Рггу историко-архивный институт





НазваниеРггу историко-архивный институт
страница1/4
Дата публикации19.05.2015
Размер1 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра социальных коммуникаций и технологий
Висторопская Карина Сергеевна

РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2008-2012 гг.)
Выпускная квалификационная работа

Студентки 4 курса очной формы обучения

Направление № 030201.65«Политология»



Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой

Канд. полит. наук, доц.

___________ Майклсон В.М.
«___»__________ 2013 г.



Научный руководитель

Канд. ист. наук, доц.
_______________ Н. В. Шатина











Москва 2013


СОДЕРЖАНИЕ


ЛУКОЙЛ и «Башнефть» просят Медведева восстановить лицензию на Требса // [Электронный ресурс]. – URL: http://ria.ru/economy/20120531/661569374.html (дата обращения: 30.04.2013) 61

"Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром" просят Медведева освободить их из налогового плена // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3178408 (дата обращения: 30.04.2013) 62

В РСПП обсудили поправки в налоговый кодекс РФ // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rspp.ru/cc/news/1/232 (дата обращения: 30.04.2013) 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72


Введение

Актуальность проблемы исследования

Интерес к изучению роли ТНК в политическом процессе современной России обоснован тем, что в нашей стране были созданы корпорации, активно принимающие участие в международной политике. Такие крупные компании, как «Газпром» зачастую имеют больше власти, чем страны, в которых они функционируют. ТНК влияют на все процессы, которые происходят в государствах, где корпорации осуществляют свою деятельность. Транснациональные корпорации способствуют формированию единого политического пространства. Таким образом, экономика как бы сливается с политикой. Всё это подчеркивает необходимость исследования транснациональных корпораций и их деятельности в политическом процессе современной России. Как известно, значимость России в мировой экономике и политике с каждым годом всё повышается, и ТНК имеют к этому процессу непосредственное отношение.

В доказательство того, что ТНК практически правят миром и возможно скоро объединятся в суперкорпорацию, которая будет представлять собой мировое наднациональное правительство, можно привести пример создания Центра и Комиссии ООН по ТНК, которые обсуждают различные аспекты деятельности корпораций наравне с настоящими государствами1. Не стоит забывать о том, что мы говорим о мировом уровне и таком серьезном органе, как ООН. Поэтому, можно сделать вывод, что главная отличительная черта ТНК – это межнациональная деятельность, которая создает наднациональные отношения и управляет ими.

За многими политическими событиями стоят интересы ТНК, которые зарабатывали на этом огромные деньги. На сегодняшний день практически любую транснациональную корпорацию можно сравнить с развитым государством, поскольку ТНК не только принимают участие во всех глобальных политических процессах, которые происходят в мире, но и имеют свою собственную внешнюю и внутреннюю политику, и идеологию. Точно так же, как крупнейшие страны, ТНК вмешиваются и играют во всех сферах жизни человека огромную роль. Более того, запасом оружия, которым обладают некоторые ТНК можно обеспечить сразу несколько крупных армий, а также, общеизвестно, что у корпораций есть свои спецслужбы. ТНК превращаются в объекты международной политики. Теперь их можно идентифицировать с государствами по схожей политико-экономической деятельности, а также по всем вышеперечисленным пунктам. Не исключено, что в недалеком будущем ТНК заменят национальные государства, став основными объектами мирового хозяйства.

ТНК играют важную роль в политическом процессе. В стране базирования транснациональные корпорации взаимодействуют и поддерживают контакты с руководством законодательной, исполнительной и судебной власти, с политическими партиями и общественными организациями, а также со средствами массовой информации. Они достигают этого посредством перемещения работников из ТНК в важнейшие госорганы страны пребывания и обратно. Таким образом, четко прослеживаются лоббистские связи.

Безусловно, важными для ТНК оказываются проблемы внешней политики. Тем не менее, руководители корпораций стараются не прибегать к помощи внешнеполитических органов страны базирования, а решать все вопросы путём встреч и переговоров с руководством принимающих стран.

Попадая в принимающее государство, ТНК начинают активно участвовать в национальном политическом процессе. Они спонсируют определенные политические партии, представители ТНК становятся промышленниками, выходят на руководство местных органов власти.

Если корпорацию уличают в противозаконной деятельности, то политические лидеры и государственные деятели, имеющие отношение к этому, могут быть смещены со своих постов.

Транснациональные корпорации настолько мощны, что имеют огромное влияние на политическую и социальную обстановку в принимающих государствах и даже могут оказывать влияние на стабильность страны в том случае, если их политика негативно влияет на работу корпорации.

Таким образом, борьба корпораций за источники сырья и рынки сбыта может даже приводить к войнам между государствами, в которых эти корпорации разворачивают свою деятельность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сегодня роль ТНК в мировой политике становится все более выраженной. Это еще раз подчеркивает актуальность темы дипломной работы.

Анализ роли ТНК в политическом процессе современной России будет проводиться на примере компаний «ExxonMobil» и «ЛУКойл». Выбор этих двух корпораций обусловлен тем, что они являются одними из самых крупных и влиятельных корпораций в своем сегменте. «ExxonMobil» является крупнейшей мировой компанией по объему выручки, а «ЛУКойл» - одна из мощнейших нефтяных компаний России.

Проблема исследования: В работе предпринимается попытка определить, насколько и каким образом ТНК оказывают влияние на характер и содержание политических процессов.

Цель работы: выяснить, какими методами и способами ТНК реализуют свои интересы в политике, а также, узнать, в каких формах может выражаться и через что реализовываться их роль.

В соответствии с поставленной целью последовательно решаются следующие задачи:

- Исследовать формирование и становление ТНК как политического актора в современной России;

- Проанализировать методы и средства, которыми ТНК влияют на российский политический процесс;

- На примере «ExxonMobil» и «ЛУКойла» установить, как именно ТНК влияют на политику в России.

Гипотеза: Транснациональные корпорации и их лидеры являются значимыми акторами, влияющими на характер и содержание политических процессов в национальных государствах. С этой целью они активно взаимодействуют с политическими институтами и акторами, используя методы GR, политического лоббирования и др.

Объектом исследования является деятельность ТНК в современной России.

Предметом исследования являются политические интересы, методы и средства влияния ТНК на российский политический процесс.

Степень разработанности проблемы

Исследования, связанные с изучением ТНК, чрезвычайно многоплановы. В большей степени, что вполне естественно, ТНК изучают как экономического актора. К работам, посвященным экономике корпораций, относится целый ряд исследований как отечественных, так и зарубежных авторов2. О глобально увеличившейся роли ТНК в современной России, о растущих объемах иностранных инвестиций и об ожившей экономической системе написала О. Гороховская3.

В ряде работ исследуются процессы транснационализации4.

Еще одним направлением изучения ТНК являются стратегии и управленческие аспекты деятельности транснациональных корпораций5.

В этой сфере очень много работ, посвященных влиянию ТНК на экономику. Что же касается работ, затрагивающих значение ТНК как политического актора, то их практически нет. Существует определенное количество работ, касающихся ТНК как акторов мировой политики, но и там чаще всего эта тема рассматривается только частично. А вот работы, посвященной ТНК как акторам политического процесса России, до сих пор не издано ни одной.

М. Шебанова исследовала исторические формы транснациональной экономики и политики6.

В ряде работ изучается правовой аспект деятельности корпораций7.

Некоторое количество работ посвящено финансовым аспектам функционирования ТНК8.

Ряд исследований относится к работам, посвященным региональному аспекту деятельности крупных бизнес-структур9. Н. Зубаревич описала образование акционерных обществ, зарождение нефтяных компаний, а также политическое влияние крупного бизнеса.

В меньшей степени изучены проблемы роли и влияния ТНК на политические и социальные процессы.

О. Крыштановская, специалист по элитам, проводит глубокий анализ российского правящего класса10.

Проблемы российской государственности исследуются в работах Ю. Пивоварова11.

Большую роль в изучении взаимоотношений ТНК с государством играют работы С. Перегудова12.

Известный британский социолог З. Бауман и И. Валлерстайн13 склонны придерживаться концепции С. Хантингтона14 о том, что ввиду своего неравенства цивилизации столкнутся, при этом ТНК будут обеспечивать благоденствие для немногих, а для большинства создадут зависимость от трех центров экономического развития: Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. Итак, по мнению Баумана, ТНК и глобализация способствуют скорее раздробленности мира, нежели чем его единству. В работе Баумана «Индивидуализированное общество»15 описываются процессы, происходящие сегодня на Западе. Бауман приходит к выводу о том, что в современном западном обществе коллективные политические действия практически невозможны.

Дж. Сорос16, один из лидеров мирового бизнеса, утверждает, что глобализация и ТНК оказывают неоспоримое влияние на мировую политику и экономику. Акио Морита17 создал одну из крупнейших в мире ТНК – «Сони корпорейшн». Д. Рокфеллер, известный американский банкир, государственный деятель, глобалист и текущий глава дома Рокфеллеров, внук первого долларового миллиардера в истории человечества Джона Д. Рокфеллера, написал книгу «Банкир в XX веке»18. Вообще, Рокфеллеры всегда славились уважительным отношением к семейным традициям в бизнесе, в частности, в создании и деятельности ТНК и стремились к тому, чтобы их богатство оставалось в семье и в стране. Все эти люди – признанные финансовые лидеры, они поддерживают процесс глобализации и являются авторами работ, посвященных бизнесу.

Но есть и противники глобализации. Их работы связаны с негативным взглядом на глобализацию и ТНК. Один из крупнейших представителей антиглобализма - Самир Амин19. Он пишет о том, как ТНК могут влиять на изменение мира в худшую сторону, например, усиливать его поляризацию. Сегодня к движению антиглобалистов присоединяется всё больше людей и общественных организаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что повышение роли ТНК напрямую связано с процессом глобализации. Но несмотря на то, что про ТНК и глобализацию написано уже достаточное количество работ, чувствуется надобность проанализировать трансформацию роли ТНК именно в России.

Т.о. роль и место ТНК как политического актора специально не исследовались, что подтверждает актуальность избранной темы.

Теоретико-методологическая база

Теоретическим основанием для написания данного бакалаврского сочинения послужили следующие научные концепции:

  1. Теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс) используются, поскольку в данной работе проводится анализ, в том числе акционеров и лидеров транснациональных корпораций, являющихся высшим привилегированным слоем и даже осуществляющих функции управления;

  2. Теории глобализации (К. Поппер, И. Валлерстайн, Э. Гидденс) важны для данного исследования, поскольку возникновение транснациональных корпораций напрямую связано с процессом глобализации;

  3. Теории политических систем (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и Д. Пауэлл, К. Дойч, Ч. Эндрейн) также служат основанием для написания данной работы, поскольку деятельность транснациональных корпораций рассматривается автором в рамках политического процесса;

  4. Теория групп давления (А. Бентли, Д. Истон) используется в данном исследовании, поскольку между транснациональными корпорациями и властью существуют лоббистские связи.


Методологическое основание

В процессе исследования поставленной проблемы использовались такие общенаучные методы, как: анализ и синтез, а также методы обобщения и сравнения. Методологическая основа работы базирована на анализе деятельности транснациональных корпораций. Указанные научные методы позволяют проследить, какими средствами корпорации влияют на политический процесс.

Эмпирической базой для исследования послужили, во-первых, сайты компаний «ЛУКойл» и «ExxonMobil», документы, отчеты, интервью с лидерами корпораций;

во-вторых - фильмы;

в-третьих, анализ экспертных оценок и выступлений российских экономистов и политологов, посвященных взаимоотношениям власти с транснациональными корпорациями.

В качестве источников исследования использовался следующий эмпирический материал:

1. Биографии создателей и директоров «ExxonMobil» и «ЛУКойла».

2. Выступления и интервью.

3. Ролики и фильмы о транснациональных корпорациях, Интернет-сайты компаний.

Хронологические рамки исследования

Избранная предметная область научного интереса определила хронологические рамки исследования – это период от 2008 до 2012 года. Выбор данного периода обусловливается тем, что за последние 5 лет политическое влияние транснациональных корпораций значительно возросло.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе работы делается общий анализ процесса становления ТНК как политического актора в современной России, исследуется формирование корпораций, их деятельность и политические интересы, а также анализируется процесс транснационализации в современной России. Во второй главе работы подвергается анализу влияние конкретных транснациональных корпораций на политику в России на примере компаний «ExxonMobil» и «ЛУКойл», изучаются экономические факторы, влияющие на изменение русской политики. В заключении делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Глава 1. Становление транснациональных корпораций как политического актора в России.

Политическое влияние ТНК, политические интересы.

В данной дипломной работе рассматриваются основные направления и тенденции развития крупнейших транснациональных компаний. Основной акцент сделан на анализе степени вовлеченности ТНК в политическую систему современной России.

Впервые термин «транснациональная корпорация» предложил Кристофер Бартлетт20. Он говорил о том, что это интегрированная сеть независимых и рассеянных ресурсов и возможностей, обладающая своими особенными характеристиками: каждая национальная единица – это источник идей, навыков и возможностей, которые могут быть использованы всей компанией; национальные единицы выполняют глобальную задачу и являются для организации мировым источником производства какого-либо компонента, продукта или услуги; центр должен выполнять новую, более сложную управленческую роль, очень гибко координирующую взаимоотношения между национальными единицами.

В настоящее время существует огромное количество терминов, являющихся синонимами определения, предложенного Бартлеттом. Это и мультинациональная корпорация, и интернациональная корпорация, и международная корпорация. Многие исследователи называют транснациональными только компании определенного размера, вовлеченные в международную деятельность, а также владеющие иностранными активами. Джон Файервевер21 предложил определять транснациональную корпорацию как компанию, существенным образом вовлеченную в международную деятельность, и постоянно оперирующую не менее чем в двух странах, а также подчеркнул существование возможности установления централизованного контроля над зарубежными операциями.

В современной России, так же как и во всем мире, глобально увеличилась роль ТНК. Возросли объемы иностранных инвестиций, колоссальных размеров достигла доля участия ТНК в общем мировом потоке торгового и промышленного капитала. Это объясняется тем, что мировая экономическая система оживилась, международная конкуренция заметно возросла, национальные и межнациональные отношения стали более либеральными, а крупнейшие транснациональные компании теперь гибко реагируют на развитие НТП.

Еще в 1970-е годы циклические кризисы переплелись с валютными потрясениями, энергетическим, продовольственным, сырьевым и экологическим кризисами. Такая сложная ситуация была связана с господством монополистического капитала, основной чертой которого и стало такое быстрое развитие ТНК. 100 крупнейших ТНК базируются в 10 ведущих странах мира. В первых рядах, конечно, такие развитые страны, как США, Япония, Франция, Германия и Великобритания. Безусловно, всем известны такие грандиозные корпорации, как GeneralElectric и RoyalDutchShell, например.

Национальная монополия становится международной только в том случае, если она имеет около 25-30% общего объема своих активов за границей и имеет филиалы в двух и более странах. По словам советского экономиста И. Д. Иванова, международные корпорации отличаются от обычных корпораций, оперирующих во внешних экономических связях тем, что они «переносят за границу уже не товар, а сам процесс приложения капитала, соединяют его с зарубежной рабочей силой в рамках международного производста»22. Транснациональная корпорация является одним из видов международных как раз потому, что она хоть и национальна по капиталу и контролю, но по своей деятельности международна.

Транснациональные корпорации контролируют важнейшие отрасли промышленности и держат в своих руках власть. Объемы годовых продаж некоторых корпораций превышают величину ВНП многих относительно небольших стран.

ТНК постоянно расширяются и открывают все больше филиалов за границей, вывозят капитал в зарубежные страны и строят там предприятия, выпускающие продукцию, успешно конкурирующую с продукцией метрополий.

Еще в 1970-х годах демократические, коммунистические и рабочие партии пытались контролировать деятельность транснациональных корпораций. Проблемы экспансии ТНК обсуждались на конференциях в Брюсселе, Берлине и даже в ООН23. Сегодня наоборот, транснациональные корпорации пытаются контролировать политический процесс, и у них это неплохо получается.

Кроме того, ТНК настолько мощны, что в ряде стран по их инициативе и с их участием ведутся локальные войны и реакционные перевороты. Современные транснациональные корпорации задаются той же целью, что и их предшественники – хотят максимизировать прибыль, и в основе реализации этой цели, как и прежде, лежит эксплуатация миллионов трудящихся. Вот только процесс обобществления производительных сил, тенденции к интернационализации производства и капитала немыслимо ускорились24.

Одна из главных характеристик экономического потенциала ТНК – их многоотраслевой состав. Еще с середины 1950-х годов монополии, которые первоначально сложились как одноотраслевые структуры, начали массово и форсировано переходить на многоотраслевой бизнес.

Многоотраслевая структура ТНК воздействует на характер их конкурентной борьбы на международном уровне. С многоотраслевой структурой ТНК связана новая форма конкурентной борьбы, в процессе которой «компании сталкиваются одна с другой уже не на изолированных рынках отдельных видов продукции, а конкурируют всей структурой производства»25. В общем, многоотраслевая структура современных ТНК внутри стран их национальной принадлежности определяет их отраслевой состав и за границей, там, где они, как правило, внедряются сразу в несколько ключевых отраслей мирового капиталистического хозяйства26.

Транснациональные корпорации становятся политическими акторами в первую очередь потому, что они являются, по сути дела, продолжением государств, в которых находится их руководство. А это автоматически порождает политическое влияние. Таким образом, мы задаемся вопросом о том, как и чем ТНК связаны с государством, в котором возникли, в чем они заинтересованы, какие задачи выполняют и почему политическая элита также заинтересована в ТНК.

ТНК проводят в жизнь политические интересы тех государств, где проживают их лидеры и владельцы. Их цель – получать сверхприбыли и усиливать свое влияние. Поэтому ТНК лоббируют различные процессы в государстве, как внутренние, так и внешние. Транснациональные корпорации пользуются силой государств, к которым принадлежат, в своих интересах, например, для собственной экспансии. Практически каждая транснациональная корпорация заинтересована в реализации какого-то политического процесса. В первую очередь, ТНК стремятся эксплуатировать в своих интересах страны внедрения, и государствам, которые хотят того же, это сотрудничество выгодно, во-вторых, одной из главных целей корпораций остается стремление увеличить аргументы политического давления на государство. ТНК сотрудничают с государством, к которому принадлежат их владельцы. Сотрудничество это чаще всего является взаимовыгодным. Если корпорация достаточно сильна, то она сливается с государством, и ее реальные владельцы незаметно для граждан принимают решения в сфере внутренней и внешней политики, назначают своих ставленников на высокие должности в правящей верхушке и даже формируют законодательство. Если же сильнее государство, то в таком случае именно оно более заинтересовано в ТНК, так как корпорация (особенно слабая) является мощным инструментом для осуществления политических и экономических целей, экспансии, например. Оглядываясь на множество жизненных примеров, можем сделать вывод о том, что большая мощность и сила корпорации увеличивает ее шансы на удачное партнерство и сотрудничество с государством. Такие ТНК внедряются непосредственно в государственные системы.

Тем не менее, складываются различные ситуации, в которых интересы ТНК часто противоречат интересам государства, а также интересам малого и среднего бизнеса. Также, зачастую корпорации уподобляются правительствам, а государства, в свою очередь, попадают в политическую зависимость от них. Но это все индивидуальные, частные случаи. Сильные государства заинтересованы в выведении своих корпораций из-под национальных режимов государств пребывания, так же, как в этом заинтересованы и сами корпорации. И здесь тоже прослеживаются лоббистские связи. За государством всегда стоят интересы ТНК и наоборот. Транснациональные корпорации и государства всегда являются инструментом друг друга. ТНК используют свою экономическую мощь, чтобы оказывать давление на политику принимающих государств. Корпорации вмешиваются в их внутренние дела, подкупают местных чиновников в интересах получения выгодных заказов и т.д27.

Тем не менее, когда интересы ТНК и правящих кругов страны базирования одинаковы, тогда эксплуатацией стран внедрения начинают заниматься и различные государственные органы страны базирования, наравне с экономическим и политическим ресурсами транснациональных корпораций. Существует также такое понятие, как политическая коррупция. Обычно суть коррупции заключается в экономическом, то бишь финансовом интересе, политическая же коррупция заключается в объединении ТНК с государствами, вражески настроенными по отношению к стране внедрения корпорации. Объединение происходит на основе одинаковых интересов.

Можно сделать предварительный вывод, заключающийся в следующем: корпорации обеспечивают хорошие условия для деятельности центра и поддерживают интересы определенных сил, которые действуют во всемирном глобальном масштабе. ТНК вмешиваются в формирование внешней и внутренней политики государств, занимаются ее осуществлением, обладают огромным количеством средств и возможностей реализации и контроля своих интересов, они политически активны и проводят в жизнь свои политические цели, обусловленные экономическими интересами, на мировом уровне. Деятельность ТНК как правило совпадает с интересами власть имущих, то есть политической элиты. С одной стороны, посредством ТНК оказывается влияние на внешнюю экономику и внешнюю политику, и государство пользуется этим для того, чтобы пробиться на мировую арену. С другой стороны, общие интересы не говорят об отсутствии возможности возникновения противоречий. Ключевое противоречие – это противоречие между международным глобальным характером деятельности ТНК и территориально ограниченными полномочиями государства28.

Совпадение стратегий ТНК с интересами государств можно проследить на примере таких государственных структур, как политика, партийная система, армия, которые не работают без финансово-технической поддержки корпораций. Крупные бизнес организации связаны с государственными структурами системой лоббирования, которая отстаивает позиции транснациональных корпораций. Общность интересов приводит к созданию общей политики правительства и корпораций. Руководители ТНК и правящая верхушка полагают, что расширение границ и увеличение количества стран базирования ТНК весьма благоприятно, так как это помогает корпорациям осуществлять свои цели. Представители политической элиты уверены, что экспансия ТНК в сферу производства товаров и услуг способствует реализации национальных интересов государства. Особенно такую ситуацию можно четко увидеть на примере США. Абсолютное единство интересов ТНК и государства сложилось после завершения энергетического кризиса 1973 года.

Еще один предварительный вывод заключается в том, что ТНК являются одним из главнейших институтов политического процесса в современном мире.

Как мы уже выяснили, деятельность ТНК напрямую зависит от интересов тех государств, в которых они появились. Логично, что практически все страны хотят обеспечить высокий уровень жизни своим гражданам и твердо закрепиться на мировой арене. Транснациональные компании им в этом очень помогают. Ситуации такого рода способствуют одностороннему глобализму, который данные страны используют сугубо для реализации своих целей. В общем целом интересы у государства и ТНК, базирующихся на его территории, одинаковы. Это связано с тем, что ТНК открывают ему доступ к ресурсам других стран. Помимо всего прочего, корпорации, которые базируются за границей, избегают преодоления протекционистских барьеров, тем самым, облегчая жизнь своим государствам. Влияние транснациональных корпораций на социально-экономические структуры государства зависит, в том числе, и от способности самого государства искать эффективные формы и методы использования корпораций в своих интересах29.

Итак, влияние ТНК на экономику и политику государства постоянно возрастает. Становясь структурным элементом национальной экономики промышленно развитых стран, разнообразные транснациональные компании стараются оказывать воздействие на производство, реализацию и перераспределение продукции, а это всегда вызывает противоречия между экономическими интересами этих стран и интересами самих компаний. Эти противоречия усиливаются тогда, когда политические отношения обостряются либо возникают внутренние и международные экономические кризисы.

Т.о. государство играет важнейшую роль в становлении ТНК, в том числе и как акторов политических. Оно заключает разные политические, экономические и торговые союзы, международные договора, тем самым, обеспечивая корпорациям рынки сбыта и поощряя их деятельность на мировой арене. А сами транснациональные корпорации играют особую роль на современном этапе развития России.

Складывание нефтяных компаний в России: политический контекст.

Обратим внимание на то, что ни одна власть не сможет иметь равные отношения с собственником крупнейшей ТНК и с хозяином, допустим, какого-то маленького частного бизнеса. Несмотря на то, что все равны перед законом, у владельцев транснациональных корпораций больше возможностей и поводов обратиться к власти и больше шансов на то, чтобы их услышали, нежели у представителей других экономических структур.

Предыстория российских ТНК и активной деятельности иностранных ТНК на российском рынке связана с началом становления рыночной экономики в РФ в н. 1990-х гг. Именно тогда была создана законодательная база, позволявшая создавать в РФ акционерные общества. Во второй половине 1990-х гг. несколько лоббистских групп «олигархов» в федеральной власти, конкурирующих между собой, осуществляло содействие крупному бизнесу, но поскольку конкуренция все же имела место быть федеральное административное давление существенно ослаблялось. Значимой предпосылкой возникновения ТНК в России стал процесс залоговой приватизации, после проведения которой количество акторов, ориентированных на ренту, только увеличилось, у представителей крупного бизнеса было мало средств для инвестиций.

Министерство нефтяной промышленности просто разделилось на отдельные нефтяные компании. Между этими компаниями распределялись ареалы добычи в Тюменской области («Лукойл», «Сургутнефтегаз» и др.) или же создавались региональные госкомпании в нефтедобывающих республиках и областях30. В этот период множество нефтяных компаний помимо районов нефтедобычи получили и нефтеперерабатывающие заводы, зачастую находившиеся вдали от места добычи нефти.

Уже в 1995 году за каждой нефтяной компанией закрепились регионы снабжения нефтепродуктами с учетом размещения нефтеперерабатывающих заводов. В обмен на обязательство поставлять топливо для сельского хозяйства в форме товарного кредита нефтяным компаниям передавались региональные нефтесбытовые организации и АЗС. Чаще всего местные власти не могли выплачивать эти кредиты, и только в крупных городах они были в состоянии противостоять нефтяным компаниям и отказывались передавать им автозаправочные станции.

Федеральная власть, способствовавшая продвижению крупного бизнеса, была ослаблена, у самого бизнеса не хватало ресурсов, ко всему прочему, его представители были сосредоточены на получении ренты. Таким образом, бизнес-группы в то время претерпевали сложные времена.

И только с конца 1990-х гг. началось не только экономическое, но и политическое влияние крупного бизнеса. Этому поспособствовало несколько факторов. Первый фактор – экономический рост. Крупный бизнес, ориентированный на экспорт, выиграл больше остальных, потому что имел возможность аккумулировать доходы.

Второй важнейший фактор – это изменившийся вектор федеральной политики. Это был процесс централизации, заметно ослабивший региональные власти.

Еще один фактор – внутренняя логика развития самого бизнеса. Доходы заметно выросли, политическая ситуация в стране стабилизировалась, крупный бизнес перешел к долгосрочному бизнес-планированию. За счет этого объемы инвестиций заметно выросли.

Логика развития бизнеса и значительный рост доходов привели к тому, что территориальная экспансия крупного бизнеса начала заметно расширяться. Эта экспансия кардинально отличалась от той, что была в середине 1990-х гг. Прежде всего это проявилось в выстраивании оптимальной структуры бизнеса. Общий вектор развития изменился, начался процесс объединения фрагментированного экономического пространства страны.31 Таким образом, экспансия бизнес-групп вывела некоторые из них за рубеж, где они разместили значительную долю своего бизнеса. А компании, имеющие значительную долю бизнеса за рубежом – это и есть транснациональные корпорации.

Можно добавить, что до альянса ТНК и «BritishPetroleum» в 2003 г., в регионах России не появлялось западных компаний. С 2002-2003 гг. началась широкая экспансия крупных пищевых компаний на аграрный юг. А ряд глобальных предприятий целлюлозно-бумажной промышленности стал частично контролироваться иностранным бизнесом, что защищало лидеров российских бизнес-групп, владельцев предприятий от конкурентов.

Сначала транснациональные компании принимали участие в проектах нефтегазодобычи на Сахалине. В 1990-е гг. им просто не хватало финансов для того, чтобы освоить эти месторождения. Кстати, и сейчас ExxonNeftegasLimited, дочерняя компания транснациональной корпорации ExxonMobil, о которой я буду говорить в дальнейшем, реализует нефтегазовый проект «Сахалин-1». А в других районах западные компании получали небольшие месторождения. Итак, в экспортно-ресурсных регионах начался крупный совместный бизнес западных и российских компаний.
Транснационализация компаний и ее предпосылки.

Транснационализация – это условие качественного развития бизнеса. Еще буквально пару лет назад наша глобальная экспансия была очень сильно ограничена маленьким количеством нефтегазовых компаний, то есть компаний, работающих в тех сферах, где Россия имеет преимущества. Но у нас в стране находятся крупнейшие запасы газа и нефти, а ко всему прочему, государство оказывает поддержку российским ТНК, поэтому, у нас появились весьма неплохие перспективы экспорта сырья на мировой рынок и в дальнейшем эффективного развития бизнеса. Зарубежные инвестиции могут положительно повлиять даже на конкурентоспособность нашей экономики. Мне бы хотелось изучить процесс транснационализации на примере нефтегазовых компаний, а именно, ЛУКойла, как представителя России и ExxonMobil, как американской корпорации, тесно сотрудничающей с Россией. Мне кажется, что компании, которые обладают значительными финансовыми ресурсами, интереснее изучать. К тому же, для нашей страны нефтегазовая промышленность является стратегической, да и какие еще компании обладают таким богатым опытом во внешнеэкономических связях. Только компании, занимающиеся нефтью и газом.

Во время финансовых кризисов у российских компаний чаще всего появляется возможность транснационализироваться, поскольку в такие периоды цены на зарубежные активы снижаются, а государства легче допускают российские компании в стратегические отрасли экономики. Итак, совсем недавно появились первые предпосылки для участия наших нефтегазовых компаний на мировом рынке прямых инвестиций.32 Это общие предпосылки, предпосылки, специфические для компаний и предпосылки, специфические для государства.

К числу общих предпосылок следует отнести:

Россия – это крупнейшая энергетическая мировая держава. Наша страна занимает первое место в мире по запасам всех категорий природного газа (46 трлн куб.м в 2009 г.)33, также у нас крупнейшие в мире прогнозируемыеугольные ресурсы и огромное количество возможностей развития нефтяной промышленности (79 млрд барр.), производства гидроэлектроэнергии, развертывания атомной энергетики34. Ни для кого не секрет, что мы живем на огромнейшей, просторнейшей территории, где находится приблизительно 13% мировых запасов нефти и примерно 34% - природного газа. Ежегодно в России производится более 12% первичных энергоресурсов от всемирного производства.35 На сегодняшний день на долю топливно-энергетического комплекса приходится приблизительно ¼ часть производства ВВП, 1/3 часть объема промышленного производства и примерно половина доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Россия – мировой лидер по производству нефти (494 млн т, 12,9% мирового), также, наша страна занимает второе место по ее экспорту (241 млн. т), обгоняет нас только Саудовская Аравия. Что же касается производства газа, то тут мы вышли на второе место в мире после США (589 млрд. куб.м, 19% мирового) и стабильно занимаем первое место по его экспорту (160 млрд. куб. м).36 Как мы видим, Россия играет огромную роль в распределении энергетических ресурсов, а это еще раз доказывает, что данная отрасль является стратегически значимой в экономике нашей страны.

Второй общей предпосылкой является тот факт, что самые крупные мировые корпорации, такие как RoyalDutchShell, BP и, конечно же, ExxonMobil, которые играют решающую роль в производстве энергоносителей, находятся в развитых странах, а основные ресурсы, наоборот, берут в странах развивающихся, оттуда же впоследствии идет и спрос. Таким образом, транснационализация представляет собой следствие, вытекающее из данных обстоятельств.

В-третьих, нефтегазовая промышленность играет огромнейшую роль в российской экономике. Журнал «Эксперт» в 2010 году составил рейтинг 400 крупнейших корпораций. И первые места занимали, конечно же, корпорации, занимающиеся нефтью. В топ-10 вошли: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «ТНК-BP», «Сургутнефтегаз», «Татнефть».37

Можем сопоставить российские компании с компаниями-представителями других стран. «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» в 2009 г., по данным FinancialTimes, входили в список 500 крупнейших компаний мира.38

Четвертой общей предпосылкой транснационализации является мировой экономический кризис, который имел место быть с 2007 по 2009 гг. Этот кризис оказал сильнейшее влияние на нефтегазовый сектор как в нашей стране, так и по всему миру. В 2008 году цены на нефть были просто огромными. Летом 2008 г. нефть стоила 145,9 долларов за баррель. Потом случился резкий скачок, и уже к началу 2009 года баррель подешевел аж до 37,3 долларов. В целом, все равно нефтяники получили прибыль. Средняя цена нефти выросла и доходы российских компаний – тоже, это при том, что добыча нефти упала чуть больше, чем на пол процента. Поначалу цена оставалась приемлемой, это было что-то около 70 долларов за баррель, но уже к 2011 году она опять подскочила и стала равняться 115 долларам. Такой резкий подъем цен был связан с землетрясением в Японии и началом конфликта в Ливии.39

Изменчивость цен на нефть отражается на нашей стране, поэтому очень важно сглаживать зависимости нефтегазовых компаний от цен на нефть, а экономики от нефтегазовых доходов. Поэтому государство пытается подталкивать нефтегазовые компании к развитию нефтепереработки, которая, как ни странно, помогает сгладить эффект от этих скачков и перепадов цен, потому что нефтепродукты не так подвержены колебаниям цен.

Пятой общей предпосылкой транснационализации является цель по диверсификации товарной структуры и каналов транспортировки нефти и газа с участием иностранных ТНК, потому что участие иностранных компаний в российских проектах может помочь нашим корпорациям получить новые технологии и расширить доступ на зарубежные рынки через международное сотрудничество.

То, как развивается ТЭК в нашей стране, напрямую зависит от того, что Россия связана с Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. А эти страны являются главными по сбыту нефти. Для того, чтобы поставлять нефть на эти рынки, нужно развивать системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов. Также, нужно проводить диверсификацию маршрутов поставок нефти и газа – так легче всего управлять рисками при высокой неопределенности или изменчивости спроса на мировых рынках. Это позволит нам с максимальной пользой для экономики реализовать потенциал запасов углеводородного сырья, повысить надежность поставок потребителям, а при возникновении проблем с существующими транзитными коридорами получить дополнительный инструмент увеличения поставок на традиционные рынки сбыта продукции нефтегазовой отрасли.40

В начале 2011 года В. Путин, занимая должность премьер-министра, распорядился об ускорении разработки энергетических проектов на Дальнем Востоке для того, чтобы в будущем получить спрос из Японии. Путин также предложил японским компаниям войти в долю на двух гигантских сибирскихгазовых месторождениях — Чаяндинском и Ковыктинском. Интерес России в этих проектах объясняется возможностью получить японские инвестиции, технологии, доступ к японскому рынку нефтепродуктов и отвоевать более весомую долю на японском рынке нефти и газа.41

Среди специфических предпосылок для компаний следует выделить:

Первой предпосылкой является то, что инвестиции за рубеж могут помочь транснациональным корпорациям получить доступ к ресурсам. Например, компания «ЛУКойл», о которой я веду речь в своей работе, постоянно этим занимается. В нашей стране государственные компании получают самые крупные месторождения, поэтому, «ЛУКойл» и покупает добывающие активы в Экваториальной Гвинее, Ираке и т.д.

Второй предпосылкой транснационализации является то, что она дает компаниям возможность не зависеть так сильно от изменчивости нефтяных цен за счет повышения добавленной стоимости нефтепродуктов, а увеличение стоимости, в свою очередь, возможно только при увеличении доли переработки нефти. Также, транснационализация позволяет компаниям проще «общаться» с потребителем, то есть заниматься поставкой энергоресурсов в другие страны напрямую, обходя при этом высокие экспортные пошлины на нефтепродукты и получая хорошую прибыль с крупного европейского рынка.

Третьей предпосылкой транснационализации является то, что инвестиции за рубеж, позволяют компаниям приобретать инновационные технологии и лоббировать свои интересы уже на международном уровне.

Кроме того, мотивом для поиска активов является желание контролировать ситуацию на рынке.

Эти предпосылки обусловлены ключевыми интересами и задачами ТНК (поиск ресурсов, активов и т.д.).

Итак, компании ТЭКа постоянно расширяются, выходя на все новые и новые зарубежные рынки. Инвестиционная активность российских транснациональных корпораций в сфере добычи полезных ископаемых объясняется ростом цен на нефть, газ, руды различных металлов и защитой государством стратегических отраслей42. «ЛУКойл» определенно имеет стратегию глобального присутствия, а это говорит о серьезном намерении компании не только активно увеличивать присутствие на уже существующих рынках, но и стремиться к международной экспансии.

Предпосылки, специфические для государства:

Здесь стоит сказать о преимуществах, которые Россия получит от транснационализации. Как мы уже знаем, наше государство оказывает не только экономическое, но и политическое влияние на развитие мирового рынка нефти и газа. Следовательно, необходимо расширять глобальное присутствие наших транснациональных корпораций, и эта экспансия должна соответствовать доле нашей страны в мировой добыче и запасах энергоносителей.

В России значительные запасы нефти и газа. Это влияет на процесс транснационализации, т.к. неочевидна необходимость создания транснациональных корпораций. Но польза от транснационализации российских компаний весьма значима для государства. То, что политическая элита осознает важность транснационализации, видно на примере принимаемых в этой сфере решений. Кроме этого, практически всегда РФ отстаивает интересы транснациональных корпораций на высшем государственном уровне. Т.о. проявляется взаимный интерес государства и ТНК.

Их интересы еще больше переплетаются благодаря тому, что наши транснациональные корпорации – это чаще всего государственные корпорации, а корпорации, занимающиеся нефтью и газом, тем более являются наиболее важными для государства, так как эта отрасль имеет стратегическое значение для России. Помимо этого, некоторые решения принимаются с точки зрения внешнеполитических интересов страны в ущерб самим компаниям. Итак, делая вывод о выгоде, которую получает наша страна от наличия транснациональных корпораций, обозначим основные предпосылки транснационализации, специфические для российского государства43.

Первой предпосылкой транснационализации является тот факт, что деятельность компаний, представленных на глобальном рынке, определяет уровень экономического развития страны и состоятельность ее рыночных отношений. То, как международное деловое сообщество будет относиться к государству, зависит от успехов этих компаний и их надежности в работе с партнерами и клиентами. Сильная сторона России – это нефть и газ. Именно в этой отрасли мы являемся наиболее конкурентоспобными. Но конкурентоспособность России зависит от того, насколько конкурентоспособны наши компании на мировом рынке. Поскольку у наших транснациональных корпораций есть доступ к дешевым ресурсам, нефтегазовая отрасль является наиболее перспективной для транснационализации.

Второй предпосылкой транснационализации является то, что она благоприятно влияет на развитие национальных производительных сил и на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Чтобы создать себе правильный имидж, корпорациям приходится создавать для своих рабочих такие условия труда и оплаты, что не стыдно выходить и на мировой уровень. Необходимое условие поддержания имиджа транснациональной корпорации – это эффективная социальная политика и обеспечение своим сотрудникам стабильности. Более того, поскольку корпорации непосредственно относятся к национальной экономике, они заинтересованы и в ее стабильном развитии. Именно от государства исходит основная политическая поддержка в борьбе с конкурентами, поэтому основная деятельность и сосредотачивается обычно в стране базирования44. Если в национальной экономике возникают проблемы, это автоматически сказывается на имидже транснациональных корпораций. Кризис в своей стране зачастую приводит к кризису на международном уровне, именно поэтому корпорации так заинтересованы в том, чтобы в нашей стране всё было хорошо. Но, как я уже говорила раньше, интересы транснациональных корпораций и государства могут расходиться. К примеру, государство не устраивает желание корпораций минимизировать уплачиваемые налоги, а также то, что они не хотят вкладывать деньги в модернизацию производства. Как водится, разногласия возникают обычно в сфере, касаемой финансов, налогов и т.д.

Третьей предпосылкой транснационализации является то, что транснациональные корпорации вводят международные стандарты корпоративного управления на наши предприятия, также, благоприятное влияние на наш бизнес оказывает переход на международные стандарты финансовой отчетности. Транснационализация позволяет перейти компаниям на абсолютно другой, более высокий уровень. Повышение прозрачности компании и эффективное управление позволяет корпорациям создавать новый стандарт и на внутреннем рынке. Таким образом, и поставщикам ТНК, и конкурентам, которые не ведут деятельность на зарубежных рынках, тоже приходится учиться функционировать по-новому, более эффективно.

Четвертой предпосылкой транснационализации является тот факт, что стратегические альянсы и слияния – это основные способы экспансии наших нефтегазовых транснациональных корпораций, а это позволяет нашим компаниями приобретать новейшие технологии, такие, как работы на шельфе или, например, создание производства сжиженного природного газа. В результате компании ввозят в страну новые инновационные технологии и повышают уровень развития России в технологическом плане. Скорее всего, уже через год-два наша страна снизит добычу нефти, соответственно, нам понадобятся новые технологии, которые позволят работать на шельфе и добывать сланцевую нефть. Раньше такие технологии были не нужны, поэтому сейчас наши компании занимаются привлечением международных корпораций в свои проекты45.

Кроме того, транснационализация служит развитию и модернизации смежных отраслей, таких как нефтесервисная, отрасль геофизики, производство оборудования и развитие технологии бурения. К сожалению, на данный момент у российских ТНК нет технологий, которые нужны для добычи труднодоступных ресурсов. Практически все зарубежные компании гораздо более успешны, чем наши, за счет использования в своей деятельности передовых технологий. У нас же до сих пор большинство ультрасовременных технологий отсутствует. В России практически не добывают труднодоступные углеводороды. Что касается технологий нефтепереработки, то в этой отрасли мы также очень сильно отстаем от иностранных компаний. Таким образом, российские корпорации попадают в зависимость от экспорта передовых технологий из-за рубежа. Именно поэтому транснационализация и должна помочь развить и модернизировать вышеперечисленные смежные отрасли.

Шестой предпосылкой транснационализации является, как мне кажется, то, что наше государство, как уже было сказано выше, напрямую зависит от ТНК, а именно, от успешности корпораций, и любое улучшение их деятельности, например, использование тех же новейших технологий влияет на доходы государства, а следовательно, и на его социальную и политическую стабильность.

Седьмой предпосылкой транснационализации является тот факт, что наши корпорации способствуют продвижению интересов России на международной арене. Имеется в виду, что транснационализация не только помогает выйти на зарубежные рынки, но и лучше понять политическую ситуацию в том или ином государстве46. Можно сказать, что ТНК позволяют реализовать внешнеполитические интересы России. Именно поэтому все сделки, заключающиеся корпорациями, проводятся только после одобрения сверху, то есть исключительно при согласии политической элиты.

Итак, все эти предпосылки, на мой взгляд, достаточно хорошо объясняют, почему происходит транснационализация корпораций, и какую выгоду она в себе несет, в том числе и для государства.

Выводы

Во-первых, в главе были указаны основные причины, по которым транснациональные корпорации становятся политическими акторами, и были даны ответы на вопросы, в чем заинтересованы сами корпорации, и почему политическая элита также заинтересована в ТНК. Корпорации обеспечивают хорошие условия для деятельности центра и поддерживают интересы определенных сил, которые действуют во всемирном глобальном масштабе. Тем не менее, между ТНК и государством зачастую возникают противоречия. Ключевое противоречие – это противоречие между международным глобальным характером деятельности ТНК и территориально ограниченными полномочиями государства. Влияние ТНК на экономику и политику государства постоянно возрастает. Становясь структурным элементом национальной экономики промышленно развитых стран, разнообразные транснациональные компании стараются оказывать воздействие на производство, реализацию и перераспределение продукции, а это всегда вызывает противоречия между экономическими интересами этих стран и интересами самих компаний. Эти противоречия усиливаются тогда, когда политические отношения обостряются либо возникают внутренние и международные экономические кризисы. Итак, ТНК являются одним из главнейших институтов политического процесса в современном мире.

Во-вторых, подробно описан политический контекст складывания нефтяных компаний в России. Предыстория российских ТНК и активной деятельности иностранных ТНК на российском рынке связана с началом становления рыночной экономики в РФ в н. 1990-х гг. Именно тогда была создана законодательная база, позволявшая создавать в РФ акционерные общества. Во второй половине 1990-х гг. несколько лоббистских групп «олигархов» в федеральной власти, конкурирующих между собой, осуществляло содействие крупному бизнесу, но поскольку конкуренция все же имела место быть федеральное административное давление существенно ослаблялось.

Значимой предпосылкой возникновения ТНК в России стал процесс залоговой приватизации, после проведения которой количество акторов, ориентированных на ренту, только увеличилось. Политическое влияние крупного бизнеса началось с конца 1990-х гг. Этому поспособствовало несколько факторов. Первый фактор – экономический рост. Второй важнейший фактор – это изменившийся вектор федеральной политики. Еще один фактор – внутренняя логика развития самого бизнеса. Все это привело к тому, что территориальная экспансия крупного бизнеса за рубеж начала заметно расширяться.

В-третьих, были рассмотрены предпосылки транснационализации, среди которых выделяют общие предпосылки, предпосылки, специфические для компаний и предпосылки, специфические для государства. Предпосылки, относящиеся к последним двум группам, на мой взгляд, достаточно хорошо объясняют, почему происходит транснационализация корпораций, и какую выгоду она в себе несет, в том числе и для государства.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
...
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
I теоретические основания формирования публичного имиджа руководителя компании
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Роль Муаммара Каддафи в создании организации Свободных офицеров в Ливии
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Постепенно у гор стали появляться собственные духи и божества, а иногда и целые пантеоны божеств. С горами связано множество легенд,...
Рггу историко-архивный институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconСписок научных трудов А. А. Гиппиуса
Института высших гуманитарных исследований рггу. В 2006 г защитил докторскую диссертацию «История и структура оригинального древнерусского...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Адаптировано в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Воскресенске доцентом кафедры экономико-управленческих и правовых...
Рггу историко-архивный институт iconО конкурсе «Результативность научной деятельности преподавателей рггу»
Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников федерального государственного...
Рггу историко-архивный институт iconИ ее научный руководитель утверждаются на заседании кафедры и вносятся в протокол
Политология (бакалавриат) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании...
Рггу историко-архивный институт iconИнструкция по работе с порталом lms тестовые материалы; рекомендации...
Проведение мероприятия «Проведение тестовых занятий, индивидуальных консультаций для апробации модели дистанционного творческого...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных...
Рггу историко-архивный институт iconИсторико-социологический институт
Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры
Рггу историко-архивный институт iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доктор исторических наук, профессор, факультет истории, политологии и права, историко-филологический институт, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск