.

- Какое влияние свойства снега (цвет) оказывают на жизнь животных?
б) Приведите примеры этих животных?

  • Прозрачность.

Расскажите о прозрачности снега и льда.

  • Рыхлость и хрупкость.

Подуем через соломинку на снег.

При помощи молотка попробуем разбить лёд (на доске во время опытов появляется таблица – схема, слова – помощники уже имеются на доске.)

Снег тает Лёд

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

Рыхлый Хрупкий

( приложение к уроку)

а) Опасность льда. Меры предосторожности

Попробуйте доказать, что лёд может быть опасен, если выйти на речку.

Какие меры осторожности мы должны соблюдать?

Общий вывод при помощи схемы о свойствах снега и льда.


Использование стихотворения

Слова проговаривает учитель

Как пушинки, мы летим,

Нас колышут ветерки,

Белой стайкой мы летим

Лечь на землю мы хотим.

Проводят опыты под руководством учителя. Выводы в результате опытов.

1. В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

2.Снег белый. Лёд бесцветный.

Менять шубку или прятаться.

Заяц – беляк меняет свою шубку.

Полёвка: живёт под снегом, прячется от хищников.

Медведь: окраску не меняет, как и полёвка, но тогда его было бы видно на снегу, он не смог охотится, поэтому он всю зиму спит в берлоге.

3 Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

4 Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Так как лёд хрупкий, значит, он может расколоться.

Не играть на речках.

Дети выполняют упражнение

Кружатся, приседают.

4. Первичная проверка понимания изученного

Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

(5 мин)


В ходе беседы дать ответ на основной вопрос - тему урока. Продолжить обучению исследованию природных объектов и явлений.


6.Беседа по вопросам.

- Откуда берутся снег и лёд? Поработайте в группах и дайте ответ (Если дети не пришли к ответу подвести их к нему).

Продолжите фразу:

-Снег и лёд при таянии превращаются в ….(ВОДУ)

Вода замерзает, образует…(ЛЁД)

Где вы видели лёд? (на реке, луже?)

Как в домашних условиях приготовить лёд? (в холодильной камере)

Совместный вывод: снег и лёд образуется из воды, снег и лёд это замёрзшая вода.

Когда из воды образуется снег? (зимой)

- Где образуется снег? (в небе, облаках)

Вот как ответил на этот вопрос поэт:

Туча по небу гуляла

И случайно задремала.

Ветры буйные на воле

Увидали:

туча спит,

Как перину,

Распороли –

И оттуда пух летит …

Пух летит –

В глазах рябит,

А поймаешь –

Холодит.

(В.Мусатов).

Что это за пух?

Вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. Какие они?

Дети высказываются.

Договаривают фразу

Ответы детей

Ответы детей

Слушание


Снежинки

Они красивые, всегда 6 лучиков. Нет ни одной похожей.

5.

Закрепление новых знаний и способов действий

(3 мин)

Практическая работа. Изготовление снежинки в технике чеканки

(5 мин)


Физкультминутка для глаз.

(1 мин)

Знакомство с художественным произведением

(5 мин)

Повышение уровня информационной насыщенности.

Способствовать закреплению новых знаний об образовании снежинок и их форме с помощью качественной наглядности (фото) и художественного текста и практического моделирования

В ходе практических действий

научить моделировать несложные изделия в технике чеканки, способствовать развитию творческих способностей.


Снятие напряжения после изготовления снежинки.

Воспитание любви к окружающей природе; развитие эмоционального отзыва на художественное описание на явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;


7. Чтение отрывков из произведения

В. Архангельского « Летят снежные пушинки». Показ слайдов № 2-4

Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями (ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СНЕЖИНОК)

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

…высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились, лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя. А зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.

(слайд №4)
Почему хрустит снег под ногами?

8. Чеканка.

- Кто знает, что такое чеканка?

(если дети не отвечают, говорит учитель)

Получение рельефных изображений на тонких металлических листах (главным образом медных) путем ручной выколотки.

Итак, мы уже знаем, что у снежинки шесть лучиков? Посмотрите ещё раз на снежинки (слайд №2-3)

-Давайте при помощи пустого стержня, изобразим снежинку.

  1. Надавливаем стержнем на металл (метод теснения). Рисунок у каждого получится свой. Проявите фантазию и творчество. Снежинка приобретёт объём.

  2. Пространство между лучиками мы заполним точками.

- Повторите ход работы.

-Приступаем к работе.

Выставка изделий.

Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас получилось.

Спирали, фигуры.

(приложение к уроку)

9. Просмотр слайдов. Знакомство с художественным произведением.
Понравилась вам работа.

А теперь послушайте рассказ И.Полуянова « Шёпот снегов», и ответьте на вопрос:

–Как встречают деревья снегопад?

Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. Шорохи в лесу, шорохи.

Запахнувшись плотно, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап.

(слайд№5)

В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл (слайд№6).

Рябина, с которой дрозды не оклевали ягод, подставляет багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, сыпни…(слайд№7)

У берёз опущены гибкие плакучие ветви. Летит снег - белый мимо белых стволов. Не шелохнутся берёзы. Опустив ветви, подсказывают: сюда…сюда. Не скупись, ножки укрой, босым нам зябнется (слайд №8)

Молодая ёлочка растопырила лапки, будто зелёные ладони. Внове её снег. Снег шепчет, и ёлочка похоже шепчет: хорош – ш шо –ш шо. ( слайд№9)

Бережно нежно опускаются снежинки. И если касаться трав и белых крыш, то надо бережно, как снежинки их касаются в мягкий зимний снегопад.

-Как встречают деревья снегопад?

Посмотрите, как удивительна вокруг природа. Как прекрасен снег. Сколько тайны загадки, чудес в простых на наш взгляд вещах.

- Какие эмоции вызывают у вас зимние картины?

Давайте бережно относится ко всему окружающему нас.

Слушание. Просмотр слайдов № 2-4

Ломаются лучики у снежинок.
Ответы детей


Слушание инструкции.


Повторение инструкции.

Выполнение работы.
Двигают глазами по направлению спиралей.
Слушание и просмотр слайдов

С радостью, нетерпением

Радости, счастья, спокойствия, чистоты и доброты.



6.Контроль и самоконтроль, коррекция.

(2мин)

Проверить усвоение материала с помощью контрольного теста, скорректировать знания учащихся.

10 Работа с тестом.

Работа в «Мастерской Деда Мороза» подходит к концу, проверим, как вы усвоили материал.

Учитель раздаёт контрольные листы.

( помощь и коррекция знаний)


Заполнение контрольного теста.

( проверка и исправлений ошибок)


7.Итог урока. Рефлексия

(1 мин)

Оценить своё эмоциональное состояние и деятельность на уроке.

11. Оценка своей работы.

Оцените свою работу и настроение за урок. Если вы довольны своей работой и у вас всё получилось, поставьте свой магнитик к весёлому человечку. Если что – то непонятно и остались вопросы, к серьёзному человечку. Грустное настроение, материал не понят - к грустному.

( Дополнительное задание. Резерв.)

И напоследок от Деда Мороза есть ещё загадки. Давайте попробуем их отгадать (за каждую отгадку снежинка).

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы. (Санки)

Г. Аванесова

Нелегко иногда

Забираться туда, но легко и приятно

Прокатиться обратно (Снежная горка)

А.Шибаев

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Е.Благинина.

Я от солнца плачу - не могу иначе (Сосулька)

М.Дружинина.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Г.Абрамов
Ребята спасибо за урок.


Оценивание своей работы.

Отгадывание загадок


Пояснительная записка к мультимедийному продукту «Мастерская Деда Мороза»
Предмет: окружающий мир

Тема: « Откуда берутся снег и лёд »

Цели:

Образовательная: обеспечить условия знакомства детей со снежинками на максимальном визуальном и информационном уровне.

Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;

Воспитательные: способствовать усвоению способов включения в совместную деятельность и информационного взаимодействия учитель – мультимедийная продукт – ученик.
Продолжительность: 10 минут

Класс: 1 класс

Авторский медиапродукт: презентация

Тип урока: урок - практикум (комбинированный)

Средства обучения: мультимедийная презентация, экран, компьютер, проектор.

Форма использования: проецирования на экран, фронтальная работа учащихся
Комментарии:

Мультимедийная презентация подготовлена для визуального ознакомления с различными формами снежинок, во время практической работы по изготовлению снежинки в технике чеканки (слайд №2- 3). Во время презентации учитель читает текст В. Архангельского « Летят снежные пушинки». Далее идёт работа с чеканкой. В конце дети знакомятся произведением И.Полуянова « Шёпот снегов». Слайды № 5-9 предназначены для визуализации читаемого текста, для более полного осмысления и ясного представления.



Гуцал Людмила Леонидовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок по теме: «Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Задачи: образовательные: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок представлен по ходу изучения раздела Как? Откуда? Куда?
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок окружающего мира с элементами интеграции (технология) «Аквариум-маленькая искусственная экосистема»
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Родная страна»
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок математики с элементами окружающего мира. 4 класс
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные листы с заданием, карточки с ответами, геометрические фигуры, лист...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconКонспект урока по предмету «Профильный труд» (картонажное дело с...
Оборудование и материалы: раскраска детская обитателей подводного мира (рыбки, краб, морская звезда), салфетки бумажные цветные,...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» icon«Экономика и экология»
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок по окружающему миру в 1 классе по умк «Школа России» Тема: «Куда...
Автор: Меньшикова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 города Мытищи Московской области
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?» iconУрок окружающего мира в 3-а классе Тема: Разнообразие животных
Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск