Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии





НазваниеМетодические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии
страница1/9
Дата публикации18.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Химия > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра нормальной физиологии с курсом фармакологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ

Ханты-Мансийск 2005

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ
Практические занятия по разделу «Общая рецептура» проводятся по методическому пособию, разработанному на кафедре. Последующие практические занятия проводятся по единому плану, включающему 3 основных этапа:

  1. Тестовый контроль.

  2. Решение фармакологических задач.

  3. Обсуждение основных вопросов темы.

Тестовый контроль проводится в начале занятия с целью проверки уровня подготовки студента к практическому занятию. Предлагаемые студенту тесты включают вопросы по классификации изучаемой группы лекарственных средств, механизму действия, фармакологическим эффектам и показаниям к применению препаратов. Оценка тестового контроля проводится по следующим критериям:

100% - 90% правильных ответов – «5»,

80% - 89% правильных ответов – «4»,

70% - 79% правильных ответов – «3»,

менее 70% правильных ответов – «2».

Решение фармакологических задач позволяет глубже усвоить материал и закрепить знания по изучаемой теме. Наиболее информативные задачи рекомендуется переносить в рабочую тетрадь.

Обсуждение основных вопросов темы проводится при решении задач. При выписывании рецептов дома, на практических занятиях, на итоговых контрольных занятиях необходимо придерживаться определенной схемы, указывая:

I Групповую принадлежность препарата.

II Основные фармакологические эффекты.

III Показания к применению препарата.

IV Нежелательные (побочные) эффекты препарата.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ,

ФОРМИРУЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАРМАКОЛОГИИ
Студент должен знать:

  1. По разделу «Общая рецептура»

• общие правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей

  1. По разделу «Общая фармакология»

• общие закономерности фврмакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, принципы фармакотерапии.

  1. По разделу «Частная фармакология»

а) для групп лекарственных средств

• классификацию препаратов каждой группы

• общую характеристику фармакологических эффектов

• основное применение данной группы в медицине

б) для отдельных препаратов группы

• групповую принадлежность препарата

• фармакокинетические особенности препарата (пути введения, абсорбцию, распределение, биотрансформацию, экскрецию)

• фармакодинамику (локализацию и механизм действия, фармакологические эффекты)

• основные показания к применению

• нежелательные (побочные и токсические) эффекты

• отравления и меры помощи

Студент должен уметь:

• анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакокинетических и фармакодинамических свойств

• оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии

• выписывать лекарственные средства в рецептах в определенных лекарственных формах при конкретных патологических состояниях

• оценивать возможности нежелательного действия лекарственных средств, мер профилактики и помощи при лекарственных отравлениях
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

№ практического занятия

Тема практического занятия

Раздел «Общая рецептура»

1

Мягкие лекарственные формы.

2

Твердые лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы (растворы для наружного применения, растворы для инъекций).

3

Жидкие лекарственные формы (растворы для внутреннего применения, суспензии, настои, отвары, микстуры). Галеновые и новогаленовые препараты. Аэрозоли.

4

Итоговое занятие (письменная контрольная работа по общей рецептуре).

Раздел «Общая фармакология»

5

Фармакокинетика и фармакодинамика лекарств. Нежелательные реакции на лекарства.

Раздел «Частная фармакология»

Нейротропные средства.

Средства, влияющие на периферическую нервную систему.

6

Средства, влияющие на афферентную иннервацию.

7

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М,Н – холинергичес-

кие средства.

8

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М – холинергические

средства, Н – холинергические средства.

9

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические средства.

10

Итоговое занятие (тестовый контроль, письменная контрольная работа по общей фармакологии и средствам, влияющим на периферическую нерв-ную систему).

Средства, влияющие на центральную нервную систему.

11

Средства, угнетающие ЦНС.

12

Психотропные средства и противоэпилептические средства.

13

Наркотические анальгетики. Ненаркотические анальгетики, НПВС.

Средства, влияющие на обменные процессы.

14

Препараты гормонов (занятие 1).

15

Препараты гормонов (занятие 2).

16

Препараты витаминов.

17

Итоговое занятие (тестовый контроль, письменная контрольная работа по средствам, влияющим на центральную нервную систему и средствам, влияющим на обменные процессы).

18

Противоаллергические средства.

19

Заключительное занятие по итогам осеннего семестра.

Средства, влияющие на исполнительные органы.

20

Средства, влияющие на органы дыхания.

21

Средства, влияющие на органы пищеварения (занятие 1)

22

Средства, влияющие на органы пищеварения (занятие 2)

23

Средства, влияющие на свертывание крови и кроветворение.

24

Итоговое занятие (тестовый контроль, письменная контрольная работа по противоаллергическим средствам и средствам, влияющим на исполнительные органы).

Диуретические и сердечно-сосудистые средства.

25

Диуретические средства.

26

Антигипертензивные средства.

27

Антиангинальные и антигипертензивные средства.

28

Средства, применяемые при сердечной недостаточности.

29

Антиаритмические средства.

30

Итоговое занятие (тестовый контроль, письменная контрольная работа по диуретическим и сердечно-сосудистым средствам).

Средства, влияющие на возбудителей заболеваний.

31

Антисептические и дезинфицирующие средства. Химиотерапевтические средства. Бета-лактамные антибиотики.

32

Антибиотики разных групп.

33

Синтетические противомикробные средства. Противотуберкулезные средства.

34

Противомикозные, противовирусные и противопаразитарные средства.

35

Итоговое занятие (тестовый контроль, письменная контрольная работа по химиотерапевтическим средствам).

36

Заключительное занятие по итогам года.



Методическая разработка к практическим занятиям № 1 – 4 изложены в пособии для студентов «ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА».
Методическая разработка к практическому занятию № 5 по теме

«ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ».
Цель занятия: Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, для того, чтобы в дальнейшем научиться оценивать особенности фармакокинетических и фармакодинамических характеристик различных групп лекарственных средств.
ФАРМАКОКИНЕТИКА ЛЕКАРСТВ

1. Пути введения лекарств. Адсорбция лекарств, ее зависимость от пути введения. Основные механизмы адсорбции: пассивная диффузия (влияние рК лекарства и рН среды) и активный транспорт.

2. Распределение лекарств в организме. Связывание лекарств с белками плазмы, депонирование. Понятие о биодоступности.

3. Биотрансформация лекарств, ее основные реакции. Биотрансформирующие системы организма, регуляция биотрансформации.

4. Экскреция лекарств, основные пути экскреции. Элиминация и кумуляция лекарств.
ФАРМАКОДИНАМИКА ЛЕКАРСТВ

1. Взаимодействие лекарств с рецепторами (понятие об агонистах и антагонистах).

2. Механизмы действия лекарств (миметический, блокирующий; не связанный с рецепторами).

3. Виды действия лекарств (местное, рефлекторное, резорбтивное) и характер действия лекарств (тонизирующее, возбуждающее и др.).

4. Эффекты лекарств: основные и не основные, желательные и нежелательные (побочные, токсические).

5. Факторы, влияющие на характер действия и величину эффекта лекарства: фармакокинетические, физиологические, патологические, генетические, внушаемость больных, доза лекарства (виды доз, широта терапевтического действия), взаимодействие лекарств (синергизм и антагонизм, их виды и значение), повторное введение лекарств (толерантность, тахифилаксия, кумуляция).
ФАРМАКОТЕРАПИЯ

1. Виды фармакотерапии. Химиотерапия. Гомеопатия.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫН РЕАКЦИИ НА ЛЕКАРСТВА

  1. Нежелательные эффекты.

  2. Токсические эффекты лекарств: прямые и связанные с измененной чувствительностью организма. Лекарственная зависимость, медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

3. Острые лекарственные отравления. Принципы лечения.
Подготовьтесь к ответам на вопросы тестового контроля:

  1. Какие вопросы изучает раздел общей фармакологии фармакокинетика?

  2. Какие вопросы изучает раздел общей фармакологии фармакодинамика?

  3. Какие пути введения относятся к парентеральным?

  4. Какие пути введения относятся к энтеральным?

  5. Что характерно для перорального пути введения лекарства?

  6. Что характерно для внутривенного пути введения лекарства?

  7. Что характерно для пассивной диффузии лекарства через мембраны клеток?

  8. Что характерно для активного транспорта лекарства через мембраны клеток?

  9. Что такое биодоступность и чем она определяется?

  10. Чем характеризуется резорбтивный вид действия лекарства?

  11. Чем характеризуется местный вид действия лекарства?

  12. Какое лекарственное вещество называется агонистом?

  13. Какое лекарственное вещество называется антагонистом?

  14. Какие особенности фармакокинетики характерны для лекарств, имеющих высокий аффинитет к белкам плазмы?

15. Какие особенности фармакокинетики характерны для лекарств, имеющих низкий

аффинитет к белкам плазмы?

  1. Если лекарство обладает свойствами кислоты, в каком отделе пищеварительного

тракта оно будет лучше всасываться и почему?

  1. Если лекарство обладает свойствами основания, в каком отделе пищеварительного

тракта оно будет лучше всасываться и почему?

  1. Что такое широта терапевтического действия?

  2. Как влияют на фармакокинетику и фармакодинамику лекарств индукторы

микросомальных ферментов печени?

  1. Как влияют на фармакокинетику и фармакодинамику лекарств ингибиторы

микросомальных ферментов печени?

  1. Как называется накопление лекарственного вещества в определенном органе или

ткани?

  1. Какие факторы способствуют возникновению отравления лекарственными

веществами?

  1. Как называется снижение фармакологического эффекты лекарственного вещества

при его повторном применении?

  1. Чем характеризуется тонизирующее действие лекарств?

  2. Чем характеризуется успокаивающее действие лекарств?

  3. Какое явление называется синергизмом?

  4. Какое явление называется антагонизм?

  5. Какие патологические явления могут наблюдаться при измененной чувствительности

организма пациента к лекарственному препарату?

  1. Какие патологические процессы относятся к проявлениям прямой токсичности

лекарств?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconРуководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной...
Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки...
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconКонспект Компьютерный вирус
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические разработки к практическим занятиям по иммунологии для...
Составители: Саидов М. С. – зав кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии, к м н., доцент; д б н., проф. Омарова С. М., к...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconТема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические разработки к практическим занятиям для студентов и ассистентов...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов и ассистентов (хронометраж занятия)
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconКафедра детских болезней лечебного факультета Ситуационные задачи...
Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические рекомендации (для студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета) Махачкала 2009
А. Т. Джабраилова-к м н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета дгма
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим занятиям по фармакологии iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск