Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое





Скачать 91.86 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое
Дата публикации29.02.2016
Размер91.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Екатериновская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по биологии

в 11 классе

“Развитие жизни в мезозое:

триас, юра, мел“
Учитель

Кузнецова И.В.

2013 год



Цель урока. Рассмотреть геологические, климатические причины изменения органического мира в мезозой скую эру, ароморфозы, произошедшие у растений и животных, причины вымирания гигантских рептилий, историю их исследования.
Оборудование: буклеты, книги.
Ход урока.
1. Проверка знаний о позднем палеозое: вопр. стр.169.

2. Учитель делает пометки на доске о двух причинах изменений органического мира
! геоклиматические ! живое окружение,

условия взаимосвязи в нём
Мезозойская эра - эра средней жизни подразделяется на три периода - триасовый, юрский, меловой. Задача урока- рассмотреть, какие группы растений и животных а) появлялись, б) процветали, в) вымирали в каждом из её периодов.

Заготовка таблицы в тетради:


Появляющиеся группы

Процветающие

Вымирающие











300 млн. лет назад по предположению немецкого геофизика А. Вегенера, все материки были единым суперконтинентом- Пангеей. В конце триаса Пангея раскололась на две части: северную — Лавразию и южную - Гондвану, а также полуострова Индостан и Аравийский. Раскол Пангеи, а в двльнейшем и Гондваны с Лавразией, был обусловлен движением литосферных плит. Предположение о существовании суперконтинентов и дрейфе материков подтверждаются данными многих наук и позволяют объяснить особенности распространения видов в мезозое. Работа с рис. стр. 170.
Триас: сухой и жаркий климат привёл к возникновению пустынных ландшафтов. В результате продолжают вымирать древние земноводные, почти полностью исчезают древовидные папоротники. Начинается расцвет представителей класса пресмыкающихся.

В связи с сухопутным образом жизни у пресмыкающихся возникает ряд крупных ароморфозов: более совершенное строение конечностей и мускулатуры, обособление шейного отдела позвоночника ( что позволяет свободно двигать головой), более сложное строение лёгких, сердца, головного мозга. Оплодотворение у них внутреннее, не зависящее от воды, что обеспечивает большую вероятность оставления потомства.

В конце триаса возникают динозавры, размеры которых ещё относительно невелики: длина крупных динозавров достигает 5-6 метров. Из триасовых рептилий дожили до нас черепахи и гаттерии.

В морях триаса процветали кистепёрые рыбы,головоногие моллюски, сократилось многообразие хрящевых рыб. Запись в таблицу.


Появляющиеся группы

Процветающие

Вымирающие

динозавры , черепахи, крокодилы, настоящие костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие

кистепёрые рыбы, головоногие моллюски,

древние амфибии, панцирные рыбы, древовидные папоротники. в т. ч. и семенные.




Юра: климат вначале и в середине влажный сменяется к концу периода засушливым, обособляются Африка и Южная Америка, формируется Атлантический океан.

Властелины мезозойской эры, они занимали все природные среды и использовали все пищевые стратегии, известно более 600 видов вымерших рептилий — динозавров.

Самые крупные из известных наземных динозавров — бронтозавры. У них были очень длинные хвост и шея, маленькая голова и громадное туловище, они достигали 30 м в длину и весили до 50 т. Питались эти динозавры мягкой прибрежной растительностью. Надо сказать, что возникшие в триасе динозавры обильно дивергировали и могли обитать в засушливых местах, тропических лесах, мелководных лагунах.

Крупнейших размеров достигали и охотившиеся за ними хищные динозавры — тиранозавры. Появление хищных пресмыкающихся в начале мезозоя привело к усовершенствованию строения их собратьев, появлялись самые причудливые формы, которые неизвестны ни в одной группе животных.

Некоторые представители пресмыкающихся вновь вернулись в воду, приспособились к жизни в водной среде. Среди водных форм известны ихтиозавры — по строению тела они напоминали акул и дельфинов, и плезиозавры — животные с широким туловищем, длинными ластами и тонкой шеей.

Птерозавры — другая группа динозавров, которая вслед за насекомыми делает попытку освоить воздушную среду.

Презентация, подготовленная ученицей.

При подробном изучении строения и физиологии разных динозавров учёные столкнулись с очень интересными особенностями этих удивительных существ. Так, у одного из самых «умных» динозавров соотношение размера головного мозга к размеру тела как у шимпанзе, у них же почти как у человека развиты мозжечок и продолговатый мозг. Они могли понимать, размышлять, вырабатывать стратегию групповой охоты. Стереоскопические большие глаза, слегка смещённые вперёд, свидетельствуют о том,что это были существа с превосходным восприятием глубины пространства, они замечали, что творилось спереди, по сторонам и даже сзади.

Ещё одна анатомическая особенность динозавров — череп с двумя, а не с одной, как у современных рептилий, височными впадинами позади глазницы. Это делало череп более лёгким,освобождало место для мощной челюстной мускулатуры, способствовало совершеннству слухового аппарата.

Длинные «руки» он мог закладывать назад подобно крыльям птицы. Во время сна его голова могла прятаться между предплечьем и корпусом, а хвост — оборачиваться вокруг всего тела, что, возможно, помогало «дракону» сохранять высокую температуру.

Ещё одна характерная черта — наличие «тазового» мозга. Дело в том. Что объём мозга внутри сросшихся крестцовых позвонков превышал объём головного мозг в 10 — 100 раз!

Некоторые исследователи считают, что тазовый мозг был центром управления нервными путями задней части тела и хвоста. Получается, что задний мозг координировал работу конечностей, передний — пищевую активность и органы чувств. Такая «децентрализация» функций мозга, как считают некоторые исследователи, стала одной из причин вымирания динозавров в конце мела.
Учеными обсуждается и вопрос о том, были ли динозавры теплокровными. Проблема эта очень интересна и важна для науки, так как если были, то их стоит считать намного более развитыми биологически, чем принято сейчас. Палеонтологи полагают,  что некоторые из динозавров вполне могли быть теплокровными как млекопитающие или птицы. Известно, что у некоторых из них в конечностях имелись кровеносные сосуды, а у других конечности располагались прямо под туловищем, как у птиц и млекопитающих. Еще аргумент в пользу – у животного с такой длинной шеей должно быть высокое кровяное давление, чтобы кровь могла поступать в мозг.

Хороший аппетит тоже говорит в пользу теплокровия.  Если гигантские плотоядные динозавры были теплокровными, то им нужно было невероятное количество пищи. Но с другой стороны – сколько сил ему надо затратить на добычу пропитания?

Хотя давно известно, что детеныши динозавров появлялись из яиц, возможно, некоторые из этих удивительных созданий были живородящими. Пока это предположение касается только зауроподов. По следам зауроподов ученым удалось определить, что эти динозавры вели кочевой образ жизни. То есть постоянно передвигались в поисках пищи. При такой жизни у них практически не было возможности долго высиживать яйца. Кроме того, появившийся на свет детеныш, чтобы выжить должен был передвигаться вместе с остальными. Вряд ли только вылупившийся малыш был на это способен. А вот довольно крупный живорожденный детеныш – вполне.

Недавно палеонтологи обнаружили в Аргентинской Патагонии гнезда древнейших травоядных динозавров. На территории 120 квадратных километров углубления ученым удалось найти от пятнадцати до тридцати пяти яиц в гнездах, напоминающих глиняные корзинки.  Там же два года назад были обнаружены несколько тысяч яиц с эмбрионами, Однако, по утверждению ученых, эти гнезда относятся к гораздо более раннему периоду. На западе Северной Америки и в пустыне Гоби ранее уже обнаруживали гнезда плотоядных динозавров. Но аргентинские гнезда, как установили ученые, принадлежат травоядному тиранозавру, обитавшему в этом, ранее изобиловавшем водоемами, а теперь сухом и пустнынном месте восемьдесят миллионов лет назад.

Сообщение ученицы о работе экспедиций отечественных палеонтологов И. А. Ефремова, Ю.А. Орлова, А. К. Рождественского в пустыне Гоби.
Учитель. В морях юры достигают расцвета головоногие моллюски — аммониты и белемниты. Спиральные раковины аммонитов нередко попадаются в отложениях мезозойских морей. Белемниты напоминают современных кальмаров, остатки их внутреннего скелета («чёртов палец») также обычен в отложениях мезозоя.


Появляющиеся группы

Процветающие

Вымирающие

новые группы моллюсков, иглокожие, древние зубастые птицы;

динозавры, костистые рыбы, насекомые, головоногие моллюски; папоротники и голосеменные;

древние хрящевые рыбы.


Меловой период: отступление морей, похолодание климата, горообразовательные процессы — возникают такие крупные горные массивы как Альпы, Анды, Гималаи. Меловой период назван так в связи с обильным образованием мела в морских отложениях того времени.

В начале мелового периода произошёл следующий крупный ароморфоз в эволюции растений — появление цветка у покрытосеменных растений.

Естественный отбор дал цветковым растениям значительные преимущества над голосеменными: двойное оплодотворение и развитие сосудистой системы, защита семени околоплодником. Они широко расселились по Земле. Из первых покрытосеменных дошли до наших дней такие деревья, как магнолия,платан, хлебное дерево, фикус, эвкалипт, пальмы.

Широкому распространению и завоеванию самых недоступных участков суши способствовала приспособленность покрытосеменных к сезонным изменениям климата. Так, за исключением тропических растений, все покрытосеменные листопадные.

В конце мела климат стал меняться в сторону резкой континентальности и общего похолодания. Уменьшается площадь морей. В морях вымирают аммониты и белемниты. Возможно, это вызвало вымирание и питавшихся ими морских ящеров. На суше стала исчезать околоводная растительность, служившая пищей растительноядным динозаврам,что, вероятно, привело к их исчезновению, вымерли и хищные динозавры. От поразительного разнообразного в прошлом класса пресмыкающихся в наши дни уцелело 6 тыс. видов. Это представители пяти эволюционных ветвей: гаттерии, ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.


Появляющиеся группы

Процветающие

Вымирающие

Современные птицы, мелкие плацентарные млекопитающие

Костистые рыбы, первоптицы (зубастые), мелкие млекопитающие, насекомые, корненожки

Гигантские рептилии, аммониты, белемниты.


Драматичная история динозавров, их быстрое в геологическом отношении вымирание, последовавшее сразу после эпохи бурного расцвета, породили большое число гипотез.

Далее ученица делает сообщение о гипотезах вымирания динозавров.
( Гибель динозавров связывают со вспышкой сверхновой звезды, появлением ядовитых растений, вирусной инфекции. Существует предположение, что на границе мезозоя и кайнозоя с Землёй столкнулся астероид. Удар был так силён,облака пыли и дым от пожаров, возникших на огромных площадях, сократили доступ солнечных лучей. Резкое и длительное похолодание стало причиной массового вымирания теплолюбивых мезозойских видов растений и животных, в том числе и динозавров.)

Температура для ферментативных реакций в их клетках достигалась внешним прогревом. Млекопитающие и птицы начинали доминировать ночью и в зимний период. Однако, затем и днём, в этом им помогает головной мозг, высокая плодовитость, забота о потомстве.
Задание на дом: § 67, стр. 170-172, вопр. с. 172.







1- птеродактиль, 2- птеранодон, 3- стегозавр, 4- бронтозавр,

5- трицератопс и его яйца , 6 - ихтиозавр.







Буклет к уроку.

1) Какую массу растений нужно съесть

травоядным животным, чтобы их масса увеличилась на 10 кг, какова будет тогда масса ΙΙΙ и ΙV трофических уровней ?

ΙV ?

2) На основании правила экологической пирамиды

вычислите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу ΙΙΙ ? вырос один филин массой 3,5 кг если цепь питания имеет вид: зерно злаков

мышь-полёвка → хорёк → филин.

ΙΙ 100 кг 3) Если предложить, что волчонок с месячного

возраста, имея массу 1 кг, питается только

зайцами средняя масса 2 кг), то подсчитайте,

І ? какое количество зайцев съел волк для

достижения им массы 40 кг и какое

количество растений (в кг) съели эти

зайцы?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе умк школа России. Тема урока : «Где живут слоны»
Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического...
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,...
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconДомашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока биологии 10 класс Учитель: Полиектова Е. Ф. Тема:...
Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических...
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока в 10-м классе. Тема: «Значение спорта в жизни подростка»
Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих участвовать в социально- бытовой...
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconКонспект урока биологии в 11классе тема урока. Гипотезы возникновения...
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию
Конспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск