Скачать 188.42 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии СТЕШЕНКО Н. И. УЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОПЛЕКС Спецкурса «Философия и язык» Направление подготовки 030100 Философия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр. Форма обучения очная Ростов - на - Дону 2011 г. Учебно-методический комплекс спецкурса «Философия и язык» для бакалавров факультета философия и культурология. Разработана кандидатом философских наук кафедры философия и методология науки Стешенко Н.И.. Оглавление. Стр. Пояснительная записка……………………………………………………………………4 Учебно-тематический план……………………………………………………………….5. Программа курса (Модуль 1)……………………………………………………………6-7 Литература к темам модуля 1……………………………………………………………7-8 Программа курса (Модуль 2)……………………………………………………………8-10 Литература к темам модуля 2……………………………………………………………10-11 Контрольные вопросы……………………………………………………………………11-12 Темы рефератов……………………………………………………………………………….12 Вопросы к зачету……………………………………………………………………………...12 Пояснительная записка. 1. Цели освоения дисциплины - знание законов функционирования языка и тех философских проблем, которые порождаются языком; дать студентам знание об основных мировоззренческих и методологических проблемах, возникающих в философии языка. Вхождение в проблематику поисков науки о сознании на основе физики, биологии, компьютерных моделей функций сознания. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «Философия и язык» относится к дисциплине по выбору (профессиональный цикл). Дисциплина читается в 7 семестре. Содержательно и логически учебная дисциплина «Философия и язык» связана с рядом дисциплин математического и естественно-научного цикла – информационными технологиями, а также общепрофессиональным циклом- логикой, историей зарубежной философии. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных дисциплин «логика», «история зарубежной философии», «информационные технологии», умениями работать с текстами, готовностями к освоению нового материала, оригинальных точек зрения и выработке специальных приемов анализа. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и язык». Преподавание дисциплины участвует в выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: - владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3); - логики (логический анализ естественного языка, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания) (ПК-1); - онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ПК-2); - философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания; современные концепции философии науки)(ПК-8); - знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11); - владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); - владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: -основные философские теории философии языка ХХ века, концептуальный аппарат философии языка, основные положения о язык как знаковой системе; - антипсихологизм в анализе языке, идеал совершенного языка ( Г. Фреге, ранний Витгенштейна); - философию языка Куайна, теорию речевых актов. Уметь: - проводить сходство и различие между различными концепциями знака; - находить сходство и различие между пониманием смысла и значения в учении Фреге и Витгенштейна; - использовать в конкретных языковых ситуациях теорию дескрипций и теорию имен Рассела, находить связь между философией сознания и теорией речевых актов. Владеть: -практикой применения полученных знаний в дисциплине «Философия и язык» к различным проблемам аналитической философии, некоторым разделам теории познания, в частности, особенностей компьютерного моделирования функций сознания и методологической роли теоремы Геделя в обсуждении возможностей этого моделирования. Учебно – тематический план.
Формы обучения. Проблемные лекции, , экспресс-опросы в виде работы с понятиями. Контрольные работы, контролируемая самостоятельная работа. Составления глоссария по данной теме. Программа курса. Модуль (I): Модуль 1. Цели и задачи Модуля 1. Цель модуля: знание законов функционирования языка и тех философских проблем, которые порождаются языком. Задачи: научить бакалавров приемам анализа языка в философии языка. Тема 1. Общие представления о языке как знаковой системе. Понятие знака. Исследование знаков - американская и европейская традиции. Американская: Ч.С. Пирс- классификация знаков; Ч. Моррис - три аспекта изучения знака как диспозиционного свойства знаков. Европейская: - К. Твардовский, Э. Гусерль, Р. Ингарден - о функциях знаков; Ф. Де Соссюр - лингвистика - это ветвь общего учение языка зависит от функций, приписываемых знаку. Семантический аспект языка. Предложение - исходная единица семантического анализа. Дескриптивные термины предложений. Карнаповский метод анализа отношения именования. Экстенсиональный и интенсиональный контексты языка. Тема 2.Антипсихологизм в анализе языка. Идеал совершенного языка/ Г.Фреге, ранний Витгенштейн/. Лингвосемантическая концепция Фреге: знак - значение - смысл - представление. Вид знаков. Запрет на смешение представления, вызываемого у слушателя словом/ знаком/, со значением и смыслом знака. Прозрачность различия между значениям/ референтом/ и смыслом знака/ собственное имя/ в предложениях тождества. Семантический треугольник Фреге: знак/ собственное имя/ обозначает,/ именует/ предмет, знак/ собственное имя/ выражает смысл знака, смысл знака задаёт предмет. Имя может иметь одно значение и несколько смыслов, не иметь значения, но иметь смыслы. Запрет на использование в науке собственных имён, не имеющих смыл значения/ мнимые имена/. Смысл и значения предложения: суждение и истинное значение/ истина, ложь/. Предложения с мнимыми именами лишены значения/ не являются ни истинными, ни ложными. Учение о предложении в работе Г. Фреге "Мысль: логическое исследование". Три мира / царства/ Г.Фреге: объективно-реальный/ т.е. физический/, субъективно-реальный/ т.е. психический/, объективно-нереальный/ мысль, смыслы/. Различие между реальным/ действительным/ и объективным. "Борьба" мышления с естественным языком - многозначность слов, эллиптичность речи скрывает неявные допущения, мысль и облачение мысли, отделение мысли от её облачения, следование правилам грамматики не гарантирует правильности связей мысли. Задача философии - выявить и низвергать власть слов над мышлением человека. Соотношение логического языка/ исчисление понятий/ и естественного: метафора - микроскоп и глаз. Л. Витгенштйн. Продолжение - картина/ изображение фактов: "предложение - картина действительности …"/Л.Ф.Т. 4.02/. Логическая форма - форма соответствия предложения и изображаемой реальности. Логическая форма как синтаксическая форма предложений/ т.е. предложения, в которых собственные имена замещены переменными/ и онтологическая форма мира. Семантическое отличие раннего Витгенштейна от Фреге. Имена не имеют смысла, они обладают значением лишь в состава предложения. Элементарное предложение - комбинация, сцепление имён. Предложение как функции содержащихся в нём выражений. Предложение не имеет значения/ референта/, но имеет смысл. Истина и ложь не являются референтом предложения, поскольку они не объекты. Факты, которые описывают предложения, также не являются референтами, факты не именуются, а описываются. Элементарное предложение может быть истинным либо ложным как картина действительности. Смысл предложения распадается на форму и содержание смысла, трудности в интерпретации витгенштейновского понимания смысла предложений. "…Язык переодевает мысль". /4.002/. Цель философии - логическое прояснение мыслей. …"/4.112/. Тема 3. Философия языка Б. Рассела. Три цели употребления языка: 1/ указатель на факты; 2/ выражать состояние человека; 3/ изменять состояние человека. Три вида предложений: значимые/ истинные либо ложные/ и бессмысленные. Рассел - сторонник корреспондентской теории истины. Пропозиции с ментальными глаголами, т.е. предложения вида "я убеждён/ верю, знаю и т.д./, что р. Знание - знакомство и знание по описанию. Определение и неопределённые дескрипции. Замещение имён дескрипциями. Отказ от понятия смысла как семантической категории. Собственное имя/ с грамматической точки зрения/ в предложениях с термином существования/ типа "Гомер существует", "Гомер не существует"/ не являются подлинными именами, а есть скрытая, сокращённая дескрипция. Анализ Расселом предложений с пустыми терминами/ типа "Современный король Франции - лыс", "Современный король Франции - не лыс"/. Отличие взглядов Рассела на такие положения от взглядов Г. Фреге. Трудности определения собственного имени: метафизическая, синтаксическая, логическая, физическая и эпистемологическая точки зрения на собственные имена. Наглядное/ остенсивное/ определение. Принцип индивидуации. Литература. Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Модуль 2. Тема 4. Философия языка Куайна. Обще семантические взгляды Куайна. Принимает фреговское различие между смыслом, назвал его значением, и наименованием/ референцией/ но отвергает платоническое истолкование смысла/ т.е. значения/. Согласен с расселовской техникой устранения дескрипций и пустых/ мнимых/ имён. Семантическая характеристика имён зависит от более или менее систематизированной совокупности предложений/ в науке - это теория/: лишь систему в целом можно соотносить с реальностью для проверки её истинности. Куайн считает, что нет критерия, позволяющего провести границы между синтетическими и аналитическими предложениями. Семантический номинализм. Существовать - значит быть значением квантифицированной переменной. Исследование естественного языка. Бихивиористская модель объяснения языка: язык - это социальное искусство, овладение которым базируется на наблюдении и анализе поведения/ телесного и речевого/ других людей в общественно распознаваемых обстоятельствах. Значение имени/ т.е. смысл/ соответствует описанию поведения, которое ассоциируется с этим именем, а референт - предмет, обозначаемый именем. Антиментализм. Два аспекта познания слов: фонетический, основанный на социально признанных нормах произношения, и семантический. Сложность последнего. Дихотомия единичных и общих терминов, массовые термины. Разделённая/ индивидуирующая - другое название/ референция общих терминов физических объектов относительно разделённой референции. Предикация. Сингулярная и множественная предикация, возможность квандификации. Двойственная роль массовых термов в предикации. Образование единичных термов из общих при помощи указательных частиц/ этот, тот, теперь, здесь, тогда, там, сегодня и др./. Различные возможности референции таких единичных термов: "мимолётность", "устойчивость", простота изменения объекта референции. Атрибутный способ образования сложных термов. Относительные термы и предложения с этими термами, тождество как разновидность относительного терма, опасность смешения знака и объекта в предложении с тождеством. Абстрактные термы. Неопределённость и хаотичность онтологии обычного языка: осмысление вопросов онтологии обычного языка в повседневной жизни. Эта онтология допускает различных систематизации: либо путём отождествления, либо путём редукции подразумеваемых объектов в естественном языке к объектам, хорошо определённым в той или иной теории. Возможность сведения понятий тело, вещество, часть тела, порция вещества, события, и даже ментальных состояний к понятию физического объекта как пространственно-временной области, если избрать подходящую функцию замещения. Например, выражение " х есть р"/ х есть собака/ будет иметь форму "х есть f от р"/ х есть пространственно-временная область, пожизненно занятая собакой"/. Но последние объекты можно редуцировать к четверкам чисел, т.е. к классу чисел. Однако при любой теоретической реконструкции онтологии обычного языка само вербальное поведение носителей естественного языка не затрагивается. Непостижимость референции: о каких объектах говорит человек в тех или иных обстоятельствах повседневной жизни? Это вопрос о том, как переводить его термины в язык нашей теории с её онтологией. Тема 5. Философия языка позднего Витгенштейна, её влияние на обсуждение проблем сознания. Отход от взгляда на язык периода "Трактата", т.е. от представления о том, что язык должен создавать адекватную картину мира. Новые требования к изучению языка: исследовать "неочищенный" психологическими, философскими, лингвистическими или логическими теориями язык. Цель - исследовать язык во всём многообразии его практик употребления: описания, сообщения, приказов, просьб, обещаний, вычислений и др. Язык - это вид деятельности и форма жизни. Языковые игры как модели, исследующие возможность языка. "Всякая языковая игра основывается на узнавании слов и предметов "/ о достоверности. 29.3, § 455/. Типы распознания/ узнавания/: в контексте, распознавание сходства, фамильное сходство, распознавание на основе подобия. Возвращение слов/ типа "знание", "бытие", "объект", "я", "сомнение", "понимание", "мышление" и др./ от метафизического к их повседневному употреблению - сфера собственно философского интереса позднего Витгенштейна. Критика примитивного способа функционирования языка: каждое слово/ имя/ имеет закреплённый набор значений, предложение - связь слов. Значение слова - это не носитель имени. Описание Витгенштейном процессов наименования, неоднозначность указательных определений. "Понимать предложение - значит, понимать язык. Понимать язык _ значит владеть некой техникой/ Философские, § 199/. Многообразие видов предложений. Только часть из них - это выражения, к которым применим вопрос - "Это истинно?". Понимание и непонимание предложений/ Ф.И. §496 - 532 и др./ Проблема "другого сознания". Две предпосылки рассуждений этой проблемы: а/ имеется ли концептуальное отношение между утверждениями о ментальных событиях, состояниях, процессах и высказываниями о поведении; б/ имеется ли логическая связь/ не в смысле подтверждения либо опровержения её эмпирическими свидетельствами, а в смысле обоснования её посредством рассуждения/ между высказываниями о ментальных событиях, процессах, состояниях и высказываниями о поведении? Отрицательные ответ на вопросы а/ и б/ - это путь философско-психологического и логического бихевиоризма. Своеобразие решения этой проблемы Витгенштейном: единственная альтернатива его ответа - это скептицизм. Возможен ли сугубо личный опыт человека и "личный язык"? Ответ Витгенштейна. Следствие этого ответа для философии. Обсуждение "чужого сознания" Дж.Л. Остином: возможность его познания и отображение этого познания в языке. Философия сознания Г.Райла: миф Декарта, категориальная ошибка, ментальные термины и диспозиция, критика интроспекции как вида восприятия. Тема 6. Теория речевых актов/ Остин, Дж. Серль/. Теория речевых актов - модель коммуникативной ситуации, в которой предполагается субъект речевой деятельности, имеющие интенциональные состояния и обладающий определённой социальной ролью относительно слушающего; обстоятельств времени и места речевого общения. Минимальная единица ТРА является не предложение, а осуществление актов в форме приказания, вопроса, описания, благодарности, угрозы и др. Содержание понятия речевого акта: локутивный акт/ языковые средства в процессе общения, т.е. пропозициональное содержание высказываний, актов референции и предикации/, иллокутивный акт/ цели речевого общения, напр., обещания, уверения, сожаления/ и перлокутивный акт/ результат речевого общения/. С лингвистической точки зрения цели речевого общения/ иллокутивная цель/ выражаются глаголами. Существует 5 и только 5 иллокутивных целей: 1/ ассертивная цель описывает положение дел в мире/ ассертивы: утверждать, заявлять, сообщать, рассказывать, докладывать, осведомлять и др./; 2/ коммисивная цель обязывает говорящего сделать нечто/ коммисивы: обязывать, угрожать, ручаться, присягать и др./; 3/ директивная цель побуждает слушающего нечто сделать/ директивы;: просить, требовать, приказывать и др./; 4/ декларативная цель побуждает изменить действием внешний мир после произношения предложения/ декларативны: объявлять, провозглашать, санкционировать, отлучать и др./; 5/ экспрессивная цель выражает чувства или установки/ экспрессивы: поздравлять, благодарить, сожалеть и др./. Различным иллокутивным целям соответствуют разные условия их достижения. Несоответствия между интенциональные и конвенциональным аспектами речевого общения - отображение несоответствия между целью говорящего и независящими от говорящего условиями распознавания целей. Понятие интенциональности. Субъективная теория значения в ТРА. Литература. Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Контрольные вопросы.
Собеседование. Проводится по вышеуказанным вопросам. Темы рефератов:
Требования к написанию к реферату. + В реферате должен быть план (введение, содержание, заключение). + Во «Введении» надо сделать: - более или менее полный обзор литературы по данной теме; - должна быть сформулирована проблема обсуждения в реферате на основе анализа несовпадающих точек зрения (по содержанию обсуждаемой проблемы или по способу аргументации(обоснования) какой –то единой точки зрения, ели других точек зрения студент не обнаружил, или их на самом деле нет). + В «Содержании» если зафиксированы противоположные точки зрения, то надо найти убедительные аргументы в пользу какой-то одной точки зрения либо указать недостаточную обоснованность противоположных точек зрения, но тогда, надо что-то предложить промежуточное. + В «Заключении» сделать выводы. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное... ... | Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное... Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Дисциплина «Педагогика и психология» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт»... | «Дальневосточный федеральный университет» (двфу) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |