Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
|
| Утверждаю
Проректор по учебно-
методической работе
___________А.Л. Гудков
«____»____________20__ г
| 20__ г
|
. Рабочая программа дисциплины
Система организации рыбохозяйственных исследований
Профессиональный цикл, вариативная часть
Магистерская программа
«Управление водными ресурсами» Направление подготовки
111400 - Водные биоресурсы и аквакультура Квалификация (степень) выпускника
Магистр Форма обучения
очная
Факультет биоресурсов и природопользования
Кафедра – разработчик – кафедра ихтиологии и экологии Калининград 2013
1. Цели и задачи дисциплины Рабочая программа дисциплины «Система организации рыбохозяйственных исследований», являющейся специальной дисциплиной специальности 111400 - Водные биоресурсы и аквакультура уровня магистратура и включает обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки специалистов во всех вузах Российской Федерации. Цель освоения студентами дисциплины – формирование знаний о современном состоянии сырьевой базы рыболовства в основных рыбопромысловых районах и некоторых морях Мирового океана.
Задачи дисциплины:
Основные задачи данного курса базируются на необходимости получения студентами следующих знаний:
- особенности формирования биологической и промысловой продуктивности в Мировом океане и его морях,
-.общие сведения о биологических ресурсах Мирового океана,
- история рыбного промысла в Мировом океане.
- география рыбного промысла в Мировом океане.
- сравнительная характеристика общего вылова рыб и беспозвоночных в Мировом океане и внутренних водоёмах мира
- распределение улова в Мировом океане по основным рыбодобывающим странам,
- сравнительная характеристика общего вылова рыб в Мировом океане по семействам и видам рыб,
- краткая океанологическая и промыслово-биологическая характеристика основных рыбопромысловых районов Мирового океана (по схеме районирования ФАО ООН),
- современные тенденции в развитии рыболовства и аквакультуры в Мировом океане.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Система организации рыбохозяйственных исследований» входит в вариативную часть профессионального цикла магистерской программы «Управление водными биоресурсами» образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При изучении дисциплины используются базовые знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины информатика, компьютерные технологии в рыбном хозяйстве.
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, являются базовыми при написании квалификационной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Система организации рыбохозяйственных исследований» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО: - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК–1);
- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
- способен понимать современные проблемы научно-технического развития рыбной промышленности, современные технологии аквакультуры, научно-техническую, рыболовную политику (ПК-1);
- способен обеспечить рациональное использование, охрану и управление водными биоресурсами, ведение кадастра рыбодобывающей базы, промысловой статистики, контроль рыбопромысловой деятельности, мониторинга водных биоресурсов (ПК-2);
В результате изучения дисциплины будущий магистр должен
знать:
- историю рыбохозяйственных исследований в России в 18-19 веках и начале 20 века и иметь представление о системе организации рыбохозяйственных исследований в России и бывшем СССР, в том числе о морских и пресноводных рыбохозяйственных научных институтах,
- роль и задачи основных международных организаций по отдельным проблемам рыболовства, научным исследованиям и охране биоресурсов, том числе региональных международных организациях,
- иметь представление о рыбохозяйственных научных организацих отдельных стран (на примере Мавритании, Канады, Анголы, Польши и Чили и Японии).
уметь:
- охарактеризовать и оценить деятельность различных научных рыбохозяйственных организаций в России и за рубежом,
- организовать научные исследования по любым рыбохозяйственным проблемам как в России, так и за рубежом,
- принимать участие в общероссийских, международных совещаниях и конференциях по вопросам организации рыбохозяйственной науки.
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины Дисциплина «Система организации рыбохозяйственных исследований» изучается в первом семестре ООП. Общая трудоемкость ее – 4 зачетные единицы (ЗЕТ), т.е. 144 академических часа, из них 30 часов – аудиторные занятия (АЗ), 114 – самостоятельная работа студента (СРС). Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.
№ п/п
Тема дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часы)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
АЗ
СРС
Всего часов Лекции
ПЗ*
1
Введение
Краткий обзор рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г.
1
1
2
-
12
18
проверка (защита) заданий по СРС
2
-
2
3
-
2
2 Система организации рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г.
Организация рыбохозяйственных исследований после 1917 г.
4
2
-
12
18
проверка (защита) заданий по СРС
5
-
2
6
-
2
3 Основные результаты научных рыбохозяйственных исследований после Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
Современная система организации рыбохозяйственных исследований в России 7
2
-
12
18
проверка (защита) заданий по СРС, коллоквиум
8
-
2
9
-
2
4
Опыт организации рыбохозяйственных исследований за рубежом
Организация рыбохозяйственных исследований в прибрежных странах Мирового океана. 10
2
-
12
18
проверка (защита) заданий по СРС
11
-
2
12
-
2
5
Региональные и международные организации по рыболовству и управлению запасами.
Современные тенденции развития рыболовства в Мировом океане 13
2
2
12
18
проверка (защита) заданий по СРС, коллоквиум
14
-
2
Выполнение реферата и его защита 15
18
18
Проверка реферата, защита реферата Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии 16-17
36
36
экзамен
Итого по дисциплине
10
20
114
144
проверка (защита) заданий по СРС, проверка реферата, защита реферата, экзамен
30
ПЗ* - практические занятия
4.2. Теоретические занятия (лекции) № п/п
Тема дисциплины
Содержание
Кол-во часов
1
Введение
Краткий обзор рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г.
Цели и задачи курса, его структура.
Первые ихтиологические исследования в России в географических экспедициях (экспедиции Беринга).
Большая академическая экспедиция 1768-74 гг. Первая рыбохозяйственная экспедиция и ее значение. Севастопольская биостанция. Мурманская экспедиция 1898-1908 гг., и ее значение. Каспийские экспедиции 1904-1915 гг. Исследования В.К. Солдатова, П.Ю.Шмидта, Е.К. Суворова на Дальнем Востоке. Исследования на внутренних водоемах (Псковская и Олонецкая экспедиции, исследования на Оби и Барабинских озерах). Первые ихтиологические лаборатории и их роль (Астраханская-1898, Сибирская -1908, Бажинская - 1912). Исследования и работы проводимые в области аквакультуры. Работы А.Т. Болотова, В.П.Врасского. Первые рыбоводные заводы. Работы О.А. Грина, Ф.В.Овсянникова, И.Н. Арнольда, И.В.Кучина.
Организация рыбохозяйственного образования.
2
2
Система организации рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г. Организация рыбохозяйственных исследований после 1917 г.
Академия наук России и ее роль в организации рыбохозяйственных исследований. Департамент земледелия, как государственный орган в организации исследований. Роль общественных организаций. Всероссийское общество естествоиспытателей. Российское общество рыбоводства и рыболовства (1881-1917 гг.). Его структура, состав и роль в развитии и организации рыбохозяйственных исследований (проведение экспедиций, периодическая печать, съезды русских рыбопромышленников)
Перестройка организационных форм управления рыбной промышленностью. Организация Главного управления рыболовства и рыбной промышленности (Главрыба, 1918). Создание Научбюро (1920), а с 1922 г. Центрального научного института рыбного хозяйства (ЦНИРХ) и его задачи. Проведение первых съездов и совещаний научных работников по рыбному делу. Организация периодической печати (1920 г. «Рыбное хозяйство»).
Первые научно-промысловые экспедиции, организованные Главрыбой: Аральская-1920, Олонецкая-1921, Туруханская-1921, Обь-Иртышская-1922 и др.
Деятельность Отдела прикладной ихтиологии и научно-промысловых исследований. Учреждение Плавучего морского научного института (1921 г.) при Наркомпросе.
Азово-Черноморская экспедиция 1922-1927 гг. Реорганизация научно-исследовательских рыбохозяйственных учреждений.
Образование ВНИОРХ, ВНИИПРХ (1932), ВНИРО (1934 г.).
2
3
Основные результаты научных рыбохозяйственных исследований после Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
Современная система организации рыбохозяйственных исследований в России
Исследования, проводимые СССР в бассейнах Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
Исследования, проводимые на внутренних водоемах СССР.
Исследования в области аквакультуры.
Системы: ВНИРО, ГосНИОРХ, РыбНИИпроект, ВНИИПРХ.
2
4
Опыт организации рыбохозяйственных исследований за рубежом
Организация рыбохозяйственных исследований в прибрежных странах Мирового океана.
Краткая историческая информация о зарубежных рыбохозяйственных исследованиях. Современные тенденции рыбохозяйственных исследований за рубежом (Конвенция ООН по морскому праву, введение 200-мильных рыболовных зон, Соглашение о трансграничных и далеко мигрирующих запасах и др.).
Системы национальных и международных организаций по рыбохозяйственным исследованиям и управлению запасами.
Северо-Восточная Атлантика, Балтийское море (Польша);
Северо-Западная Атлантика (Канада);
Центрально-Восточная Атлантика (Мавритания);
Юго-Восточная Атлантика (Ангола);
Юго-Восточная часть Тихого океана (Чили);
Западная часть Тихого океана (Япония).
2
5
Региональные и международные организации по рыболовству и управлению запасами.
Современные тенденции развития рыболовства в Мировом океане
Балтийское море (ИБСФК – IBSFC - Международный комитет по рыболовству в Балтийском море);
Северо-Восточная Атлантика (ИКЕС – ICES - Международный Совет по эксплуатации моря);
Северо-Западная Атлантика (НАФО – NAFO - Организация по рыболовству в Северо-Западной Атлантике);
Центрально-Восточная Атлантика (КЕСАФ – COPACE - Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике);
Антарктическая часть Атлантики (АНТКОМ – SC – CAMLR - Научный Комитет по сохранению антарктических морских живых ресурсов);
Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ - ICCAT);
Субрегиональные или проблемные организации по рыболовству и управлению запасами.
Современные тенденции развития рыболовства в Мировом океане и задачи рыбохозяйственной науки в обеспечении защиты интересов России в океаническом рыболовстве (в рамках двухсторонних Соглашений, коммерческих контрактов, в международных организациях, в научных трудах и публикациях).
2 Итого 20
4.3 Практические занятия № п/п
№ темы дисциплины
Наименование практической работы
Кол-во часов
1
Краткий обзор рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г.
4
2
Система организации рыбохозяйственных исследований в России до 1917 г.
2
2
Организация рыбохозяйственных исследований после 1917 г.
2
3
Основные результаты научных рыбохозяйственных исследований после Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
4
4
Современная система организации рыбохозяйственных исследований в России. Системы: ВНИРО, ГосНИОРХ, РыбНИИпроект, ВНИИПРХ.
2
4
Опыт организации рыбохозяйственных исследований за рубежом.
2
5
Современные тенденции развития рыболовства в Мировом океане.
4
Итого 20
4.4 Лабораторные занятия Не предусмотрены
4.5. Самостоятельная работа № п/п
Вид (содержание) СРС
Кол-во часов
Форма контроля
1
Освоение теоретического учебного материала
20
коллоквиум
2
Подготовка докладов и презентаций по темам практических работ.
30 Проверка (защита)
заданий
3
Самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины (по заданию преподавателя), работа с конспектами лекций, рекомендованной литературой
10 Проверка (защита)
заданий
4
Написание рефератов по заданию преподавателя
18
Проверка и защита реферата
5
Подготовка к экзамену и его сдача
36
Экзамен Итого
114 Коллоквиум, Проверка (защита)
Заданий, Проверка и защита реферата, Экзамен
5. Образовательные технологии
В процессе преподавания используются следующие образовательные технологии:
- лекции;
- проведение лабораторных занятий;
- расчетно-графические работы;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1 Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: 1.Краткая информация о системе организации рыбохозяйственных исследований в Российской Федерации
2.Морские бассейновые научно-исследовательские институты
3.АтлантНИРО
4.ПИНРО
5.Организация рыбохозяйственных исследований в прибрежных странах Мирового океана
6.Северо-Восточная Атлантика (Польша)
7.Северо-Западная Атлантика (Канада)
8.Центрально-Восточная Атлантика (Мавритания)
9.Юго-Восточная Атлантика (Ангола)
10.Юго-Восточная часть Тихого океана (Чили)
11.Западная часть Тихого океана (Япония)
12.Региональные и международные организации по рыболовству и управлению запасами
13.Балтийское море. ИБСФК – Международная Комиссия по рыболовству в Балтийском море
14.Северо-Восточная Атлантика. ИКЕС – Международный Совет по исследованию (изучению) моря
15.Северо-Восточная Атлантика. НАСКО – Межправительственная Организация по сохранению североатлантического лосося
16.Северо-Западная Атлантика. НАФО – Организация по рыболовству в Северо-Западной Атлантике
17.Центрально-Восточная Атлантика. КЕСАФ – Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике
18.Антарктическая часть Атлантики. АНТКОМ – Комиссия по сохранению живых морских ресурсов Антарктики
19.ИККАТ – Международная Комиссия по сохранению атлантических тунцов
20.Юго-Восточная Атлантика. СЕАФО – Организация по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике
21.Субрегиональные и проблемные организации по рыболовству и управлению запасами
22.Научно-исследовательские организации рыбоводства (Чехия)
23.Современные тенденции развития рыболовства в Мировом океане и задачи рыбохозяйственной науки в обеспечении защиты интересов России в океаническом рыболовстве (в рамках 2-сторонних Соглашений, коммерческих контрактов, в международных организациях, в научных трудах и публикациях)
7.Список рекомендуемой литературы 7.1 Основная литература 1. Саускан В.И. Система организации рыбохозяйственных исследований в России и за рубежом. Учебное пособие. КГТУ ,170 с. Калининград, 2011.
Дополнительная литература
Моиссев П.А. Биологические ресурсы гидросферы и их использование: учеб. пособие / П. А. Моисеев. - М. : Всесоюз.заоч.ин-т пищ.пром-сти, 1986. - 80 с.
Рыбное хозяйство России за 1993 г. (Белая книга). М.: ТОО Журнал «Рыбное хозяйство»,1995- 80 с
Борисов П.Г. Научно-промысловые исследования на морских и пресных водоемах. - М.: Пищевая пром-ть,1964.-260 с.
Сборник международных соглашений СССР по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 352 с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютерный класс с доступом в Интернет;
- мультимедийный видеопроектор;
- видеотехника.
Лист согласования рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура уровня магистра (утвержден 28.10.2009 № 486), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 27.10.2011. Автор программы – В.И. Саускан, д.б.н.., проф. кафедры Ихтиологии и экологии. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – профессор С.В. Шибаев, протокол № 5 от 25.02.2013).
Заведующий кафедрой ихтиологии и экологии
доктор биол. наук, профессор, ___________ С.В. Шибаев __________
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
(дата)
№ п/п
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Наименование литературы
Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)
Наличие в электронной библиотеке
Основная литература
1
Саускан В.И. Система организации рыбохозяйственных исследований в России и за рубежом. Учебное пособие. КГТУ ,170 с. Калининград, 2011
22
+
Дополнительная литература
1
Моиссев П.А. Биологические ресурсы гидросферы и их использование: учеб. пособие / П. А. Моисеев. - М. : Всесоюз.заоч.ин-т пищ.пром-сти, 1986. - 80 с. 178
-
2
Рыбное хозяйство России за 1993 г. (Белая книга). М.: ТОО Журнал «Рыбное хозяйство»,1995- 80 с 10
-
3
Борисов П.Г. Научно-промысловые исследования на морских и пресных водоемах. - М.: Пищевая пром-ть,1964.-260 с.. 4
-
4
Сборник международных соглашений СССР по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 352 с. 1
- Директор НТБ ______________ М.В. Вареницына ______________ (подпись)
(И.О. Фамилия)
(дата)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета утвержден биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).
Председатель комиссии
| ______________
| ___К.В. Тылик__
| ______________
| к.б.н.., профессор кафедры ихтиологии и экологии
| (подпись)
| (И.О. Фамилия)
| (дата)
|
Согласовано
Начальник учебно-методического отдела
|
______________
|
_В.Е. Огнев_
|
______________
|
| (подпись)
| (И.О. Фамилия)
| (дата)
|
| №__________ дата___________
|
|