Скачать 362.98 Kb.
|
Дисциплина. Методика экологического образования Комплекс занятий по ознакомлению с деревьями ближайшего окружения. Конспект занятия Тема: «Зимняя экскурсия в парк» Программные задачи:
Активизация словаря: береза, клен, сосна, тополь, ясень, ветвепад, пробковый слой. Предшествующая работа: дети ранее были на экскурсии в парке, во время прогулок наблюдение за погодой, зимними явлениями. Подготовка воспитателя: определила программное содержание, продумала методику проведения занятия, прочитала пособие Саморуковой «Методика ознакомления дошкольников с природой» (раздел «Зима»). Написала конспект. Оборудование: кора деревьев, иллюстрации птиц. Ход экскурсии - Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были. (Рассматриваем внешний вид парка) Загадка: Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю покрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня… (зима) - Молодцы, ребята, правильно это зима. (Читаю стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает») - Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе. - Ребята, а кто назовет зимние месяцы? - Верно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы. - Ребята, давайте вспомним признаки, приметы зимы (снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом. Солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц). - Ребята, как в народе говорят о декабре? (декабрь – «ночь года», «Декабрьский денек с воробьиный скок», «В декабре зима стеллит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»). - Почему так говорят? - Ребята, как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»). (Читаю стихотворение Сурикова «Зима») - Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег? Не зверь – а воет (вьюга) Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель) (закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга») - Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада? (снежинки). Загадка: Я, как песчинка мала и землю покрываю. Я из воды и сам ее рождаю. Как пух лежу я на полях, Блещу при солнечных лучах. - Что это? (снег) - Какой сегодня снег? Как это можно узнать? - Какой бывает снег, когда его освещает солнце? - Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит. Послушайте, как сказал А. С. Пушкин о снег: Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. - Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами? (скрип) - А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть личики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип. - Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет? - Почему снег не скрипит в теплую погоду? - А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? Подумайте. - Верно, в большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика. Отгадайте загадку: Весной – веселит, Летом – холодит, Осенью – питает, Зимой – согревает. (дерево) - Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой? - Правильно, по коре, веточкам. - Как можно узнать березу? - Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли. У березы, каждый знает, Ствол зеленый не бывает. - А как узнать тополь? - Правильно, ствол у тополя зеленый. - Чем отличается клен от ясеня? (У ясеня на ветвях висят целые гроздья узких плодов – крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом). У них есть общая черта – все ветки у них расположены попарно. - Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья? - Правильно, это сосна. Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалась сосна. (С. Есенин) - Как можно узнать сосну зимой? - Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится. - Почему сосну называют хвойным деревом? - Что растет на сосне? (шишки) - Что находится в них? (семена) - Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер. - Кто питается семенами сосны? (клесты, дятлы, белки, полевки, мыши) - Ребята, что вы еще знаете о сосне? - Как проводят зиму деревья и кустарники? - Да, они спят, находятся в глубоком покое (закрепляю с детьми). - Как дерево готовится к зиме? - Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму. - Для чего дереву кора? (она защищает дерево от холода) - В середине зимы, если она морозная, деревья трескаются, при этом раздается звук, похожий на выстрел. Кора липы, клена имеют трещины в виде струн. - Ребята, зимой мы можем наблюдать такое явление, как ветвепад. Как осенью деревья сбрасывают листья, так зимой он освобождаются от устаревших, высохших, надломленных веток, много их опадает от ветра. - Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно. - Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса? - Назовите зимующих птиц? Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью? Озябли пташки малые, Голодные, усталые И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. (С. Есенин) - Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице страшен голод, а не холод». - Птиц зимой надо подкармливать. - Чем можно кормить птиц? - Верно – хлебом, семечками, зернышками. - Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его будут есть. Игра «Узнай по описанию» (узнавание дерева) Конспект занятия Тема: «Экскурсия в парк» (осенняя). Программные задачи:
Активизация словаря. Предшествующая работа: Чтение сказки Н. Павлова «Зимние игрушки» в книге «Четыре времени года». С. А. Веретенникова, А. А. Клыков. Заготовка корма для птиц, ежедневные наблюдения на участке детского сада. Ход экскурсии Организационный момент. Придя в парк Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природа увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы И отдаленные седой зимы угрозы. - О каком времени года говорится в стихотворении? - Как вы догадались? - Какое сейчас время года на дворе? - Какая погода бывает осенью? - Какая погода сегодня во дворе? - Какая погода была нВ дворе в прошлый раз, когда мы были с вами на экскурсии в парке? - Да, еще светило солнце, было тепло, дорожки были сухие. Разная погода бывает осенью. Недаром в народе говорят: «В осеннее ненастье – семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и внизу метет». - Ребята, какие осенние месяцы вы знаете. - Молодцы, хорошо. Сентябрь – это начало осени, октябрь – середина, ноябрь – конец осени. - Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о каком месяце осени в нем говорится. Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря – И открылась школа. - Да, в этом стихотворении говорится о месяце сентябре. В октябре, в октябре Частый дождик на дворе, На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик Заготовлены дрова На зиму для печек. - В октябре чаще идут дожди, вянет трава на лугах, и совсем не слышно кузнечика, не поют уже так весело и звонко птицы. - А какой сейчас месяц осени? - Ноябрь. Это самый последний месяц осени. После ноября наступит зима. Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». - Поэтому в нарде и говорят «В ноябре зима с осенью борется». - Ребята, обратите внимание на деревья, что с ними произошло? (дети наблюдают и рассматривают деревья) - Как называется период осени, когда с деревьев опадают листья? - Период листопада (закрепление) - Почему опадают листья у деревьев? (листопад спасает ветки деревьев от механического повреждения при сильном снегопаде, т. е. если бы листья остались на деревьях и выпал бы снег, то ветки у деревьев обломились бы от большой тяжести и погибли бы). - Отгадайте загадку. Угадай, как звать наш дом? Все расскажем мы о нем: Он окрашен в белый цвет И на ветках шишек нет, А кудрявятся на нем Листья мелкие кругом. (береза) - Какое это дерево? - По каким признакам можно определить это дерево осенью? - Да, по белоснежному стволу и веткам. Возле дерева можно найти опавшие листья. - Много поэтов писали стихи о нашей русской красавице. Ребята, кто знает стихотворение о березе? - Не только поэты писали стихи о березе, но и композиторы сочиняли песни, художники писали картины, вот посмотрите (показать). Загадка. Темной он покрыт корой, Лист красивый и резной, А на кончиках ветвей Много, много желудей. (дуб) - По каким признакам можно определить дуб осенью? Вспомните сказку Павлова «Зимняя пирушка». - По каким признакам зайчик определил дуб? - Да, сухие листья на дубе могут сохраниться до самой весны, они висят на нем как флажки. - Кора дуба темная, с глубокими трещинами. - Ветки изогнутые раскидистые. - Если хорошо присмотреться, но на земле можно увидеть семена дуба – это желуди. - Давайте, ребята, поищем желуди. - Ребята, а как можно найти клен осенью. - У него веточки, все прутики сидят парочками и каждая наперекрест с другой. - Кора темно-коричневого цвета, бороздки не слишком глубокие (потрогайте). - Еще осенью возле клена можно увидеть листья, похожие напять пальчиков (найти и приложить). - Все они красные, желтые, оранжевые. - Ребята, а кто найдет семена клена (крылатки). - Вот они, молодцы дети. - Послушайте еще одну загадку. Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (сосна, ель) - Как называется это дерево. Да, это сосна. (рассмотреть) Е. Головин. Собрались и полетели Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу. Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, Стало зайчику тепло. Носит белка месяц целый Про запас грибы в дупло. Рыщут волки ночью темной За добычей по лесам. Меж кустов к тетерке сонной Пробирается лиса. Прячет на зиму кедровка В старый мох орехи ловко. Хвою щиплют глухари, Зимовать к нам прилетели Северяне – снегири. - Какие изменения происходят в животном мире осенью? - Куда же девались птицы? - Какие птицы улетают на юг первыми? - Да, это насекомоядные птицы. - Это ласточки, стрижи, кукушки (показ иллюстраций). - Почему они улетают первыми? Потому что с наступлением холодов исчезают все насекомые, птицам нечем питаться, поэтому им приходится улетать на юг, преодолевая большие расстояния. - Какие птицы улетают последними? Да, это водоплавающие птицы. - Почему? - Осенью, замерзают все пруды, озера, болота. - Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, журавли). Журавли летят курлычут Шлют последнее прощай! За собою лето кличут Забирают в теплый край. - Ребята, а каких птиц вы видите сейчас в парке. - Да, это голуби, воробьи, вороны, галки (показать иллюстрации, если нет птиц). - Ребята, отгадайте, о какой птице говорится в загадке. Ты с модницей этой, Конечно, знаком Вертушке никак не сидится – Синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится …. (синица) - Да, это синица. Посмотрите, какая она проворная, шустрая, быстрая. - Когда мороз скует землю и выпадет снег, прилетят к нам кочующие птицы с севера. Это снегири, клесты (показать иллюстрации). - Зимой птицам холодно и голодно, человек всегда должен заботиться о них. - Как же вы заботитесь о птицах? - Давайте покормим птиц (детей подкармливают птиц в парке заранее приготовленными семенами). - Дети, какие работы люди выполняют в парке осенью? (обратить внимание на клумбу). - С клумбы убирают сухие листья, выкапывают клубни георгинов, пересаживают нарциссы, тюльпаны, укрывают розы и хризантемы, пионы. - Садовники в садах и парках готовят деревья к зиме, высаживают саженцы. Игра «Кто где живет?» Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в подготовительной группе |
Конспект занятия по экологии в средней группе тема: Экскурсия в осенний парк «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Конспект беседы «Экскурсия в парк Победы г. Саратова» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Индивидуальные экскурсии Обзорная экскурсия по Барселоне (4 ч.+дорога) Обзорная экскурсия по столице Каталонии с посещением основных достопримечательностей:... | Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса тема: «Звуки м м’. Буква м» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Конспект занятия для старшей группы. Тема: «Мой дом моя крепость» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Конспект занятия Тема: «Экскурсия в музей обувной фабрики» Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | ||
I – й Московский городской конкурс юных экскурсоводов Экскурсия в Аршиновский парк Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий | Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Экскурсия в парк Цели Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осенняя экскурсия в парк по окружающему миру (технология гсо) 3 класс «гармония» | ||
Группы с руководителем от Хабаровска! Австралии аквапарк Wet’N’Wild (Water World) с водными горками и аттракционами, крупнейший парк диких животных Австралии Currumbin... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром | ||
Конспект занятия у бабушки в гостях Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Конспект занятия «Поездка на ярмарку» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Конспект по изодеятельности для старшей группы с использованием техники... Материал к занятию: фланелеграф, бумага формата А4, тушь, свеча, царапки, кукла Незнайка, иллюстрации ночной зимы |