Н. В. Баулина Организация контрольного компонента





Скачать 486.28 Kb.
НазваниеН. В. Баулина Организация контрольного компонента
страница1/4
Дата публикации02.03.2015
Размер486.28 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Химия > Реферат
  1   2   3   4


Читинский институт повышения квалификации

работников образования

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 с. Харагун

Н.В. Баулина

Организация контрольного компонента

учебной деятельности школьников

на уроках химии

(из опыта работы)


Чита, 2005г.
Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3


I. Контрольный компонент учебной деятельности:

1. История развития педагогической диагностики…………………… 5

2. Теоретические основы организации контроля знаний…………….. 7

3. Функции и принципы контроля…………………………………….. 8

4. Основные принципы отбора и конструирования средств контроля 10

II. Динамика становления опыта………………………………………….. 12

III. Создание системы работы по проблеме:

1. Учёт психолого-педагогических особенностей учащихся………… 13

2. Предварительный контроль…………………………………………. 14

3.Текущий контроль……………………………………………………. 16

4. Итоговый контроль…………………………………………………... 23

5.Система заданий взаимо- и самоконтроля………………………….. 23

6.Алгоритм контроля…………………………………………………… 30

IV.Результаты работы……………………………………………………. 30


  1. Проблемы и перспективы……………………………………………… 33

Литература………………………………………………………………….. 34


Приложения:

  1. Психолого-педагогические особенности учащихся………………. 36

  2. Диагностическая работа…………………………………………….. 37

  3. Химический диктант «Согласны ли вы?»…………………………. 38

  4. Химический диктант на сравнение………………………………… 39

  5. Химическая сказка…………………………………………………. 41

  6. Химическое домино………………………………………………… 43

  7. Дидактическая игра «Третий лишний»…………………………… 44

8. Дидактическая игра «Реакция»……………………………………. 45

9. Дидактическая игра «Формула»………………………………….. 46

Введение


Актуальность. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Таким образом, к числу приоритетных направлений модернизации системы образования относится повышение качества знаний школьников.

Традиционная система контроля, ориентированная главным образом на трансформацию знаний и умений, не может объективно и полно характеризовать эффективность и качество учебного процесса. Сама процедура контроля по отношению к ученику остаётся односторонним и субъективным процессом. Всё это происходит по схеме: здесь я (учитель) задаю вопрос, и я решаю, как оценить, а ты (ученик) должен отвечать. Навязывание знаний, их обратное насильственное вытягивание – вот схема традиционного обучения и контроля.

Кому не знакома картина контроля знаний, образно описанная Л.Н.Толстым «Большой человек мучает маленького, не имея на то никакого права. Учитель знает, что ученик мучается, краснея и потея стоя перед ним; ему самому скучно и тяжело. Но у него есть правило, по которому нужно приучить ученика говорить одного, для чего приучить говорить одного, этого никто не знает». Много лет работая заместителем директора и посещая уроки своих коллег, можно наблюдать подобную картину.

Опыт работы показывает, что контроль в форме устного опроса является выборочным и случайным, т.е. проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся. Действительно, хорошо успевающих школьников опрашивают примерно в 3 раза чаще, чем слабоуспевающих. С течением времени неуспевающий учащийся всё реже поднимает руку, даже если он готов ответить. В момент опроса в классе создаётся нервно-напряжённая обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске. Бывает так, что руку поднимают только ради показа своей активности, уверенные, что их не спросят, а если спросят, то как-нибудь «выкручиваются». А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли: «А всё равно не спросят», то ли боится осуждения одноклассников: выскочка, мол. Старшеклассники – середняки, которые составляют обычно большинство класса, быстро осознают, что самая выгодная позиция – пассивная: если всегда поднимать руку, когда готов, то не поднятием руки автоматически будешь выдавать своё незнание.

Ниже представлена таблица, наглядно поясняющая неэффективность традиционного опроса (на основании исследования Дегтярёва Б.И.)1.




О чём думали и что делали

во время ответа товарищей

В проценте от общего числа наблюдаемых учащихся

(более 500)

1.

2.
3.

4.

5.

Следили за ответом товарищей.

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же их спросит.

Думали о предмете.

Думали о разном, но не о предмете.

Занимались посторонними делами.

14,8
19,4

9,3

53,8

2,7


Из таблицы наглядно видно, что более половины учащихся класса во время ответа товарищей «думали о разном, но не о предмете». Это заставило меня задуматься над тем, как вовлечь всех учащихся класса в процесс контроля знаний, поддержать их активность на протяжении всего урока, как организовать контроль с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся? Как более эффективно решать и контролировать задачи урока?

Разнообразие, совершенствование форм и приёмов контроля знаний помогают сделать процесс обучения более лёгким, доступным. Ребёнок должен почувствовать: учение – это радость, маленькие открытия, а не только долг; учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Цели и задачи.

Цель: получение качественной объективной информации об уровне

знаний, умений и навыков учащихся с последующей

коррекцией педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Определить место контроля при изучении тем курса.

  2. Организовать контроль с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

  3. Разработать систему форм контроля.

  4. Осуществить коррекцию педагогической деятельности в зависимости от результатов контроля.

  5. Создать банк данных форм контроля знаний.




    1. Контрольный компонент учебной деятельности


1. История развития педагогической диагностики
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Диагностический инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 году шкалированные книги англичанина Джорджа Фишера. В 1894 году американец Дж. М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приёмов.

В качестве самого раннего примера диагностики личной успеваемости при получении должности в литературе упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более чем за 1000 лет до нашей эры.

В средние века табель, будучи документом, необходимым для получения стипендии, выполнял совсем иные задачи. Он выдавался только нуждающимся ученикам в качестве удостоверения для получения стипендий или других аналогичных пособий и содержал больше информации о посещаемости и поведении, чем об успеваемости.

С переходом на классно-выпускную систему примерно в середине XIX века и введением в 1920 году всеобщей четырёхлетней начальной школы, когда школьные аттестаты с отмеченными в них успеваемостью, способностями и интересами стали учитываться при переводе учащихся в школы второй степени, табель приобрёл новое значение, когда он стал основополагающим критерием отбора учащихся для обучения дисциплинам с ограниченным количеством мест. После Второй мировой войны в течение первых полутора десятилетий в теории и практике педагогической диагностики почти не происходило изменений. Лишь с появлением тестов, определяющих уровень физического и умственного развития ребёнка, необходимый для начала школьного образования, последовало их более активное внедрение.
2. Теоретические основы организации контроля

знаний учащихся
Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по её ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль – это так же способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль учителя направлен как на деятельность учащихся, так и на контроль взаимодействия школьников и педагога.

Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания; как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно – волевых качеств.

Контроль должен быть объективно правильным, то есть соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся. Такой контроль дает возможность управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, то есть умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносить в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служить средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности. Осуществляя обучение, учитель не только сам дает определенную информацию учащимся или организует ее получение из других источников, но заботится также о том, как учащиеся выполняют заданную работу, каково качество получаемых ими знаний и умений. Чем полнее эта «обратная связь», идущая от учащихся к учителю, чем более удается учителю сделать контроль непрерывным, тем шире возможности управления процессом обучения.
3. Функции и принципы контроля
В зависимости от целей и задач контроль может выполнять различные функции.

Ориентирующая функция заключается в том, что результаты контроля дают возможность педагогу направлять учащихся на продление пробелов и недочётов в их знаниях и умениях и дальнейшее продвижение в освоении материала; они позволяют установить достаточность или недостаточность опрошенных знаний учащихся, подготовленность их к восприятию нового материала.

Обучающая функция состоит в том, что с помощью контроля приобретаются, уточняются и новые знания и умения; контроль способствует их расширению и систематизации.

Диагностическая функция контроля проявляется, если в результате его не только выявляется умение или неумение, но и устанавливаются причины хороших или слабых знаний и умений. Для усиления диагностической функции контроля при составлении заданий необходимо исходить из определённых предположений о причинах выявленных результатов обучения.

Развивающая функция контроля заключается в том, что в процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно распоряжаются своими знаниями, применяют свои умения в изменённой и новой ситуации, выбирают из суммы имеющихся знаний и умений необходимые в данной ситуации.

Воспитывающая функция контроля состоит в том, что он дисциплинирует учащихся, воспитывает чувство ответственности за свою работу, настойчивость в достижении цели, приучает к систематическому труду, помогает сформулировать навык самостоятельной работы.

Контролирующая функция проявляется в определении результатов обучения и развития учащихся; соответствие уровня достижений учащихся принятым нормам.

Стимулирующую функцию в контроле выполняет полная развёрнутая оценка педагогом результатов работы учащихся.

Управляющая функция контроля позволяет педагогу осуществить точный, правильный выбор содержания, форм, методов, приёмов обучения.

Прогностическая функция контроля служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определённого отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные задания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Контроль может выполнять одновременно несколько функций, но в каждом конкретном случае можно выделить одну – две доминирующие.

Выделяют несколько основных принципов контроля.

1) Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), равном дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

2) Систематичность – необходимость проведения контроля от начального восприятия знаний до их практического применения. Регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в школе. Различные формы, методы и средства контролирования используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

3) Гласность (наглядность) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует так же оглашения и мотивации оценок. Необходимым условием реализации принципа является и объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
4. Основные принципы отбора и конструирования

средств контроля
1. Соответствие содержания задания контролируемому результату усвоения. При создании системы средств контроля основная задача заключается в выяснении того, соответствуют ли действия учащихся, вызванные заданием, тем действиям, которые приписаны желаемым результатам усвоения. Нахождение соответствия заключается, таким образом, в проверке средства контроля на адекватность содержанию и целям учебного курса. Главным критерием такого соответствия принято считать действенность. Действенность указывает на степень, с которой результаты контроля служат целям контроля. Действенность зависит от ряда факторов: глубины анализа курса обучения, точности формулировок методических целей на разных этапах обучения предмету, анализа логических и психических процессов, происходящих у учащихся при усвоении соответствующей информации и приводящих к тем или иным результатам её усвоения.

  1. Достоверность выявляемых заданием результатов. Главным критерием достоверности результатов, которые контролируются тем или иным заданием, служит надёжность этого задания, показывающая правильность, с которой средство выявляет то, что оно должно выявить.

  2. Однозначность понимания задания всеми учащимися. Формулировка задания должна быть строго адекватна непосредственной цели контроля. Если в формулировке задания недостаточно чётко и однозначно отражено то, что мы хотим получить от учащихся, то их ответы могут быть разными. Последнее обстоятельство зависит не только от действенности знания учащимся соответствующего материала, но и от того, что вопрос может быть понят по-разному ввиду его неоднозначности.

  3. Извлечение с помощью задания максимума информации об объекте контроля. В основе этого принципа лежит положение информационной концепции контроля о том, что наилучшим заданием является такое, которое позволяет извлечь из ответа наибольшее количество информации.

5. Увеличение числа выявляемых показателей (результатов) усвоения при одновременном уменьшении времени контроля. Для выбора средств контроля необходимо определить соотношение между единицами увеличения числа показателей усвоения и сокращением среднего времени на контроль. Конечно, временный фактор должен учитываться при составлении контрольных работ, однако не он является главным при отборе того или иного средства контроля.

6. Создание инструкции, позволяющей любому проводящему контроль однозначно оценивать ответ учащегося на задание. Первым шагом к однозначному оцениванию результатов достижений учащихся является составление схем для анализа ответов, вскрывающих усвоение того или иного учебного материала со стороны необходимых показателей его усвоения. Подобный анализ даёт качественное оценивание достигнутых учащимися результатов. Для того, чтобы оценить данные контроля количественно, следует установить значимость каждого из выявляемых данной контрольной работой показателей по отношению друг к другу.

    1. Динамика становления опыта




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconКонспект контрольного урока по гимнастике 3 класс Задачи урока: I....
«В одну шеренгу становись!» Слежу за тем, чтобы дети стояли вдоль лини по росту, девочки за мальчиками. Слежу за дисциплиной, интервалом,...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconМетодические указания по выполнению контрольного задания по информатике...
Выполнение контрольного задания рекомендуется начинать с подбора и изучения необходимых материалов и литературы. Для получения наиболее...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconОтзыв об открытом уроке, проведенном в 1-в классе
Я, КазарянЛ. М., мама Карапетян Элен, ученицы 1-в класса школы №72 педагог Баулина Н. Г. 7 декабря была на открытом уроке
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconКонспект № контрольного урока легкой атлетики в 7 классе. Цель урока:...

Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconЛитература базовый курс, 3 часа в неделю
Определение группы будет зависеть от выбора старшеклассника и от результатов контрольного среза, который определит уровень подготовки...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconКонтрольная работа по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения»
Номер контрольного задания (темы реферата) соответствует двум последним цифрам зачетной книжки студента
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconРешение практических задач заказчика проекта
Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента icon2. Организация преподавания школьного курса информатики
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconТема «Фонетика»
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconБбк 22. 313: 81+86 Г
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconКонтрольный тест
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconТекст: Григорий Тарасевич
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconУрока: Деятелъностная
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconВопросы к экзамену
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Н. В. Баулина Организация контрольного компонента iconНормы современного русского литературного языка
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск