Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся…





Скачать 72.07 Kb.
НазваниеЭта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся…
Дата публикации31.07.2013
Размер72.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Эта сложная наука химия …

и как сделать ее доступной для понимания учащихся…
Гавриличева Е.Ю., учитель химии

МБОУ СОШ № 28 города Ульяновска
Мне часто задают вопрос: «Почему ты выбрала своей специальностью предмет химию, ведь это очень сложная наука?». Именно на эту тему я хочу поделиться своими мыслями и чувствами.

Общеизвестно, что главная миссия школьного образования заключается в подготовке учащихся к осознанному выбору будущей профессии, которая дает определенный статус в обществе и личную жизненную удовлетворенность. Поэтому очень важно одновременно развивать потенциальные способности обучающихся в ходе образовательного процесса и формировать устойчивую мотивацию к изучению сложных школьных предметов. Учебные интересы и предпочтения обучающихся настолько разнообразны, что обязательно выделяются дети с особыми склонностями.

Надо признать, что значительная часть школьных наук изучает предметы и явления, которые повседневно окружают человека и привычны в использовании. Наука химия своими методами дает широкие возможности познавать окружающую действительность. Особенность химического образования заключается в изучении не только внешнего строения предметов, но и их внутреннего состояния (вещественного и микроскопически элементарного). А это очень непросто - представить себе и понять то, что не поддается обработке наших органов чувств. Надо иметь хорошо развитое воображение, чтобы представить стройное расположение электронов вокруг ядра или понять принципы ковалентной связи в молекуле вещества. Наверное, именно поэтому к изучению химии приступают только в 8 классе, когда ученик достаточно подготовлен к восприятию и пониманию сложных химических процессов.

Школьный предмет химия дает возможность заглянуть учащимся как бы по ту сторону привычного и повседневного. А учитель химии является посредником понимания учащимися сложного строения окружающих предметов и явлений. Встает вопрос: «А зачем это нужно?». На мой взгляд, во-первых, чтобы понимать сложность мира, в котором мы живем. Во-вторых, чтобы иметь представление о роли этого мира в жизни каждого человека. Третий вывод вытекает из реализации принципа обучения – практическая направленность, когда вырабатывается отношение к полезности или наоборот вредности того, что нас окружает.

От природы ученик любознателен, ему все интересно, все хочется узнать и понять. На этом этапе учителю необходимо поддержать живой интерес и представление об окружающем мире как удивительном и загадочном. С возрастом появляется избирательность в познании, исследовательская деятельность к окружающему связывается исключительно с интересом к конкретным объектам и явлениям. И здесь важно учителю умело и грамотно мотивировать своих учеников к изучению химии на более высоком уровне, внося элементы научности и методологии. При этом крайне важно помнить, что практически каждый ребенок наделен от природы индивидуальными особенностями и способностями, которые необходимо развивать.

Как стимулировать потребность ученика в новизне открытия, желание находить причинно-следственные связи, выход из проблемной ситуации, экспериментировать, делать умозаключения? При этом важно развивать и коммуникативные навыки выступления, диалога, совместного творчества. Все эти вопросы актуальны для современной образовательной практики. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения реализуется возможность создания информационно-образовательной среды для организации исследовательской деятельности школьников. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, универсальными учебными действиями, необходимыми для успешной интеграции в обществе.

Своей педагогической задачей я считаю создание условий для формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся, исследовательских умений, развитие их творческого потенциала, совершенствование навыков исследовательского поведения. Исследовательская деятельность школьников – это путь знакомства с методами научного познания окружающего мира, средство формирования научного мировоззрения с учетом возрастных особенностей.

Конечно жаль, что в школьном курсе химии минимально значение лабораторных и практических работ, в ходе которых учащиеся сами могли бы увидеть красоту химической реакции, наглядное превращение веществ. В определенном объеме такие работы необходимы. Вспомним выражение Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». В сложившейся ситуации очень важно, чтобы учитель химии в совершенстве владел и применял на своих уроках современные информационно-коммуникационные технологии. Возможности мультимедийной демонстрации химических процессов и явлений, которые находятся порой за пределами нашего видения, безграничны. Профессиональное использование методических средств и приемов, позволяющих помочь ученикам в усвоении сложных химических понятий и процессов, является перспективной точкой роста молодого учителя.

Крайне важно на практике реализовать основные принципы организации образовательной деятельности по изучению предмета химии:

- доступность содержания, форм и тематики соответственно возрасту учеников;

- дифференциация уровня организации образовательного процесса в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей учащихся;

- различная продолжительность этапов учебной работы, продолжение урочной деятельности во внеурочное время.

На смену внешнего интереса и занимательности учебной деятельности в 8-9 классах должно прийти осознание достаточной трудоемкости и сложности изучения химических явлений и процессов как неизбежного перехода к самостоятельности научных суждений старшеклассников. Основная работа по развитию интеллектуальных качеств учащихся проводится на уроках химии с использованием разноуровневых заданий. Предоставление учащимся возможности выполнить задание любого уровня сложности сопровождается перешагиванием ступенек эмоционального и личностного роста. Стимулирование учащихся на выполнение заданий более сложного уровня и при этом дозированная помощь учителя позволяют ученикам формировать и развивать адекватную самооценку, что является одной из воспитательных задач образования в целом. Систематическое выполнение разноуровневых заданий и упражнений на уроках химии дает исключительно мощные резервы в достижении современного качества образования.

Следует отметить, что ФГОС нового поколения отводят значительную роль внеурочной деятельности учащихся, когда в максимальной степени реализуются индивидуальные возможности личностного развития ученика в исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества. Секция естественных наук объединяет учащихся, которые интересуются сложной сущностью химических процессов и явлений. Для них учитель формулирует проблемные темы, раскрывающие достижения современных ученых-химиков и смежных с химией наук. Здесь сверхпроводящие свойства керамики, твердофазный синтез органических веществ, расшифровка генома человека, возможности использования в хирургии сканирующих зондовых микроскопов и многое другое. Важно вместе со сложностью химических явлений и процессов продемонстрировать их могущественные возможности в улучшении жизни и деятельности человека.

Конечно, за всей самостоятельностью и результативностью ученических исследовательских работ стоит тень значительных усилий самого учителя. Я специально использовала слово «тень». Оно как нельзя лучше раскрывает роль учителя-наставника, учителя-помощника, который умело, как бы за кадром ведет своего ученика-исследователя, вселяя уверенность в его силах и преумножая его возможности. Только в преодолении трудностей развиваются и умственные и волевые качества человека. А вместе со своими учениками совершенствуется и сам учитель.

Таким образом, на мой взгляд, научно обоснованные ориентиры в организации химического образования в соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения позволяют в условиях массовой общеобразовательной школы добиваться современного качества образования, максимально развивая индивидуальные способности школьников.

В целом педагогическая система учителя химии должна включать все дидактические компоненты современного образования и основываться на методах психолого-педагогической диагностики учащихся, полной информации об их индивидуальных особенностях, интересах и предпочтениях.

Только системная и систематическая работа учителя химии приносит желаемые результаты - личную удовлетворенность и качественное образование учеников. Детям интересен учитель много знающий. Детям полезен учитель, умеющий вести по живым тропинкам окружающего мира, раскрывать чувства и эмоции в чтении научно-популярной литературы, заглядывать в глубины «микро» и «макро» окружающего, ориентироваться в царстве химических знаков и формул. Я поставила себе задачу - стать настоящим педагогом, который не только хорошо объясняет материал, но и которого искренне любят и уважают ученики, которому доверяют своих детей родители. Любовь – это особый вид энергии. Если она возникает между педагогом и его учениками, значит, обязательно состоится плодотворное сотрудничество, которое принесет положительные результаты. Быть хорошим учителем, помощником родителям своих учеников – дело выбора каждого в нашей профессии. Таким учителем я и стремлюсь быть - реализовать себя максимально, развить все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим ученикам.

Каждый день, готовясь к урокам, я продумываю не просто конспект урока химии. Я ищу эффективные средства, как через эти уроки научить детей думать, искать, творить, стремиться самому исправить свои ошибки и совершать их поменьше. Конечно, у нас есть мощные педагогические приемы и дидактические средства: это и учебно-методические комплексы, и современные педагогические технологии, содержание учебных предметов в соответствии с госстандартами, интерактивное оборудование. Но самое главное, на мой взгляд, идти навстречу к детям с широко открытым сердцем, излучать любовь и внимание к их проблемам, уметь поддержать их и вселить уверенность в достижении даже самых трудных тем химического образования.

Благодаря педагогической деятельности вокруг меня всегда много людей, которым нужна я, и которые нужны мне - это мои ученики, их родители, коллеги. Для меня ученик - это личность, а не объект обучения, каждый урок - это творчество, а не просто работа, и каждая неудача ученика причина для серьёзного размышления. Хочу привести один пример о роли современного образования и саморазвития личности, что является целью деятельности всех учителей. В Японии проводился конкурс изобретений осветительных приборов. Участвовали научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. А победил молодой юноша, Его спрашивают: «Как же так получилось? У вас были такие серьезные конкуренты». На что юноша ответил: «А я всегда буду побеждать. Потому что вы проектируете лампы, а я освещение». Возможность увидеть суть явления, необычное в обычном, изобретать принципиально новое – вот главные качества, которые я стараюсь формировать и развивать в своих учениках.

Как истинная россиянка я сожалею, что пример связан с Японией. И очень постараюсь, чтобы мои ученики были не менее образованными, целеустремленными, талантливыми и творческими. Я уверена, что мои ученики изменят мир к лучшему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Третью, четвёртую и пятую задачи легко решить, если ребятам показать, как составить таблицы для этих задач. Шестая задача сложная...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconКалендарно- тематическое планирование 8 класс. №п/п Тема урока
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение,...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconТематическое планирование по химии Класс 8 № Тема урока Тип урока Домашнее задание
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconХарактеристика учебного
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека....
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение,...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconОбразовательная область «Технология» является одной из содержательных...
Как известно, технология определяет как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconРабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их...
Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconУчет особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного...
Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconВ. А. учитель химии Внеклассное мероприятие «Химия наука чудес и...
Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отношение учащихся к уроку: конструктивное. Большая часть детей находится на третьем уровне понимания (о чем? + что? + как?); 6 человек...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconЦелью данной исследовательской работы является изучение истории селения Калкни
...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И если в её начале на первое место выходили специалисты, которые занимались развитием «технологий», то сейчас лидерами становятся...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Эта сложная наука химия … и как сделать ее доступной для понимания учащихся… iconМ. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии...
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск