Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи





НазваниеПрограмма коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи
страница1/6
Дата публикации14.09.2013
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4   5   6
«Утверждена»

на заседании школьного

методического совета

___________2011 года

Программа коррекционно-развивающей работы

по преодолению нарушений устной и письменной речи

Автор: Белолипецкая Ирина Владимировна,

учитель –логопед МБОУ СОШ №169

г. Новосибирск

2011 г.

Важность разработки коррекционно-обучающей программы обусловлена возрастающей численностью детей с ограниченными возможностями здоровья с ОНР в общеобразовательных школах.

Характеристика речи учащихся с дисграфией

У первоклассников, испытывающих трудности в формировании письма, в большинстве случаев наблюдается отставание в развитии школьных навыков, в том числе и речевых. Нарушенными в той или иной степени оказываются все компоненты речевой системы. Сохранней всего бывает звукопроизношение. Чаще встречаются искажения сонорных звуков, сигматизмы .егкое физиологическое косноязычие. Наблюдаются и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов.

У детей запаздывает становление навы­ков звукового анализа. Нередко встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак и т. д.). Наибольшие трудности вызывает выделение безу­дарного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка).

Детям трудно различить понятия «слог» и «звук», некоторые сонорные звуки (л',н',м',р',й) воспринимаются ими как слогообразующие. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль. Много ошибок при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных зву­ка рядом: например, в слове «аист».

Дети обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. Они смешивают названия сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают, обнаруживают недифференцированность и гла­гольного словаря. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных, прилагательные, обозначающие цвет, представле­ны основными цветам. Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные огра­ничиваются парой «большой — маленький».

При попытках пересказа учащимися текста, составления рас­сказа по картинке резко возрастает количество ошибок в грамматическом оформлении фразы. Наблюдается смешение предлогов в и, предлогов с и, над и под, под и из-под. Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают именитель­ный и родительный падежи множественного числа. Связная речь не развита в силу недостаточности сло­варного запаса, низкого уровня познавательной активно­сти, удовлетворенности уровнем бытового общения.

У учащихся 2-3-го класса наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Звукопроиз­ношение не характеризуется грубыми искажениями и за­менами, но наблюдается некоторая смазанность арти­куляции. у части детей тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко.

При повторении серий слов и слогов наблюдается большое количество ошибок. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с за­данным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень пло­хо

Бедность словаря детей с нарушениями письма обу­словлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов.

Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного харак­тера («лошаденок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок, чаще всего используются простые пред­ложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуково-слоговой структуры. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв.

В диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

  • пропуски гласных букв в середине слова;

  • недописывание гласных букв на конце слова;

  • пропуски слогов;

  • перестановки букв;

  • вставка лишних букв;

  • персеверации

Встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Недостат­ки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки: смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв А—Я, О—Е, У—Ю, Ы—И.

Довольно многочисленными бывают ошибки на сме­шение букв по кинетическому сходству. Много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, суффиксов и приставок, синтаксических ошибок: отсутствие точки в конце предложения; отсутствие заглавной буквы в начале предложе­ния; точка не на нужном месте; написание каждого предложения с новой строчки.

В связи с недоразвитием пространственных представ­лений дети допускают ошибки на правописание предло­гов и приставок.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей 4-го класса обнаруживается большое отставание в развитии словаря: в активном словаре преобладают имена существительные, но их запас невелик., обращает на себя внимание почти полное отсутствие имен прилагательных, за исключением прилагательных, обозначающих цвет, редко используют при­ставки для обозначения оттенков действия глаголов.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок- аграмматизмов, особенно в части вариантов и исключения из правил. Дети с на­рушениями письма, особенно с билингвизмом, часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допуска­ют ошибки в согласовании. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилага­тельных.

У учащихся недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое «сло­вотворчество». Не­умение образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в корне и таким образом ведет к большому коли­честву ошибок.

Что касается темы «Однокоренные слова», то за­труднения у детей вызываются не только отставанием в области грамматических обобщений, но и недостаточ­ным овладением логическими операциями Поэтому при попытке подбора родственных слов младшие школь­ники часто не выполняют задание, или подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора — город), или изменяют их по числам, падежам.

Наибольшие затруднения вызывает составление само­стоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин, пересказ текста — дается младшим школьникам лучше, особенно если у кого-ни­будь достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается непол­ным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недоста­точном понимании смысла услышанного.

Перечисленные выше особенности с дисграфией свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправле­нию недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе.

Цель программы: профилактика дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОВЗ.

Задачи программы:

  • Формировать основные речевые предпосылки письма и чтения.

  • Развивать связную речь обучающихся путём пополнения, уточнения и активизации словарного запаса; формирования диалогической и монологической речи.

  • Совершенствовать умение обучающихся пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и развивать грамматические навыки.

  • Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.

  • Коррегировать внимание, память.

  • Развивать логическое и образное мышление.

  • Воспитывать языковое чутьё.

  • Развивать устойчивый интерес к урокам русского языка

Характеристика программы.

Программа предназначена для подгрупповой логопедической работы с учащимися 1-4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудно­сти формирования письменной речи (письма и чтения).

В 1 классе решаются следующие задачи:

  • восполнение пробелов в развитии звуковой сторо­ны речи;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществля­ются одновременно.

Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения гласных звуков из слова, их сравнения и различения. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким об­разом происходит закрепление графического образа букв.

Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость со­гласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель), показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Выкла­дывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте сло­ва, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме.

Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных. После усвоения каждого из членов пары начинается срав­нение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.

Четвертая четверть посвящается непарным по глухо­сти-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глу­хие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ.

Грамматические темы вводятся в содержание заня­тий, выбор темы зависит от рассматри­ваемого лексического материала. Предполагается практическое усвоение грамматического материала, вводится понятие «предлог».

Основными задачами работы во 2-3 классе явля­ются:

  • формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между бук­вами и звуками в слове;

  • дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

  • уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

  • обогащение словарного запаса и накопление пред­ставлений об окружающем мире.

Программа имеет следующие разделы:

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • слоговой анализ и синтез слов;

  • ударение;

  • твердые и мягкие согласные звуки;

  • глухие и звонкие согласные звуки и буквы;

  • свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;

  • сонорные звуки.

Первая четверть

Выполняя задания раздела «Звукобуквенный анализ и синтез слов», дети получают возможность обобщить сведения по звукобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, учатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и бук­вами.

Раздел «Слоговой анализ и синтез слов» имеет ключевую тему: слогообразующая роль гласных звуков.

Для предупреждения ошибок на перестановку, недо­писывание слогов проводятся упражнения на составле­ние слов из слогов, данных вразбивку, на добавление не­достающего слога к слову.

В разделе «Ударение» обращается внимание на отработку орфоэ­пических норм, а также рассматривается смыслоразличительная роль ударения.

Исходя из принципа одновременной работы над всеми компонентами речевой системы, на звуковом этапе ло­гопедического воздействия начинается работа над уточнением и обогащением словарного запаса. Для данного вида работы хорошо подходят ребусы, в частности, ребусы на составление слов по первым буквам и первым слогам на­званий картинок. Перед детьми встает задача не только правильно выделить первый звук или слог, но, в первую » очередь, назвать картинку. Главное, что ребенок сам активно зани­мается поиском слова.

Вторая четверть

Раздел «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы» начинается с более легкой темы — «Обозна­чение мягкости с помощью мягкого знака». Большое значение придается смыслоразличительной роли мягкого знака на примере слов-паронимов.

В теме «Обозначение мягкости согласных при по­мощи гласных» используются задания по каждой паре гласных букв. Отдельно дана тема на различение твердых и мягких звуков перед Е. Согласные парные перед Е в исконно рус­ских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко. В части заимствованных слов перед Е произносятся или могут произноситься твердые согласные. Важно показать самостоятельность мягких Й, Ч, Щ, а также непарных твердые Ж, Ш, Ц букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозна­чения твердости — мягкости соответствующих звуков.

Третья четверть

В третьей четверти начинается работа по дифферен­циации смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проводится работа по развитию навыков звукобуквенного анализа слов различной звукобуквенной структуры. Тема оглушения звонких согласных дается в виде задач на поиск такой позиции в слове, без пропуска букв.

Четвертая четверть

В четвертой четверти продолжается работа над диф­ференциацией согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Рассматриваются аффрикаты и сонорные звуки.

Последовательность работы такая же, как и при различении глухих и звонких согласных:

  • выделение заданных звуков из позиции начала сло­ва;

  • нахождение места звука с опорой на внешнюю схе­му;

  • нахождение места звука по представлению;

  • дифференциация слов-паронимов (сопоставление по смыслу и звучанию);

  • различение на письме смешиваемых букв в словах и предложениях;

  • словарная работа.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconАнализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год
Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПерспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconСогласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры»
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПланирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 2«В», 3«В», 4«В» классов
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconI. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПрограмма коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение...
Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconУтверждаю: Директор школы Г. Н. Климова требования к устной и письменной...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconПрограмма учебного курса «Искусство устной и письменной речи»
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С....
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной...
ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)»
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи icon«Жильцы моего дома»
Творческие работы учащихся по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск