Скачать 0.57 Mb.
|
Авторская программа научно – исследовательского общества «Исследователи природы» ( 7 – 8 классы) Автор – составитель: учитель биологии МОУ СОШ № 7, г. Минеральные Воды Шамилова Лилиана Шамиловна 2008 год Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3. Формы и методы и работы. 4. Учебно – методическое обеспечение программы. 5. Материально – техническое обеспечение программы. 6. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей. 7.Прогнозируемый результат. 8.Программа. 9.Тематическое планирование занятий. 10. Содержание занятий. Пояснительная записка к авторской программе научно – исследовательского общества «Исследователи природы». Программа рассчитана на учащихся 7 -8 классов, имеющих базовый уровень знаний по разделу биологии ботанике. Программа рассчитана на 68 часов, 34 двухчасовых занятий. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Теоретические знания по особенностям строения, размножения, распространения комнатных растений обеспечивают формирование более глубоких знаний о мире растительных организмов, их многообразии, значении в жизни человека и в природе. Прививаются навыки наблюдения за явлениями природы, их фиксированию и осмыслению в свете более углубленных представлений о растительном мире . Формируется понимание и любовь к живому миру. Практическая часть формирует основы научно – познавательной деятельности учащихся, работы с лабораторным оборудованием, постановке и проведение опытов с конкретной целью. Учащиеся обучаются не только уходу за комнатными растениями, но обучаются управлению их развитием, размножению разными способами, изучаются закономерности развития растений – изменчивость , наследственность. Опыты с растениями формируют ценные ботанические знания и практические умения, которые могут быть применены и в бытовой деятельности, повышают познавательную активность ребят. Формируются навыки добывания научной информации, обрабатывания ее, отбора необходимой для практической и научной деятельности, оформления, защиты реферата в кружке, а затем и на научно – практической конференции. Обеспечивается возможность выбора ребенком интересующей его темы, собственной инициативы при разработке проблемы, разработке методов достижения результатов при ее решении, способов защиты полученного результата. Самостоятельность в деятельности, оценка ее окружающими, участие конкурсах и конференциях стимулирует познавательную активность учащихся, настраивает на дальнейшую активную деятельность. Совместная научная деятельность формирует коллектив единомышленников, в котором каждый индивидуален, но уважает и ценит мнение и деятельность других. Школьный подоконник с комнатными растениями может стать настоящим окном в мир биологической науки, способствовать созданию условий для творческого развития личности ребенка. Закончив учебную деятельность по программе учащиеся должны знать: - географическое местоположение предков домашних растений; -особенности строения и размножения домашних растений; -основные закономерности изменчивости растений; -строение микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием; -правила искусственного опыления, гибридизации, прививки растений; - составлять ряды модификационной изменчивости. Основные умения и навыки: -готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; -искусственно переопылять цветки растений; -ставить и проводить лабораторные опыты, формулировать выводы из наблюдений ; - проводить прививку, обрезку кроны растений, формирование штамбов; - получать необходимую информацию из книг, научно – популярной литературы, сайтов Интернет; - анализировать полученную информацию, отбирать необходимую для решения проблемы; -грамотно составлять и защищать научные работы с использованием ИКТ. Основные качества личности ребенка: - коммуникабельность; - умение грамотно общаться со сверстниками и старшими; - толерантность; - индивидуальная самобытность. Полученные знания и умения могут быть с успехом применены в старших классах при подготовке экологических проектов, докладов и рефератов, подготовке к конкурсам, научно – практическим конференциям городского, регионального и всероссийского уровня. Программа особенно актуальна в современное время направленности обучения на личность ребенка, его творческого развития, обеспечения самовыражения. Цель программы: - приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности по предмету биологии. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся более глубоких знаний о мире растительных организмов. 2. Привитие навыков наблюдения за явлениями природы, постановке и проведения опытов, управления развитием растительных организмов. 3. Формирование основ знаний о методах научно – исследовательской работы, добывания, обрабатывания информации, оформления полученных результатов. 4. Формирование общества единомышленников, объединенных в единый коллектив общими познавательными интересами. 5. Формирование личности будущего гражданина России- инициативной, самостоятельной, творчески мыслящей. Формы работы при выполнении программы: 1. Изучение нового материала. 2. Лабораторная работа. 3. Практическое занятие. Методы работы при выполнении программы: 1. Лекция. 2. Рассказ. 3. Беседа. 4. Работа с книгой. 5. Работа в сети Интернет. 6. Поисковое наблюдение. 7. Эксперимент. 8. Работа с микроскопом. 9. Просмотр видеофрагментов и слайдов. 10.Практическая работа. 11. Построение мысленных моделей. 12. Подготовка и участие в научно – исследовательской конференции. 13. Творческий отчет. Учебно – методическое обеспечение программы.
изд –во Дрофа , 2000г.
изд –во «Детская литература»,Ленинград, 1970 г. 3. Д.Г. Хессайон, «Все о комнатных растениях», изд –во Кладезь, 2005. 4. В. В. Воронцов, «Уход за комнатными растениями», изд – во Фитон, 2005. 5. 4. Высоцкая М.В. «Биология и экология. Проектная деятельность учащихся», изд –во «Учитель», 2007 год. 6. http://www.flowers-dom.ru/ 7. http://home-flora.ru/ 8. http://www.klumba.info/statiya/statiya_29.ht Материально – техническое обеспечение программы.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей. 1. Н.М. Верзилин «Путешествие с комнатными растениями», изд – во «Детская литература», Ленинград, 1970 год. 2. В.В. Чуб, К.Д. Лезина «Все о домашних растениях», изд – во «Учебная литература», 1996 год. 3. Д.Г. Хессайон, «Все о комнатных растениях», изд –во Кладезь, 2005. 4. В. В. Воронцов, «Уход за комнатными растениями», изд – во Фитон, 2005. 5. http://www.flowers-dom.ru/ 6. http://home-flora.ru/ 7. http://www.klumba.info/statiya/statiya_29.ht Прогнозируемый результат: 1. Владение навыками научно – исследовательской деятельности учащихся. 2. Развитие стойкого познавательного интереса учащихся к окружающему миру. 3. Формирование качеств личности ребенка – коммуникабельности, толерантности, индивидуальной самобытности. 4. Творческое развитие ребенка. Программа. Зеленые уродцы или принцессы ночи. Столетники пустыни. Играющие в прятки. Резиновое дерево индийских джунглей. Двадцать растений из одного листа. Деревце, уничтожающее моль. Растение, пересылаемое в письмах.«Ванька» из Занзибара. Растение тропических болот. Папирус древнего Египта. Мещанские цветы. Деревья с золотыми яблоками. Забытое комнатное растение. Растение, шагающее по стене. Цветок алхимиков. Учебное пособие, переплывшее океан. Кукольные деревца и цветущие ландыши зимой. Красавица пустыни.«Плакса» из лесов реки Амазонки. Похищенное сокровище. Правила подготовки рефератов по теме «Домашние растения».Защита рефератов. Правила подготовки презентаций по выбранной теме. Подготовка презентаций по выбранной теме. Защита презентаций. Подготовка к проведению научно – практической конференции(первая группа учащихся). Консультация. Проведение научно – практической конференции Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты. Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты. Практические работы.
Тематическое планирование занятий.
Содержание занятий. Занятие 1. Зеленые уродцы, или принцессы ночи. 1. Теоретическая часть: а) родина кактусов; б) особенности строения, многообразие; в) значение в жизни человека. 2. Практическая часть: А) паспортизация растений; Б) посев семян; В) растения в закупоренных бутылочках; Г) размножение черенком; Д) прививка. 1. А)кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками. Они приспособлены к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать. В комнатных условиях они растут медленно, занимают немного места. На Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 м, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Недаром на государственном гербе Мексики изображен кактус. Б)эхинокактусы (echinocactus)– ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхвате лежат на желтом песке, как громадные зеленые ежи, выставившие свои длинные иглы. Недаром их называют ежовые кактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками, издали напоминают сидящих птиц и зверей, иногда встречаются кактусы с длинными белыми свисающими волосами , похожие на голову старика. Цереусы(Cereus qiqanteus) – многогранные зеленые колонны, толщиной в полметра, высотой до 15м. С середины разветвляются в виде кандебляра. У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная, длинные волокна развеваются на ветру. Они возвышаются как гигантские приведения. Путешественники поджигали высохшие кактусы и они далеко освещали пустыню. Поэтому цереусы называются факелами пустыни, или свечевидными (сечещ-свеча). Змеевидный цереус извивается на песке, как бы выползая из камней и трещин. Цветок его – один из самых красивых в мире. Среди ночной темноты раскрывается большая (до 25см) бело-золотистая сияющая звезда. Цветок состоит из 75 золотистых чешуй, 25 снежно-белых, длинных заостренных лепестков и 600 изящных, почти светящихся тычинок; распространяют тонкий аромат ванили. Цветет с 10 часов вечера до 3 часов ночи – утром увядает, недаром его назвали «принцесса ночи». Опунции – стебли лепешковидной формы, покрыты колючками. В середине крупного цветка возвышается пестик с толстым рыльцем. Насекомое садится на пестик и пытается достать нектар из ямки в основании лепестков цветка, задевает нити тычинок и те, извиваясь винтом, вдруг ударяют его мешочками с пыльцой. Насекомое, облепленное цветочной пыльцой, переносит ее на другой цветок – опыление. Филлокактус – стебли сплющены, имеют вид листьев (филло-лист) цветки крупные ярко-красные, иногда кремовые. Значение – плоды опунций едят, делают пастилу, сироп, вино (вкус земляники, крыжовника, апельсина); из семян – мука; лечебное средство – корнями опунции лечили переломы костей; из волокнистой древесины изготавливали манжеты, воротнички; из негниющей древесины – мосты, столбы, пороги в хижинах. 2. А) Паспорт растения. Ксерофит – сухорастущий Суккулент – продолжительно-сочный. |
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской... Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского,... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Конспект урока взаимосвязь природы и общества фио (полностью) Прилуцкая Валентина Геннадьевна Цель урока: дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы | Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических... | ||
Программа кружка эколого-географического направления "геоэкология" Бидюков Г. Ф., Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи... | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Прикладная информатика в аналитической экономике» Магистерская программа «Прикладная информатика в аналитической экономике» предполагает значительный объем научно-исследовательской... | Информационное письмо о проведении IV ростовской молодежной научно-практической... Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Конкурс методических разработок Образовательная программа «Исследователи природы» ... | Методические рекомендации евразийского научно-исследовательского... Методические рекомендации евразийского научно-исследовательского института проблем права | ||
Авторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Министерство науки и образования Российской Федерации Государственное... Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век» |