1. Введение 14 > Образовательные технологии 20





Название1. Введение 14 > Образовательные технологии 20
страница1/6
Дата публикации21.02.2015
Размер0.89 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Химия > Программа курса
  1   2   3   4   5   6


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"Новосибирский национальный исследовательский государственный университет"
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Саблина С.Г.

«__» _____________ 2012_ г
УчебнО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Химия почв»

Кафедра химии окружающей среды, магистерская программа «химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность»


Лектор – д.б.н., профессор М.И. Дергачева





Новосибирск

2012 г.

Учебно-методический комплекс ориентирован на магистрантов 1 года обучения факультета естественных наук, магистерская программа «химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность». В состав УМК включены: программа курса лекций, структура курса, тексты, касающиеся слабо освещенных в литературе экологически ориентированных вопросов, приведены примеры тестов и вопросов для блиц-тестирования, и по материалам лекций даны примеры вопросов на контрольных работах и дифференцированного зачета.

Составитель

Дергачева М.И.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках реализации Программы развития НИУ–НГУ


© Новосибирский государственный университет, 2012

Содержание:

Лектор – д.б.н., профессор М.И. Дергачева 1

2. Место дисциплины в структуре ООП 6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Химия почв»: 7

4. Структура и содержание дисциплины 10

Рабочий план 12

Программа курса лекций 14

Раздел I Введение в химию почв 14

Тема 1. Введение 14

5. Образовательные технологии 20

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 21

Дополнительная рекомендуемая литература: 22

6.2. Примеры тестов, используемых для блиц-тестирования 23

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 59

Дополнительная рекомендуемая литература: 59

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 60


Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Химия почв» является частью химико–экологического цикла ООП по направлению подготовки «020100 ХИМИЯ» в рамках магистерской программы «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность». Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского университета Новосибирский государственный университет (НГУ) кафедрой химии окружающей среды.

Содержание дисциплины охватывает основной круг вопросов, связанных с познанием состава и свойств почв, функционирования их в биосфере и антропосфере, а также с проблемами реализации ими экологических функций и прогнозирования поведения почв в меняющейся природной обстановке в объемах, необходимых для современного ученого химика-эколога.

Дисциплина предназначена для повышения эколого-химической грамотности и развития структурного стиля мышления у студентов-химиков, нацелена на формирование у магистранта общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, и профессиональных компетенций: ПК-1– ПК-7, а также ПК10–ПК-12.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, блиц-тестирование на каждой лекции, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа студента, в том числе выполнение домашних заданий.

Результатом прохождения дисциплины является итоговая оценка по пятибалльной шкале (дифференцированный зачет).

Программой дисциплины предусмотрены:

Текущий контроль. При прохождении дисциплины «Химия почв» проводится контроль посещаемости занятий, 15-минутное тестирование на знание материала предыдущей лекции (на каждом занятии), сдача домашних заданий и написание контрольных работ.

Для того, чтобы быть допущенным к дифференцированному зачету, магистрант должен выполнить следующее:

  • в ходе обучения посетить не менее 50 % занятий;

  • сдать все задания по блиц-тестированию;

  • написать на положительные оценки три контрольные работы.

В случае отсутствия на контрольной работе по уважительной причине (наличие медицинской справки) контрольную работу можно переписать в течение недели от окончания срока действия справки. Пропуск блиц-тестирования отрабатывается во внеучебное время в индивидуальном порядке.

В зависимости от результатов работы в течение семестра магистрант имеет право на получение оценки без экзамена (оценки-«автомата»). Для этого он должен:

  • в ходе прохождения дисциплины посетить не менее 50 % занятий;

  • написать две контрольных работы на оценку не ниже «удовлетворительно»;

  • набрать по системе назначения баллов за результаты контрольных работ, блиц-тестирования и активность на занятиях не менее 60 % от максимально возможной суммы баллов.

Оценка-«автомат» выводится как средневзвешенная из полученных магистрантом баллов по результатам работы в семестре.

Итоговый контроль. Итоговую оценку за семестр магистрант может получить на дифференцированном зачете в конце семестра, где он имеет возможность либо повысить оценку, полученную им «автоматом», либо получить любую положительную (или неудовлетворительную) оценку в случае отсутствия у него «оценки-автомата» по результатам работы в семестре.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,0 зачетные единицы, 72 академических часа. Программой дисциплины предусмотрены 32 часа лекционных, 8 часов на контрольные работы и дифференцированный зачет, а также 32 часа самостоятельной работы магистрантов, в том числе выполнения домашних заданий.

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Химия почв» имеет своей целью формирование у магистрантов профессиональных научно-исследовательских навыков по использованию современных знаний и структурного стиля мышления за счет теоретического и практического усвоения:

  1. представлений о сложности химического состава почв, специфики процессов и химических реакциях, происходящих в почве с участием ее минеральных и органических составляющих, а также новых методологических подходов к изучению химического состояния почв;

  2. вопросов, связанных с реализацией почвой своих глобальных и экосистемных функций, зависимых от химического состава и свойств почв;

  3. основ причин и последствий нарушений химического состава и свойств почв при антропогенном воздействии;

  4. принципов, методов и критериев оценки степени воздействия различных экзогенных химических соединений на почвы и основ почвенно-химического мониторинга;

  5. вопросов, связанных с химическим загрязнением и охраной почв.

В рамках курса даются базовые знания по теоретическим основам химии почв, рассматриваются основные понятия, принципы и методы химии почв, дается интерпретация основных химических процессов и закономерностей. На лекциях разбираются наиболее важные и распространенные проблемы специфичности явлений, процессов и компонентов в химии почв, важнейшие структурные особенности минеральных, органических и органо-минеральных составляющих, а также обусловленность специфичности экологическими условиями формирования почв.

Основной целью освоения дисциплины является формирование навыков применения полученных знаний для теоретических обобщений и разработок оптимальных решений прикладных задач в рамках химии окружающей среды, а также активного использования их в своей научно-исследовательской работе.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Химия почв» является частью химико-экологического цикла ООП по направлению подготовки «020100 ХИМИЯ», уровень подготовки – «магистр».

Учебный курс «Химия почв» опирается на следующие дисциплины данной ООП:

  • Общая и неорганическая химия (строение и свойства атомов, периодический закон, строение молекул, теория химической связи, стереохимия);

  • Физическая химия (природа химической связи в молекулах и кристаллах, химическая термодинамика, фазовые диаграммы);

  • Органическая химия (классификация и номенклатура соединений, строение молекул, изомерия);

  • Геохимия (геохимия систем и элементов)

  • Аналитическая химия природных объектов (аналитические и инструментальные методы, применяемые в практике экологических исследований, в том числе отвечающих мировому уровню; изучение временной и пространственной динамики загрязнений от антропогенных источников различных типов).

  • Экологическая биохимия (адаптационные процессы взаимодействия живых организмов с химическими факторами внешней среды, в том числе почвами)

  • Экология (теоретические аспекты)


Результаты освоения дисциплины «Химия почв» используются в дальнейшем при подготовке магистерских работ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Химия почв»:

  • общекультурные компетенции:

  • способность ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);

  • умение принимать нестандартные решения (ОК-2);

  • понимание философских концепций естествознания, роли естественных наук (в том числе химии и экологии) в выработке научного мировоззрения, а также использование основных законов естественнонаучных дисциплин в будущей профессиональной деятельности (ОК-4);

  • владение современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передаче информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);

  • понимание принципов работы и умение работать на современных научных приборах и оборудовании при проведении научных исследований (ОК-6).

  • обладание способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • профессиональные компетенции:

  • наличие представления об актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и применение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в критических условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другие) (ПК-1);

  • знание основных этапов и закономерностей развития химической науки, понимание объективной необходимости возникновения новых направлений, наличие представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков (ПК-2);

  • владение теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с профильной направленностью магистерской диссертации) (ПК-3);

  • умение анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме и самостоятельно составлять план исследования (ПК-4);

  • способность анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);

  • наличие опыта профессионального участия в научных дискуссиях (ПК-6);

  • умение представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ПК-7);

а также

  • способность определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения (ПК-10);

  • владение основами делового общения, навыками межличностных отношений, способностью работать в научном коллективе (ПК-11);

  • понимание принципов организации и управления деятельностью научных коллективов (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • иметь представление о современных теоретических положениях химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве; об экологических функциях почв, связанных с их химическими и физико-химическими свойствами и нарушениях этих функций при химическом загрязнении и их последствиях, об обусловленности химических свойств и процессов в почвах экологическими условиями их формирования и функционирования.

  • знать основные особенности и закономерности строения органических и неорганических веществ почв и их отличие от веществ других классов природных соединений;

  • уметь разбираться (читать) структурные данные, иметь представление о связях структуры с физико-химическими свойствами и применять полученные знания на практике для предсказания и понимания свойств почв и их поведения в природной обстановке.

  • уметь организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве, также выбирать наиболее подходящие для этого методы анализа, обработки и представления информации, обосновывать необходимость проведения комплекса исследований в контексте экологического состояния объекта;

  • владеть навыками оценки химико-экологического состояния почв и обоснованиями прогнозов их поведения в меняющейся естественным и антропогенным путем природной обстановке


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетные единицы, 70 часов, 32 академических часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Лекция

Лабор. работа

Самост. работа

Контр. работа

Зачет

1

Введение в Химию почв

2

1

2

0

2










2

Химия почв: объект, предмет, разделы и методы

2

2

2

0

2







Блиц- тестирование

3

Учение о химическом составе почв: элементный состав.

2

3

2

0

2







Блиц-тестирование

4

Учение о химическом составе почв: фазовый состав. Почва как многофазовая система

2

4

2

0

2







Блиц- тестирование

5

Учение о химическом составе почв: твердая фаза почвы.- минеральная часть

2

5

2

0

2







Блиц- тестирование

6

Учение о химическом составе почв: твердая фаза почвы.- органическая часть

2

6

2

0

2







Блиц- тестирование

7

Учение о химическом составе почв: жидкая фаза почвы

2

7

2

0

2







Блиц- тестирование

8

Учение о химическом составе почв: газовая фаза почвы

2

8

2

2

2

2




Контрольная работа

9

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов Простые соли, оксиды, гидроксиды

2

9

2

0

2







Блиц- тестирование

10

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов глинистые минералы

2

10




2

2

2




Блиц- тестирование

11

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов : органические вещества

2

11

2

0

2







Блиц- тестирование

12

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов : органо-минеральные вещества в почвах

2

12

2

2

2

2




Контрольная работа

13

Учение о свойствах почв.: поглотительная способность, коллоидно-химические свойства

2

13

2

0

2







Блиц- тестирование

14

Учение о свойствах почв: Окислительно-восстановительные реакции и режимы

2

14

2

0

2







Блиц- тестирование

15

Учение о свойствах почв, равновесие в системе фаз

2

15

2

0

2

2




Контрольная работа

16

Антропогенная деградация почв, химическое загрязнение и охрана почв

2

16

2

0

2







Блиц- тестирование

























2

Дифференцированный зачет




Итого







32

0

32

6

2




Рабочий план




Неделя

Темы занятий

Введение в химию почв

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Введение в Химию почв

2-я неделя

Химия почв: объект, предмет, разделы и методы

Учение о химическом составе почв

3-я неделя

Учение о химическом составе почв: элементный состав.

4-я неделя

Учение о химическом составе почв: фазовый состав. Почва как многофазовая система

МАРТ

1-я неделя

Учение о химическом составе почв: твердая фаза почвы.- минеральная часть

2-я неделя

Учение о химическом составе почв: твердая фаза почвы.- органическая часть

3-я неделя

Учение о химическом составе почв: жидкая фаза почвы

4-я неделя

Учение о химическом составе почв: газовая фаза почвы

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов

Апрель

1-я неделя

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов Простые соли, оксиды, гидроксиды

2-я неделя

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов глинистые минералы

3-я неделя

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов : органические вещества

4-я неделя

Учение о строении и свойствах почвенных компонентов : органо-минеральные вещества в почвах

Учение о свойствах почв

МАЙ

1-я неделя

Учение о свойствах почв: поглотительная способность, коллоидно-химические свойства

2-я неделя

Учение о свойствах почв: Окислительно-восстановительные реакции и режимы

3-я неделя

Учение о свойствах почв, равновесие в системе фаз

Учение об охране почв

4-я неделя

Антропогенная деградация почв, химическое загрязнение и охрана почв. Дифференцированный зачет

Программа курса лекций

Раздел I Введение в химию почв
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconСовременные образовательные технологии в воспитательной работе
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconДостижения учащихся в олимпиадах. Поступление в учреждения профессионального образования
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconСовременной образовательной технологии и/или
«Современные образовательные технологии и/или методики в практической деятельности педработника», портфолио и собеседования с аттестуемым...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Литература»
Основные образовательные технологии в процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconКалендарно-тематическое планирование по технологии 5 класс
Теория Правила тб работы в кабинете обслуживающего труда при использовании инструментов, механизмов и машин. Введение в курс технологии....
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconПетрова в в мбоу «Дороховская сош» Выполнение задания по теме «Способы...
Б) Информационные технологии обучения (ито) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С описанием технологии можно познакомиться в книге «Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова», авторы:...
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 iconПервичный инструктаж по технике безопасности на уроках фк и легкой...
Пояснительная записка: данный урок соответствует требованиям фгос, применены новые образовательные технологии (активные методы обучения)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск