Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (по методике Е.В. Мазановой) Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Выделяют следующие формы дисграфии:
— артикуляторно-акустическая;
— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;
— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;
— аграмматическая;
— оптическая.
В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:
— формирование фонематического восприятия;
— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
— развитие пространственно-временной ориентации;
— развитие зрительного и слухового восприятия;
— развитие связной речи;
— развитие процессов чтения и письма.
Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.
Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала первого учебного года (1-го класса) по программе I-IV.
Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:
— артикуляторно-акустической;
— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;
— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
— аграмматической;
— оптической.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3).
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
2. Планы работы учителя-логопеда по преодолению нарушений письменной речи
г. Краснодар
Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №91 III-IV вида
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол №1
От ___________года
Председатель педсовета
____________ Андреева Н.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По логопедии (Коррекция аграмматической дисграфии)
Ступень обучения (класс) 4
Количество часов (по каждому классу) 68
Уровень базовый
Учитель-логопед Смахтина А.В.
Программа разработана на основании авторской программе по коррекции аграмматической дисграфии Е.В. Мазановой, рекомендованной к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-логопеда ГБС(к)ОУ №91 разработана на основании учебно-методического пособия Е.В. Мазановой по коррекции аграмматической дисграфии. Программа рекомендована к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары.
У детей с нарушением зрения распространенными ошибками в письменной и устной речи являются: на уровне связного текста - нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей; на синтаксическом уровне — пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. Нарушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных окончаний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.
Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока:
1. Формирование грамматического структурирования (словоизменение и словообразование).
2. Внутреннее программирование отдельной фразы.
3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь).
Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практической коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть навык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста.
Работа по усвоению каждой грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:
1. Уточнение грамматического значения словоформы.
2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначающей данное грамматическое значение.
3. Образование аналогичных словоформ в устной речи.
4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на уровне словосочетания, предложения, связной речи.
Задачи коррекционного обучения по устранению аграмматической дисграфии:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения. Таблица тематического распределения часов
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| 4 класс
| 1
| Логопедическая диагностика
| 8
| 2
| Слово. Словосочетание.
| 46
| Развитие навыков словообразования
| 22
| Развитие навыков словоизменения
| 9
| Развитие навыков согласования слов
| 7
| Обогащение глагольного словаря
| 8
| 3
| Предложение
| 5
| 4
| Текст
| 9
| Итого:
| 68
|
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам. Директора по ККР
методического объединения «___» ______20___г.
коррекционного цикла ___________ Головина О.Е.
От 29.08.2012 г № 1
____________ Шевченко О.А.
|