Скачать 265 Kb.
|
На правах рукописи Сидорина Наталья Евгеньевна Реакции о- и п-метиленхинонов с азотсодержащими гетероциклами специальность 02.00.03 – Органическая химия АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата химических наук САМАРА – 2006 Работа выполнена на кафедре органической химии ГОУ ВПО “Самарский государственный университет”
Защита состоится 19 декабря 2006 г. в 13 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.217.05 при Самарском государственном техническом университете по адресу Самара, Молодогвардейская 244, ауд.200. Отзывы и замечания на автореферат в 2 экз., заверенные печатью, просим направлять по адресу 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244, СамГТУ, Главный корпус. Ученому секретарю диссертационного совета Д 212.217.05 Саркисовой В.С. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Самарского государственного технического университета Автореферат разослан 17 ноября 2006. Учёный секретарь диссертационного совета к.х.н., доцент Саркисова В.С. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность работы. Метиленхиноны – реакционноспособные интермедиаты, участвующие в большом числе химических и биологических процессов, таких как синтез фенолформальдегидных полимеров, биосинтез лигнина и лигнополисахаридов в растениях, меланопротеинов у млекопитающих и склеротина у насекомых, ингибирование ферментов, биодеградация фенолов. Считается, что метиленхиноны играют важную роль в метаболизме ряда лекарственных препаратов и некоторых витаминов. В организме метиленхиноны в основном образуются ферментативно из полифенольных соединений, поступающих с растительной пищей. Вследствие высокой реакционной способности, они реагируют с различными нуклеофилами, в том числе с азотсодержащими соединениями, которые в своей структуре содержат фрагменты 1Н-азолов (имидазола, бензимидазола), индолов, пуриновых и пиримидиновых оснований. Кроме того, многие лекарственные препараты являются производными вышеперечисленных соединений и могут вступать во взаимодействие с метиленхинонами. Метиленхиноны являются ценными исходными соединениями в синтезе конденсированных гетероциклических систем, однако, возможность подобного их использования изучена недостаточно. Выраженная биологическая активность и потенциальные возможности использования метиленхинонов в построении конденсированных систем определяют актуальность исследования. Цель и задачи исследования. Целью работы было систематическое изучение реакций гидроксибензиловых спиртов как предшественников метиленхинонов с широким рядом азотсодержащих гетероциклов. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи: – исследование конденсации о- и п-гидроксибензиловых спиртов с различными 1Н-азолами и определение влияния заместителей в молекулах гетероциклов и гидроксибензиловых спиртов на протекание реакции; – изучение превращений индолов под действием гидроксибензиловых спиртов; – разработать метод синтеза новых три(тетра)циклических систем с мостиковым атомом азота. Научная новизна. Систематически исследовано взаимодействие различных о- и п-гидроксибензиловых спиртов с рядом 1Н-азолов, различающихся по основности. Установлено, что выходы 1Н-азолилалкилфенолов выше в случае спиртов, содержащих электроноакцепторные заместители; 1Н-азолы, имеющие низкое значение pKa основания и небольшой заряд на пиридиниевом атоме азоте, не вступают в реакцию конденсации; алкилирование 1,2,4-триазола и бензотриазола протекает по атому N(1). При взаимодействии индолов с гидроксибензиловыми спиртами определено, что основными продуктами являются ациклические 1Н-индолилметилфенолы. Установлены закономерности фрагментации в условиях диссоциативной ионизации. Разработан общий подход к синтезу новых бензаннелированных гетероциклических систем на основе имидазола и урацила: 5Н-имидазо[2,1-b][1,3]бензоксазина, 9Н-имидазо[5,1-b][1,3]бензоксазина и 1,5-дигидро-2Н-хромено[2,3-d]пиримидин-2,4(3Н)дионов. Предложен новый способ синтеза труднодоступной гетероциклической системы 12Н-бензимидазо[2,1-b][1,3]бензоксазина на основе 2-хлорбензимидазола или 2-метилмеркаптобензимидазола и салициловых спиртов. Достоинствами этого подхода являются простота проведения реакций и высокие выходы продуктов. |
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дайте определение скорости гомогенной реакции. Напишите формулу скорости гомогенной реакции. (скорость реакции, которая идёт в однородной... | ||
+2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов... Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | ||
"Ионные уравнения" Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реакции обмена – такие реакции, в которых электролиты обмениваются своими ионами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ядерные реакции и термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эквивалент – это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов (или продуктов реакции) в единицу времени... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6 | Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | ||
Понятие о метаболизме Такие пути могут быть линейными и разветвленными. Ферменты, катализирующие реакции, протекающие на этих путях, в организме объединены... | Урока: «Реакции ионного обмена» Цель: изучить реакции ионного обмена в растворах электролитов, протекающие до конца |