Урок окружающего мира с элементами художественного труда Раздел: «Как, откуда и куда?»
Мастерская Деда Мороза
по теме: « Откуда берутся снег и лёд?»
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного получения знаний учащимися о свойствах снега и льда, максимальная визуализация урока при помощи презентации.
Задачи:
Образовательные: создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений; обеспечить условия для усвоения моделирования несложных изделий в технике чеканки, такие как «снежинки»;
Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;
Воспитательные: способствовать усвоению способов включения в совместную деятельность и информационного взаимодействия учитель – мультимедийная продукт – ученик.
Оборудование:
- конверт с загадками;
- бумажные снежинки;
- карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода;
- форма для льда, стаканы со снегом и льдом;
- лист цветной бумаги,
- молоток,
- мультимедийный продукт;
- заготовки для чеканки.
Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.
Литература:
1. А.А.Плешакова. Мир вокруг нас. Учебник для 1-го класса. Москва: Просвещение, 2008г.
А.А.Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Мир вокруг нас. Методическое пособие. Москва: Просвещение, 2006г., 156с.
Н.В.Ёлкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль:
Академия развития, 1996г.
4. Начальная школа .№12 2007г. Т.П. Богданец. Экологический подход при обучении начальному естествознанию.
№ урока
| Тип урока
| Тема урока
| Элементы содержания
| Планируемые достижения учащихся
| Вид контроля
| Дата
| 31
| Урок – практикум (комбинированный)
| Откуда берутся снег и лёд?
| Обеспечения условия исследования свойства снега и льда, осмысления, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Создание снежинки в технике чеканки.
| Знать основные свойства снега и льда, форму снежинок, количество лучиков; усвоить, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
| Практическая работа.
Контрольный лист.
|
| Ход урока.
Этапы урока
| Цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Орг. момент
(1 мин)
| Эмоциональный настрой
| Сегодня мы вами оказались в
« Мастерской Деда Мороза» (слайд №1)
Здесь нас ждёт много удивительного и интересное, а главное мы с вами сможем сами поработать своими руками.
| Настраиваются на работу
| 2.Актуализация знаний учащихся (5 мин)
| а) Подведение к теме урока.
| 1 Работа над словами: мастерская, мороз, Дед Мороз.
- Кто знает, что такое мастерская?
(Помещение, в котором работали ремесленники. РЕМЕСЛО - мелкое ручное производство промышленных изделий).
- Что такое мороз? ( явление природы)
- Кто такой Дед Мороз?
2. Отгадывание загадок.
У меня конверт с загадками от Деда Мороза. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Стр. учебника 48.
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит (снег).
Не драгоценный камень, а светится (лёд).
| Ответы детей Сказочный персонаж, живущий в г. Великий Устюг. Седой дед с бородой. Дарит детям подарки на Новый год и т.д.
Снег, лёд
| б) Определение темы и цели урока.
| На доске карточки: снег лёд
3. Работа по учебнику стр. 48.
-Кто назовёт тему урока?
-Давайте, вместе определим цели урока.
| Стр. учебника 48.
Откуда берутся снег и лёд?
Совместно с учителем формулируют цели.
| в) Предварительная подготовка к исследованию.
Обеспечить включение школьников в совместную деятельность. Актуализировать имеющиеся знания учащихся по изучаемому материалу.
| 4. Характеристика слов: снег и лёд, в творческих группах.
- Ребята у нас с вами 2 творческие группы. Одна будет исследовать свойства льда, вторая – снега.
1 группа – Как вы думаете, лёд какой?
2 группа – снег какой? (учитель записывает на доске)
В ходе исследования мы с вами узнаем, были ли вы правы или нет в определении этих слов.
| Подбор прилагательных
сравнений к слову лёд и снег в группах
Снег белый, холодный, пушистый, и т.д.
Лёд – прозрачный, твёрдый, как стекло и т.д.
| 3. Усвоение новых знаний и способов действий Практическая работа. (10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
| Обеспечить усвоение знаний учащимися через практическое исследование свойств снега и льда в творческих группах.
Снять напряжение с мышц.
| 5. Исследование снега и льда с помощью опытов.
Итак, с помощью опытов мы узнаем о свойствах снега и льда.
По заданиям учебника на стр. 48 формулируются выводы. Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.
Вывод: (формулируют дети при помощи учителя). Положите снег и лёд на цветную бумагу. Расскажите о цвете снега и льда. а) Побуждение учащихся сформулировать предположение об образе жизни животных зимой.
- Какое влияние свойства снега (цвет) оказывают на жизнь животных? б) Приведите примеры этих животных? Расскажите о прозрачности снега и льда. Подуем через соломинку на снег.
При помощи молотка попробуем разбить лёд (на доске во время опытов появляется таблица – схема, слова – помощники уже имеются на доске.)
Снег тает Лёд
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Рыхлый Хрупкий
( приложение к уроку)
а) Опасность льда. Меры предосторожности
Попробуйте доказать, что лёд может быть опасен, если выйти на речку.
Какие меры осторожности мы должны соблюдать?
Общий вывод при помощи схемы о свойствах снега и льда.
Использование стихотворения
Слова проговаривает учитель
Как пушинки, мы летим,
Нас колышут ветерки,
Белой стайкой мы летим
Лечь на землю мы хотим.
| Проводят опыты под руководством учителя. Выводы в результате опытов.
1. В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
2.Снег белый. Лёд бесцветный.
Менять шубку или прятаться.
Заяц – беляк меняет свою шубку.
Полёвка: живёт под снегом, прячется от хищников.
Медведь: окраску не меняет, как и полёвка, но тогда его было бы видно на снегу, он не смог охотится, поэтому он всю зиму спит в берлоге.
3 Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.
4 Снег рыхлый. Лёд хрупкий.
Так как лёд хрупкий, значит, он может расколоться.
Не играть на речках.
Дети выполняют упражнение
Кружатся, приседают.
| 4. Первичная проверка понимания изученного
Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
(5 мин)
| В ходе беседы дать ответ на основной вопрос - тему урока. Продолжить обучению исследованию природных объектов и явлений.
| 6.Беседа по вопросам.
- Откуда берутся снег и лёд? Поработайте в группах и дайте ответ (Если дети не пришли к ответу подвести их к нему).
Продолжите фразу:
-Снег и лёд при таянии превращаются в ….(ВОДУ)
Вода замерзает, образует…(ЛЁД)
Где вы видели лёд? (на реке, луже?)
Как в домашних условиях приготовить лёд? (в холодильной камере)
Совместный вывод: снег и лёд образуется из воды, снег и лёд это замёрзшая вода.
Когда из воды образуется снег? (зимой)
- Где образуется снег? (в небе, облаках)
Вот как ответил на этот вопрос поэт:
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
туча спит,
Как перину,
Распороли –
И оттуда пух летит …
Пух летит –
В глазах рябит,
А поймаешь –
Холодит.
(В.Мусатов).
Что это за пух?
Вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. Какие они?
| Дети высказываются.
Договаривают фразу
Ответы детей
Ответы детей
Слушание
Снежинки
Они красивые, всегда 6 лучиков. Нет ни одной похожей.
| 5.
Закрепление новых знаний и способов действий
(3 мин)
Практическая работа. Изготовление снежинки в технике чеканки
(5 мин)
Физкультминутка для глаз.
(1 мин)
Знакомство с художественным произведением
(5 мин)
| Повышение уровня информационной насыщенности.
Способствовать закреплению новых знаний об образовании снежинок и их форме с помощью качественной наглядности (фото) и художественного текста и практического моделирования
В ходе практических действий
научить моделировать несложные изделия в технике чеканки, способствовать развитию творческих способностей.
Снятие напряжения после изготовления снежинки.
Воспитание любви к окружающей природе; развитие эмоционального отзыва на художественное описание на явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;
| 7. Чтение отрывков из произведения
В. Архангельского « Летят снежные пушинки». Показ слайдов № 2-4
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями (ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СНЕЖИНОК)
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
…высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились, лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя. А зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
(слайд №4) Почему хрустит снег под ногами?
8. Чеканка.
- Кто знает, что такое чеканка?
(если дети не отвечают, говорит учитель)
Получение рельефных изображений на тонких металлических листах (главным образом медных) путем ручной выколотки.
Итак, мы уже знаем, что у снежинки шесть лучиков? Посмотрите ещё раз на снежинки (слайд №2-3)
-Давайте при помощи пустого стержня, изобразим снежинку.
Надавливаем стержнем на металл (метод теснения). Рисунок у каждого получится свой. Проявите фантазию и творчество. Снежинка приобретёт объём.
Пространство между лучиками мы заполним точками.
- Повторите ход работы.
-Приступаем к работе.
Выставка изделий.
Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас получилось.
Спирали, фигуры.
(приложение к уроку)
9. Просмотр слайдов. Знакомство с художественным произведением. Понравилась вам работа.
А теперь послушайте рассказ И.Полуянова « Шёпот снегов», и ответьте на вопрос:
–Как встречают деревья снегопад?
Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. Шорохи в лесу, шорохи.
Запахнувшись плотно, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап.
(слайд№5)
В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл (слайд№6).
Рябина, с которой дрозды не оклевали ягод, подставляет багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, сыпни…(слайд№7)
У берёз опущены гибкие плакучие ветви. Летит снег - белый мимо белых стволов. Не шелохнутся берёзы. Опустив ветви, подсказывают: сюда…сюда. Не скупись, ножки укрой, босым нам зябнется (слайд №8)
Молодая ёлочка растопырила лапки, будто зелёные ладони. Внове её снег. Снег шепчет, и ёлочка похоже шепчет: хорош – ш шо –ш шо. ( слайд№9)
Бережно нежно опускаются снежинки. И если касаться трав и белых крыш, то надо бережно, как снежинки их касаются в мягкий зимний снегопад.
-Как встречают деревья снегопад?
Посмотрите, как удивительна вокруг природа. Как прекрасен снег. Сколько тайны загадки, чудес в простых на наш взгляд вещах.
- Какие эмоции вызывают у вас зимние картины?
Давайте бережно относится ко всему окружающему нас.
| Слушание. Просмотр слайдов № 2-4
Ломаются лучики у снежинок. Ответы детей
Слушание инструкции.
Повторение инструкции.
Выполнение работы. Двигают глазами по направлению спиралей. Слушание и просмотр слайдов
С радостью, нетерпением
Радости, счастья, спокойствия, чистоты и доброты.
| 6.Контроль и самоконтроль, коррекция.
(2мин)
| Проверить усвоение материала с помощью контрольного теста, скорректировать знания учащихся.
| 10 Работа с тестом.
Работа в «Мастерской Деда Мороза» подходит к концу, проверим, как вы усвоили материал.
Учитель раздаёт контрольные листы.
( помощь и коррекция знаний)
| Заполнение контрольного теста.
( проверка и исправлений ошибок)
| 7.Итог урока. Рефлексия
(1 мин)
| Оценить своё эмоциональное состояние и деятельность на уроке.
| 11. Оценка своей работы.
Оцените свою работу и настроение за урок. Если вы довольны своей работой и у вас всё получилось, поставьте свой магнитик к весёлому человечку. Если что – то непонятно и остались вопросы, к серьёзному человечку. Грустное настроение, материал не понят - к грустному.
( Дополнительное задание. Резерв.)
И напоследок от Деда Мороза есть ещё загадки. Давайте попробуем их отгадать (за каждую отгадку снежинка).
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры, помчались с горы. (Санки)
Г. Аванесова
Нелегко иногда
Забираться туда, но легко и приятно
Прокатиться обратно (Снежная горка)
А.Шибаев
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Е.Благинина.
Я от солнца плачу - не могу иначе (Сосулька)
М.Дружинина.
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Г.Абрамов Ребята спасибо за урок.
| Оценивание своей работы.
Отгадывание загадок
|
Пояснительная записка к мультимедийному продукту «Мастерская Деда Мороза» Предмет: окружающий мир
Тема: « Откуда берутся снег и лёд »
Цели:
Образовательная: обеспечить условия знакомства детей со снежинками на максимальном визуальном и информационном уровне.
Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы « восхититься», «удивиться», «порадоваться»;
Воспитательные: способствовать усвоению способов включения в совместную деятельность и информационного взаимодействия учитель – мультимедийная продукт – ученик. Продолжительность: 10 минут
Класс: 1 класс
Авторский медиапродукт: презентация
Тип урока: урок - практикум (комбинированный)
Средства обучения: мультимедийная презентация, экран, компьютер, проектор.
Форма использования: проецирования на экран, фронтальная работа учащихся Комментарии:
Мультимедийная презентация подготовлена для визуального ознакомления с различными формами снежинок, во время практической работы по изготовлению снежинки в технике чеканки (слайд №2- 3). Во время презентации учитель читает текст В. Архангельского « Летят снежные пушинки». Далее идёт работа с чеканкой. В конце дети знакомятся произведением И.Полуянова « Шёпот снегов». Слайды № 5-9 предназначены для визуализации читаемого текста, для более полного осмысления и ясного представления.
Гуцал Людмила Леонидовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
|