Рггу историко-архивный институт





НазваниеРггу историко-архивный институт
страница1/10
Дата публикации10.10.2014
Размер0.74 Mb.
ТипДипломная работа
100-bal.ru > Военное дело > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра современного Востока

Фейгина Алиса Владимировна

САКРАЛИЗАЦИЯ ГОР В КИТАЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 030800.65 «Востоковедение. Африканистика»

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Допущена к защите на ГЭК

Заведующий кафедрой

д-р ист. наук, проф.

_______________ А. В. Коротаев

«___»__________ 2013 г.





Научный руководитель

канд. ист. наук

_______________ А. А. Закурдаев


Москва 2013

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Мифологические представления о горах в древнем Китае 11

Человек и природа в китайской философии 11

Горы в древней китайской мифологии 12

Пять священных пиков в китайской мифологии 17

Культы Пяти священных пиков 19

Глава 2. Описание Пяти священных пиков 21

Тайшань 21

Ранние упоминания и освоение горы 21

Мифы и предания 22

Паньгу 22

Великий владыка Восточного пика 23

Бися Юаньцзюнь 25

Императорские культы 27

Культовые места посещения 28

Выводы 30

Суншань 31

Ранние упоминания и освоение горы 31

Мифы и предания 32

Культовые места посещения 34

Монастырь Шаолинь 34

Монастырь Юнтай 35

Монастырь Хуэйшань 35

Монастырь Сун-юэ 35

Храм Чжун Юэ 36

Академия Сунъян 36

Обсерватория 37

Выводы 37

Хуашань 38

Ранние упоминания и освоение горы 40

Мифы и предания 40

Культовые места посещения 42

Выводы 44

Хэншань (Южный пик) 45

Ранние упоминания и освоение горы 46

Мифы и предания 47

Культовые места посещения 53

Выводы 55

Хэншань (Северный пик) 55

Ранние упоминания 56

Мифы и предания 56

Культовые места посещения 58

Храм Сюанькун 58

Горная обитель небожителей 60

Храм Бэйюэ (Северного пика) 60

Выводы 60

Заключение 61

Список использованных источников и литературы 66

Введение


Издревле природа является священным пространством для китайца, а горы, соответственно, священными объектами, т.е. объектами обожествления и поклонения. С давних времён люди начали наделять горы сверхъестественными свойствами, отводить им особую роль в миропорядке, как мифическом, так и реальном. Постепенно у гор стали появляться собственные духи и божества, а иногда и целые пантеоны божеств. С горами связано множество легенд, мифов и преданий, они занимают значительные позиции во всех главных верованиях Китая, будь то конфуцианство, даосизм или буддизм.

Существует множество классификаций священных гор Китая, но среди множества вершин, и, в том числе, священных, особенно выделяются Пять священных пиков, или У юэ. Автор исследования полагает, что Пять священных пиков – это отдельная категория в культуре Китая, поэтому в тексте дипломной работы это название пишется с большой буквы. У юэ считаются важнейшими горами Китая, с древних времён являясь символом государственной власти и защитниками Поднебесной. Китайцы, почитая эти вершины, строили храмы и другие ритуальные сооружения в честь населяющих их духов и божеств, тем самым не только выказывая своё уважение и любовь, но и осваивая эти горы, в какой-то степени подчиняя их себе или, по крайней мере, гармонизируя свои отношения с этим элементом окружающей среды. Как именно проходил процесс сакрализации Пяти священных пиков в Китае, какие легенды этому сопутствовали и какие сооружения были построены для поклонения духам этих священных пиков, автор попытается осветить в данной работе.

Темой исследования является антропологический анализ сакрализации гор в китайской концепции культуры. Говоря о китайской культуре, или о «вэньхуа», нужно обратиться к истокам происхождения этого слова. Корни слова «вэнь» этимологически восходят к священной татуировке шамана или жреца, а позднее оно стало также обозначать «узор», «орнамент». Отсюда и проистекают последующие значения этого слова, такие как «письменный знак», «письменность». В конце концов, понятие «вэнь» стало обозначать культуру в целом. В современном китайском языке культура – это «вэньхуа», т.е. буквально – преобразование посредством письменного слова1.

В древних конфуцианских текстах термин «вэнь» становится одной из основных категорий китайской культуры, обозначая одну из сторон человека – что-то приобретённое им и украшающее его2. Также «вэнь» означало и «украшенность» вселенной, универсальное космическое начало. В понятии «вэнь» выделялись три аспекта: человеческий – письменное слово, небесный – планеты и созвездия, земной – горы и долины, узоры на шкурах животных. Это деление находит отражение в китайской мифологии3. Таким образом, представления о китайской культуре восходят к идеям о том, что культура в какой-то степени определяет космос, т.е. миропорядок, о её сакральной роли и объединении под этим понятием человеческого, небесного и земного начал.

Хотя представления китайцев о мире сформировались ещё в глубокой древности, они являются не только важной составляющей культуры Китая, но и до сих пор оказывают большое влияние на мышление людей. Поэтому если, рассмотрев пример Пяти священных пиков, мы поймём истоки и основы отношения китайского народа к природе и, в том числе, к горам, а также каким образом они проводили обожествление этих гор и как они использовали фактор священности горных вершин для их освоения, то сможем также понять и отношение современных китайцев к природе.

Например, почему руководство Китайской Народной Республики считает возможным осуществление таких проектов, как“南水北调工程”(«Наньшуй Бэйдяо Гочэн», т.е. поворот рек на север). Также в наши дни горы представляют огромный интерес как для китайских, так и для иностранных туристов. С помощью данного исследования можно разобраться в причинах, которые влияют на популярность того или иного места с точки зрения туристической индустрии.

Горы до сих пор являются огромной частью жизни китайского народа, на их поверхности находится множество сооружений, отражающих мировоззрение древних китайцев. Поэтому, чтобы понять современность китайской жизни, естественно, нужно обратиться к изучению её древности. Этим отчасти объясняется актуальность выбранной темы.

Кроме того, актуальность данного исследования также заключается в том, что тема недостаточно изучена в отечественном востоковедении. Конечно, существуют работы, в которых отмечены отдельные аспекты культа Пяти священных пиков. Однако нет работ, в которых бы содержались сведения о достопримечательностях, находящихся на поверхности Пяти священных пиков, или которые бы содержали одновременно всю информацию, касающуюся и легенд, и культовых сооружений, возведённых на основе на этих легенд. В данной же дипломной работе собраны воедино различные сведения о Пяти священных пиках, взятые из работ китайских авторов, переведены на русский язык и проанализированы.

Эта работа также может послужить отправной точкой к пониманию экологических проблем Китая, в той их части, которая касается отношения китайцев к природе, а именно представлений о том, что, несмотря на гармонию с окружающей средой, её можно изменять и подчинять себе, а также о том, что природа и человек равны друг другу. Возможно, в исследовании обожествления гор лежит ключ к пониманию современной экологической обстановки Китая.

Объектом исследования являются горы Китая, а предметом – Пять священных пиков и связанные с ними мифы и легенды, культовые сооружения.

Цель данной работы – на примере Пяти священных пиков показать, почему горы стали выступать в качестве сакральных объектов для китайского народа, как происходил процесс сакрализации и как жители Поднебесной использовали сакральность гор для освоения горного ландшафта.

Чтобы раскрыть тему дипломной работы, автор поставила следующие задачи:

  • Рассмотреть взгляды китайцев на природу с точки зрения философии и истоки представлений о горах как о священных объектах;

  • Определить место Пяти священных пиков в китайской мифологии и вероучениях;

  • Выяснить, как происходил процесс сакрализации гор и Пяти священных пиков;

  • Выяснить, какие постройки находятся на поверхности Пяти священных пиков;

  • Узнать, какие обряды проводились на поверхности Пяти священных пиков;

  • Определить, какие божества связаны с этими пиками.

Методологической базой исследования служат работы российских и китайских учёных. Однако в основном были использованы работы именно китайских учёных, так как в китайской науке тема исследования раскрыта более полно.

Что касается отечественной синологии, для написания дипломной работы автор использовала монографии и статьи таких учёных, как Б. Л. Рифтин, Л. С. Васильев, В. В. Ежов, В. В. Евсюков, А. Е. Лукьянов. Все эти работы оказали неоценимую помощь в исследовании.

Ценная информация о божествах и духах гор, об их культах и, в частности, о культе У юэ содержится в работе Л. С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае». Особенно автор отмечает роль Тайшань в системе государственных культов Китая и её главенствующее положение среди Пяти священных пиков.

В статьях Б. Л. Рифтина, входящих в состав энциклопедий «Духовная культура Китая» и «Мифы народов мира», также приведены полезные факты о культах и ритуалах, связанных с горами, а также о божествах этих гор.

Что касается человека и природы в китайской философии, то эту проблему подробно рассматривает в своей статье «Человек и «очеловеченный» мир в древней философии» А. Е. Лукьянов, исследую роль человека в системе природы и общества согласно различным учениям и религиям Древнего Китая.

Из монографии В. В. Евсюкова, посвящённой мифологии китайского неолита, можно почерпнуть важные сведения о месте, которое горы занимали в мироздании древних китайцев, а также о версии мировой горы Китая Куньлунь и других мифологических горах.

Что касается мифов Китая, то хотелось бы отметить работу В. В. Ежова, которая представляет собой собрание многих мифов и легенд Поднебесной.

Также большое значение для исследования имела работа американского синолога Мейра Шахара, называющаяся “The Shaolin Monastery: History, Religion, and the Chinese Martial Arts”, в которой подробно рассматривается история знаменитого монастыря Шаолинь, а также роль горы Суншань в религиозной жизни древнего Китая.

Относительно литературы на китайском языке, хотелось бы отметить работу «Культура У юэ», в которой содержатся сведения о мифах легендах и сооружениях, находящихся на пяти священных пиках, об их культурных особенностях и значимости, а так же монографию «Остатки культуры Суншань», в которой даётся подробное описание достопримечательностей, находящихся на этой горе.

Также большое значение для выполнения дипломной работы имели китайские исторические источники, такие как «Шицзи» и «Хуай-нань-цзы».

Данная дипломная работа содержит «Введение», две главы, «Заключение» и список использованных источников и литературы.

Во Введении автор формулирует тему исследования, аргументирует её актуальность, формулирует объект, предмет, цели и задачи работы. Также автор рассматривает использованную литературу и источники и кратко характеризует её.

В первой главе рассматриваются взгляды китайцев на природу, то, как определялись взаимоотношения человека и природы в соответствии с различными учениями. Также рассматривается роль горы в мифологическом устройстве мира, а также конкретно место Пяти священных пиков в китайской мифологии и связанные с ними культы.

Во второй главе даётся подробное описание каждого из пяти священных пиков, включая ранние упоминания, легенды и мифы, культовые сооружения, возведённые на каждой горе, а также выводы, почему та или иная гора является значимой.

В Заключении автор предоставляет выводы, сделанные на основе проведённого исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
...
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
I теоретические основания формирования публичного имиджа руководителя компании
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Роль Муаммара Каддафи в создании организации Свободных офицеров в Ливии
Рггу историко-архивный институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconСписок научных трудов А. А. Гиппиуса
Института высших гуманитарных исследований рггу. В 2006 г защитил докторскую диссертацию «История и структура оригинального древнерусского...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Адаптировано в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Воскресенске доцентом кафедры экономико-управленческих и правовых...
Рггу историко-архивный институт iconО конкурсе «Результативность научной деятельности преподавателей рггу»
Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников федерального государственного...
Рггу историко-архивный институт iconИ ее научный руководитель утверждаются на заседании кафедры и вносятся в протокол
Политология (бакалавриат) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании...
Рггу историко-архивный институт iconИнструкция по работе с порталом lms тестовые материалы; рекомендации...
Проведение мероприятия «Проведение тестовых занятий, индивидуальных консультаций для апробации модели дистанционного творческого...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных...
Рггу историко-архивный институт iconИсторико-социологический институт
Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры
Рггу историко-архивный институт iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доктор исторических наук, профессор, факультет истории, политологии и права, историко-филологический институт, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск