Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии





Скачать 326.73 Kb.
НазваниеМолдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии
страница1/2
Дата публикации26.11.2014
Размер326.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2




Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня)
Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии
Проблемы создания информационного общества – вот уже более 40 лет об этом говорят все и вся. Можно перечислить десятки проблем возникающих при переходе к постиндустриальному (информационному) обществу. Можно назвать сотни и тысячи книг, статей посвященных их идентификации и решению, но здесь хотелось бы остановиться лишь на одном вопросе. Какова ситуация в Молдове, что делается в этом направлении?

Для формирования информационного общества важно наличие следующих факторов:

  1. наличие социально-экономических условий, обуславливающих широкое применение информационно-коммуникационных технологий (для краткости далее будем использовать общепринятое обозначение IT);

  2. наличие значительных масс специалистов, способных в своих сферах работать с компьютерными системами;

  3. наличие слоя специалистов, способных создавать информационно-компьютерные системы;

  4. наличие широко развитого рынка информационно-компьютерных продуктов;

  5. проникновение компьютерной культуры в быт обывателя.


Основные цели IT на современном этапе – это способствовать выполнению шести целей, шести миссий человечества, сформулированных основателем и первым президентом Римского клуба Аурелио Печчеи в его книге «Человеческие качества».

  1. Человек должен знать, как жить, не губя природу.

  2. Человек должен, знать каковы его психофизические возможности.

  3. Человек должен предпринять активные и срочные меры по сохранению культурного населения всех народов и наций – человек не может жить, не имея прошлого и не уважая его.

  4. Человек должен найти возможности создания мирового сообщества – человек не может жить в разладе с себе подобными.

  5. Человек должен решить проблему размещения на планете стремительно растущего человечества – человек должен иметь пространство для существования и крышу над головой.

  6. Человек должен решить проблему материального обеспечения своей жизни – он должен установить такой экономический порядок на земле, при котором люди свободно и адекватно обмениваются результатами своего труда без какой-либо дискриминации.


Везде есть место IT. Их можно и нужно использовать при мониторизации природных процессов, управлении производственными процессами, изучении организма и психики человека, изучении, инвентаризации и представлении широкой публике культурного наследия, расширении коммуникативных возможностей, формировании возможностей перехода от ассиметрии к симметрии информации во взаимоотношении людей и сообществ.

Информационные технологии дают те возможности, которые в докомпьютерную эпоху просто не существовали. Информация превращается в постоянно используемый ресурс, к которому есть не только быстрый доступ, но и возможности алгоритмической манипуляции с данными. Итак, сначала определимся с терминами.

Термины «информатика» и «информационные технологии» появились где-то в начале 90-х годов, практически вытеснив общепринятый с конца 40-х термин «кибернетика». Под этим термином (кибернетика) понималась совокупность таких, вообще говоря, очень различных, дисциплин как конструирование вычислительной техники и управляющих систем, моделирование экономических, биологических, производственных и других процессов, лингвистика. Между специалистами по вопросу определения термина «кибернетика» существовали противоречия, но в основном, они сходились, определяя ее как «наука об управлении и связи в животном и машине» (Н.Винер). «Кибернетика – это искусство обеспечивать эффективность действий» (Л.Куффиньял), «кибернетика – наука о правильном управлении в любой совокупности, рассматриваемой как единое целое» (С.Бир), а У.Эшби в своем «Введение в кибернетику» определял ее как науку об абстрагировании взятых из реального мира систем, поддающихся управлению. Таким образом, различаясь в деталях, в общем, основоположники сходились – кибернетика – это отрасль знания, занимающаяся изучением и моделированием управляемых систем, или точнее систем, нуждающихся в управлении. Из совокупности первоначально относящихся к кибернетике дисциплин можно выделить те, предметом изучения которых являются процессы регулирования – их и сейчас относят к кибернетике, которая наряду с другими дисциплинами, упомянутыми выше, вошли в состав “computer sciences” – «компьютерных наук», которые также часто называют «информатикой». Итак, под «информатикой» будем понимать совокупность наук, занимающихся изучением законов взаимодействия различных систем и созданием методов обработки данных отражения взаимодействия. Под термином «информационно- коммуникационные технологии» будем понимать методы и технику, создаваемые в процессе развития информатики. Эти определения можно в дальнейшем уточнить, но для понимания заявленного вопроса, они вполне достаточны.

Информированность – это почти синоним транспарентности. Использование IT в сфере управления может существенно снизить число чиновников, что уменьшает поле возможностей для коррупции.

Отсутствие адекватной информации и возможностей анализа вредна прежде всего, правящему классу, так как принятые без учета реалий решения порождают неприятие в обществе.

Вся история человека свидетельствует, что человек, по выражению Фридриха Дюрренматта, изобретает себе «протезы». По его мнению, автомобиль = протез, ведь человек способен передвигаться с помощью ног, а автомобиль – приспособление для передвижения без ног. Такой же протез – компьютер. Можно обойтись и без авто и без компьютера – и люди обходятся. Можно жить, как жили 150 лет тому назад – это право выбора каждого. Но если вокруг все и везде пользуются автомобилем и компьютером, для того, чтобы преуспеть в этом обществе, надо их тоже использовать. Вопрос только в том, как наиболее эффективно.

К сожалению, в современном обществе система образования построена на умении человека не думать, а умении в необходимое время найти необходимую информацию. Это не делает человека творческой личностью. Ведь творчество мыслительное чаще всего приводит к открытиям в случае отсутствия доступных средств для изготовления того, что «очень надо». Отсюда и поговорка – «голь на выдумки хитра». Это понимал замечательный немецкий педагог Мартин Вагенштайн, модератор знаменитых Дармштадских семинаров (60-70е годы 20 века), опыт которых, к сожалению, не очень востребован. Вагенштайн прекрасно осознавал, что современная западная система массового просвещения-образования ориентирована на подготовку некоего стандартного специалиста, что не дает ему развернуться в настоящую творческую личность.

Взгляд на компьютеры как на панацею от всех головных болей при принятии решений в обществе превалирует. (Этот эффект преувеличенного доверия результатам, полученным от компьютера получил название «эффект Элизы».) Человек садится на «компьютерную иглу» и при отсутствии компьютерного обеспечения теряется. Особенно негативно воздействие компьютерных игр. Не только дети, но и взрослые уходят в этот иллюзорный мир, в котором они с помощью компьютерных инструментов (непременных атрибутов данной игры) добиваются всего, чего хотят, становятся суперменами. А возвращение в реальный мир приносит разочарование. Использование компьютеров и IT в образовательном процессе тоже не всегда позитивно, оно еще сильнее дифференцирует мир на потребителей и созидателей. Потребитель всегда может найти необходимые материалы и информацию (реферат, курсовую и даже дипломную работу), но очень редко становится производителем. Зачем? Ведь в «сети» все есть.

Информационная революция привела к тому, что в число ресурсов человечества, наконец, стали относить и информацию. Но, как и в отношении к другим, материальным, ресурсам, в отношении к информационным ресурсам тоже возникли вопросы владения и пользования. Более того, кажущаяся обособленность информации от ее автора, владельца и носителя дают колоссальные возможности манипулирования ею, а следовательно и манипулирования человеком и обществом. Конечно, дезинформация всегда была оружием в конкурентной борьбе между государствами, фирмами, но сейчас в эпоху наличия средств мгновенного распространения, она ведет к таким явлениям и событиям, которые могут повлиять на судьбу мира. Примеры такого использования информации на виду, но человечество почему-то не делает выводов из того, в какую ситуацию оно попадает.

IT дают возможность, каких раньше человечество не имело – это возможность анализировать опыт и не создавать проблемы, для решения которых надо применять титанические усилия. Эта возможность привнесена в нашу жизнь широким и повсеместным использованием компьютеров, что дает возможность мониторизации процессов и, следовательно, использовать беспристрастность статистики.

Существует мнение [в частности акад. В.А.Виноградов «Информация и глобальные проблемы современности» к VIII Международному конгрессу по логике, методологии и философии науки. Материалы «круглого стола» по теме «Методологические аспекты глобальных проблем» М.1987г.], что «она [информация] обладает уникальным свойством: в отличие от физических ресурсов информация от её использования не сокращается, а, напротив, умножается. Неистощимость информационных ресурсов позволяет поставить информацию на службу интересам всего мира». Необходимо провести дифференциацию информации. Если использование некоторой информации, например, достаточно актуальной научной информации, действительно может быть приумножено её использованием и получением новой информации, то использование экономической информации одним субъектом, как правило, исключает её использование другими субъектами, т.к. информация становится устаревшей, и, следовательно, неадекватной.

IT: перспективы отрасли.
Важный вопрос – кто, что и как делает для развития информационного общества?

Для ответа на этот вопрос предварительно сделаем небольшой экскурс в азы компьютерных технологий. Всем известно, что в основе действия компьютера всего лишь отличие двух состояний: сигнал есть и сигнала нет – первому состоянию соответствует значение 1, второму 0. Все многообразие информации сводится к сложным последовательностям нулей и единиц. Управление манипуляциями реализуется с помощью тех же символов. Эволюция технологий привела к тому, что управление манипуляциями, в конце концов, реализовало принцип машинного самоуправления, которые дают компьютеру самому управлять (по заданным человеком схемам) своими действиями: планировать и распределять ресурсы, планировать и реализовывать свои действия. Все эти возможности в настоящее время сведены в некоторую совокупность, которая на современном языке стало называться операционной системой (ОС). Таким образом, компьютер без ОС не более чем топор без топорища – в наличии есть, а рубить нечем. Конечно, сравнение компьютера с топором грубо, но оно характеризует положение дел. С самого начала своего появления ОС стали необходимым инструментом для перевода на язык, понятный компьютеру (кстати, весьма громоздкий и неудобный для запоминания человеком), инструкций по преобразованию данных (программ). Разработка такого инструмента, в основном, сосредоточена в США (в частности, это всем известные ОС Windows), что позволяет США быть главным действующим лицом на рынке IT.

Попытки других игроком рынка разделить бремя лидера в области создания ОС назвать вполне успешными трудно. Разработанные сообществом программистов различные клоны ОС Linux распространяются бесплатно. Они достаточно популярны, но для серьезных, требующих высоконадежного информационного сопровождения процессов не используются. Причина – самодеятельное изготовление и ненадежное сопровождение, неоднородное качество работы, своего рода незавершенность.

Таким образом, США (в лице Microsoft) являются практическим монополистом ключевого сегмента информационно-компьютерных технологий.

IT стали частью многих производственных и экономико-социальных процессов: сейчас просто, немыслимо вспомнить, что еще 10 лет назад сотни тысяч накладных, ежедневно выписывались вручную только в Молдове, что все наши платежи заносились в толстые амбарные книги (регистры или картотеки), и, в случае возникновения каких-либо неясностей нужно было потратить не один человеко-день, чтобы их разрешить.

Широкое и глубокое использование IT всё больше влияет на различные аспекты нашей жизни. К позитивным сторонам следует отнести использование IT в технических процессах, которое дает возможности управления в условиях большей определенности. К негативам следует, прежде всего, отнести использование IT для военных и террористических целей. IT дают практически 100% возможности по обнаружению и уничтожению целей, а сайты террористических организаций в Интернете делают все для расширения своих рядов, для инструктажа и обучения адептов. Вторым негативом стал так называемый «цифровой разрыв» - возникла громадная пропасть между людьми, использующими компьютер в своей деятельности, и людьми его не использующими. Этот негатив мало-помалу исчезает: новые поколения людей в игре им овладевают.

Собственно говоря, IT проникли во все сферы человеческого бытия: промышленность, образование, досуг: легче назвать то, где они не используются, чем наоборот. И возникшие 30-40 лет назад опасения, что они спровоцируют массовую безработицу, к счастью, не оправдались. Компьютеры и программы стали помощниками человека, а не замещающим элементом.

IT создали возможности реализации потенциала математики в развитии других научных дисциплин и человеческих практик, т.е. IT являются совершенным инструментом по применению абстрактных математических теорий для решения самых разных и сложных проблем. Использование IT в реализации теоретических моделей не есть дорога в одном направлении. Практика подтверждает – движение двухстороннее: полученные в результате использования IT данные зачастую являются основой для возникновения новых гипотез и теорий. Так математика и информатика создают возможности прогресса других дисциплин.

Для IT важно моделирование, т.е. в виртуальном пространстве создается виртуальный аналог реального объекта (процесса). IT – ведь сейчас идет их массовое внедрение – использует в основном метод прямого или аналогового моделирования, т.е. идет как бы процесс «фотографирования» объекта (реального процесса), создается его отображение, с которым и проводятся манипуляции. При этом весьма слабо используются возможности, достигнутые современной наукой – в основном, математикой и ее аппаратом, построенным на широком использовании алгебраических структур и методов, причем весьма нетривиальных, и именно это станет в ближайшее время острием направления развития IT. Именно здесь, с малыми силами можно творить великие дела, вызывая удивление и уважение окружающих и, соответственно, зарабатывая на этом деньги. Упор должен быть сделан на качественные параметры – в основном на качественные параметры человеческого потенциала, и на высоконаучные модели и методы.

Самая сложная модель – все равно есть упрощение. Это упрощение необходимо в теоретических изысканиях в поисках закономерностей. Модели в IT для управления сложными реальными процессами становятся частью этого процесса, причем важной, управляющей частью процесса и обойтись только упрощениями здесь нельзя – необходимы способы отображения многообразия существующего положения.

Модели, даже весьма изощренные и адекватные, всегда выполняют предписанную им функцию и не могут быть средством для решения всех проблем. Конечно, их создатели часто пытаются абсолютизировать возможности используемых ими математических методов в познании и решении проблем, для которых эти модели созданы. Но модели только инструмент, позволяющий принимать адекватные решения, а решения принимает человек.

Надо учесть очень важный момент. До сих пор информатизация процессов реализуется по моделям предложенным инженерными и экономическими кадрами, сопровождающими эти процессы и, следовательно, математическое описание соответствует уровню владения математическим аппаратом этих специалистов. И неважно, что в институте инженер получил хорошую подготовку – эта подготовка, в силу специфики деятельности, не совершенствовалась. А вот сцепка-инженер, имеющий математическую подготовку и математик, вникший во все нюансы инженерной задачи, имеющий опыт математического творчества, способна решить самые сложные технические и экономические задачи построить схемы их решения, которые превращаются в модель процесса. Именно в процессе совместной работы инженера и математика рождается математик-модельер, человек, творчество которого является основой для нового витка по созданию новых, более совершенных, IT продуктов.

Возможности IT породили очень интересный процесс – процесс синтеза идей и методов, используемых в различных отраслях науки, и стыковые результаты исследований оказались наиболее революционными. В основном, я здесь имею в виду синтез математики и информатики с: экономикой, лингвистикой, биологией, психологией, социологией. Именно, такого рода тройственные союзы дают колоссальные возможности, поскольку привлекают для решения задач специальных наук далеко продвинутый математический аппарат и инструментальный потенциал IT, объединенные в модельном описании объекта или процесса и реализованные в виде алгоритмов и программ. К примеру, алгебраические методы распознавания образов созданные акад. РАН Ю.И. Журавлевым и программное обеспечение, разработанные сотрудниками АН РФ, позволили решить ряд трудных задач геологической разведки. С помощью этих же методов разработаны приемы решения плохо формализованных практических задач классификации и медицинского прогнозирования.

Известный разработчик методологии мыследеятельностного подхода Г.П.Щедровицкий в статье написанной совместно с В.Я.Дубровским («Общая концепция методики» в книге «Теоретические и методологические исследования в дизайне» Тр. ВИНИТЭ, вып.61, ч.2, М.1990, с. 112-130) писал, что человек, включенный в систему, наряду с другими компонентами, ассимилирует, перерабатывает их, используя как материал для своей человеческой деятельности, причем цели этой деятельности могут никак не соответствовать целям, ради которых создавалась исходная человеко-техническая система. В области IT этот тезис, прежде всего, относится к преобразованию автоматизированных систем управления (АСУ) социально-производственными системами, в которых человек рассматривался как элемент, поставщик информации в ЭВМ, в новые системы – системы автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые стали инструментом в руках человека.

Для компьютеризации какой-либо сферы деятельности человека необходима ее математизация, потому как только средствами математики возможно моделирование, пригодное для компьютеризации – собственными, внутренними средствами цели добиться нельзя. Если говорить о науке, как о сфере деятельности то здесь вообще вопрос стоит о расширении «языка научной дисциплины за счет включения в него тех или других элементов языка формализованного описания…». (Н.Н.Моисеев «Математика ставит эксперимент», М., Наука 1979г, с.78). Язык формализованного описания – это язык математики. Как любой язык, математика является и формой мышления. Нужда в математической форме мышления возникает когда возможности естественного языка уже неадекватны потребностям дисциплины для ее дальнейшего прогресса, когда степень абстрагирования требует новых форм мышления.

«В каждой науке столько науки, сколько математики» - говорил К.Маркс. Но и математика здесь понимается не только как искусство манипулировать числами, но искусство манипулировать структурами и категориями – еще 18 веке в «Слове о пользе Химии» М.В.Ломоносов писал: «Не такой требуется математик, который только в трудных выкладках искусен, но который в изобретениях и доказательствах привыкнув к математической строгости, в натуре сокровенную правду точным и неползновенным порядком вывесть умеет».

Исторически процесс математизации не очень быстрый. Но информационная революция конца 20 – начала 21 века резко его ускорила. Оказалось, что в любую научную дисциплину проникает математический аппарат и степень математизации науки определяет ее потенциальную компьютеризуемость. Математический аппарат проник в биологию – модель В.Вольтерра (1904 г.), описывающая трофические связи стала классическим описанием динамики процесса сосуществования популяций хищников и копытных на ограниченном пространстве (остров). Анализ реализации моделей показал возможности применения математики в биологии и экологии.

Если говорить о математизации экономики, то можно вспомнить фразу, которую в книге «Математика ставит эксперимент» приводит Н.Н.Моисеев (стр.135). «Если даже ничего в математике не изобретать, а суметь с толком использовать в экономике все то, что уже есть в математике, то практически без капитальных затрат наша экономика сможет получить столько же, сколько дадут капиталовложения за целую пятилетку.» Академик Моисеев относит это высказывание к годам математического романтизма – к 60 годам прошлого века. Но и сейчас эта мысль нисколько не устарела при кажущейся ее заданности и наивности, что экономические проблемы могут быть решены путем прогона на компьютерах некоторой модели или системы моделей. Конечно, к 80 годам этот пыл несколько утих, и вопрос возможности моделирования экономических процессов перешел на более высокий уровень взаимопонимания математиков и экономистов. Прежде всего пришло понимание того, что в общественных науках закон имеет не абсолютный характер, а характер тенденция. Это, кстати, отмечал еще Карл Маркс, который писал об особой роли теории в экономике, поскольку точно измерить что-либо в экономике очень трудно. Следовательно, необходимо при описании социальных процессов уйти от механицизма и от его прямолинейности.

Известно, что большинство нобелевских лауреатов в области экономики принадлежат экономико-математическому направлению. Но и те экономисты Запада, которые себя к этому направлению не относят, широко используют язык математики – методы моделирования, разработанные математической экономикой, стали нормой в экономической литературе.

Для людей, занимающихся информационными технологиями, очень важна помимо компетенции в своей области, и даже крайне необходима, компетенция в области, информатизацией коей они занимаются. Здесь не имеются в виду программисты, за исключением тех, что «и швец, и жнец, и на дуде игрец», а разработчики информационных продуктов. Им необходимы знания (компетенции) для создания моделей процессов, подлежащих информатизации. К сожалению, надо констатировать факт, что такой компетентности в области IT на деле у нас стало мало. К тому же необходима и компетенция лиц, принимающих решение (ЛПР) - ведь только власть компетенции в сочетании с компетенцией власти могут обеспечит движение вперед.

Возвращаясь к теме использования IT в промышленности, коммунальном хозяйстве, энергетике и т.д. надо сказать, что они и только они могут обеспечить мониторинг использования ресурсов, анализ эффективности их использования, снижению затрат ресурсов, особенно энергоресурсов, а без этого мы ни на йоту не приблизимся к цивилизованному миру – наша продукция будет дорогой, а ее производители – бедными.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconПоложение об областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные...
Положение определяет порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconПрограмма учебной дисциплины информатика и информационно-коммуникационные...
Информатике и икт (базовый уровень) 2008г для специальностей 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (химическая...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconНа уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет мне
Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности,...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconКибер-терроризм угроза информационному обществу
Повсеместное внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий (икт) формирует иные потенциалы для стран с транзитивной...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconАктуальность использования информационно- коммуникационых технологий в сфере
Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconСегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская...
Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская сср советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи),...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconКонспект урока по английскому языку в 3 классе
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconСовременные педагогика и технологии дистанционного обучения в информационном...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconЗакон республики молдова о гражданстве республики молдова
Гражданство Республики Молдова определяет постоянные политико-правовые отношения между физическим лицом и государством Республика...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconПлан –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные, развивающие технологии
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconДоклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения...
«Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени»
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconПобедитель/Призер
«Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов»
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconРабочая программа дисциплины «Базовые информационные процессы и технологии»
Целью курса является: ознакомление с современными базовыми информационными процессами и технологиям, моделями, методами и средствами...
Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии icon«Информационно – коммуникационные технологии и их применение в работе...

Молдова на пути к информационному обществу (ситуация сегодня) Информационное общество и информационно-коммуникационные технологии iconДля учащихся 10 или 11-х классов
Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск