Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой)





Скачать 340.55 Kb.
НазваниеПрограмма работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой)
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер340.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3
  1. Программа работы по преодолению
    нарушений письма у младших школьников (по методике Е.В. Мазановой)


Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Выделяют следующие формы дисграфии:

— артикуляторно-акустическая;

— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;

— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;

— аграмматическая;

— оптическая.

В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.

Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала первого учебного года (1-го класса) по программе I-IV.

Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:

— артикуляторно-акустической;

— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;

— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;

— аграмматической;

— оптической.

Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3).

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).


2. Планы работы учителя-логопеда
по преодолению нарушений письменной речи


г. Краснодар

Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №91 III-IV вида


УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1

От ___________года

Председатель педсовета

____________ Андреева Н.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По логопедии (Коррекция аграмматической дисграфии)

Ступень обучения (класс) 4

Количество часов (по каждому классу) 68

Уровень базовый

Учитель-логопед Смахтина А.В.

Программа разработана на основании авторской программе по коррекции аграмматической дисграфии Е.В. Мазановой, рекомендованной к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя-логопеда ГБС(к)ОУ №91 разработана на основании учебно-методического пособия Е.В. Мазановой по коррекции аграмматической дисграфии. Программа рекомендована к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары.

У детей с нарушением зрения распространенными ошибками в письменной и устной речи являются: на уровне связного текста - нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей; на синтаксическом уровне — пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. Нарушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных окончаний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.

Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока:

1. Формирование грамматического структурирования (словоизменение и словообразование).

2. Внутреннее программирование отдельной фразы.

3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь).

Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практической коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть навык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста.

Работа по усвоению каждой грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:

1. Уточнение грамматического значения словоформы.

2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначающей данное грамматическое значение.

3. Образование аналогичных словоформ в устной речи.

4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на уровне словосочетания, предложения, связной речи.

Задачи коррекционного обучения по устранению аграмматической дисграфии:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.
Таблица тематического распределения часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

4 класс

1

Логопедическая диагностика

8

2


Слово. Словосочетание.

46

Развитие навыков словообразования

22

Развитие навыков словоизменения

9

Развитие навыков согласования слов

7

Обогащение глагольного словаря

8

3

Предложение

5

4

Текст

9

Итого:

68



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам. Директора по ККР

методического объединения «___» ______20___г.

коррекционного цикла ___________ Головина О.Е.

От 29.08.2012 г № 1

____________ Шевченко О.А.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПрограмма по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятие-аукцион в группе по преодолению нарушений чтения и письма, вследствие нонр
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconРазвитие внимания и памяти учащихся на уроках географии
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПримерный перечень вопросов к государственному экзамену по психологии 2010 2011 г
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПрограмма коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconСтатья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников

Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconАнализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год
Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной...
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconРазвитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconПлан работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный...
По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е. В. Мазановой) iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск