Конспект занятия «Волшебная глина»





Скачать 49.87 Kb.
НазваниеКонспект занятия «Волшебная глина»
Дата публикации19.10.2013
Размер49.87 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект занятия «Волшебная глина».

Программное содержание:

Познакомить с гончарным производством, показать разнообразие изделий из глины.

Закрепить знания детей о свойствах глины, многообразии её использования.

Способствовать применению полученных знаний на практике (лепка игрушек, посуды).

Воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Словарная работа:

Гончар, гончарный круг, , кувшин, глиняная чашка, крынка.

Предварительная работа:

Экскурсия в дом творчества на выставку «Изделия из глины», чтение книг по теме, дидактические игры.

Материал:

Кусок мокрой глины, кирпич, набор разрезных картинок с изображением глиняной посуды, глиняные игрушки, игрушки из дерева, стекла, пластмассы, резины, мягкие игрушки, картинка с изображением гончарного круга.
Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите в каких домах вы живёте? (в деревянных). А в каких домах живут люди в городах? (из бетонных плит, из кирпичей). Я хочу вам сказать, что кирпич – очень древний строительный материал. Посмотрите на него. Его придумали 5000 лет назад. Кирпичи делают из глины, а глину нам даёт природа. Есть специальные кирпичные заводы, где выпускают кирпичи. У нас в Коми Республике такой завод находиться в городе Ухта, и весь этот город построен из кирпича.

Как называют такой материал? (природный).

О глине, казалось бы, таком простом материале, мы сегодня и поговорим.

Глина находиться буквально у нас под ногами, чаще всего около водоёмов. Намокнув, глина становиться мягкой, пластичной, и ей легко придать нужную форму (демонстрирую кусочек глины. Мну её). Какой неприродный (искусственный) материал напоминает сырая глина? (пластилин).

Сделали из глины кирпичи и построили дом. Как вы думаете, прочный дом получился у нас? (ответы детей). А почему? (ответы детей). Дождь поливает. Весной снег на крыше тает. Вода стекает по стенам. От воды такие кирпичи размокают, разрушаются.

Что же надо сделать, чтобы кирпичи стали прочными, твёрдыми?

(Кирпичи необходимо обжечь). Правильно, если глину, из которой изготовлен кирпич, нагреть до очень высокой температуры, она становиться твёрдой, прочной, и снова мягкой сделать её не под силу ни человеку, ни дождю, ни снегу.

Давным – давно, когда ещё не было кирпичных заводов, кирпичи делали вручную: сначала копали глину, поливали её водой, топтали, мяли, лепили кирпичи, затем ставили в печь для обжига. Это была очень тяжёлая и грязная работа.

Скажите мне, ребята, где используют кирпичи у нас на селе?

Правильно, делают печки, «кладут», как говорят в народе, а потом обмазывают глиной.

Глина служит строительным материалом не только для людей. Вспомните, какая птица. Живущая под крышей дома, куда вода не попадает, делает гнездо не только из веточек и травинок? (Ласточка). В народе говорят: «Пчёлка лепит свой дом из воска, а ласточка – из глины». Птица затыкает щели между ветками кусочками сырой глины. Высыхая, она крепко склеивает остальной строительный материал. Гнездо становиться таким прочным, что, случись ненароком ему упасть. – не разобьётся. Возможно, в далёкие времена человек заметил это и стал по «ласточкиной технологии» сооружать дома- «мазанки».

(Показываю керамическую плитку). Ребята, где вы могли увидеть такие плитки? (ответы детей). В ваших домах стены кухни и ванной комнаты украшает керамическая плитка, тоже сделаны из глины.

Глину издавна использовали не только для строительства. Из неё делали тонкие «дощечки», на которых писали палочками (показываю). Такие «письмена» хранятся сейчас в музеях. Их изучают и пытаются прочитать.

В наше время при изготовлении белой бумаги в жидкую массу добавляют небольшое количество белой глины.

Глина имеет и целебные свойства. Вспомните, что она лечит? (ответы детей). Правильно, даже сейчас, когда для борьбы с болезнями имеется множество лекарств, применяются старинные рецепты: чтобы избавиться от болей в пояснице и суставах, в глину добавляют керосин или уксус, разрезают на полоски и прикладывают к больным местам. Маленькие пластинки разогретой глины используют как своеобразные горчичники. Часто используют глину вместо грелки. А если положить на горячий кирпич веточки полыни или можжевельника, можно уничтожить вредные микробы в воздухе комнаты и изгнать мух и комаров.

Глина самый распространённый материал, из которого можно вылепить всё что угодно. Послушайте стихотворение:

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят всё: горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все стоят на полке в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Что же можно вылепить из глины? (посуду, игрушки).

В далёкие времена глиняную посуду лепили руками: маленькие тарелки и блюдца выдавливали из кусочков глины (показываю), большую посуду составляли из глиняных колец, накладывая одно на другое (показываю). Со временем появился ручной гончарный круг. Одной рукой его крутили, а другой вылепливали изделия (показываю иллюстрацию). Позже придумали ножной гончарный круг. Лепить посуду стало легче и быстрее. Во всех случаях готовые изделия обжигали в печах. Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной? (ответы детей). Правильно, мастера, который лепит из глины посуду, называют гончаром. Гончар вкладывает много сил и души в свои изделия. Они для него как живые.

Глиняной посудой многие до сих пор с удовольствием пользуются: без всякого холодильника пища в ней не портиться в течении нескольких дней, летом в жару долго остаётся холодной, соль и крупы не впитывают влагу, чай, кофе, специи годами сохраняют свой аромат.

Глиняные изделия украшали коми росписью – волнистые линии – это знак воды, прямые линии – это знак земли, косые линии означали дождь, точки – семена.

(Воспитатель показывает игрушечного котёнка).

Однажды котёнок, который жил у мастера, разыгрался и прыгнул на полку с глиняной посудой. Всё полетело на пол и разбилось на кусочки. Помогите собрать и склеить из кусочков посуду, чтобы котёнку не попало от девочки. (Проводиться дидактическая игра «Сложи из кусочков посуду»). Вот какая красивая получилась посуда и вас котёнок благодарит и обещает больше не шалить.

Доскажите стихотворение:

Завелась не ведомая птица,

Всякий ею подивиться.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту.

Эта птица не простая,

Расписная, золотая,

Просто диво – безделушка!

И зовут её -…

Дети: Игрушка!

Воспитатель: Да, из глины какие только игрушки не делают! Дымковские, филимоновские, орловские, тульские…(показываю) и наши коми игрушки – это и дудочки, колокольчики, лошадки и т.д.
Вот мы и поговорили с вами о глине. Оказывается, она совсем не простая, а волшебная: сколько нужных и красивых вещей можно из неё сделать!

А сейчас, ребята, выберите в этом магазине только предметы, сделанные из глины и обоснуйте свои выбор, почему именно вы выбрали эту вещь.

Понравилось ли вам, ребята, занятие, что вы взяли для себя, что узнали новое? (ответы детей). Вечером мы с вами слепим посуду из глины в уголок для кукол. Вы почувствуете своими руками, что глина живая, мягкая, податливая.

В следующий раз я вас приглашу ещё в одно удивительное - в мастерскую Надежды Фёдоровны. Она вам покажет, как обжигают и расписывают глиняные изделия. Спасибо всем моим друзьям. Мне было очень легко с вами работать и общаться.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКнига волшебства: о книгах Д. Роулинг о Гарри Поттере конкурсная...

Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия по социальному развитию для детей старшей группы «Волшебная бумага»
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия «Волшебная глина» iconТема урока: Песок и глина
Какие полезные ископаемые встречаются в нашей области?(известняк, песок, глина, гравий, булыжник, болотная железная руда, торф, минеральные...
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект открытого занятия по рисованию в младшей группе №2 Тема: «Волшебная полянка»
Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству,...
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия по лепке «Волшебная страна – подводное царство» в средней группе Задачи
Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты...
Конспект занятия «Волшебная глина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе...
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Волшебная глина» iconПояснительная записка Программа «Волшебная шкатулка оригами»
Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме...
Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию»
Конспект занятия «Волшебная глина» iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект занятия «Волшебная глина» iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск