План урока Тема урока





Скачать 69.17 Kb.
НазваниеПлан урока Тема урока
Дата публикации16.07.2014
Размер69.17 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Информатика > План урока


План урока

Тема урока: «Тексты в компьютерной памяти. Кодирование текстовой информации».

Класс: 8.

Цели:

Образовательные: способствовать ознакомлению учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; ознакомлению с понятиями код, кодирование, декодирование; изучению истории кодирования текстовой информации и таблиц кодирования.

Воспитательные: способствовать развитию культуры умственного труда; воспитание информационной культуры учащихся;

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; создать условия для развития логического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования новых знаний (проблемное обучение).

Методы обучения: словесный (объяснение, работа с книгой), практический (упражнение).

Оборудование: доска, маркер, учебник.

Подробный ход урока:

Оргмомент (2 мин).

Тема сегодняшнего урока: «Тексты в компьютерной памяти. Кодирование текстовой информации».

Цель урока: познакомиться со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

Актуализация знаний (7 мин).

Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

Ребята, вам на дом было задано узнать у родителей о том, как они на работе обрабатывают текст? Почему? (прослушивание ответов учеников).

И как вы думаете, почему же работа с текстовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

И почему за очень короткий срок (10-15 лет) практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры? (варианты ответов учеников)

Чтобы более подробно ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере.

Преимущества файлового хранения текстов:

  1. экономия бумаги;

  2. компактное размещение;

  3. возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;

  4. возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;

  5. возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Единственный недостаток хранения текстов в файлах состоит в том, что прочитать их можно только с помощью компьютера.

Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора - видна какая-то «абракадабра».

Ребята, как вы думаете, почему это происходит? (прослушивается варианты ответов учеников)

Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос.

Изучение нового материала (20 мин).

С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Самое главное, чтобы все используемые символы входили бы в компьютерный алфавит.

Чему равен информационный вес одного символа такого алфавита? Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте все вместе прочитаем 2-ой пункт на стр. 69 нашего учебника и попробуем ответить на вопросы.

(Работа с учебником).

Какая таблица называется таблицей кодировки?

Ожидаемый ответ: таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.

Итак, международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). На практике можно встретиться и с другой таблицей – КОИ-8 (Код обмена информацией), которая используется в глобальных компьютерных сетях.

А теперь давайте рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72-73). (Работа с учебником).

Как вы видите, таблица кодов ASCII делится на две части.

Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.

Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

Например, символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками.

Обратите внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.

Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называется кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111) и может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.

Ребята, какие будут вопросы по теме урока?

А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде «абракадабры»?

Ожидаемый ответ. На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

Закрепление нового материала (12 мин).

Сейчас мы решим несколько примеров.

Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.

Ожидаемый ответ. 1 байт.

Решение. Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт=112 бит памяти, т.к. 1 байт=8 бит.

В чем заключается принцип последовательного кодирования алфавита?

Ожидаемый ответ. В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.

Знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов.

Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?

Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и т.д. Следовательно, закодировано слово link.

Что обозначает понятие «кодовая страница»?

Ожидаемый ответ. Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.

Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?

Ожидаемый ответ. Соблюдается.

Выясним это, решив следующий пример.

Пример 3. С помощью последовательности десятичных кодов: 225 232 242 зашифровано слово бит. Найти последовательность десятичных кодов этого же слова, записанного заглавными буквами.

Решение. При решении учтем, что разница между десятичным кодом строчной буквы кириллицы и десятичным кодом соответствующей заглавной буквы равна 32. Если букве б соответствует код 225, заглавная буква Б имеет десятичный код 225-32=193. Следовательно, слову БИТ соответствует последовательность кодов: 193 200 210.

Пример 4. Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?

Ответ: (640*1024)/(16*64)=640 стр.

Подведение итогов (2 мин): сегодня вы познакомились со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти и научились применять свои знания на практике.

Домашнее задание (2 мин): Прочитайте §13, ответьте на вопросы 1, 3, 5 и выполните задания 6 и 8.

Самоанализ урока

  1. Данная тема занимает одно из важнейших мест в данном разделе и курсе информатики. При дальнейшем знакомстве с текстовыми редакторами и текстом в целом учащиеся должны хорошо понимать принцип работы кодировки информации в памяти компьютера. При планировании этого урока для обозначения важности темы мною учитывалось доступное изложение материала.

  2. Вид урока – формирование новых знаний. Тип урока – комбинированный.

  3. Исходя из учебных возможностей класса, их подготовленности были поставлены образовательные (способствовать ознакомлению учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти и с понятиями код, кодирование, декодирование; изучению истории кодирования текстовой информации и таблиц кодирования); воспитательные (способствовать развитию культуры умственного труда; воспитание информационной культуры учащихся) и развивающие (способствовать развитию умения сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; создать условия для развития логического мышления) цели.

  4. Для реализации поставленных целей на уроке мною был выбран словесный метод изложения материала. При объяснении нового материала я опирался на имеющие у учащихся знания. Также на данном этапе были выделены основные понятия, а именно понятия текста, двоичного кодирования, таблицы кодировки, веса символа. Внимание учащихся акцентировалось на умение кодировать текстовую информацию.

  5. При изучении нового материала наиболее большое внимание уделялось на формирование навыков вычислений объема памяти, умений представлять информацию в двоичном коде.

  6. Закрепление нового материала осуществлялось решением упражнений из дополнительных источников знаний. На данном этапе также была организована самостоятельная работа учащихся (ответы на вопросы при объяснении новой темы, при решении задач).

  7. Домашнее задание было задано с учетом возможностей учеников и норм, часов, отведенные на выполнение домашнего задания.

  8. За счет общения с учениками, зная их особенности характера, их старания и заинтересованности на уроке поддерживалась благоприятная обстановка и хороший микроклимат.

  9. За счет результативной и оперативной работы учеников спланированный материал на уроке был пройден и все поставленные цели реализованы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока Тема урока iconПлан урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм...
План урока Тема урока iconПлан урока тема урока: «Формулы сокращенного умножения»
Цель урока: Обобщить изученный материал, проверить степень усвоения темы, продолжить
План урока Тема урока iconПлан-конспект урока тема урока: Преобразование рациональных выражений
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая. После основного этапа урока допускаются физкультминутки
План урока Тема урока iconПлан урока № тема №1: Ведение
Тема урока: Стиль и мода. Классификация современной одежды. Одежда как объект дизайна
План урока Тема урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение поурочного плана (технологической карты) представлен подробный план урока, в нем обозначены тема урока, тип урока, методы...
План урока Тема урока iconПлан урока Тема: «Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры»
Тема урока: «Сборка имитирующей схемы запуска нереверсивного двигателя, нахождение неисправностей»
План урока Тема урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
План урока Тема урока iconПлан-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса...
Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад
План урока Тема урока iconПлан-конспект урока какие бывают растения. (Тема урока)
Цель урока: познакомиться с классификацией растений, значением растений разных видов в жизни человека
План урока Тема урока iconПлан урока № тема №1: Ведение. Тема урока: Содержание курса. Тб. Ткани и инструменты
Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой
План урока Тема урока iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
План урока Тема урока iconПлан-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
План урока Тема урока iconПлан урока тема урока «Нефть»
...
План урока Тема урока iconТема урока: «Отечественная война 1812 года»
Учитель называет тему урока (слайд 1 в презентации) и обращает внимание учащихся на план урока (слайд 2), которого учащиеся должны...
План урока Тема урока iconПлан урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание...
План урока Тема урока iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск