Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: «Географические координаты. Географическая долгота».
Тип урока: ОНЗ
Учебник: География. Землеведение, под редакцией О.А. Климановой, М., Дрофа, 2004.
Автор: учителя географии МБОУ гимназии № 2, г. Южно-Сахалинск, Г.Н. Фесенко,
Т.Ю. Фесенко.
Основные цели урока:
Расширить понятийную базу учащихся за счет включения понятия географическая долгота объекта.
Сформировать умение определять географическую долготу объектов на глобусе и карте.
Сформировать умение самостоятельно строить и применять новое знание на основе метода рефлексивной самоорганизации (регулятивные УУД и умение учиться).
Демонстрационные материалы: глобус, физическая карта полушарий, проекция на экране эталона определения географической долготы.
Раздаточные материалы: глобусы, атласы, карточки с заданиями. 1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок.
«…7 июня 1862г. трехмачтовое судно «Британия» … Глазго потерпело крушение… гони…южн…берег…два матроса Капитан Гр… дости.. контин…пл…жесток…инд…брошен этот документ…долготы и 37°южной широты. Окажите им помощь…погибнут…»
− Это все, что было известно о гибели судна капитана Гранта из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
− Как вы думаете, ребята можно ли было найти место крушения и оказать помощь? (Нет, так как 37 параллель проходит через весь земной шар, и мы не можем найти конкретную точку крушения судна.)
− Молодцы! Действительно, зная только географическую широту нельзя определить точное местонахождение объекта, нужно знать географическую долготу. Значит, как можно сформулировать тему урока? (Географическая долгота.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− Чтобы узнать новое, давайте повторим знания, открытые вами на прошлом уроке.
− Что называется географической широтой?
− Какой бывает географическая широта (от 0° до 90°, северной или южной широты.)
− Какой способ определения географической широты вы открыли и научились использоваться? (Ответы детей).
Эталон вывешивается на доску.
− Что вы повторили?
− А теперь я вам предлагаю определить долготу г. Москвы. Каким является это задание? (Задание пробное, т.к. оно новое.)
− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить долготу г. Москвы.)
− Кто указал долготу? Каким эталоном вы воспользовались?
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем предъявить эталон, по которому мы действовали.)
3. Выявления места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить долготу г. Москвы.)
− Как вы думаете, почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, как правильно определить географическую долготу объекта на карте.)
− Что еще не хватило вам для того, чтобы справиться с заданием? (Знания, что такое географическая долгота.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Построить эталон нахождения долготы и научиться определять географическую долготу объектов на карте.)
- Как вы будете достигать, поставленной цели? (Надо дать определение понятию «географическая долгота» и составить алгоритм нахождения географической долготы, научиться применять, построенный алгоритм для нахождения долготы объектов на карте.)
План вывешивается на доску:
5. Реализация построенного проекта.
− Какой меридиан люди договорились называть нулевым или начальным меридианом? (Меридиан, который проходит через пригород Лондона Гринвич.)
− Попробуйте каждый, используя знания о географической широте, сформулировать определение географической долготы. (Расстояние в градусах к западу или востоку от нулевого меридиана до заданной точки.)
− Исходя из определения, скажите, какой может быть долгота? (Восточной или западной.)
− А в градусах? (от 0° до 180°.)
− Молодцы. Перед вами алгоритм определения географической широты, который вы сформулировали на прошлом уроке. Используя этот алгоритм, вам необходимо обсудить в парах и составить алгоритм определения географической долготы.
Учащиеся в парах строят алгоритм определения долготы. Одна из пар предлагает свой вариант, остальные дополняют и уточняют его. Согласованный алгоритм фиксируется на доске:
Далее осуществляется проверка и уточнение эталона, уточнение границ возможных значений географической долготы (от 0 до 180), создается образец правильной фиксации значения географической долготы (пример 20 в.д.).
− А где на карте подписываются значения долготы? (Вдоль линии нулевого меридиана.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Молодцы! Вы смогли сами создать алгоритм определения географической долготы. Что дальше поп плану вы должны сделать? (Научиться применять, построенный алгоритм.)
На доске предлагается список географических объектов, для которых надо найти долготу. Учащиеся цепочкой выполняют задание, проговаривая шаги алгоритма.
Для каких-то двух объектов долготу предлагается найти в парах. По окончании работы на доску вывешивается образец выполнения задания, и учащиеся проводят самопроверку.
− У каких пар задание вызвало затруднение?
− На каком шаге алгоритма?
− В чем у вас были затруднения?
− У кого задание не вызвало затруднения?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
− Вы работали вместе, в парах, а теперь вы готовы теперь самостоятельно поработать?
С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Чтобы понять, правильно ли применяем, построенный алгоритм.)
− Вам надо определить и записать значения географической долготы некоторых точек.
Работа с заданием в контурной карте на стр. 2-3 и с картой атласа.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно и осуществляют самопроверку по образцу:
Географический объект
| Географическая долгота
| А
| 156 з.д.
| Б
| 98 з.д.
| В
| 178 в.д.
| Г
| 8 з.д.
| Д
| 15 з.д.
| Каир
| 32 в.д.
| Пекин
| 116 в.д.
| Сидней
| 151 в.д.
| После выполнения задания и самопроверки по образцу, учитель выясняет возникшие затруднения учащихся, если необходимо организует взаимопомощь, корректирует деятельность учащихся.
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Попробуйте выполнить обратное действие и определить объекты по их координатам:
33 ю.ш. и 71 в.д. (Сантьяго), 62 с.ш. и 152 з.д. (г. Мак Кинли).
− Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет умение определять географические координаты? (Ответы детей.)
− А теперь я предлагаю решить практические задачи:
Задача 1.
«Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».
Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17 ю.ш. 25 в.д.
Задача 2.
В феврале 1937 г. льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71 с.ш. и 20 з.д.
Укажите место, где была снята экспедиция.
Выполнение задания можно организовать по-разному: у доски, в парах, группах. Если задание выполняется в парах (группах) необходимо организовать самопроверку выполнения задания по образцу.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке? (Узнать, что такое географическая долгота, построить алгоритм определения долготы и научиться ее определять.)
− Добились ли вы поставленной цели?
− Что вам помогло в достижении цели?
− Какое очень важное умение вы сегодня приобрели? (Мы научились определять географическую долготу.)
− Чтобы закрепить ваши умения я предлагаю следующее д/з:
1) Определить географическую долготу тех объектов, широту которых вы определяли к сегодняшнему уроку.
2) Решите задачу:
«Корабль, находящийся в точке с координатами 30 ю.ш. 70 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д.) и «Вера» (20 ю.ш. 50 в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? Нанесите маршрут каждого корабля на контурную карту».
|