Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота»





Скачать 71.48 Kb.
НазваниеТема урока : «Географические координаты. Географическая долгота»
Дата публикации30.09.2014
Размер71.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: «Географические координаты. Географическая долгота».

Тип урока: ОНЗ

Учебник: География. Землеведение, под редакцией О.А. Климановой, М., Дрофа, 2004.

Автор: учителя географии МБОУ гимназии № 2, г. Южно-Сахалинск, Г.Н. Фесенко,

Т.Ю. Фесенко.

Основные цели урока:

  1. Расширить понятийную базу учащихся за счет включения понятия географическая долгота объекта.

  2. Сформировать умение определять географическую долготу объектов на глобусе и карте.

  3. Сформировать умение самостоятельно строить и применять новое знание на основе метода рефлексивной самоорганизации (регулятивные УУД и умение учиться).

Демонстрационные материалы: глобус, физическая карта полушарий, проекция на экране эталона определения географической долготы.

Раздаточные материалы: глобусы, атласы, карточки с заданиями.

  • Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок.

«…7 июня 1862г. трехмачтовое судно «Британия» … Глазго потерпело крушение… гони…южн…берег…два матроса Капитан Гр… дости.. контин…пл…жесток…инд…брошен этот документ…долготы и 37°южной широты. Окажите им помощь…погибнут…»

− Это все, что было известно о гибели судна капитана Гранта из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

− Как вы думаете, ребята можно ли было найти место крушения и оказать помощь? (Нет, так как 37 параллель проходит через весь земной шар, и мы не можем найти конкретную точку крушения судна.)

− Молодцы! Действительно, зная только географическую широту нельзя определить точное местонахождение объекта, нужно знать географическую долготу. Значит, как можно сформулировать тему урока? (Географическая долгота.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

− Чтобы узнать новое, давайте повторим знания, открытые вами на прошлом уроке.

− Что называется географической широтой?

− Какой бывает географическая широта (от 0° до 90°, северной или южной широты.)

− Какой способ определения географической широты вы открыли и научились использоваться? (Ответы детей).

  • Эталон вывешивается на доску.

− Что вы повторили?

− А теперь я вам предлагаю определить долготу г. Москвы. Каким является это задание? (Задание пробное, т.к. оно новое.)

− У кого нет результата?

− Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить долготу г. Москвы.)

− Кто указал долготу? Каким эталоном вы воспользовались?

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем предъявить эталон, по которому мы действовали.)

3. Выявления места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить долготу г. Москвы.)

− Как вы думаете, почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, как правильно определить географическую долготу объекта на карте.)

− Что еще не хватило вам для того, чтобы справиться с заданием? (Знания, что такое географическая долгота.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Построить эталон нахождения долготы и научиться определять географическую долготу объектов на карте.)

- Как вы будете достигать, поставленной цели? (Надо дать определение понятию «географическая долгота» и составить алгоритм нахождения географической долготы, научиться применять, построенный алгоритм для нахождения долготы объектов на карте.)

  • План вывешивается на доску:



5. Реализация построенного проекта.

− Какой меридиан люди договорились называть нулевым или начальным меридианом? (Меридиан, который проходит через пригород Лондона Гринвич.)

− Попробуйте каждый, используя знания о географической широте, сформулировать определение географической долготы. (Расстояние в градусах к западу или востоку от нулевого меридиана до заданной точки.)

− Исходя из определения, скажите, какой может быть долгота? (Восточной или западной.)

− А в градусах? (от 0° до 180°.)

− Молодцы. Перед вами алгоритм определения географической широты, который вы сформулировали на прошлом уроке. Используя этот алгоритм, вам необходимо обсудить в парах и составить алгоритм определения географической долготы.

  • Учащиеся в парах строят алгоритм определения долготы. Одна из пар предлагает свой вариант, остальные дополняют и уточняют его. Согласованный алгоритм фиксируется на доске:





  • Далее осуществляется проверка и уточнение эталона, уточнение границ возможных значений географической долготы (от 0 до 180), создается образец правильной фиксации значения географической долготы (пример 20 в.д.).

− А где на карте подписываются значения долготы? (Вдоль линии нулевого меридиана.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Молодцы! Вы смогли сами создать алгоритм определения географической долготы. Что дальше поп плану вы должны сделать? (Научиться применять, построенный алгоритм.)

  • На доске предлагается список географических объектов, для которых надо найти долготу. Учащиеся цепочкой выполняют задание, проговаривая шаги алгоритма.

  • Для каких-то двух объектов долготу предлагается найти в парах. По окончании работы на доску вывешивается образец выполнения задания, и учащиеся проводят самопроверку.

− У каких пар задание вызвало затруднение?

− На каком шаге алгоритма?

− В чем у вас были затруднения?

− У кого задание не вызвало затруднения?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

− Вы работали вместе, в парах, а теперь вы готовы теперь самостоятельно поработать?

С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Чтобы понять, правильно ли применяем, построенный алгоритм.)

− Вам надо определить и записать значения географической долготы некоторых точек.

  • Работа с заданием в контурной карте на стр. 2-3 и с картой атласа.

  • Учащиеся выполняют задание самостоятельно и осуществляют самопроверку по образцу:

    Географический объект

    Географическая долгота

    А

    156 з.д.

    Б

    98 з.д.

    В

    178 в.д.

    Г

    8 з.д.

    Д

    15 з.д.

    Каир

    32 в.д.

    Пекин

    116 в.д.

    Сидней

    151 в.д.

  • После выполнения задания и самопроверки по образцу, учитель выясняет возникшие затруднения учащихся, если необходимо организует взаимопомощь, корректирует деятельность учащихся.

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Попробуйте выполнить обратное действие и определить объекты по их координатам:

33 ю.ш. и 71 в.д. (Сантьяго), 62 с.ш. и 152 з.д. (г. Мак Кинли).

− Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет умение определять географические координаты? (Ответы детей.)

− А теперь я предлагаю решить практические задачи:

Задача 1.

«Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».

Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17 ю.ш. 25 в.д.

Задача 2.

В феврале 1937 г. льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71 с.ш. и 20 з.д.

Укажите место, где была снята экспедиция.

  • Выполнение задания можно организовать по-разному: у доски, в парах, группах. Если задание выполняется в парах (группах) необходимо организовать самопроверку выполнения задания по образцу.

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке? (Узнать, что такое географическая долгота, построить алгоритм определения долготы и научиться ее определять.)

− Добились ли вы поставленной цели?

− Что вам помогло в достижении цели?

− Какое очень важное умение вы сегодня приобрели? (Мы научились определять географическую долготу.)

− Чтобы закрепить ваши умения я предлагаю следующее д/з:

1) Определить географическую долготу тех объектов, широту которых вы определяли к сегодняшнему уроку.

2) Решите задачу:

«Корабль, находящийся в точке с координатами 30 ю.ш. 70 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д.) и «Вера» (20 ю.ш. 50 в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? Нанесите маршрут каждого корабля на контурную карту».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconУрок изучения нового материала по теме "Географические координаты"
«географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconКонкурс мультимедийных уроков номинация «география» тема: «Градусная...
Тема: «Градусная сетка. Географические координаты. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconУрока: Географические координаты. Тип урока
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др ученики в ходе урока
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconУрока: Организация учащихся на урок
Цель: Закрепление умения определять географические координаты точек земной поверхности
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать умения определять географические координаты на глобусе, и карте
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconТема урока: Официальные (географические) и поэтические названия нашего края
Мурманской области (явления природы, погода и её составляющие, основные географические и климатические особенности)
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconКакие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте мира буквой А?

Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconУрок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconТема урока «Координатная плоскость. Координаты»
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе”
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconЗадания по географии (учитель- ризабекова Г. Р.)
...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconКалендарно тематическое планирование № п/п Раздел, тема Количество часов Дата
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ввести понятия прямоугольной системы координат на плоскости, координаты точки; научить строить точку по её координатам...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconПримерная программа основного общего образования по географии «География Земли»
Понимать главные особенности географической информации: глобус –модель Земли, понятия «план местности», «карта», абсолютные и относительные...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слайд-альбом из серии «Географическая картина мира» «Население мира. Географическая
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconКонтрольная работа по теме «географическая карта»
Географическая широта заданной точки определяется величиной (в градусах): а) дуги параллели от экватора до параллели, проходящей...
Тема урока : «Географические координаты. Географическая долгота» iconКонтрольные вопросы По рисунку найдите координаты точек А, В, С,...
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск