Программа утверждена «Утверждаю»





Скачать 411.38 Kb.
НазваниеПрограмма утверждена «Утверждаю»
страница1/4
Дата публикации19.12.2014
Размер411.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4
МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

Программа утверждена «Утверждаю»

на методическом совете И.о.директора МОУ «ЯСОШ»

классных руководителей /С.В.Николаева/

протокол №1

«…...» сентября 2010 г. «…..» сентября 2010 г.
Согласовано

Зам директора по УВР

/Михайлова Н.В./

«….» сентября 2010 г.

Авторская образовательная программа

дополнительного образования

«Юный геолог»

(для учащихся 5-8 классов)

Составитель программы:

учитель географии

МОУ «Янтиковская СОШ»

Янтиковского района ЧР

Павлова Елена Германовна,

возраст обучающихся 11-14 лет,

срок реализации программы 2 года

с.Янтиково, 2010

Пояснительная записка

Курс образовательной программы «Юный геолог», предназначенный для учеников 5-8 классов, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете, показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.

Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то для себя новое, неизведанное. Почему бы не использовать это естественное стремление ребенка, подростка для формирования у него цельного мировоззрения на окружающий мир?

Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми.

Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот волей или неволей становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у большинства детей возникает желание иметь более глубокие знания о происходящих на Земле геологических процессах, минералогии, петрографии, палеонтологии.

Ранняя ориентация на определение профессии должна происхо­дить в детстве. Программа кружка не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геоло­ги. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представле­ния о минералогии, петрографии, полезных ископаемых. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле может способствовать программа кружковой работы «Юный геолог». Первичные геологические знания учащиеся получают в курсах природоведения и физической географии. После изучения этих курсов учащиеся могут закрепить и расширить свои знания по геологии с учетом новейших достижений этой науки, изучить основные проблемы геологии.

Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность. Исходя из цели, определены следующие задачи:

Обучающие:

  • обучение основам геологических знаний;

  • развитие умения работать с разными источниками информации;

  • интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, краеведения и др.);

  • формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;

  • обучение приемам мониторинга окружающей среды:

  • формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.

Развивающие:

  • создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;

  • создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;

  • развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.

Воспитывающие:

  • воспитание патриотизма через изучение природы родного края;

  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;

  • воспитание личности способной думать, творить, действовать;

  • формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;

  • формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;

  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего не возможно добиваться во время учебных процессов.

Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.

Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.

В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.

В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-8 классов. Программа рассчитана на 2 года ( на 2008-2010 годы)

Формы организации обучения данному курсу самые разнообразные: лекции, беседы, викторины, лабораторные работы и полевая практика. Программа предусматривает регулярное проведение занятий кружка, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы. Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся.

Тематика и содержание работы кружка в целом ориентируется на школьную программу по географии, но не ограничиваются ее рамками, не повторяют ее.

 Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки.

Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

     Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.

         Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и отчет с сообщениями о результатах своей работы во время полевой практики. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных и республиканских мероприятиях по геологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы). 

Учебно-тематический план программы первого года обучения

«Волшебный мир камня», 11-12 лет (5-6 классы)
Цель программы первого года: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействие; знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических процессов происходящих на Земле; усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, слеты, конкурсы); приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований.
Прогнозируемые результаты работы первого года обучения учащиеся должны знать:

  • правила поведения участников геологических мероприятий;

  • имена отечественных и зарубежных исследователей в области геологии;

  • историю развития геологии в России;

  • происхождение Земли как планеты;

  • геологическую таблицу;

  • что такое минералы, их разновидность;

  • горные породы, их разновидность.


Должны уметь и приобрести навыки:

  • в определение физических свойств минералов;

  • определение основных горных пород;

  • в составлении и описании личных коллекций;

  • создание моделей геологических процессов;

  • проведение геологических походов;

  • в выступлениях с сообщениями по заданным темам.



Учебно - тематический план

на 2010-2011учебный год

( 1 час в неделю – всего 34 часа)



занят.

Раздел

Тема

Кол-во часов

Теоретич.

Практ.

1

Введение

Предмет изучения геологии

1

1




2



Правила поведения юных геологов.

Азбука туристко-бытовых навыков

2




2

3

Минералогия

Внутренне строение Земли и её химический состав

1

1




4




Понятие о минерале и минералообразовании

1

1




5




Принципы классификации минералов

1




1

6




Ювелирные и драгоценные камни

1




1

7




Элементарные исследовательские приемы

1




1

8




Викторина «В мире удивительных камней»

1

1




9

Общая геология

Внешние геологические процессы. Выветривание

1

1




10




Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород

1

1




11




Образование горных пород

1

1




12




Окаменелые леса Северной Америки

1

1




13




Внутренние геологические процессы. Магматизм, движения земной коры.

1

1




14




Современная теория тектоники литосферных плит

1




1

15




Этапы развития земной коры

1




1

16




Магматизм

1

1




17




Факторы метаморфизма

1

1




18




Геохронологическая шкала

1

1




19




Современные методы поисков полезных ископаемых

1

1




20




Геологическое строение Чувашии и Янтковского района

1




1

21




Элементарные исследовательские приемы

1




1

22-23




Подготовка и защита рефератов по геологической тематике

2

1

1

24-27




Подготовка и участие на республиканской открытой геологической олимпиаде

2

1

1

28




Посещение музея в с Янтиково и геологического музея г.Чебоксары

1




1

29-34




Полевая практика и отчет

5




5

Содержание программы

«Волшебный мир камня» (5-6 классы)

2010-2011 уч. год
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена Утверждаю
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящихся под опекой граждан
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена на заседании общего «утверждаю»
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Программа утверждена «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика...
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской федерации утверждаю
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. №39
Программа утверждена «Утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
...
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора,...
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Родину – Российское государство, базовая ценность которого духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански...
Программа утверждена «Утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена: Утверждаю
Затем появилось телевидение, и эксперты стали предрекать упадок радиовещания. Но они ошиблись! Радио стабильно занимало своё место...
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Одной из них являются противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания...
Программа утверждена «Утверждаю» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Танец – одно из средств воспитания творческого начала в человеке. Как любое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое...
Программа утверждена «Утверждаю» iconУтверждаю утверждаю
Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск