Скачать 137.96 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ На заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки РГУ Д.ф.н., проф. Драч Г.В. . Протокол № « » 2011 г. « » 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. ВОДЯНИКОВА И.Ф. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Философские проблемы химии» вузовского комплекса цикла УД Направление подготовки: 020100 Химия; 020300 Химия, физика, механика материалов Квалификация (степень) бакалавр Ростов – на –Дону 2011 Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………3 2.Учебно-тематический план курса……………………………………4 3.Программа курса ……………………………………………………..5 4. Модуль 1. Предпосылки химической науки……………………..5 5. Модуль 2. Формирование химии как науки……………………..7 6. Контрольные вопросы………………………………………………..11 7. Литература……………………………………………………………12 Пояснительная записка Цель курса – выяснение специфики философии химии, ознакомление магистров химии, с традицией исследования научных парадигм сквозь призму доминирующих в разные исторические эпохи философские идеологии. Курс раскрывает основные социокультурные и идеологические контексты формирования научной методологии в европейской традиции. Задачи: - выделение группы философских вопросов химии; - рассмотрение взаимосвязи химии со смежными науками и уяснение ее специфики и места в системе естественных наук; - осмысление проблемы физикализации химии; - уяснение проблемы единства химии как науки; - понимание места концептуальных систем в становлении современной химической науки; - осмысление проблемы времени в химии. - выявление проблемного характера процесса зарождение научных знаний и методов; - знакомство студентов с полемическими концепциями происхождения экспериментального математического европейского естествознания; . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Философские проблемы химии». Модуль 1 . Предпосылки химической науки Тема 1. Специфика философии химии, ее предмет Выяснение специфики философии химии. Философия химии - рефлексия над химией и ее предметом. Философские вопросы химии. Онтологический аспект достижений химии. Сущность открытых химией явлений, их связь с физическими, биологическими и другими явлениями, их место в общей картине природы. Гносеологические и методологические вопросы. Познавательная деятельность химика, логический инструментарий, применяемые в химии понятия, абстракции, методы исследования. Вопросы, относящиеся к раскрытию социального аспекта развития химии и химической практики, связанные с историческим осмыслением химии как науки. Проблема сведения химии к физике; проблема единства химической науки, сущность четвертой концептуальной химической системы; проблема времени в химии. Тема 2. Историческое развитие химической картины природы. Предыстория химической картины природы. Первый этап –предалхимический - элементы химического знания в единой картине природы древних мыслителей. Учение об элементах Эмпедокла и Аристотеля. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Различия между атомистикой греков и химической атомистикой подобно различиям между эмпирическими и абстрактными понятиями. Эти учения стали основанием в формировании идеи трансмутации, (т.е. превращения) неблагородных металлов в благородные. Фундаментальные постулаты атомистического учения. Аристотель сверх четырех, ввел пятый элемент – эфир. Мировое пространство заполнено легким и разреженным пятым элементом, проникающим во все вещи. Тема 3. Средневековая алхимия. Второй этап предыстории химической картины природы – алхимический. Алхимия - яркий феномен средневековой культуры. Задача алхимии - превращение (трансмутация) неблагородных металлов в благородные. Эта идея базировалась на представлениях древнегреческой философии о материальном мире как состоящем из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. В алхимии соединились как умозрительная, так и практическая химия. Задачей средневековых алхимиков было приготовление веществ, с помощью которых можно было бы достичь облагораживания металлов. Наиболее важный из этих препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и свинец, ртуть и т.д., носил название «философский камень», «великий эликсир» (от араб. Аль- иксир – философский камень. Алхимикиоткрыли столько процессов, наблюдали такое количество реакций, что это способствовало становлению новой науки. Алхимики средневековья: Раймонд Луллий, Альберт Великий, Фра Бонавентура, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Венсан де Бовэ, Исаак Голландец. Алхимия – это высочайшая ступень символического мышления. Алхимия определяется как моделирование космического процесса, создание химической модели космического процесса. Алхимики создавали в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ятрохимия и включение человека в общую систему химических представлений о природе. Заслуга алхимии: создание эмпирического базиса науки, предпосылок становления химии как науки. Модуль 2 . Формирование химии как науки. Тема 4. Взаимосвязь химии с физикой, биологией, геологией, экологией. Взаимосвязь химии с физикой. Проникновению физических идей химия обязана своим превращением в одну из областей современного естествознания. Физическая идея, которая сыграла решающую роль в химии, стала ньютоновская идея силы тяготения. Фактически все концепции химического сродства строились по образцу ньютоновской трактовки гравитационного взаимодействия. Важным этапом взаимодействия химии с физикой является этап проникновения в химию физических законов. Квантовая механика и ее функции научной теории по отношению к химии. Применение физических измерительных приборов. Взаимосвязь химии с биологией. В науке XIX просматриваются две крайние тенденции, в рамках которых одинаково односторонне решалась проблема сведения биологического знания к химическому и физическому. Ученые-виталисты: принципиальную невозможность познания жизни методами химии и физики, ученые, стоящие на упрощенных материалистических позициях (вульгарный материализм) считали возможности физики и химии в познании жизни безграничными. Неовитализм конца XIX века, в отличие от «старого» витализма, не отрицал физико-химические методы в познании жизни. С появлением биохимии в конце XIX века, когда изучением живых объектов биологи стали заниматься с помощью методов химии, было заявлено, что химия не может полностью объяснить процессы, протекающие в живых организмах. В середине XX века успехи познания биологических явлений на молекулярном уровне вновь привели к возникновению в среде ученых мнений о возможности полного сведения биологии к физике и химии. Взаимосвязь химии с геологией. Связь химии с геологией обусловлена успехами химии. Синтез минералов с уникальными физико-химическими свойствами: алмазы, рубины, гранаты, кварц. Биогеохимия – наука, изучающая химические процессы земной поверхности в зависимости от развития органического мира. Взаимосвязь химии с экологией. Химия и глобальные проблемы сохранения и регулирования основных балансных природных процессов. Задачи, стоящие перед химией: производить утилизацию отходов промышленности, дезактивацию промышленных выбросов, регулирование геологических процессов на поверхности Земли. Тема 5. Концептуальные химические системы как научно-исследовательская программа. В.Гейзенберг о «концептуальной системе как относительно замкнутую систему теорий, объединенных общей концепцией. История химии может быть представлена как последовательное возникновение, функционирование и развитие четырех концептуальных химических систем: - учение о составе веществ (или «наука о химических элементах и их соединениях» Д.И.Менделеев) и связанные с ней обобщения, концепции соединений постоянного и переменного состава, теория валентности); - учение о структуре или структурная химия – это учение о строении органических и неорганических соединений, координационная теория, кристаллохимия и т.д.) - учение о реакциях или учение о химическом процессе ( кинетика и теория катализа) - учение о химической эволюции или химия самоорганизации ( концепция диссипативных систем И. Пригожина, теория реакции Белоусова – Жаботинского, эволюционный катализ). Механизм самоорганизации включает следующие факторы: - запоминание эволюционной информации в физико-химических изменениях системы (воздействие из прошлого); наличие цели, в направлении которой происходит саморазвитие (воздействие из будущего). Эволюционная химия образует высший уровень современной химии, поскольку указанные системы представляют собой высшие формы химизма, характеризующиеся тенденцией к образованию все более высоких форм химической организации вещества. Тема 6. Проблема времени в химии. Модели или концепции времени в химических теориях. Познание времени в истории культуры. Освоение человеком разнообразных технологических операций, в том числе и химических, явилось условием приспособления его к пространственно – временной структуре мира. Происхождение идеи времени это результат приспособления человека к миру. Химическая практика как очередность, последовательность, повторяемость операций. Временные характеристики процессов - важнейший способ управления свойствами веществ. Философские представления о времени характерные для античного рационального мышления, сказывались и на химическом мышлении. В роли задающего традицию образца выступал образ циклического времени, времени-вечности, свойственный античной философии, который вступал в противоречие с эмпирическими временными представлениями. Анализ временных представлений в зарождающейся химии обнаруживает две основные тенденции: 1) развитие собственных эмпирических представлений о времени, на основе исследований свойств вещества; 2) встраивание, соединение рациональных моделей времени в способ химического мышления. На уровне эмпирических обобщений накапливалось богатство содержания понятия времени, на теоретическом уровне время в химии отсутствовало вплоть до XIX века. С момента формирования третьей концептуальной химической системы (кинетики) ситуация начинает меняться. Н.Н.Семенов определяет химическую кинетику как учение «не только о скоростях, но и о механизме химических реакций». Механизм – это кинетическое понятие и означает развертывание структуры реагирующих веществ во времени. Концепция временного становления получает свое дальнейшее развитие в четвертой концептуальной химической системе – эволюционной химии или учении об эволюционном катализе. 4.7. Приближенные методы в химии. Методы в химии, понимая их в широком смысле, можно разделить на три основные группы: расчетные, методы проведения экспериментов, методы, касающиеся анализа и интерпретации получаемых данных. Эти три группы четко различимы, но неразрывно связаны: развитие каждой из них зависит и так или иначе обусловливает развитие другой. Расчетные методы – наиболее точные, что неудивительно с непрерывным развитием компьютерных технологий, с созданием новых программ и совершенствованием компьютеров становится возможным решать все более сложные задачи. В методах проведения экспериментов можно говорить о возможности и целесообразности их применения в той или иной области, об относительной универсальности того или иного метода. Кроме того, если один и тот же опыт пытаются повторить два разных экспериментатора, и даже один и тот же, то даже в случае точного воспроизведения загрузок, количества растворителя, одной и той же посуды и времени повторения опыта, всегда будут получены различные результаты, если не в степени чистоты вещества, то в его количественном выходе. Скорее всего, это объясняется поистине невероятной сложностью химических систем и огромным количеством различных взаимодействий. Данное предположение является ключевым для всех трех групп. Обратимся к третьей группе методов. Если говорить о состоянии дел на сегодняшний день, то все имеющиеся методы анализа не являются абсолютно точными. Будем говорить, в первую очередь, о химических и физико-химических методах. Получение неточных данных может быть связано со множеством причин. Перечислим некоторые: - личностный фактор – интерпретация одних и тех же данных может быть различной у разных исследователей вследствие навыков, теоретических знаний, общей эрудиции; - ошибки вычислений - ошибочно выбранная формула, сбои вычислительной техники и компьютерных программ, неправильно настроенный прибор; - влияние внешних факторов на показания высокочувствительных весов: к примеру, шумы; - воздействие на вещество – в процессе подготовки к анализу нельзя исключить влияние окружающего воздуха, влаги, пыли и т.п., что способно повлиять на получаемые данные. Важнейшим способом повышения точности анализа является совершенствование точности приборов. Контрольные вопросы
Литература 1. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М. 1990. 2.Бенфи О.Т. Концепции времени в химии // Методологические проблемы современной химии. М., 1967. 3.Бучаченко А.Л. Химия на рубеже веков: свершения и прогнозы // Успехи химии. 1999. Т.68. № 2. 4.Вязовкин В.С. Материалистическая философия и химия. М., 1980. 5.Жданов Ю.А. Узловое понятие современной теоретической химии // В.Ф. 1977, № 1. 6.Жданов Ю.А. Исторический метод в химии // В.Ф. 1977, № 10. 7.Зоркий П.М. Критический взгляд на основные понятия химии // Российский хим. Журнал. 1996. Т.40, № 3. 8.Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. От истории к теории развития химии. М., 1973. 9.Кузнецов В.И. Общая химия: Тенденция развития. М., 1989. 10.Методологические проблемы химии // Российский хим. журнал. 1996. Т.40, № 3. 11.Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии. Структурные кинетические теории. // В.Ф. 1971, №1. 12.Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (Философско-методологические проблемы). М., 1986. 13. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. 14.Руденко А.П. Теория саморазвития открытых каталитических систем. М., 1969. 15. Руденко А.П. Эволюционный катализ и проблема происхождения жизни // Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976. 16.Гейзенберг В. Беседы о взаимоотношении между биологией, физикой и химией //Природа. М., 1973. №4 17.Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971. 18.Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук. Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М., 1989. 19. Сироткин О.С. Химия на своем месте // Химия и жизнь. 2003, №5. 20. Философские проблемы современной химии. М., 1971. 21.Черемных Н.М. Время в химии: становление концепции // Философские исследования. 2001. №4. 22.Философские проблемы химии // Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов. Под ред. С.А.Лебедева. 23.Фламель Николо. Алхимия. СПб., 2001. 24. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. 25.Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980. 26.Зенин С.В. К проблеме химической формы движения // Философские науки, 1975. №4. 27.Декельман В. Онтологическое значение основных химических понятий // Философские проблемы современной химии. М., 1971. 28. Джуа М. История химии. М., 1969. 29. Боряз В.Н. , Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л., 1976. 30. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи. Пермь, 1983. 31. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Ростов н/Д: РГУ, 2006. 32. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1996. |
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное... Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Минобрнауки федеральное государственное автономное образовательное... Знать технику безопасности и санитарные нормы при работе за пк. Знать информацион ного процесса в системах неживой природы | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет... | ||
1 Концептуальные требования Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет... | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |