Скачать 0.69 Mb.
|
«Утверждена» на заседании школьного методического совета ___________2011 года Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи Автор: Белолипецкая Ирина Владимировна, учитель –логопед МБОУ СОШ №169 г. Новосибирск 2011 г. Важность разработки коррекционно-обучающей программы обусловлена возрастающей численностью детей с ограниченными возможностями здоровья с ОНР в общеобразовательных школах. Характеристика речи учащихся с дисграфией У первоклассников, испытывающих трудности в формировании письма, в большинстве случаев наблюдается отставание в развитии школьных навыков, в том числе и речевых. Нарушенными в той или иной степени оказываются все компоненты речевой системы. Сохранней всего бывает звукопроизношение. Чаще встречаются искажения сонорных звуков, сигматизмы .егкое физиологическое косноязычие. Наблюдаются и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Нередко встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак и т. д.). Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка). Детям трудно различить понятия «слог» и «звук», некоторые сонорные звуки (л',н',м',р',й) воспринимаются ими как слогообразующие. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль. Много ошибок при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных звука рядом: например, в слове «аист». Дети обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. Они смешивают названия сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают, обнаруживают недифференцированность и глагольного словаря. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных, прилагательные, обозначающие цвет, представлены основными цветам. Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные ограничиваются парой «большой — маленький». При попытках пересказа учащимися текста, составления рассказа по картинке резко возрастает количество ошибок в грамматическом оформлении фразы. Наблюдается смешение предлогов в и, предлогов с и, над и под, под и из-под. Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают именительный и родительный падежи множественного числа. Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. У учащихся 2-3-го класса наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами, но наблюдается некоторая смазанность артикуляции. у части детей тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко. При повторении серий слов и слогов наблюдается большое количество ошибок. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошаденок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок, чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуково-слоговой структуры. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. В диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
Встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки: смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв А—Я, О—Е, У—Ю, Ы—И. Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству. Много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, суффиксов и приставок, синтаксических ошибок: отсутствие точки в конце предложения; отсутствие заглавной буквы в начале предложения; точка не на нужном месте; написание каждого предложения с новой строчки. В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок. При обследовании всех компонентов речевой системы детей 4-го класса обнаруживается большое отставание в развитии словаря: в активном словаре преобладают имена существительные, но их запас невелик., обращает на себя внимание почти полное отсутствие имен прилагательных, за исключением прилагательных, обозначающих цвет, редко используют приставки для обозначения оттенков действия глаголов. В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок- аграмматизмов, особенно в части вариантов и исключения из правил. Дети с нарушениями письма, особенно с билингвизмом, часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилагательных. У учащихся недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое «словотворчество». Неумение образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в корне и таким образом ведет к большому количеству ошибок. Что касается темы «Однокоренные слова», то затруднения у детей вызываются не только отставанием в области грамматических обобщений, но и недостаточным овладением логическими операциями Поэтому при попытке подбора родственных слов младшие школьники часто не выполняют задание, или подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора — город), или изменяют их по числам, падежам. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин, пересказ текста — дается младшим школьникам лучше, особенно если у кого-нибудь достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается неполным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недостаточном понимании смысла услышанного. Перечисленные выше особенности с дисграфией свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе. Цель программы: профилактика дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОВЗ. Задачи программы:
Характеристика программы. Программа предназначена для подгрупповой логопедической работы с учащимися 1-4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности формирования письменной речи (письма и чтения). В 1 классе решаются следующие задачи:
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно. Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения гласных звуков из слова, их сравнения и различения. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель), показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Грамматические темы вводятся в содержание занятий, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается практическое усвоение грамматического материала, вводится понятие «предлог». Основными задачами работы во 2-3 классе являются:
Программа имеет следующие разделы:
Первая четверть Выполняя задания раздела «Звукобуквенный анализ и синтез слов», дети получают возможность обобщить сведения по звукобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, учатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами. Раздел «Слоговой анализ и синтез слов» имеет ключевую тему: слогообразующая роль гласных звуков. Для предупреждения ошибок на перестановку, недописывание слогов проводятся упражнения на составление слов из слогов, данных вразбивку, на добавление недостающего слога к слову. В разделе «Ударение» обращается внимание на отработку орфоэпических норм, а также рассматривается смыслоразличительная роль ударения. Исходя из принципа одновременной работы над всеми компонентами речевой системы, на звуковом этапе логопедического воздействия начинается работа над уточнением и обогащением словарного запаса. Для данного вида работы хорошо подходят ребусы, в частности, ребусы на составление слов по первым буквам и первым слогам названий картинок. Перед детьми встает задача не только правильно выделить первый звук или слог, но, в первую » очередь, назвать картинку. Главное, что ребенок сам активно занимается поиском слова. Вторая четверть Раздел «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы» начинается с более легкой темы — «Обозначение мягкости с помощью мягкого знака». Большое значение придается смыслоразличительной роли мягкого знака на примере слов-паронимов. В теме «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных» используются задания по каждой паре гласных букв. Отдельно дана тема на различение твердых и мягких звуков перед Е. Согласные парные перед Е в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко. В части заимствованных слов перед Е произносятся или могут произноситься твердые согласные. Важно показать самостоятельность мягких Й, Ч, Щ, а также непарных твердые Ж, Ш, Ц букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозначения твердости — мягкости соответствующих звуков. Третья четверть В третьей четверти начинается работа по дифференциации смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проводится работа по развитию навыков звукобуквенного анализа слов различной звукобуквенной структуры. Тема оглушения звонких согласных дается в виде задач на поиск такой позиции в слове, без пропуска букв. Четвертая четверть В четвертой четверти продолжается работа над дифференциацией согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Рассматриваются аффрикаты и сонорные звуки. Последовательность работы такая же, как и при различении глухих и звонких согласных:
|
Анализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной... | Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | ||
Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге | ||
Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | Согласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры» Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Планирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 2«В», 3«В», 4«В» классов | ||
I. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное... Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи... Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа... | Программа коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение... Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София» | ||
Утверждаю: Директор школы Г. Н. Климова требования к устной и письменной... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной... ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)» | «Жильцы моего дома» Творческие работы учащихся по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения |