Скачать 186.35 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Психология и педагогика (72 часа) Разработчик __________________________к.п.н., доцент кафедры ТОФВ Степанова Т.А. 1. Пояснительная записка Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются:
Курс предусматривает следующие задачи изучения: — овладение общенаучными компетенциями; — овладение профессиональными компетенциями. Дисциплина «Педагогика и психология» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический». Освоение дисциплины предполагает наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности. Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы: — владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности; — владеет навыками воспитывающего обучения-;
способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию Общие требования к уровню подготовки слушателя: слушатель должен обладать общекультурными знаниями, умениями и практическим владением психолого-педагогических основ учебной, образовательной, самообразовательной, самовоспитательной деятельности, рассчитанной на обеспечение профессионального и личностного роста, образования в течение всей жизни, а также на подготовку к педагогической деятельности. Изучение дисциплины способствует повышению общей и педагогической культуры слушателя, формированию целостного представления о возможностях образовательной деятельности в становлении человека как члена общества и специалиста. В результате изучения данного курса слушатель должен: владеть общими познаниями в сфере образования, структуры образовательного процесса; знать историю развития и современное состояние отечественной системы образования, её место в профессионально-личностном развитии; концепции, принципы, категории, понятия, педагогические технологии как базовые основы педагогической культуры личности; условия, факторы, определяющие процесс формирования творческой личности; уметь применять полученные знания в жизни и деятельности; развивать, формировать, воспитывать личностные психические познавательные процессы, творческие способности; извлекать научно-обоснованные рекомендации по самосовершенствованию и коррекции индивидуально-личностных качеств; организовывать учебно-воспитательный процесс, используя различные современные формы обучения и педагогические технологии.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Модуль 1. «Психология» Тема 1. Психология как наука. Предмет, объект и методы психологии, место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Основные функции психики, соотношение сознательного и бессознательного. Основные категории психологии: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Основные направления и отрасли отечественной психологии. Задачи различных отраслей психологии. Практическое значение психологии. Методы изучения психических процессов. Тема 2. Психология познавательных процессов. Характеристика психических процессов. Ощущение и восприятие. Природа ощущений. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Классификация ощущений. Свойства ощущений. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Основные свойства восприятия. Основные классификации восприятия. Иллюзии восприятия. Память и внимание. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Виды запоминания. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Общие представления о внимании. Виды внимания. Формы внимания. Внешнее и внутреннее внимание. Основные свойства внимания. Внимание как важнейшее условие любой деятельности. Рассеянность и способы её преодоления. Расстройство внимания и их коррекция. Мышление и речь. Природа и основные виды мышления. Классификация мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Основные формы мышления. Творческое мышление. Условия творческого мышления. Общая характеристика речи. Воображение. Виды воображения. Функции воображения. Этапы формирования воображаемых образов. Основные типы воображения. Воображение и творчество. Виды творческой фантазии. Роль фантазии в творческой деятельности взрослого. Тема 3. Педагогическая и возрастная психология. Предмет и структура педагогической психологии. Психология обучения. Психология воспитания. Психология учителя. Предмет возрастной психологии, её теоретические и практические задачи. Психология развития как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Социализация как центральная проблема концепции социального научения. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе. Детство как культурно-исторический феномен. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина. Онтогенетическое психическое развитие человека. Возрастные ступени: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность. Взрослость (молодость и зрелость) и взрослость (старение и старость). Учёт возрастных психологических особенностей в процессе обучения, воспитания и профессиональной деятельности. Тема 4. Психология художественного творчества. Понятие «художественное творчество». Психология художественного творчества как психология создания новых эстетических и духовных ценностей. Предмет психологии художественного творчества (психологические подходы к художественному творчеству; характер и психология художника; творческая деятельность; талант и творческие способности; стимулы к творческой деятельности; креативность; диагностика креативности и творческих способностей личности). Тема 5. Психологические основы диагностики, самопознания и самодиагностики. Предмет, цели и задачи психодиагностики. Психологическое тестирование и другие методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Психодиагностика как самостоятельная область психологической науки, экспериментальной психологии. Области применения психодиагностики. Диагностические подходы. Принципы психологической диагностики. Этические проблемы психодиагностики. Основные этапы диагностического процесса. Диагностический инструментарий: тесты, опросники, наблюдения, социометрия, беседа и опрос и др. Самодиагностика как средство самопознания и выстраивания процесса самовоспитания и саморазвития. Модуль 2. «Педагогика» Тема 1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, методы педагогики. История развития педагогического знания. Педагогика в системе гуманитарных наук о человеке. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, междисциплинарные научные области педагогики. Основные понятия педагогики: педагогическая система, воспитательная система, дидактическая система и др. Тема 2. Образование как социокультурный феномен. Понятие образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Образование как многоуровневое явление. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Основные структурные элементы образования. Цели и задачи образования, закономерности образования. Парадигмы образования. Образовательный процесс. Компоненты образовательного процесса. Непрерывное образование. Институты, обеспечивающие непрерывность образования. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Система дополнительного образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: Закон «Об образовании»; государственный образовательный стандарт; учебный план и его компоненты; учебный предмет и учебная программа. Стратегические цели системы образования. Ценностные ориентиры системы образования. Функции образования (обучающая, воспитывающая, развивающая). Движущая сила образовательного процесса. Тема 3. Дидактические основы обучения. Дидактика как наука об обучении. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Функции процесса обучения. Модели обучения. Формы обучения. Организационные формы учебной работы. Принципы обучения. Методы обучения и их классификация. Технологии обучения. Понятия «технология обучения». Структура педагогической технологии. Критерии технологичности процесса обучения. Классификация технологий обучения (программированного обучения, проблемного обучения, модульного обучения, дистанционного обучения и др.). Закономерности процесса обучения. Обучение как важнейшая составляющая процесса личностного развития учащихся. Функции методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Средства обучения и их функции. Система общих методов целостного педагогического процесса. Этапы овладения знаниями. Контроль знаний. Методы контроля знаний, хода и результатов обучения. Виды контроля и формы его организации. Тема 4. Теоретические основы воспитания, самовоспитания и саморазвития. Воспитание как важнейшая составляющая процесса личностного развития. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения. Взаимосвязь обучения и воспитания. Сущность воспитания, его основная цель и содержание. Факторы, влияющие на воспитание. Закономерности воспитательного процесса. Принципы воспитательной работы. Методы воспитания (убеждение, положительный пример, упражнение, одобрения и осуждения). Самовоспитание как деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Методы самовоспитания (самопознание, самообладание, самостимулирование, самоконтроль, самоприказ, самопринуждение, самоограничение и др.). Направления воспитательной работы (трудовое и профессиональное воспитание, эстетическое, физическое, экологическое, нравственное, экономическое, патриотическое и др.). Воспитательные системы. Понятие гуманистического воспитания. воспитание и социализация личности. Ориентации современного воспитания. Тема 5. Основы профессионального мастерства, самообразования и профессиональной культуры. Понятие профессионального мастерства. Структура профессионального мастерства и её компоненты (специальные знания, умения, навыки; творческая интуиция; технологичность; инновационная направленность профессиональной деятельности). Творческая природа профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность и личность специалиста. Профессионально обусловленные требования к личности. Соотношение нормативного и творческого в профессиональной деятельности. Факторы, тормозящие рост профессионального мастерства (рецептурность; косность; шаблон; неприязнь к теории; догматизм мышления; ориентация на установки свыше; недооценка чужого положительного опыта). Самообразование как процесс самосовершенствования личности. пути самообразования (самообучение, самонаучение, самосозидание, самосовершенствование). Профессиональное самообразование (профессиональное просвещение, овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности; осмысление собственного опыта и прогнозирование своей дальнейшей работы). Результаты самообразования – развитые рефлексивные способности. Механизмы личностного роста – самопознание, самопобуждение, самореализация.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология и педагогика» А) основная литература:
Б) дополнительная литература:
В) программное обеспечение и интернет ресурсы:
возраста:
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Формирование компетенций преподавателей вуза для работы с информационными ресурсами | ||
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное... ... | Минобрнауки федеральное государственное автономное образовательное... Знать технику безопасности и санитарные нормы при работе за пк. Знать информацион ного процесса в системах неживой природы | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное... Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции... |