Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет»





Скачать 137.96 Kb.
НазваниеМинобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет»
Дата публикации04.07.2013
Размер137.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки РГУ Д.ф.н., проф. Драч Г.В. .

Протокол №
« » 2011 г. « » 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

ВОДЯНИКОВА И.Ф.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Философские проблемы химии»

вузовского комплекса цикла УД

Направление подготовки:

020100 Химия; 020300 Химия, физика, механика материалов
Квалификация (степень) бакалавр


Ростов – на –Дону

2011

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3

2.Учебно-тематический план курса……………………………………4

3.Программа курса ……………………………………………………..5

4. Модуль 1. Предпосылки химической науки……………………..5

5. Модуль 2. Формирование химии как науки……………………..7

6. Контрольные вопросы………………………………………………..11

7. Литература……………………………………………………………12

Пояснительная записка
Цель курса – выяснение специфики философии химии, ознакомление магистров химии, с традицией исследования научных парадигм сквозь призму доминирующих в разные исторические эпохи философские идеологии. Курс раскрывает основные социокультурные и идеологические контексты формирования научной методологии в европейской традиции.

Задачи: - выделение группы философских вопросов химии;

- рассмотрение взаимосвязи химии со смежными науками и уяснение ее специфики и места в системе естественных наук;

- осмысление проблемы физикализации химии;

- уяснение проблемы единства химии как науки;

- понимание места концептуальных систем в становлении современной химической науки;

- осмысление проблемы времени в химии.

- выявление проблемного характера процесса зарождение научных знаний и методов;

- знакомство студентов с полемическими концепциями происхождения экспериментального математического европейского естествознания;

.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ






Тема


Лек.


Сем


Всего

Модуль1

Предпосылки химической науки










1.

Специфика философии химии, ее предмет

2




2

2.

Историческое развитие химической картины природы

2




2

3.

Средневековая алхимия

2




2

4.

Взаимосвязь химии с физикой, биологией, геологией, экологией

2




2




Рейтинг 1 Коллоквиум

2




2

Модуль2

Формирование химии как науки










5.

Концептуальные химические системы как научно-исследовательские программы

2




2

6.

Проблема времени в химии

2




2

7.

Приближенные методы в химии

2




2

8.

Итоговый рейтинг 2

Итого:

2

16




2

16


Программа курса «Философские проблемы химии».

Модуль 1 . Предпосылки химической науки

Тема 1. Специфика философии химии, ее предмет

Выяснение специфики философии химии. Философия химии - рефлексия над химией и ее предметом. Философские вопросы химии. Онтологический аспект достижений химии. Сущность открытых химией явлений, их связь с физическими, биологическими и другими явлениями, их место в общей картине природы. Гносеологические и методологические вопросы. Познавательная деятельность химика, логический инструментарий, применяемые в химии понятия, абстракции, методы исследования. Вопросы, относящиеся к раскрытию социального аспекта развития химии и химической практики, связанные с историческим осмыслением химии как науки. Проблема сведения химии к физике; проблема единства химической науки, сущность четвертой концептуальной химической системы; проблема времени в химии.

Тема 2. Историческое развитие химической картины природы.

Предыстория химической картины природы. Первый этап –предалхимический - элементы химического знания в единой картине природы древних мыслителей. Учение об элементах Эмпедокла и Аристотеля. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Различия между атомистикой греков и химической атомистикой подобно различиям между эмпирическими и абстрактными понятиями. Эти учения стали основанием в формировании идеи трансмутации, (т.е. превращения) неблагородных металлов в благородные. Фундаментальные постулаты атомистического учения. Аристотель сверх четырех, ввел пятый элемент – эфир. Мировое пространство заполнено легким и разреженным пятым элементом, проникающим во все вещи.
Тема 3. Средневековая алхимия.

Второй этап предыстории химической картины природы – алхимический. Алхимия - яркий феномен средневековой культуры. Задача алхимии - превращение (трансмутация) неблагородных металлов в благородные. Эта идея базировалась на представлениях древнегреческой философии о материальном мире как состоящем из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. В алхимии соединились как умозрительная, так и практическая химия. Задачей средневековых алхимиков было приготовление веществ, с помощью которых можно было бы достичь облагораживания металлов. Наиболее важный из этих препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и свинец, ртуть и т.д., носил название «философский камень», «великий эликсир» (от араб. Аль- иксир – философский камень. Алхимикиоткрыли столько процессов, наблюдали такое количество реакций, что это способствовало становлению новой науки. Алхимики средневековья: Раймонд Луллий, Альберт Великий, Фра Бонавентура, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Венсан де Бовэ, Исаак Голландец.

Алхимия – это высочайшая ступень символического мышления. Алхимия определяется как моделирование космического процесса, создание химической модели космического процесса. Алхимики создавали в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ятрохимия и включение человека в общую систему химических представлений о природе.

Заслуга алхимии: создание эмпирического базиса науки, предпосылок становления химии как науки.

Модуль 2 . Формирование химии как науки.

Тема 4. Взаимосвязь химии с физикой, биологией, геологией, экологией.

Взаимосвязь химии с физикой. Проникновению физических идей химия обязана своим превращением в одну из областей современного естествознания. Физическая идея, которая сыграла решающую роль в химии, стала ньютоновская идея силы тяготения. Фактически все концепции химического сродства строились по образцу ньютоновской трактовки гравитационного взаимодействия.

Важным этапом взаимодействия химии с физикой является этап проникновения в химию физических законов. Квантовая механика и ее функции научной теории по отношению к химии. Применение физических измерительных приборов.

Взаимосвязь химии с биологией. В науке XIX просматриваются две крайние тенденции, в рамках которых одинаково односторонне решалась проблема сведения биологического знания к химическому и физическому. Ученые-виталисты: принципиальную невозможность познания жизни методами химии и физики, ученые, стоящие на упрощенных материалистических позициях (вульгарный материализм) считали возможности физики и химии в познании жизни безграничными. Неовитализм конца XIX века, в отличие от «старого» витализма, не отрицал физико-химические методы в познании жизни. С появлением биохимии в конце XIX века, когда изучением живых объектов биологи стали заниматься с помощью методов химии, было заявлено, что химия не может полностью объяснить процессы, протекающие в живых организмах. В середине XX века успехи познания биологических явлений на молекулярном уровне вновь привели к возникновению в среде ученых мнений о возможности полного сведения биологии к физике и химии. Взаимосвязь химии с геологией. Связь химии с геологией обусловлена успехами химии. Синтез минералов с уникальными физико-химическими свойствами: алмазы, рубины, гранаты, кварц. Биогеохимия – наука, изучающая химические процессы земной поверхности в зависимости от развития органического мира.

Взаимосвязь химии с экологией. Химия и глобальные проблемы сохранения и регулирования основных балансных природных процессов. Задачи, стоящие перед химией: производить утилизацию отходов промышленности, дезактивацию промышленных выбросов, регулирование геологических процессов на поверхности Земли.

Тема 5. Концептуальные химические системы как научно-исследовательская программа.

В.Гейзенберг о «концептуальной системе как относительно замкнутую систему теорий, объединенных общей концепцией. История химии может быть представлена как последовательное возникновение, функционирование и развитие четырех концептуальных химических систем:

- учение о составе веществ (или «наука о химических элементах и их соединениях» Д.И.Менделеев) и связанные с ней обобщения, концепции соединений постоянного и переменного состава, теория валентности);

- учение о структуре или структурная химия – это учение о строении органических и неорганических соединений, координационная теория, кристаллохимия и т.д.)

- учение о реакциях или учение о химическом процессе ( кинетика и теория катализа)

- учение о химической эволюции или химия самоорганизации ( концепция диссипативных систем И. Пригожина, теория реакции Белоусова – Жаботинского, эволюционный катализ).

Механизм самоорганизации включает следующие факторы:

- запоминание эволюционной информации в физико-химических изменениях системы (воздействие из прошлого);

наличие цели, в направлении которой происходит саморазвитие (воздействие из будущего).

Эволюционная химия образует высший уровень современной химии, поскольку указанные системы представляют собой высшие формы химизма, характеризующиеся тенденцией к образованию все более высоких форм химической организации вещества.

Тема 6. Проблема времени в химии.

Модели или концепции времени в химических теориях. Познание времени в истории культуры. Освоение человеком разнообразных технологических операций, в том числе и химических, явилось условием приспособления его к пространственно – временной структуре мира. Происхождение идеи времени это результат приспособления человека к миру. Химическая практика как очередность, последовательность, повторяемость операций. Временные характеристики процессов - важнейший способ управления свойствами веществ.

Философские представления о времени характерные для античного рационального мышления, сказывались и на химическом мышлении. В роли задающего традицию образца выступал образ циклического времени, времени-вечности, свойственный античной философии, который вступал в противоречие с эмпирическими временными представлениями. Анализ временных представлений в зарождающейся химии обнаруживает две основные тенденции: 1) развитие собственных эмпирических представлений о времени, на основе исследований свойств вещества; 2) встраивание, соединение рациональных моделей времени в способ химического мышления. На уровне эмпирических обобщений накапливалось богатство содержания понятия времени, на теоретическом уровне время в химии отсутствовало вплоть до XIX века.

С момента формирования третьей концептуальной химической системы (кинетики) ситуация начинает меняться.

Н.Н.Семенов определяет химическую кинетику как учение «не только о скоростях, но и о механизме химических реакций». Механизм – это кинетическое понятие и означает развертывание структуры реагирующих веществ во времени.

Концепция временного становления получает свое дальнейшее развитие в четвертой концептуальной химической системе – эволюционной химии или учении об эволюционном катализе.

4.7. Приближенные методы в химии.

Методы в химии, понимая их в широком смысле, можно разделить на три основные группы: расчетные, методы проведения экспериментов, методы, касающиеся анализа и интерпретации получаемых данных. Эти три группы четко различимы, но неразрывно связаны: развитие каждой из них зависит и так или иначе обусловливает развитие другой.

Расчетные методы – наиболее точные, что неудивительно с непрерывным развитием компьютерных технологий, с созданием новых программ и совершенствованием компьютеров становится возможным решать все более сложные задачи.

В методах проведения экспериментов можно говорить о возможности и целесообразности их применения в той или иной области, об относительной универсальности того или иного метода. Кроме того, если один и тот же опыт пытаются повторить два разных экспериментатора, и даже один и тот же, то даже в случае точного воспроизведения загрузок, количества растворителя, одной и той же посуды и времени повторения опыта, всегда будут получены различные результаты, если не в степени чистоты вещества, то в его количественном выходе. Скорее всего, это объясняется поистине невероятной сложностью химических систем и огромным количеством различных взаимодействий. Данное предположение является ключевым для всех трех групп.

Обратимся к третьей группе методов. Если говорить о состоянии дел на сегодняшний день, то все имеющиеся методы анализа не являются абсолютно точными. Будем говорить, в первую очередь, о химических и физико-химических методах. Получение неточных данных может быть связано со множеством причин. Перечислим некоторые:

- личностный фактор – интерпретация одних и тех же данных может быть различной у разных исследователей вследствие навыков, теоретических знаний, общей эрудиции;

- ошибки вычислений - ошибочно выбранная формула, сбои вычислительной техники и компьютерных программ, неправильно настроенный прибор;

- влияние внешних факторов на показания высокочувствительных весов: к примеру, шумы;

- воздействие на вещество – в процессе подготовки к анализу нельзя исключить влияние окружающего воздуха, влаги, пыли и т.п., что способно повлиять на получаемые данные.

Важнейшим способом повышения точности анализа является совершенствование точности приборов.
Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте философские вопросы химии.

  2. Предалхимический период. Учение об элементах Аристотеля.

  3. В чем заслуга алхимического периода в становлении химии как науки? Назовите имена философов-алхимиков

  4. Сформулируйте понимание Гегелем понятия «переходное состояние».

  5. В чем состоит проблема физикализации химии?

  6. Обоснуйте не сводимость химии к физике.

  7. В чем особенность философских проблем современной химии?

  8. Какова взаимосвязь химии со смежными науками, какова ее специфика и место в системе естественных наук?

  9. Поясните проблему единства химии как науки.

  10. Учение о составе вещества как первая концептуальная система химии

  11. Структурная химия

  12. Химическая кинетика

  13. Эволюционная химия

  14. Концептуальные системы в химии как смена научно-исследовательских программ.

  15. В чем состоит особенность проблемы времени в химии?

  16. Поясните смысл и значение приближенных методов в химии.


Литература

1. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М. 1990.

2.Бенфи О.Т. Концепции времени в химии // Методологические проблемы современной химии. М., 1967.

3.Бучаченко А.Л. Химия на рубеже веков: свершения и прогнозы // Успехи химии. 1999. Т.68. № 2.

4.Вязовкин В.С. Материалистическая философия и химия. М., 1980.

5.Жданов Ю.А. Узловое понятие современной теоретической химии // В.Ф. 1977, № 1.

6.Жданов Ю.А. Исторический метод в химии // В.Ф. 1977, № 10.

7.Зоркий П.М. Критический взгляд на основные понятия химии // Российский хим. Журнал. 1996. Т.40, № 3.

8.Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. От истории к теории развития химии. М., 1973.

9.Кузнецов В.И. Общая химия: Тенденция развития. М., 1989.

10.Методологические проблемы химии // Российский хим. журнал. 1996. Т.40, № 3.

11.Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии. Структурные кинетические теории. // В.Ф. 1971, №1.

12.Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (Философско-методологические проблемы). М., 1986.

13. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

14.Руденко А.П. Теория саморазвития открытых каталитических систем. М., 1969.

15. Руденко А.П. Эволюционный катализ и проблема происхождения жизни // Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976.

16.Гейзенберг В. Беседы о взаимоотношении между биологией, физикой и химией //Природа. М., 1973. №4

17.Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971.

18.Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук. Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М., 1989.

19. Сироткин О.С. Химия на своем месте // Химия и жизнь. 2003, №5.

20. Философские проблемы современной химии. М., 1971.

21.Черемных Н.М. Время в химии: становление концепции // Философские исследования. 2001. №4.

22.Философские проблемы химии // Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов. Под ред. С.А.Лебедева.

23.Фламель Николо. Алхимия. СПб., 2001.

24. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

25.Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980.

26.Зенин С.В. К проблеме химической формы движения // Философские науки, 1975. №4.

27.Декельман В. Онтологическое значение основных химических понятий // Философские проблемы современной химии. М., 1971.

28. Джуа М. История химии. М., 1969.

29. Боряз В.Н. , Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л., 1976.

30. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи. Пермь, 1983.

31. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Ростов н/Д: РГУ, 2006.

32. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1996.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconМинобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное...
Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции...
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconМинобрнауки федеральное государственное автономное образовательное...
Знать технику безопасности и санитарные нормы при работе за пк. Знать информацион ного процесса в системах неживой природы
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет...
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» icon1 Концептуальные требования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет...
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск