Урока I. Организационный момент





Скачать 309.79 Kb.
НазваниеУрока I. Организационный момент
страница1/2
Дата публикации09.09.2014
Размер309.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2
Конспекты уроков к учебному модулю

«Технологическая цепочка решения информационных задач»

учителя информатики и ИКТ МКОУ СОШ №7 с. Преградного Ганага Анастасии Александровны

Урок 1. Представление символьной информации в компьютере
Цели: освоить способы представления символьной информации в компьютере; иметь представление об естественных и искусственных языках.

Ход урока

I. Организационный момент

– Как вы думаете, когда возникла необходимость в разработке письменности?

– В чем революционное значение появления знаковых систем?

II. Теоретический материал урока

Когда человечество научилось обмениваться информацией с помощью звуков и набора получающихся из звуков слов – это был первый шаг для того, чтобы называться человеком. Количество слов росло, вместе с тем человечество накапливало информацию, которую передавали из уст в уста. Но человеческий мозг несовершенен и впоследствии стал не способен сохранять всю имеющуюся информацию. И появилось гениальное изобретение – письменность. Наверное, современные люди так до конца и не осознают насколько гениально, уникально это изобретение.

Мы сейчас воспринимаем письменность как некоторую данность, которая всегда была. Но много-много веков тому назад необходимо было каким-то образом изобразить звуки, которые бы могли храниться в ином, чем звук виде. И возник набор условных обозначений для представления звуков, названный алфавитом. Данное определение мы используем теперь для обозначения кода. То есть алфавит – есть код человеческого языка. А процесс преобразования данных из одного языка в другой называют кодированием.

Алфавит мы рассматриваем сейчас как конечную совокупность символов, использующихся для создания сообщений. Происходит как бы обратный процесс, алфавит рассматривается как основа любого языка. Язык – это способ представления информации, и в зависимости от природы возникновения различают естественные и формальные языки. К естественным языкам относятся языки различных народов, возникшие и сложившиеся исторически. С созданием автоматических устройств возникла потребность создания таких языков, которые бы не имели множество толкований, т. е. необходимо было формализовать человеческий язык. Снова пришлось использовать процесс кодирования.

Любой код – это своего рода соглашения между людьми, которые договариваются, что таким-то образом они будут обозначать то-то и то-то. Например, дом как объект имеет свой вид. Его можно обозначить схемой, написать словом, произнести звуком. Во всех случаях общающимся будет понятно, о чем идет речь. Если же кто-то введет собственное обозначение, не поставив об этом никого в известность, тогда будет трудно рассчитывать на взаимопонимание. Итак, впервые кодирование было использовано для переноса информации на материальные носители для длительного хранения. Поэтому было актуально и представление в компьютере любой информации.

Рассмотрим способы представления текстовой информации в памяти компьютера. Уже с 60-х годов прошлого столетия стали использовать ЭВМ для обработки текстовой (или символьной) информации. В информатике под текстом (текстовой информацией) понимается любая совокупность символов из определенного алфавита.

Внутренний алфавит компьютера состоит из 256 символов. Эта совокупность оказалось необходимой и достаточной для представления любой информации с помощью компьютера. 256=28, что позволило количественно выразить каждый символ компьютерного алфавита. Минимальной единицей стал I бит, а 8 бит образуют 1 байт. Именно в битах и байтах измеряется информация, хранящаяся в памяти компьютера.

Компьютер не может оперировать символами естественного алфавита, он различает символы по коду. Каждому символу приведен в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255, а также двоичный код, состоящий из нулей и единиц (более подробно мы изучим двоичное кодирование позже). Нажатие на клавиатуре буквы «М», приводит в действие соответстствующее устройство, которое преобразует символ в его двоичный код. После этого необходимые действия уже осуществляются именно с этим кодом.

Для представления символов и соответствующих им кодов используется кодовая таблица. В качестве стандарта во всем мире принята таблица АSСII (Американский стандартный код для обмена информацией). Условно таблица разделена на части: от 0 до32 коды соответствуют операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.); с 33 по 127 соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания; со 128 по 255 являются национальными, т. е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы.

В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв: СР1251 (используется в MS Windows), СР866 (используется в OS MS DOS 6.22 для IВМ РС); КОИ-8 (используется в большинстве OS UNIХ); Маc (используется в машинах Macintosh и Арр1е); ISO (в OS UNIХ на компьютерах DEC и SUN).

III. Закрепление изученного материала

- Чем русский алфавит отличается от компьютерного алфавита? (Если рассматривать алфавит как конечную совокупность символов, использующихся для создания сообщений, то алфавит русского языка является таковым, а совокупность оперируемая компьютером – нет.)

- Объясните процесс кодирования. (Первоначально кодирование использовалось для хранения информации. Обозначение объектов их графическим подобием оказалось нецелесообразным, вспомним наскальные рисунки, так как для этого пришлось бы всем овладеть искусством рисования. Наиболее простым способом оказалось использование символов для обозначения звуков, причем их оказалось намного меньше и комбинирование символов дает возможность для описания всего многообразия окружающего мира. Оставалось только определиться, какой объект будет называться каким словом.)

- Какие функции выполняет кодовая таблица? (Компьютер оперирует данными, представленными в двоичном виде, поэтому и используемый алфавит представлен в кодовой таблице своим двоичным значением. Т.е. каждому символу в таблице приведен соответствующий уникальный двоичный код.)

IV. Выполнение практического задания

  1. Закодировать слово INFORMATION в кодах АSCII.

  2. Закодировать слово «КОМПЬЮТЕР» в кодах СР1251 и СР866.

  3. Сколько байт памяти занимает слово «ИНФОРМАЦИЯ»?

V. Подведение итогов урока

  • Процесс представления любой информации в виде, удобном для хранения, сводится к процессу кодирования.

  • Кодирование является условным соглашением приведения к определенному виду обрабатываемой информации.

  • Для представления текстовой информации используется кодовая таблица позволяющая привести в соответствие компьютерный алфавит с его десятичными и двоичными кодами.

  • Каждый символ компьютерного алфавита занимает 1 байт памяти.

  • Минимальной единицей памяти является 1 бит.



Урок 2. Программные средства для работы с текстом
Цели: знать основные программные средства для работы с текстом; освоить основные возможности текстовых редакторов; познакомиться с возможностями встроенной справочной системы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Опишите особенности естественного и формального языков. (Естественными называют языки, возникшие в процессе человеческого общения. Каждый из народов имеет свой собственный язык, отраженный в алфавите. То есть в определенный период возникла необходимость описания языка средствами письменности. Стоит отметить, что некоторые народы и народности не имеют своей письменности и пользуются алфавитом других народов. А возникновение формальных языков обусловлено появлением технических средств, которые использовались первоначально для передачи информации на дальние расстояния. В этом случае в первую очередь учитывалась возможность минимизации потерь данных при передаче, поэтому языки исключали смысловое многообразие.).

– Какие кодовые таблицы вы знаете? (Наиболее популярными кодовыми таблицами являются СР1251, СР866, КОИ-8, Маc , ISO).

III. Теоретический материал урока

Простейшей программой, встроенной в систему Windows, является предназначенный для работы с текстом Блокнот. Он используется для создания и редактирования текстовых файлов, не требующих форматирования и не превышающих по размеру 64 Кбайт. Для его запуска необходимо выполнить команды: Пуск/Программы/Стандартные/Блокнот. Данное средство имеет лишь встроенные возможности поиска слов (словосочетаний), режим переноса слова, копирования и вставки выделенного объекта. А также есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документа. Более совершенной программой является WordPad (местонахождение там же). Режимов редактирования и управления текстовой информации у программы намного шире, но много меньше, чем у программы Word, с которой мы и будем работать. Word является мощным текстовым процессором, который по привычке продолжают называть текстовым редактором.

Текстовый редактор – прикладной программный продукт, использующийся для создания и обработки текстовых документов. Одним из самых известных и мощных текстовых процессоров является Word фирмы Microsoft, входящий в состав интегрированной среды Microsoft Offise. Выделяют несколько режимов работы с текстовым редактором:

  1. создание (нового документа);

  2. сохранение (резервной копии при работе и для хранения);

  3. открытие (сохраненного документа);

  4. ввод и редактирование данных.

Создание документов

Документы и шаблоны документов создаются с помощью команды Файл/Создать и указанием значения переключателя (Документ или Шаблон). Word содержит большой набор шаблонов стандартных документов: служебные записки, факсы, стандартные письма, резюме и т. п. Шаблоны предоставляют пользователю заранее подготовленные поля для ввода данных.

Сохранение документов

Документы Word сохраняются в виде файлов со стандартным расширением *.dос. Параметры сохранения файла можно задать командой Сервис/Параметры/Сохранение и в диалоговом окне задать необходимые параметры. При автосохранении (в процессе работы над документом) можно сохранять полностью документ (резервную копию), либо разрешить быстрое сохранение, тогда в конец исходного файла будут дописывать лишь внесенные изменения. Первоначальное сохранение нового, либо сохранение существующего документа под другим именем, на другом диске, в другом каталоге выполняется командой Файл/Сохранить как....

Открытие документов

Ранее сохраненный документ открывается с помощью команды Файл/Открыть. Для выбора файла документа указываются Папка, Имя файла и Тип файла. Автоматически раскрывается документ после нажатия мышью ранее сохраненного документа.

Ввод текста

Ввод текста в Word осуществляется построчно, переход в пределах одного абзаца выполняется автоматически. После нажатия клавиши Епtег завершается предыдущий абзац и начинается новый. Команды Правка/Отменить ввод и Правка/Повторить ввод или кнопки Откатка и Накатка позволяют последовательно отменить/ повторить предшествующие действия.

Для запуска программы используются несколько возможностей:

1) через панель быстрого доступа;

2) через панель задач Пуск/Программы/ Microsoft Word.

После запуска программы автоматически открывается документ, основанный на шаблоне «Обычный», и программа принимает свой общий вид.

Программа предназначена для работы с несколькими документами (многооконный режим). Документы могут быть скрыты от пользователя, для перелистывания используется меню окна, в котором отображены все активные документы. Можно их раскрыть одновременно.

Программа состоит из строки заголовка, панели меню, из нескольких панелей инструментов (управления), рабочего поля (области) и строки состояния. Системное меню раскрывается нажатием левой кнопки мыши по левому верхнему углу окна. Строка меню содержит команды основного меню, которые скрывают под собой зависимое подменю или ниспадающее меню:

Выбор осуществляется:

  • нажатием кнопки мыши и перемещением указателя мыши по меню;

  • нажатием клавиши F10 и перемещением по меню с помощью кнопок поля дополнительных клавиш;

  • нажатием комбинации Аlt+ подчеркнутый символ имени команды.

Для удобства пользователя существует еще контекстное меню, позволяющее выполнять основные команды без обращения к строке меню. Для вызова используется правая кнопка мыши. На панели инструментов представлены команды и процедуры, оформленные в виде кнопок с определенным изображением. Нажатие кнопки приводит в действие соответствующую команду, или процедуру. Необходимые панели можно задавать командой Вид/Панели инструментов. По умолчанию представлены две панели «Стандартная» и «Форматирование». Они могут находиться на одной строке либо на двух. Смещение осуществляется с помощью перетягивания левой кнопкой мыши. В рабочей области находится документ, куда вносятся необходимые изменения. Для управления рабочей областью используются горизонтальная и вертикальная линейки. Горизонтальная линейка используется для: ограничения полей на странице; определения отступов (абзаца, заголовков и т. д.); определения ширины и столбцов таблиц; установки позиции табуляции.

В нижней части рабочей области располагаются кнопки режима просмотра, который включает обычный режим, режим веб-документа, режим разметки страницы и режим структуры. Переход между режимами осуществляется с помощью соответствующих команд меню Вид или кнопок, расположенных слева от горизонтальной полосы прокрутки.

Строка состояния располагается в нижней части главного окна, в которой отображаются данные о текущем документе: номер текущей страницы, раздела, общее количество страниц, расстояние между курсором и т. д. Здесь же отображаются индикаторы режима работы.

Для управления документом используются и полосы прокрутки (вертикальная и горизонтальная). Перемещение по документу с использованием линеек прокрутки осуществляется с помощью мыши. Кнопки, располагающиеся на полосе прокрутки, позволяют быстро перемещаться по тексту.

IV. Выполнение практического задания

  1. Открыть программу MS Word.

  1. Познакомиться с основными инструментами на панели управления с использованием Встроенной подсказки Справка/Что это такое.

  1. Познакомиться с основными пунктами Справки.

  2. Выпишите основные сочетания клавиш для редактирования текста.

  1. Выделите отличительные особенности отображения документа в различных режимах просмотра.

V. Подведение итогов урока

Урок 3. Первоначальные настройки текстового документа
Цели: привитие навыков работы с программными средствами; освоение основных возможностей текстового редактора, навыков работы с фрагментами текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Назовите программные средства для работы с текстом. (Наиболее простой программой является Блокнот; программа поставляемая с системой Windows и имеющая минимальные возможности форматирования – WordPad. Остальные средства входят в пакет МS Office).

  • Назовите режимы работы с МS Word. (Создание, сохранение, открытие, ввод и редактирование данных)/

  • Опишите основные элементы программной среды МS Word. (Программа включает строку заголовка, панель меню, несколько панелей инструментов (управления), рабочего поля (области) и строки состояния.)

III. Теоретический материал урока

Вспомним основные возможности и функции текстового редактора. Курсор в текстовом редакторе имеет три вида. В виде мигающей вертикальной черты в рабочей области, он обозначает место ввода данных, ее еще называют «точкой вставки». I-образная форма возникает при перемещении по рабочему полю для установки точки вставки. На панелях возникает стандартная форма управляющего курсора, позволяющая осуществлять выбор инструментов и пунктов меню.
Редактирование текста

  • символ справа от курсора удаляется клавишей Delete;

  • символ слева от курсора - клавишей Baskspece;

  • для удаления фрагмента текста следует выделить его и нажать клавишу Delete (если выделить фрагмент текста и набрать на клавиатуре новый текст, он вставится вместо выделенного фрагмента).

Для копирования фрагмента текста необходимо:

  1. выделить фрагмент текста;

  2. щелкнуть кнопку или выбрать в меню Правка/Копировать;

  3. установить курсор в место, куда следует вставить фрагмент;

  4. щелкнуть кнопку или выбрать в меню Правка/Вставить.

Для перемещения фрагмента текста необходимо:

  1. выделить фрагмент текста;

  2. щелкнуть кнопку или выбрать в меню Правка/Вырезать;

  3. установить курсор в место, куда следует вставить фрагмент;

4) щелкнуть кнопку или выбрать в меню Правка/Вставить.

Второй способ перемещения: выделить фрагмент текста; перетянуть выделение в нужное место; если при перетягивании выделения держать нажатой клавишу Ctrl (при этом возле указателя мыши появится знак + ), то фрагмент будет скопирован (без нажатой клавиши Ctrl объект будет перемещен с удалением).

Для грамотного создания текстового документа необходимо задать первоначальные настройки документа, чтобы не вносить изменения после завершения работы над текстом. Это является одним из элементов культуры информационного труда. Перечислим, что надо задавать сначала:

1. Ввод текста лучше осуществлять в режиме разметки.

2. Задать необходимую ориентацию страницы.

3. Ввести значение полей.

4. Выбрать необходимый шрифт.

Процесс настройки параметров текста, определяющий внешний вид текста, называют форматированием текста. Форматировать можно фрагмент текста, либо весь текст. При внесении изменений параметру текста без выделения какого-либо фрагмента, способствует изменение только текущих параметров вводимого текста. Первоначальные настройки задают в целом внешний вид всего текста. К основным параметрам тип шрифта относятся: тип шрифта, начертание, размер, цвет, тип подчеркивания, различные эффекты записи.

Взаимное расположение символов определяется:

  • вкладышем Интервал диалогового окна Шрифт;

  • в поле Масштаб выбирается степень растяжения или сжатия символов;

  • в поле Интервал устанавливается межсимвольный интервал;

  • в поле Смещение устанавливается вертикальное положение символов.

Форматирование абзацев

  • используется команда Абзац из меню Формат;

  • для установления абзацных отступов и интервалов необходимо выбрать вкладыш Отступы и интервалы;

  • в поле Выравнивание устанавливается способ выравнивания абзаца;

• в полях слева и справа устанавливаются расстояния от левого и правого полей до границ абзаца. Те же функции выполняют кнопки на панели:

Абзацные отступы

Абзацем в текстовом редакторе является совокупность символов располагающихся между двумя нажатиями клавиши <Еntег>. Для установки абзацных отступов удобнее использовать горизонтальную линейку, на которой заданы маркеры. Верхний маркер задает отступ для первой строки («красная строка»), нижние соответственно справа и слева. Световое деление проходит по границе левого и правого поля.

IV. Выполнение практического задания

Задание № 1

Наберите текст «Мы изучаем ИНФОРМАТИКУ» и выполните следующие действия: выделить, копировать, вставить (3 раза). При этом каждая строчка должна начинаться с нового абзаца. Измените начертания слова «информатика» в каждой строке: обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый.

Задание №2

Определите параметры настройки текстового документа, хранящегося в папке Мои документы в файле Задание 2.

Учащиеся должны найти файл, открыть и перечислить в тетради все параметры текста: шрифт, начертание шрифта, размер, межстрочный интервал, абзацные отступы, тип выравнивания.

V. Подведение итогов урока
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока I. Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
Урока I. Организационный момент iconПлан урока Цели урока
Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel...
Урока I. Организационный момент iconУрока математики в 1 классе
...
Урока I. Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
Урока I. Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной...
Урока I. Организационный момент iconТема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание»)
Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря
Урока I. Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
Урока I. Организационный момент iconУчитель Желубенкова Н. А
Организационный момент: настроить учащихся на урок, объяснить цель и задачи урока
Урока I. Организационный момент iconУрок биологии в 6 классе Тема урока: Растворимые и нерастворимые в воде вещества
Организационный момент: объявление темы, цели урока, распределение учащихся по лабораториям (перед уроком)
Урока I. Организационный момент iconУроки православной куьтуры
Организационный момент(приветствие, запись и озвучание темы урока, фиксация отсутствующих)
Урока I. Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Урока I. Организационный момент iconУрока Организационный момент
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании
Урока I. Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Урока I. Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Урока I. Организационный момент iconХод урока организационный момент
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Урока I. Организационный момент iconКонспект урока. Организационный момент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск