Скачать 44.98 Kb.
|
МОУ Евлановская основная общеобразовательная школа Открытый урок-путешествие в королевство «Ее Величества Реакции» по химии в 8 классе на тему «Окислительно-восстановительные реакции» Учитель: Проскурина Н. П. 2009-2010 учебный год Тема: Окислительно-восстановительные реакции. Цель: продолжить формировать умения учащихся в определении степени окисления элементов, процессов окисления и восстановления в ОВР; уравнивать записи ОВР методом электронного баланса, производить расчеты по химическим уравнениям; повторить классификацию химических реакций по различным признакам. Оборудование: Карта путешествия по королевству «Ее Величества Реакции», дидактический материал, представители королевства Восстановитель и Окислитель, карточки с формулами химических соединений, конверты в разных местах кабинета, волшебный цветок на доске. Ход урока.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в королевство «Ее Величества Реакции». Но это будет не простая прогулка. В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью полученных знаний. Итак, в путь-дорогу, друзья! (На доске картинки Восстановителя, Окислителя и Волшебный цветок) Первое испытание. - Ребята, вы видите представителей королевства Реакции. Они никак не могут разобраться между собой: кто из них является окислителем, а кто – восстановителем. Давайте им поможем. *Какие атомы, ионы или молекулы называются восстановителем? *Какие атомы, ионы или молекулы называются окислителем?
Второе испытание. На лепестках ромашки задание каждому восьмикласснику: определить, является атом, ион восстановителем или окислителем. Sº + 2ē→Ѕ -2 (ок-ль) Alº - 3ē→Al+3 (в-ль) Feº - 3ē→Fe+3 (в-ль) H20 - 2ē→2H+1 (в-ль) N2 + 6ē→2N -3 (ок-ль) Fe +3 + 1ē→Fe+2 (ок-ль) Дополнительные вопросы: Какой процесс называется окислительным? (процесс отдачи электронов, при этом С.О. увеличивается). Какой процесс называется восстановительным? (процесс присоединения электронов, при этом С. О. уменьшается). Какие реакции называются ОВР? - Спасибо, ребята! Вы правильно выполнили задания, и мы продолжаем наш путь. Третье испытание. Перед нами речка, через которую нужно построить мост. «Бревнышки» для моста у меня на столе. Каждый из вас берет по бревнышку (карточка с заданием) и выполняет задание. Задание: из ниже приведенных реакций, определите ОВР. Одной чертой подчеркните восстановитель, двумя – окислитель. А) 2Na + 2Н2О = 2NaOH + H2 -ОВР Б) Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O В) H2 + Cl2 = 2HCl - ОВР Г) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 - ОВР Д) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 Е) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 - ОВР Вывод: процесс окисления протекает с увеличением С.О.,а процесс восстановления – с уменьшением С.О. Четвертое испытание. - На нашем пути дерево с «волшебными плодами». Мы должны сорвать их, иначе дальше не сможем пройти. На плодах Задания. №1. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. NH3 + O2 → NO + H2O №2. Задача. Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии 812,5 г цинка, содержащего 20% примесей, с избытком соляной кислоты. №3.Задача. Опытным путем докажите наличие следующих веществ в трех пробирках: хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты. ( С помощью индикаторной бумажки уч-ся определяют кислую -HCl , щелочную - NaOH и нейтральную среду – NaCl). №4. В целях защиты окружающей среды растворы кислоты и щелочи нужно нейтрализовать. Выполните поставленную задачу. Запишите проведенную реакцию на доске. (Дети сливают вместе растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, образуется безвредный хлорид натрия и вода). -Спасибо за выполненные задания! Рефлексия. Динамическая пауза. Внимание! Опасность! Перед нами Океан химических формул, которые нужно назвать и распределить по классам неорганических соединений. ( На карточках на магнитной доске формулы веществ, которые дети называют и относят в конверты с названием класса. Конверты располагаются в разных местах классной комнаты и на разной высоте). Формулы химических соединений. NaOH, H3PO4, CaO, FeCl2, HNO3, Fe(OH)3, CaCO3, CO2, H2O, SO3, H2SO4, H2SO3, H2SiO3, Al2(SO4)3, Zn(OH)2, N2O5, NaNO3, K3PO4, P2O5. Пятое испытание. - Ребята, давайте вспомним классификации химических реакций по всем изученным нами ранее признакам. Мы покидаем княжество ОВР. Перед нами 5 дорог, ведущие в разные княжества химических реакций. 1-я ведет в княжество, реакции которого различаются по агрегатному состоянию. Как называются такие реакции? ( Гетерогенные и гомогенные). 2-я дорога ведет к княжеству реакций по типу и составу реагирующих веществ и образующихся. Здесь выделяется 4 типа химических реакций. Какие? Назовите. (Соединения, разложения, замещения, обмена). 3-я дорога ведет в княжество реакций, которые делятся на группы по тепловому эффекту. Какие типы химических реакций вам известны по этому признаку? (Экзотермические и эндотермические). 4-я дорога ведет в княжество реакций по наличию катализатора. Вспоминаем типы химических реакций. (Каталитические, некаталитические). 5-я дорога ведет в княжество реакций, которые различаются по направлению. Какие типы реакций вам известны? (Обратимые и необратимые).
- Молодцы! Вы выдержали все испытания. А теперь подведем итоги нашего путешествия. ІІІ. Итоги урока. ІV. Домашнее задание. §43; упр. 7,8. |
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дайте определение скорости гомогенной реакции. Напишите формулу скорости гомогенной реакции. (скорость реакции, которая идёт в однородной... | ||
+2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов... Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | ||
"Ионные уравнения" Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реакции обмена – такие реакции, в которых электролиты обмениваются своими ионами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ядерные реакции и термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эквивалент – это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов (или продуктов реакции) в единицу времени... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6 | Понятие о метаболизме Такие пути могут быть линейными и разветвленными. Ферменты, катализирующие реакции, протекающие на этих путях, в организме объединены... | ||
Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | Урока: «Реакции ионного обмена» Цель: изучить реакции ионного обмена в растворах электролитов, протекающие до конца |