Из школы в когнитивное общество





Скачать 321.58 Kb.
НазваниеИз школы в когнитивное общество
страница1/2
Дата публикации05.11.2014
Размер321.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
Бершадский М.Е.

г. Москва

профессор АПКиППРО

ИЗ ШКОЛЫ – В КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

Социальный заказ

Современная европейская цивилизация всё более стремительно превращается в общество высоких технологий, развитие которого базируется на непрерывном внедрении новейших научных разработок в промышленное производство, энергетику, транспорт, производство вооружений, медицину, производство товаров и услуг, образование. Определяющей чертой нашего времени является не столько совершенствование уже известных способов производства, сколько появление принципиально новых технологий, радикально изменяющих среду обитания человека и условия его жизни. Промежуток времени между совершением научных открытий и изобретений и их внедрением в практику непрерывно сокращается. Если компьютеры завоёвывали человечество около полувека, то мобильной связи хватило и одного десятилетия. Наука уже давно превратилась в ведущую производительную силу общества, а учёные перестали быть немногочисленной прослойкой чудаков. Если в начале ХХ века во всём мире было не более ста физиков-исследователей, то сейчас счёт идёт на миллионы. Сохранение и воспроизводство интеллектуального потенциала стало необходимым условием не только развития, но и выживания современного общества. Холодная М.А. обращает внимание на одну весьма характерную тенденцию, выделяемую рядом аналитиков: "В настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающем жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одарёнными людьми, - потенциальными носителями нового знания"[8, с. 10].

Нетрудно видеть, что отмеченные выше процессы имеют непосредственное отношение к системе образования, целевые ориентации которой должны сместиться в область интеллектуального развития учащихся. На основе анализа тенденций развития образования в ведущих европейских странах эксперты Совета Европы пришли к следующему заключению: "Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, эндогенным процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности как в области здравоохранения и защиты окружающей среды, так и производства товаров и услуг"[9, с. 10].

Итак, современная европейская цивилизация эволюционирует в сторону когнитивного общества. Способно ли российское школьное образование, в котором главенствует парадигма трансляции специально подготовленных предметных знаний, обеспечить этот процесс? На этот вопрос можно дать только отрицательный ответ.

Некоторые проблемы традиционного образования

Парадигма трансляции знаний возникла в те времена, когда человечество не располагало возможностями для массового тиражирования учебников и учебных материалов для учащихся, поэтому процесс обучения можно было осуществить только путём передачи знаний ребёнку в устной форме от его немногочисленных носителей. Окружающая типичного городского или сельского ребёнка среда не могла принимать в этом участия, так как демонстрировала ему только паттерны бытового, социального и практического поведения. Обладание же научной информацией о мире было уделом немногих, и для её передачи подрастающему поколению необходимо было организовать личный контакт большого числа детей с носителями этого знания. Подобная организация процесса оказалась очень удачной и с экономической точки зрения, так как освобождала взрослых родственников от необходимости тратить время на присмотр за детьми. В результате школа, в которой собирается большое число детей, обучаемых немногочисленными взрослыми, оказалась весьма целесообразным институтом, позволяющим передавать накапливаемую человечеством информацию подрастающим поколениям.

Традиции сильны, так как базовые поведенческие паттерны формируются у человека в том возрасте, когда он лишён рефлексивного и критического мышления, поэтому педагогика трансляции знаний воспринимается как естественный и органичный способ обучения, хотя условия, способствующие её появлению, уже во второй половине XX века принципиально изменились. Учитель перестал быть единственным источником научных знаний. Мало того, что появилось множество учебников, которые излагают научную информацию более квалифицированно, чем это способен сделать средний учитель. Сегодня существуют альтернативные способы трансляции содержания с помощью телевидения, видеофильмов, компакт-дисков, мобильной связи и Интернета. Учащийся может не только пользоваться ресурсами крупнейших культурных центров, но и наблюдать в режиме реального времени различные события культурной, политической и экономической жизни, присутствовать виртуально на лекциях учёных и принимать участие в уроках, проводимых выдающимися учителями. Стремительно улучшается и качество передачи информации, в ближайшее время станет возможной передача голографического изображения, которая позволит учащемуся воспринимать зрительную информацию, тождественную реальным объектам. Таким образом, одна из причин, побудившая в своё время собирать большие группы детей с целью передачи им учебной информации, уже утратила силу.

Изменения коснулись не только способов трансляции информации. Сама информация претерпела серьёзные количественные и качественные изменения. Уже стало банальностью говорить об информационном взрыве и об удвоении объёма научных сведений каждые 10 лет. Для школы это явление превратилось в серьёзнейшую проблему, которая так и не нашла своего решения. На протяжении нескольких последних десятилетий школа реагирует экстенсивным путём, увеличивая продолжительность школьного обучения, которая в ряде европейских стран уже достигла 14 лет. Расхожая фраза о необходимости учиться всю жизнь может приобрести новое значение, связанное с пожизненным обучением в школе. Бесперспективность подобного "решения" проблемы совершенно очевидна. Пора осознать, что нужны качественные изменения содержания обучения. Школа не может угнаться за возрастанием объёма информации в традиционных учебных дисциплинах и появлением всё новых и новых научных дисциплин, претендующих на введение в содержание школьного образования.

Эта проблема имеет ещё один аспект, связанный с качеством подачи информации в учебных материалах. На него, к сожалению, почти не обращают внимания, но он оказывает серьёзное влияние на формируемые у учащихся способы мышления и способы восприятия и переработки информации. Увеличение объёма информации приводит к тому, что научные сведения излагаются во всё более сжатой и конспективной форме. Так как основные научные результаты (понятия, законы, теории, концепции) должны быть сообщены учащимся в соответствии с требованиями программы, то сокращению подвергается эмпирическое основание, на котором базируются научные теории. В результате учащиеся не учатся наблюдать окружающий мир, выдвигать гипотезы и проводить эксперименты по их проверке, а вынуждены заучивать множество суждений об этом мире, не подвергая их критическому анализу и не понимая их происхождения. Именно по этой причине большинство учащихся 11-х классов не могут доказать, например, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, хотя в истинности этих суждений они не сомневаются. По этой же причине наибольшие трудности школьники испытывают при решении качественных задач, требующих понимания причин протекания природных и социальных явлений. Современный школьник не привык проверять истинность сообщаемых ему суждений, у него отсутствуют навыки критического мышления, он готов бездумно заучить любой факт, освящённый авторитетом учителя, автора учебника, политика, тележурналиста и т. д.

Увеличение объёма информации, которую должны усвоить учащиеся за годы школьного обучения, вызвало появление ещё одной проблемы, связанной с различиями в интеллектуальных возможностях школьников. При небольшом объёме содержания обучения учитель мог позволить себе потратить на изучение каждой темы столько времени, сколько было необходимо для достижения удовлетворительного результата всеми учащимися. С увеличением объёма потребовалось интенсифицировать учебный процесс, увеличив темп изучения нового материала. Это тут же сказалось на учебных достижениях учащихся с низкой интеллектуальной лабильностью. Проблема была осознана уже в начале ХХ века, когда министерство образования Франции поручило А. Бине создать первые тесты для выявления детей, отстающих в интеллектуальном развитии, чтобы помочь им преодолеть затруднения при обучении с помощью специально разработанной программы своеобразной умственной ортопедии. Последовавшие за этим сто лет бурного развития тестологии привели к накоплению значительной информации о структуре интеллектуальных способностей, но так и не дали ответа о механизмах индивидуальных различий. Лишь в последние десятилетия в рамках когнитивной психологии было показано, что эти различия имеют нейро-физиологическую природу и связаны со скоростью распространения нервных импульсов по коре головного мозга. Нейро-физиологическая природа индивидуальных интеллектуальных различий заставляет иначе взглянуть на проблему организации учебного процесса со слабо успевающими детьми. В условиях жёстко лимитированного времени урока и продолжительности изучения темы эти дети просто не успевают усвоить учебный материал.

На рисунке 1 изображен типичный график зависимости результата усвоения информации от времени, затраченного учеником на изучение материала, для четырёх групп учащихся, отличающихся уровнями интеллектуальной лабильности, выявляемыми соответствующим тестом. Все кривые асимптотически стремятся к уровню полного усвоения (этот вывод справедлив только для учащихся с сохранным интеллектом), однако с разной скоростью, поэтому к концу любого фиксированного промежутка времени (урока, темы, четверти и т. д.) все учащиеся оказываются в различном состоянии. В существующей ныне системе это состояние фиксируется с помощью оценки, а процесс продолжается дальше несмотря на то, что большая часть учащихся не успела усвоить учебный материал, необходимый для понимания последующего содержания. Таким образом, традиционная система сама способствует появлению хронически неуспевающих учащихся. В 60-х годах прошлого века американский педагог и психолог Б. Блум разработал так называемую технологию полного усвоения знаний, основная идея которой состояла в предоставлении каждому ученику индивидуально необходимого ему времени для усвоения учебного материала. Экспериментально доказано, что в этих условиях 95% учащихся способны достичь практически полного усвоения информации, однако применение этой технологии привело к появлению новой проблемы, связанной с тем, что некоторые учащиеся за десять лет обучения блестяще усваивают курс первых шести или семи лет обучения. Нетрудно видеть, что проблема индивидуализации обучения для учёта различных интеллектуальных возможностей школьников при традиционном способе конструирования содержания обучения будет оказывать всё большее влияние на учебный процесс.

Проблема отбора содержания обучения имеет ещё один аспект, связанный с изменением ценностных приоритетов современного европейского общества. История второй половины ХХ века демонстрирует возрастающее влияние гуманистических идей. Представление об идеальном общественном устройстве, при котором люди играют роль послушных винтиков, обеспечивающих его безукоризненную работу, не выдержало столкновения с ужасами мировых войн. Под влиянием философии экзистенциализма и благодаря работам А. Маслоу и К. Роджерса самоактуализация и самореализация каждой отдельной личности стали рассматриваться как приоритетные фундаментальные цели, к достижению которых должно стремиться общество в целом. К этим же целям должна стремиться и система образования, однако воспитывать свободную, критически мыслящую личность, способную принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, в условиях навязываемого обязательного содержания, которое должно быть выучено ребёнком независимо от его склонностей, интересов и способностей, невозможно. Если учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития ещё могут справляться с высоким темпом учебного процесса и с усвоением больших объёмов теоретической информации, сохраняя достаточный уровень познавательной мотивации, так как уровень знаний позволяет им понимать новую учебную информацию, то дети со средними и низкими способностями очень быстро теряют всякий интерес к учению и либо пытаются удержаться на плаву путём бессмысленной зубрёжки, либо открыто демонстрируют полное пренебрежение к учёбе и протест против любой интеллектуальной деятельности. Протест может выражаться в девиантном поведении, что очень раздражает и беспокоит и учителей, и родителей, но не так опасно для личности ребёнка. Большинство же детей протестуют молча, замыкаясь в себе, теряя веру в собственные силы, убеждаясь в собственной бездарности и интеллектуальной неполноценности. Это приводит к гораздо более тяжёлым последствиям для психики ребёнка.

Негативные тенденции, свидетельствующие о неблагополучном психологическом состоянии, в котором находятся многие школьники, наблюдаются не только в России, но и в других странах мира. Мягков А.Ю., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. отмечают: "Рост молодежных суицидов наблюдается во многих развитых странах. По данным Д. Фримана, самоубийства являются третьей по частоте причиной смерти (после несчастных случаев и убийств) среди американских подростков и юношей в возрасте от 15 до 19 лет. За последние десятилетия в США уровень самоубийств в возрастных группах 10–14 лет и 15–19 лет увеличился на 240% и 59% соответственно. При этом число молодежных суицидов росло значительно быстрее, чем в других возрастных когортах. Та же тенденция наблюдается в Польше, а также в ряде других стран". В этой же статье авторы приводят данные собственного эксперимента, проведённого ими в Ростовской области: "Анализ статистических данных свидетельствует также, что количество суицидальных попыток в обследованный период имело тенденцию к росту. Число детских, молодежных и подростковых самоубийств в последние годы увеличивалось быстрее, чем в старших возрастных когортах. Если по молодежной группе прирост в 2002 г. по сравнению с 2000 г. составил 15,5%, а по детям и подросткам — 300%, то темпы роста суицидов среди лиц старших возрастов были более низкими — 12,6%. Увеличился и индекс незавершенных самоубийств среди молодежи: с 184,7 в 2000 г. до 256,4 в 2002 г" [4].

Разумеется, подобные результаты нельзя объяснить только негативным влиянием современной системы образования. На ребёнка воздействует всё общество в целом. Однако нельзя и преуменьшать степень влияния школы, так как учащиеся и учителя составляют ближайшее (после семьи) социальное окружение ребёнка. Именно это окружение вовлекает его в новые социальные отношения, связанные с совместной учебной деятельностью. Именно школа демонстрирует ребёнку модель взаимоотношений личности и общества, модель, настолько пугающую детей, что всё большее их число предпочитают добровольный уход из жизни.

Можно ли решить описанные выше проблемы в масштабе всей страны (да и всего мира в целом) путём создания лицеев, гимназий и частных школ? На первый взгляд кажется, что появление школ, обеспечивающих более качественное образование, постепенно приведёт и к общему повышению качества российского образования. Однако на деле всё обстоит прямо противоположным образом. Возникновение этих школ только усугубляет проблему. Отток хороших учителей и способных детей в эти учебные заведения приводит к снижению качества обучения всех остальных, которые лишаются возможности наблюдать эффективные когнитивные стратегии поведения. Ситуация напоминает попытки улучшить качество обучения детей с низкими интеллектуальными возможностями путём создания специальных коррекционных классов. Практика показала, что объединение в одном классе школьников со сниженными способностями только замедляет темпы их развития. Этот результат можно было бы заранее предсказать на основе теории социально-когнитивного научения А. Бандуры, в которой основной механизмом обучения связывается с наблюдением за действиями, совершаемыми окружающими ребёнка людьми. Лишённые возможности наблюдения за образцами эффективного когнитивного поведения ученики с невысоким уровнем развития когнитивных способностей будут неизбежно отставать в развитии. Аналогичное явление будет неизбежно происходить и с детьми в массовой школе.

Уже сегодня можно констатировать резкое падение уровня интеллектуального развития детей, обучающихся в массовой школе. В этом учебном году в девятых классах одной из типичных подмосковных школ среди 64 учащихся только четверо имели уровень интеллектуального развития в границах возрастной нормы, остальные показали значительно худшие результаты, причём свыше 50% детей даже не достигли нижней границы шкалы. Впервые за 20 лет наблюдения мне пришлось столкнуться с тем, что значительное число детей не смогли выполнить тест Амтхауэра до конца из-за сильного умственного утомления.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из школы в когнитивное общество iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Дискурсивно-когнитивное направление в лингвистике»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Из школы в когнитивное общество iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Из школы в когнитивное общество iconОткрытое сознание открытое общество
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и...
Из школы в когнитивное общество iconКол-во часов
Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:...
Из школы в когнитивное общество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важно установить объем предложения, которое может ожидать от школы ученик, его семья и общество в целом, и чего сверх этого ожидания...
Из школы в когнитивное общество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общество как динамическая система основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая...
Из школы в когнитивное общество iconКогнитивное моделирование
В настоящее время получение достоверной информации и ее быстрый анализ стали важнейшими предпосылками успешного управления. Это особенно...
Из школы в когнитивное общество iconЛаб Занятие Вид Примечание 1
Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Информационное общество как общество знаний
Из школы в когнитивное общество iconКонкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь»
Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся»
Из школы в когнитивное общество iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы...
Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий
Из школы в когнитивное общество iconУрок Что такое общество. Человек. Природа. Общество. Типология общества
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Из школы в когнитивное общество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: тради­ционное общество, индуст­риальное, общество; пред­принимательский дух
Из школы в когнитивное общество iconДомашнее задание Формы контроля Глава Общество и человек. Урок №1
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе (комбинированный урок)
Из школы в когнитивное общество iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени» 7 класс
Традиционное общество, индустриальное общество, предпринимательство, основные черты нового человека
Из школы в когнитивное общество iconКонспект урока модуль IV человек и общество. Государство и право....
Н. И. Элиасберг «Обществознание. Права человека в свободной стране» спб Перспектива, Издательство «Союз» 2010г
Из школы в когнитивное общество iconН аучное общество учащихся мбоу сош №26 «Эрудит»
Деятельность ноу осуществляется на основе данного Положения. Научное общество учащихся имеет свое название – «Поиск»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск